Оцените полезность документа:
   
Материал актуализирован редакцией с учетом последних изменений законодательства на 14.05.2016

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации». Порядок утилизации транспортных средств без согласия собственника

С 1 января 2012 г. вступает в силу Указ Президента РБ от 09.08.2011 № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации» (далее - Указ).

Утилизация брошенного транспортного средства до принятия Указа

Ранее правовое регулирование указанных вопросов ограничивалось актами местных исполнительных и распорядительных органов, например, в г.Минске - решением Мингорисполкома от 26.10.2006 № 2129 «Об организации работ по установлению собственников брошенных или иным образом оставленных ими транспортных средств и признании транспортных средств бесхозяйными» (далее - решение № 2129). Однако такое регулирование не носило системного характера.

Например, в решении № 2129 отсутствует определение брошенных транспортных средств. Пунктом 4.1 данного решения предписывается при установлении собственника брошенного транспортного средства обеспечить получение его волеизъявления по вопросу отказа от собственности. Право собственника отказаться от собственности закреплено в ст.237 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) и реализуется посредством объявления об этом либо совершением собственником каких-либо действий, определенно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Очевидно, что не всегда удавалось получить отказ граждан от права собственности на транспортное средство, поскольку это их право, а не обязанность. Далеко не все обладатели машин «не на ходу» готовы расстаться со своим пусть даже и не нужным имуществом, поскольку из-за спущенного колеса или разбитого стекла автомобиль не перестает быть транспортным средством, а стоянка таковых с соблюдением Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 (далее - Правила дорожного движения), не запрещается. К тому же согласно п.4.2 решения № 2129 собственнику при наличии соответствующей заявки оказывается только содействие в транспортировке транспортного средства на накопительные площадки металлолома. Таким образом, все остальные действия по утилизации автомобиля он должен был произвести самостоятельно и за собственные средства. Поэтому органы местной власти, сотрудники жилищно-эксплуатационных служб и государственной автомобильной инспекции оказывались бессильны перед решительным «нет» от собственника машины в ответ на предложение отказаться от права собственности.

Безусловно, назрела потребность в принятии нормативного акта, системно регулирующего вопросы, связанные с необходимостью освобождения улиц и дворов от неэксплуатируемых транспортных средств и последующей их утилизации. Таким актом и стал Указ.

Понятие неэксплуатируемого транспортного средства



Документ отображен частично. Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас есть платный доступ, нажмите Войти. Для получения платного доступа нажмите Купить.