



Алгоритм реорганизации юридического лица в форме выделения
Общая характеристика реорганизации в форме выделения
Выделение представляет собой одну из форм реорганизации, при которой создается одна или несколько новых организаций с передачей ей (им) части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности.
При выделении из хозяйственного общества одного или нескольких хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм права и обязанности реорганизованного хозяйственного общества переходят в соответствии с разделительным балансом к каждому из возникших хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм (ч.8 ст.19 Закона от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).
Реорганизуемое юридическое лицо при реорганизации в форме выделения продолжает свою деятельность с учетом изменений, произошедших в результате передачи прав и обязанностей, имущества выделившимся юридическим лицам.
Процесс реорганизации в форме выделения считается завершенным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ч.1 п.4 ст.53 ГК).
Алгоритм реорганизации в форме выделения
Шаг 1 | ||||
Принятие решения о реорганизации в форме выделения | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Согласование наименования юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Направление в регистрирующий орган (исполком) уведомления о начале процедуры реорганизации | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Проведение инвентаризации активов и обязательств | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Уведомление о реорганизации кредиторов | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Уведомление о реорганизации иных государственных органов и организаций | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Уведомление о реорганизации работников | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Исполнение требований кредиторов | ||||
| ||||
Шаг 9 | ||||
Составление и утверждение разделительного баланса | ||||
| ||||
Шаг 10 | ||||
Принятие решения учредителем (собственником имущества) ЧУП, создаваемого в результате выделения, и (или) проведение общего собрания участников (принятие решения единственным участником) хозяйственного общества, создаваемого в результате выделения | ||||
| ||||
Шаг 11 | ||||
Обращение в исполком за государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения | ||||
| ||||
Шаг 12 | ||||
Подготовка и утверждение изменений и (или) дополнений в устав реорганизуемого юридического лица, обращение в исполком за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений в устав | ||||
| ||||
Шаг 13 | ||||
Изготовление печати (в случае необходимости) | ||||
| ||||
Шаг 14 | ||||
Представление в ИМНС копии разделительного баланса | ||||
| ||||
Шаг 15 | ||||
Открытие текущих (расчетных) и иных счетов | ||||
| ||||
Шаг 16 | ||||
Оформление трудовых отношений с работниками | ||||
| ||||
Шаг 17 | ||||
Обращение в лицензирующий орган за изменением лицензии (в случае необходимости) | ||||
| ||||
Шаг 18 | ||||
Приобретение созданной организацией книги замечаний и предложений (в случае необходимости) и книги учета проверок | ||||
| ||||
Шаг 19 | ||||
Совершение иных действий (в случае необходимости) |
Шаг 1. Принятие решения о реорганизации в форме выделения
Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительным документом (п.1 ст.53 ГК).
Например, решение о реорганизации унитарного предприятия принимает собственник его имущества (абз.10 п.6 ст.113 ГК). При этом решение о реорганизации унитарного предприятия, созданного хозяйственным обществом, относится к компетенции общего собрания участников общества либо, если это предусмотрено уставом, к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (абз.7 ч.1, ч.2 ст.35 Закона № 2020-XII).
Решение о реорганизации хозяйственного общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников (абз.7 ч.1 ст.34 Закона № 2020-XII). При этом для реорганизации ООО (ОДО) требуется единогласное решение участников (ч.1 ст.111, ч.6 ст.112 Закона № 2020-XII), а решение общего собрания акционеров о реорганизации АО принимается большинством не менее 3/4 голосов лиц, принимающих участие в этом собрании, если большее число голосов не предусмотрено уставом АО (ч.9 ст.83 Закона № 2020-XII).
![]() |
Справочно В хозяйственном обществе, состоящем из одного участника, полномочия общего собрания участников хозяйственного общества осуществляет этот участник (ч.2 ст.33 Закона № 2020-XII). |
Общее собрание участников хозяйственного общества принимает решение о реорганизации в форме выделения, в котором определяются порядок и условия выделения (ч.2 ст.19 Закона № 2020-XII).
Решение о реорганизации в форме выделения должно содержать:
1) наименование, место нахождения каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;
2) состав участников каждого из хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения.
![]() |
Обратите внимание! Учредителями (участниками), собственниками имущества каждого из вновь возникающих в результате выделения хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм могут быть только реорганизованное хозяйственное общество и (или) его участники с их согласия (ч.5 ст.19 Закона № 2020-XII); |
3) размер и порядок формирования уставного фонда каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения.
![]() |
Обратите внимание! Формирование имущества вновь возникающих хозяйственных обществ в результате реорганизации других хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм осуществляется только за счет имущества реорганизуемых хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм (ч.4 ст.31 Закона № 2020-XII); |
4) порядок образования органов каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;
5) порядок, сроки созыва и проведения общего собрания участников каждого из хозяйственных обществ, создаваемых в результате выделения;
6) порядок голосования на общем собрании участников каждого из хозяйственных обществ, создаваемых в результате выделения.
Решение о реорганизации в форме выделения может содержать и иные условия (чч.3, 4 ст.19 Закона № 2020-XII).
Решение общего собрания участников оформляется протоколом, а в обществе, состоящем из одного участника, - письменным решением этого участника (ч.10 ст.45, ч.1 ст.47 Закона № 2020-XII).
![]() |
Формы документов • Решение собственника имущества частного унитарного предприятия о реорганизации в форме выделения (пример). • Протокол общего собрания участников ООО о реорганизации в форме выделения (пример). |
Шаг 2. Согласование наименования юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения
До подачи в регистрирующий орган документов для регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, необходимо согласовать его наименование (абз.2 п.12 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1).
Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций определен Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утв. постановлением Совмина от 05.02.2009 № 154, и постановлением Минюста от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц».
До обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого на веб-портале ЕГР (п.4 Положения № 154).
В регистрирующий орган для согласования наименования юридического лица обращается учредитель (участник), на которого в соответствии с решением (протоколом) возложена данная обязанность, или его представитель.
Согласование наименования может быть осуществлено при:
• личном обращении заявителя в регистрирующий орган с предъявлением документа, удостоверяющего его личность, - в присутствии заявителя в день обращения;
• направлении документов по почте - в течение 2 рабочих дней с даты поступления заявления;
• представлении заявителем документов в электронном виде - не позднее следующего рабочего дня с даты направления заявления. При этом документы в электронном виде для согласования наименования могут быть представлены только учредителем (участником) - физическим или юридическим лицом - резидентом Республики Беларусь (пп.3, 10 Положения № 154).
![]() |
Справочно Для целей Положения № 154 под резидентами Республики Беларусь понимаются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения на территории Республики Беларусь (подстрочное примечание «*» к абз.4 п.3 Положения № 154). |
Для согласования наименования в регистрирующий орган представляются:
• заявление по форме согласно приложению к Положению № 154 - в случае согласования наименования при личном обращении заявителя либо путем направления документов по почте;
• копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя, - в случае представления документов представителями юридического или физического лица;
• разрешения на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или использование наименований - в случаях, установленных законодательством (ч.1 п.5 Положения № 154).
Согласование наименования в электронном виде осуществляется путем заполнения на открытой части веб-портала ЕГР интерактивной формы заявления (ч.2 п.5 Положения № 154).
Порядок заполнения заявления определен в пп.7, 9 Положения № 154.
О согласовании наименования юридического лица выдается справка по форме согласно приложению 2 к постановлению № 20.
Заявители, которым согласовано наименование, в течение месяца со дня согласования вправе использовать это наименование для государственной регистрации создаваемого юридического лица. На указанный срок наименование юридического лица резервируется в ЕГР в базе данных согласованных наименований (п.15 Положения № 154).
![]() |
Обратите внимание! При уведомлении о реорганизации регистрирующего органа заполняется уведомление о начале процедуры реорганизации юридического лица по форме согласно приложению 31 к постановлению Минюста от 27.01.2009 № 8 (см. шаг 3). Несмотря на то что в примечании «**» к уведомлению сказано о необходимости заполнять лист А на каждое юридическое лицо - участника реорганизации (за исключением юридического лица, направляющего уведомление), на практике требуется заполнять лист А также на юридическое лицо, создаваемое в результате реорганизации. При этом наименование нового юридического лица следует указывать в соответствии со справкой о согласовании наименования юридического лица (примечание «*» к листу А уведомления о начале процедуры реорганизации юридического лица). Поэтому возможна ситуация, когда к моменту обращения в исполком за регистрацией юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения, срок действия справки о согласовании наименования истечет и придется согласовывать наименование еще раз. |
Шаг 3. Направление в регистрирующий орган (исполком) уведомления о начале процедуры реорганизации
В течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации реорганизуемое юридическое лицо обязано письменно уведомить об этом регистрирующий орган (ч.1 п.1 ст.56 ГК).
Уведомление направляется по форме согласно приложению 31 к постановлению Минюста от 27.01.2009 № 8.
Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, вносятся в ЕГР и не позднее следующего дня с даты внесения размещаются на веб-портале ЕГР (ч.2 п.1 ст.56 ГК, абз.9 п.5 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 23.02.2009 № 229).
Процедура реорганизации юридического лица считается начатой с момента внесения соответствующих сведений в ЕГР, если иное не предусмотрено законодательными актами (ч.3 п.1 ст.56 ГК).
Шаг 4. Проведение инвентаризации активов и обязательств
При реорганизации организации обязательно проведение инвентаризации активов и обязательств (абз.2 п.2 ст.13 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Порядок проведения инвентаризации установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180.
О проведении инвентаризации руководитель организации издает приказ по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции № 180 (п.12 Инструкции № 180).
Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180).
К инвентаризируемым активам относятся внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы (ч.1 п.2 Инструкции № 180).
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств (ч.2 п.2 Инструкции № 180).
Шаг 5. Уведомление о реорганизации кредиторов
В течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации реорганизуемое юридическое лицо обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов (ч.1 п.1 ст.56 ГК).
![]() |
Справочно Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества при заключении с ними договоров (ч.2 ст.23 Закона № 2020-XII). |
Требования к содержанию уведомления о реорганизации хозяйственного общества установлены ч.3 ст.23 Закона № 2020-XII.
Уведомление о реорганизации хозяйственного общества |
|
Должно содержать: - наименование, место нахождения реорганизуемого хозяйственного общества; - форму реорганизации; - порядок предъявления требований кредитора реорганизуемого хозяйственного общества, включая адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым хозяйственным обществом; - наименование, место нахождения каждого хозяйственного общества и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы, участвующих в реорганизации, создаваемых в результате реорганизации |
При подготовке уведомления о реорганизации юридического лица иной организационно-правовой формы (например, унитарного предприятия) можно также руководствоваться данной нормой в части содержания уведомления кредитора о реорганизации.
![]() |
Формы документов • Уведомление кредитора о реорганизации в форме выделения (пример). |
Шаг 6. Уведомление о реорганизации иных государственных органов и организаций
О принятом решении о реорганизации необходимо также уведомить:
✓ налоговый орган по месту постановки на учет - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.31 п.1 ст.22 НК).
![]() |
Справочно Форма сообщения о принятии решения о реорганизации организации приведена в приложении 45 к постановлению МНС от 31.12.2010 № 96. |
![]() |
Обратите внимание! При реорганизации организации налоговым органом может быть проведена выездная проверка (абз.9 подп.2.2 п.2 ст.72 НК); |
✓ орган ФСЗН по месту постановки на учет (за исключением юридических лиц, подлежащих постановке на учет в качестве плательщиков со дня внесения записи о государственной регистрации в ЕГР на основании информационных карт) - в течение 5 рабочих дней (абз.11, 12 п.1 ст.21 Закона от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»);
✓ обслуживающий банк и иных контрагентов, не являющихся кредиторами реорганизуемого юридического лица, - если такая обязанность предусмотрена заключенными с ними договорами.
Действующее законодательство не обязывает уведомлять обособленное подразделение Белгосстраха о принятом решении о реорганизации (п.11 Положения о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Совмина от 29.08.2019 № 575).
Шаг 7. Уведомление о реорганизации работников
Трудовой кодекс не содержит прямого требования уведомлять работников о реорганизации. Однако такая необходимость следует из ч.3 ст.36 ТК, предусматривающей, что при реорганизации организации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании):
• трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются;
• при отказе работника от продолжения работы по той же должности служащего (профессии рабочего) трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 ч.2 ст.35 ТК.
В случае, когда работник отказывается от продолжения работы в связи с реорганизацией, трудовой договор с ним прекращается по п.5 ч.2 ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка (ч.4 ст.48 ТК). При этом совместителям выходное пособие не выплачивается (ч.7 ст.48 ТК).
Как отмечает Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты в своем официальном телеграм-канале, согласие или отказ работника должны быть выражены работником до момента реорганизации юридического лица, то есть и увольнение в случае отказа по п.5 ч.2 ст.35 ТК производится нынешним нанимателем до даты реорганизации (государственной регистрации).
![]() |
Формы документов • Уведомление работника о реорганизации в форме выделения (пример). |
Шаг 8. Исполнение требований кредиторов
Кредитор реорганизуемого юридического лица по обязательствам, возникшим до начала процедуры реорганизации, вправе потребовать:
• досрочного исполнения обязательств, должником по которым является реорганизуемое юридическое лицо;
• прекращения таких обязательств и возмещения причиненных в связи с этим убытков - при невозможности досрочного исполнения (ч.1 п.2 ст.56 ГК).
Требования кредитора предъявляются юридическому лицу письменно в течение 30 дней с даты размещения сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, на веб-портале ЕГР. Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены реорганизуемым юридическим лицом до завершения процедуры его реорганизации, если иное не предусмотрено законодательными актами или соглашением между реорганизуемым юридическим лицом и его кредитором (чч.2, 3 п.2 ст.56 ГК).
![]() |
Обратите внимание! Собственники имущества (учредители, участники) и иные лица, в том числе руководители юридических лиц, имеющие право давать обязательные для этих юридических лиц указания либо возможность иным образом определять их действия, члены их коллегиальных органов, несут солидарную ответственность перед кредитором наряду с реорганизованным юридическим лицом и юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению следующих последствий для кредитора: • кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами ст.56 ГК досрочного исполнения или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не достигнуто соглашение между реорганизуемым юридическим лицом и его кредитором о порядке и сроке исполнения требований; • кредитор не был своевременно письменно уведомлен о реорганизации, и это повлекло невозможность заявления им требования к реорганизуемому юридическому лицу о досрочном исполнении или прекращении обязательства и возмещении убытков (п.4 ст.56 ГК). |
Шаг 9. Составление и утверждение разделительного баланса
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п.4 ст.54 ГК).
Разделительный баланс:
• должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п.1 ст.55 ГК);
• утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом (п.2 ст.55 ГК).
В хозяйственном обществе принятие решения об утверждении разделительного баланса относится к исключительной компетенции общего собрания его участников (абз.7 ч.1 ст.34 Закона № 2020-XII). Такое решение принимается большинством (не менее 3/4) голосов лиц, принимающих участие в этом собрании (ч.4 ст.22 Закона № 2020-XII).
![]() |
Обратите внимание! Если разделительный баланс: • не позволяет определить правопреемника по обязательству реорганизованного юридического лица или из разделительного баланса и (или) иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемого юридического лица, что привело к существенному нарушению законных интересов кредиторов, - реорганизованное юридическое лицо и юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по такому обязательству (таким обязательствам); • не составлялся, не утверждался или не представлен для решения вопроса об определении правопреемников по обязательствам реорганизованного юридического лица - солидарная ответственность реорганизованного юридического лица и юридических лиц, созданных в результате реорганизации, наступает по всем обязательствам реорганизованного юридического лица (п.3 ст.56 ГК). |
![]() |
Формы документов • Примерный разделительный баланс (при реорганизации в форме выделения). • Примерная форма разделительного баланса бюджетной организации при реорганизации в форме выделения. • Решение собственника имущества частного унитарного предприятия об утверждении разделительного баланса при реорганизации в форме выделения (пример). |
Шаг 10. Принятие решения учредителем (собственником имущества) ЧУП, создаваемого в результате выделения, и (или) проведение общего собрания участников (принятие решения единственным участником) хозяйственного общества, создаваемого в результате выделения
Общее собрание участников каждого из вновь возникающих в результате выделения хозяйственных обществ и (или) учредители (участники), собственники имущества каждого из вновь возникающих в результате выделения юридических лиц иных организационно-правовых форм:
✓ утверждают их учредительные документы;
✓ образуют их органы (ч.5 ст.19 Закона № 2020-XII).
Если в результате выделения создается хозяйственное общество, состоящее из одного участника, данные вопросы решает единственный участник этого общества (ч.2 ст.33 Закона № 2020-XII).
В случае если в результате выделения реорганизуемого хозяйственного общества создается новое хозяйственное общество, решение на общем собрании участников создаваемого хозяйственного общества:
• по вопросу об утверждении его устава - принимается большинством (не менее 3/4) голосов лиц, принявших участие в этом собрании;
• по вопросам об избрании членов органов хозяйственного общества - простым большинством (более 50 %) голосов лиц, принявших участие в этом собрании, если большее число голосов не предусмотрено решением о реорганизации в форме выделения (ч.6 ст.19 Закона № 2020-XII).
В случае выделения из хозяйственного общества нового хозяйственного общества, единственным участником которого является реорганизованное хозяйственное общество, утверждение устава этого общества, образование его органов, избрание их членов осуществляются общим собранием участников реорганизованного хозяйственного общества (ч.7 ст.19 Закона № 2020-XII).
Требования к содержанию устава юридического лица установлены в ч.1 п.3 ст.48 ГК (для всех юридических лиц), ч.2 п.2 ст.113 ГК (для унитарных предприятий), ст.14, 69 Закона № 2020-XII (для хозяйственных обществ), п.21 Положения № 1 (для ОДО).
![]() |
Обратите внимание! Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, акционерных обществ, политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), фондов, республиканских государственно-общественных объединений, третейских судов, международных арбитражных (третейских) судов, коллегий адвокатов, могут действовать на основании типового устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы, утвержденного Правительством (п.2 ст.48 ГК). Типовые уставы ООО утверждены постановлением Совмина от 03.03.2025 № 133. |
В устав хозяйственного общества могут быть включены положения, предусматривающие случаи и порядок использования электронной или иной связи, информационных сетей (систем) или программно-аппаратных средств и технологий при организации созыва и проведении общего собрания его участников (ч.3 ст.14 Закона № 2020-XII).
Виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности (п.20 Положения № 1).
Если количество учредителей создаваемой организации более 3, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления о государственной регистрации, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой организации (абз.2 ч.3 п.19 Положения № 1). Например, в протокол общего собрания может быть включена следующая формулировка: «Уполномочить Петрова Петра Петровича на подачу в регистрирующий орган документов для регистрации ООО "__________"
![]() |
Формы документов • Протокол общего собрания участников хозяйственного общества, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения (пример). • Решение учредителя (собственника имущества) частного унитарного предприятия, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения (пример). • Устав ООО с двумя и более участниками. • Устав ОДО с одним участником-физлицом. |
Шаг 11. Обращение в исполком за государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения
Для государственной регистрации организации, создаваемой в том числе в результате реорганизации в форме выделения, в регистрирующий орган представляются:
1) заявление о государственной регистрации по форме согласно приложению 1 к постановлению Минюста от 27.01.2009 № 8 (п.12 постановления № 8);
2) устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
3) платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 1 БВ (подп.1.1 п.1 приложения 22 к НК).
![]() |
Справочно Факт уплаты государственной пошлины подтверждается в порядке, установленном п.6 ст.287 НК; |
4) иные документы, предусмотренные ч.1 п.14 Положения № 1 (в случае необходимости).
![]() |
Справочно Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения (п.4 Положения № 1). Перечень регистрирующих органов содержится в п.9 Положения № 1. |
Заявление о государственной регистрации подписывается:
• собственником имущества или учредителями (участниками) юридического лица либо иным физическим лицом, уполномоченным в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью действовать от имени собственника имущества или учредителя (участника) юридического лица;
• руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом или доверенностью действовать от имени этого юридического лица, - если собственником имущества или учредителем (участником) является юридическое лицо (ч.3 п.19 Положения № 1).
При подаче заявления граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица (ч.5 п.19 Положения № 1).
В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
✓ ставит на уставе юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава лицу, его представившему;
✓ вносит в ЕГР запись о государственной регистрации юридического лица;
✓ представляет в Минюст необходимые сведения о юридическом лице для включения их в ЕГР (ч.2 п.23 Положения № 1).
Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, в случаях:
✓ непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
✓ оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
✓ представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается (чч.1, 4 п.24 Положения № 1).
Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГР (абз.2 ч.3 п.23 Положения № 1).
Документы для регистрации могут быть также представлены в электронном виде в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, утв. постановлением Совмина от 31.08.2011 № 1164.
![]() |
Дополнительная информация размещена на сайте ЕГР. |
Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации; документ, подтверждающий постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения в ЕГР записи о государственной регистрации юридического лица (чч.2, 5 п.23, ч.1 п.25 Положения № 1).
При выделении одного или нескольких юридических лиц из состава юридического лица вновь созданным юридическим лицам присваиваются новые регистрационные номера (абз.3 ч.1 п.20 Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Минюста от 10.03.2009 № 25).
![]() |
Обратите внимание! Если реорганизуемое юридическое лицо включено в план выборочных проверок, то обращаться за государственной регистрацией нового юридического лица нужно только после проведения (завершения) проверки. Это связано с тем, что в заявлении о государственной регистрации необходимо подтвердить, что на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в план выборочных проверок, в отношении данного юридического лица выборочная проверка проведена (завершена) (абз.10 ч.1 п.19 Положения № 1). |
Шаг 12. Подготовка и утверждение изменений и (или) дополнений в устав реорганизуемого юридического лица, обращение в исполком за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений в устав
Этот этап не является обязательным. Он нужен только в том случае, если в результате выделения в реорганизуемом юридическом лице происходят изменения, требующие отражения в учредительных документах. Например, если часть уставного фонда реорганизуемой организации переходит согласно разделительному балансу новому юридическому лицу, то уставный фонд головной компании соответственно уменьшается, что должно быть зафиксировано в уставе.
![]() |
Обратите внимание! Уменьшение уставного фонда хозяйственного общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, установленном ч.5 ст.28 Закона № 2020-XII (ч.5 ст.75, ч.4 ст.106 Закона № 2020-XII). |
Изменения и (или) дополнения в устав реорганизуемого юридического лица могут быть оформлены в виде приложений к уставу, а по желанию организации устав может быть представлен в новой редакции (абз.3 ч.1 п.16 Положения № 1).
Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав организации, в том числе в связи с реорганизацией в форме выделения, в регистрирующий орган (исполком) представляются:
1) заявление по форме согласно приложению 2 к постановлению Минюста от 27.01.2009 № 8 (ч.1 п.12 постановления № 8);
2) изменения и (или) дополнения в устав, оформленные в виде приложения к уставу, или новая редакция устава в двух экземплярах, а также их электронная копия (в формате .doc или .rtf);
3) платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 2 БВ (подп.1.3 п.1 приложения 22 к НК).
![]() |
Справочно Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленными на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя (ч.2 п.6 ст.287 НК); |
4) иные документы, предусмотренные ч.1 п.16 Положения № 1 (при необходимости).
![]() |
Обратите внимание! Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (ч.1 п.26 Положения № 1). |
Заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом или доверенностью действовать от имени этого юридического лица (абз.4 ч.3 п.19 Положения № 1).
В день подачи документов для государственной регистрации уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
• ставит на изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав юридического лица, или новой редакции устава штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, и выдает один экземпляр указанных документов лицу, их представившему;
• вносит в ЕГР запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица;
• представляет в Минюст необходимые сведения для включения их в ЕГР (ч.2 п.23 Положения № 1).
Изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица, считаются зарегистрированными с даты проставления на них штампа и внесения записи об их государственной регистрации в ЕГР (абз.4 ч.3 п.23 Положения № 1).
Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, в случае:
• непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
• оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по иным основаниям не допускается (чч.1, 4 п.24 Положения № 1).
Документы для регистрации могут быть также представлены в электронном виде в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, утв. постановлением Совмина от 31.08.2011 № 1164.
![]() |
Дополнительная информация размещена на сайте ЕГР. |
Изменения и (или) дополнения в устав (новая редакция устава) со штампом регистрирующего органа выдаются в день подачи документов для государственной регистрации (абз.2 ч.2 п.23 Положения № 1).
При выделении одного или нескольких юридических лиц из состава юридического лица за реорганизованным юридическим лицом остается регистрационный номер, присвоенный ранее (абз.3 ч.1 п.20 Инструкции № 25).
При осуществлении государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, в том числе в связи с реорганизацией в форме выделения, информационная карта (электронный документ, содержащий сведения о юридическом лице) после внесения сведений в АИС ЕГР формируется и автоматически передается ИМНС, органу государственной статистики, ФСЗН, обособленному подразделению Белгосстраха (ч.1 п.9 Положения о порядке взаимодействия государственных органов, иных организаций с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие», утв. постановлением Совмина от 02.02.2009 № 141).
Шаг 13. Изготовление печати (в случае необходимости)
Субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (подп.3.11 п.3 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
Таким образом, вновь созданное в результате реорганизации в форме выделения юридическое лицо может не использовать печать и, соответственно, не изготавливать ее.
Если же созданное юридическое лицо решит использовать печать, для ее изготовления следует обратиться в штемпельно-граверную мастерскую.
Шаг 14. Представление в ИМНС копии разделительного баланса
Организация обязана представить в налоговый орган по месту постановки на учет копию разделительного баланса в течение 5 рабочих дней со дня реорганизации (подп.1.4.3 п.1 ст.22 НК).
Налоговая декларация (расчет) при реорганизации организации в форме выделения представляется в соответствии с требованиями ч.1 п.2 ст.40 НК реорганизованной организацией в порядке и сроки, установленные НК и иными актами налогового законодательства.
При выделении из состава организации одной или нескольких организаций налоговое обязательство исполняется и причитающиеся к уплате пени уплачиваются правопреемниками в соответствии с определенной в разделительном балансе долей участия правопреемника в исполнении налогового обязательства, уплате пеней реорганизованной организации не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем реорганизации.
При этом, если разделительный баланс не составлялся, не утверждался, не представлен для решения вопроса о правопреемстве, или из представленного разделительного баланса невозможно определить правопреемника, или усматривается недобросовестное распределение активов и обязательств, которое повлекло невозможность исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, по решению налогового органа по месту постановки на учет реорганизованной организации, принятому по установленной форме, исполнение налогового обязательства, уплата пеней осуществляются солидарно реорганизованной организацией и всеми правопреемниками реорганизованной организации. Решение о солидарном исполнении налогового обязательства, уплате пеней в течение 3 рабочих дней, следующих за днем его принятия, направляется налоговым органом реорганизованной организации и организациям, на которые возложены солидарные исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации, в письменной форме либо в электронной форме в личный кабинет плательщика (п.3 ст.45 НК).
![]() |
Справочно При реорганизации юридического лица в форме выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц каждому из вновь созданных юридических лиц присваивается УНП, а за реорганизованным юридическим лицом сохраняется ранее присвоенный УНП (абз.3 п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утв. постановлением МНС от 31.12.2010 № 96). |
Шаг 15. Открытие текущих (расчетных) и иных счетов
Для открытия текущих (расчетных) банковских счетов созданное юридическое лицо представляет в банк:
• заявление на открытие текущего (расчетного) банковского счета;
• копию (без нотариального засвидетельствования) устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации (ч.1 подп.2.3 п.2 Декрета № 1).
Кроме того, при прохождении процедуры государственной регистрации собственник имущества, учредители юридического лица вправе инициировать в заявлении о государственной регистрации направление регистрирующим органом в банк информации, необходимой для открытия создаваемому юридическому лицу текущего (расчетного) банковского счета. В этом случае такая информация направляется регистрирующим органом в банк в виде электронного документа, а юридическое лицо не должно представлять в банк для открытия текущего (расчетного) банковского счета указанные выше документы (ч.3 подп.2.3 п.2 Декрета № 1, примечание «******» к п.8 приложения 1 к постановлению № 8).
Шаг 16. Оформление трудовых отношений с работниками
При реорганизации организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются (ч.3 ст.36 ТК). При этом, поскольку данные о нанимателе относятся к числу обязательных сведений и условий, которые должен содержать трудовой договор (п.1 ч.2 ст.19 ТК), в трудовые договоры с работниками, которые будут работать в организации, созданной в результате реорганизации в форме выделения, следует внести соответствующие изменения.
В трудовую книжку работника в случае реорганизации нанимателем вносится соответствующая запись. В графе 4 трудовой книжки указывается номер и дата приказа (распоряжения) нанимателя, на основании которого указанные изменения произведены (п.57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40).
![]() |
Формы документов • Приказ о продолжении трудовых отношений с работниками в связи с реорганизацией в форме выделения (пример). |
Шаг 17. Обращение в лицензирующий орган за изменением лицензии (в случае необходимости)
Данный шаг обязателен, если планируется осуществление лицензируемого вида деятельности на основании лицензии реорганизованного юридического лица.
При реорганизации лицензиата - юридического лица в форме выделения одного или более юридических лиц осуществлять деятельность на основании лицензии, предоставленной реорганизованному юридическому лицу, вправе реорганизованное юридическое лицо либо одно из созданных юридических лиц при условии его соответствия лицензионным требованиям. Такой переход лицензии должен быть предусмотрен разделительным балансом.
Не требуется уведомления реорганизованным юридическим лицом лицензирующего органа о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности в связи с переходом лицензии созданному юридическому лицу (п.2 ст.24 Закона от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании»).
Юридическое лицо, к которому перешла лицензия, обращается за изменением лицензии в месячный срок со дня государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации лицензиата - юридического лица в форме выделения (подп.2.3 п.2 ст.22 Закона № 213-З).
Если разделительным балансом переход лицензии к новому юридическому лицу не предусмотрен, то лицензиат (реорганизованное юридическое лицо) должен обратиться в лицензирующий орган за изменением лицензии, если в связи с реорганизацией возникла необходимость изменения сведений, указанных в ЕРЛ (подп.1.2 п.1 ст.22 Закона № 213-З).
Перечень документов, необходимых для изменения лицензии, определен п.5 Положения о порядке представления и перечнях документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, требованиях к представляемым документам и (или) сведениям, утв. постановлением Совмина от 27.02.2023 № 154.
Шаг 18. Приобретение созданной организацией книги замечаний и предложений (в случае необходимости) и книги учета проверок
Книга замечаний и предложений ведется в организациях, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в сферах, определяемых Совмином, а также в обособленных подразделениях этих организаций, расположенных вне места их нахождения, и в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг (п.1 ст.24 Закона от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»).
Перечень сфер реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений, содержится в приложении 2 к постановлению Совмина от 16.03.2005 № 285.
Книга замечаний и предложений приобретается в торговой сети РУП «Издательство "Белбланкавыд"». Основанием для выдачи книги является наличие сведений об организации в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) (пп.3, 5 Положения № 285).
Для приобретения книги замечаний и предложений необходимо представить:
• оригинал и копию платежного документа, подтверждающего оплату стоимости книги (книг). В случае внесения платы посредством ЕРИП представления документа, подтверждающего внесение платы, не требуется. В этом случае факт оплаты подтверждается наличием в системе информации об оплате.
![]() |
Справочно Размер платы за книгу замечаний и предложений определен постановлением Минфина от 29.03.2005 № 37; |
• оригинал и копию документа, удостоверяющего служебное положение руководителя (приказ о назначении на должность руководителя, или выписку из решения общего собрания, правления или иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), а также оригинал документа, удостоверяющего его личность, - при получении книги (книг) руководителем организации;
• доверенность на получение книги (книг) и оригинал документа, удостоверяющего личность, - при получении книги (книг) иным представителем организации, кроме руководителя;
• сведения об адресе места нахождения книги (книг) (п.7 Положения № 285).
Книгу учета проверок следует приобрести не позднее 6 месяцев со дня постановки организации на налоговый учет в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», РУП «Издательство "Белбланкавыд"»
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2026 г. исключается обязанность ведения книги учета проверок. Субъект хозяйствования вправе вести учет проводимых в отношении его проверок, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, мониторингов, а также иных посещений должностными лицами контролирующих (надзорных) органов (ч.5 подп.1.2 п.1 Указа от 06.06.2025 № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности»). |
Для приобретения книги учета проверок необходимо представить следующие документы:
• документ, удостоверяющий служебное положение руководителя (приказ о назначении на должность руководителя, или выписку из решения общего собрания, правления или иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), а также оригинал документа, удостоверяющего его личность, - при получении книги учета проверок руководителем организации;
• документ, удостоверяющий личность, а также доверенность на получение книги учета проверок - при получении книги учета проверок представителем организации (кроме руководителя) (ч.2 п.2 Правил № 383).
Регистрация книги учета проверок в ИМНС не требуется. Порядок приобретения и ведения книги учета проверок регулируется Правилами № 383.
Шаг 19. Совершение иных действий (в случае необходимости)
После реорганизации могут потребоваться также иные действия, некоторые из которых рассмотрены ниже.
![]() |
Обратите внимание! Перечень действий, приведенных в шаге 19, не исчерпывающий. В зависимости от специфики деятельности юридического лица и иных обстоятельств возможно совершение также иных действий. |
Уведомление о реорганизации контрагентов, внесение изменений в договоры с ними
Несмотря на отсутствие в законодательстве такой обязанности организации, к которой перешли права и обязанности реорганизованного юридического лица, целесообразно уведомить контрагентов о произошедшей реорганизации и переходе к ней соответствующих прав и обязанностей, а также внести в договоры соответствующие изменения.
Уведомление ИМНС о применении УСН и об избрании отчетным периодом НДС календарного квартала
Если созданная в результате реорганизации в форме выделения организация планирует применять УСН, необходимо уведомить об этом налоговый орган.
Организации, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение УСН, вправе применять ее начиная со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников организации не превышает 50 человек.
Для применения УСН организация должна в течение 20 рабочих дней со дня ее государственной регистрации представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление по форме согласно приложению 36 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2 (п.3 ст.327 НК).
![]() |
Обратите внимание! Организация, созданная в результате реорганизации в форме выделения, не вправе применять УСН в любом из следующих случаев: • валовая выручка организации, реорганизованной в форме выделения, нарастающим итогом за период применения ею УСН в календарном году, на который приходится дата государственной регистрации организации, созданной в результате такой реорганизации (далее - дата реорганизации), превысила предельную величину, действующую в таком году для применения УСН; • валовая выручка организации, реорганизованной в форме выделения, являвшейся плательщиком на 31 декабря налогового периода, предшествовавшего календарному году, на который приходится дата реорганизации, нарастающим итогом за этот налоговый период превысила предельную величину, действующую в таком налоговом периоде для применения УСН (подп.2.7 п.2 ст.324 НК). |
Созданная в результате реорганизации в форме выделения организация в случае избрания отчетным периодом НДС календарного квартала должна проинформировать об этом налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем ее государственной регистрации (подп.3.2 п.3 ст.127 НК). Форма информационного сообщения об избрании отчетного периода по НДС приведена в приложении 391 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2.
Государственная регистрация перехода прав на недвижимое имущество
Для регистрации перехода прав на недвижимое имущество организации, к которой по разделительному балансу перешло недвижимое имущество, следует руководствоваться соответствующим регламентом административной процедуры.
Например, порядок государственной регистрации перехода права на капитальное строение определяется Регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 16.1.2 «Государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования капитального строения (здания, сооружения), возникновения, перехода, прекращения прав, в том числе долей в праве, ограничений (обременений) прав на него, сделок с ним», утв. постановлением Госкомимущества от 25.03.2022 № 11.
Снятие с учета транспортных средств и их государственная регистрация
При реорганизации юридического лица в форме выделения созданное юридическое лицо обязано снять с учета транспортные средства, зарегистрированные за реорганизованным юридическим лицом (ч.2 п.36 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, утв. постановлением Совмина от 31.12.2002 № 1849). При этом снятие с учета транспортных средств юридических лиц осуществляется после снятия их с учета в военных комиссариатах и при наличии соответствующей отметки в заявлении (ч.3 п.37 Положения № 1849).
Перечень документов, необходимых для снятия транспортного средства с учета, определен в ч.2 п.37 Положения № 1849.
Затем юридическое лицо - правопреемник должно обратиться в регистрационное подразделение ГАИ для регистрации транспортных средств. Такая регистрация осуществляется после учета транспортных средств в военных комиссариатах и при наличии соответствующей отметки в заявлении (ч.2 п.11, ч.4 п.13 Положения № 1849).
Перечень документов, необходимых для регистрации транспортного средства, определен в ч.2 п.13 Положения № 1849.
Подача заявления в Торговый реестр, Реестр бытовых услуг, Реестр рекламораспространителей
При реорганизации в форме выделения юридического лица, сведения о котором были включены в Торговый реестр, Реестр бытовых услуг или Реестр рекламораспространителей, и при намерении вновь возникшего юридического лица осуществлять соответствующий вид деятельности реорганизованного юридического лица, ему следует подать заявление (уведомление) для включения сведений в соответствующий реестр (п.11 Положения о Торговом реестре Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363, п.13 Положения о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утв. постановлением Совмина от 28.11.2014 № 1108, п.12 Положения о государственном информационном ресурсе «Реестр рекламораспространителей», утв. постановлением Совмина от 30.12.2021 № 779).
Аннулирование, эмиссия акций акционерного общества
В соответствии с ч.4 ст.89 Закона № 2020-XII при реорганизации акционерного общества в форме выделения часть выпуска акций реорганизуемого акционерного общества, соответствующая величине уменьшения размера его уставного фонда, аннулируется в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
В связи с аннулированием части выпуска эмиссионных ценных бумаг вносятся изменения в Государственный реестр ценных бумаг (ч.9 ст.14 Закона от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг»). Указанные изменения вносятся в порядке, установленном п.102 Инструкции о порядке эмиссии эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 31.08.2016 № 78.
Процедура эмиссии акций акционерным обществом, созданным в результате реорганизации юридического лица, установлена в п.48 Инструкции № 78.
Направление в налоговый орган информации об остатках неиспользованных реорганизованным юридическим лицом бланков документов с определенной степенью защиты
Если правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица переданы остатки неиспользованных им бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, то информация о таких остатках должна быть передана правопреемником (правопреемниками) юридического лица в налоговый орган посредством направления уведомления в произвольной форме не позднее месяца с даты государственной регистрации организации, которая является правопреемником реорганизованного юридического лица. В уведомлении указываются типы, коды, серии, номера бланков документов и их количество (п.61 постановления от 06.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции»).
Налоговый орган вносит соответствующие изменения в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления либо отказывает во внесении изменений, если в уведомлении указаны недостоверные сведения.
В течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления налоговый орган информирует правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица о внесении изменений в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции либо об отказе во внесении соответствующих изменений с указанием причин такого отказа.
Использование остатков бланков документов правопреемником (правопреемниками) реорганизованного юридического лица допускается после внесения соответствующих изменений в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
Передача информации в систему маркировки
По общему правилу приобретенные унифицированные контрольные знаки, коды маркировки, средства идентификации, защищенные материальные носители, защищенные материальные носители с нанесенными средствами идентификации, знаки защиты не подлежат отчуждению или иной передаче другим лицам. Однако при реорганизации они могут быть переданы правопреемнику (п.6 Положения о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками, утв. Указом от 10.06.2011 № 243, п.13 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утв. Указом № 243).
Порядок передачи установлен п.7 Инструкции о порядке оборота унифицированных контрольных знаков, утв. постановлением МНС от 03.05.2021 № 17, и п.11 Инструкции о порядке оборота кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты, характеристиках средств идентификации, утв. постановлением № 17.
Информацию об унифицированных контрольных знаках, кодах маркировки, средствах идентификации, защищенных материальных носителях, защищенных материальных носителях с нанесенными средствами идентификации, знаках защиты, подлежащих передаче правопреемнику в случае реорганизации, и таких правопреемниках необходимо передать в систему маркировки (абз.1 ч.1 подп.3.2 п.3 Положения о функционировании государственной информационной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, утв. Указом № 243). Указанная информация передается в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (ч.2 подп.3.2 п.3 Положения № 243).
Состав передаваемой информации определен в приложении 2 к постановлению МНС № 17.