Оцените полезность документа:
   
Материал актуализирован редакцией с учетом последних изменений законодательства на 14.11.2015

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКЛЮЧЕН?

11 августа 2012 г. вступают в силу изменения и дополнения в Закон РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон), внесенные Законом РБ от 02.05.2012 № 353-З. В основном данные изменения и дополнения касаются общественного контроля за соблюдением прав потребителей.

Из Закона исключено понятие «общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания». Следовательно, общественные объединения потребителей утрачивают право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Данная норма является логическим завершением закрепления в законодательстве о защите прав потребителей запрета на проведение общественного контроля любыми организациями, кроме профессиональных союзов, их организационных структур, объединений таких союзов и их организационных структур (п.3 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

Представляется, что общественные объединения потребителей сохраняют право проводить общественный контроль в иных, отличных от проверок, формах. Главное, чтобы в ходе такого контроля не преследовалась цель, характерная для проверок, - соответствие требованиям законодательства деятельности субъектов хозяйствования, в т.ч. совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

При этом сохраняются иные права общественных объединений потребителей, позволяющие им осуществлять защиту прав потребителей:

• проведение экспертизы товаров (работ, услуг) по факту нарушения прав потребителя или в интересах неопределенного круга потребителей;

• внесение в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложений о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг);

• обращение по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков;

• обращение в органы прокуратуры с предложениями о принесении протестов на акты государственных органов, противоречащие законодательству о защите прав потребителей;



Документ отображен частично. Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас есть платный доступ, нажмите Войти. Для получения платного доступа нажмите Купить.