Оцените полезность документа:
   

СОДЕРЖАНИЕ

 

Уголовная ответственность за угон транспортного средства

Уголовная ответственность за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

Материал актуализирован редакцией с учетом последних изменений законодательства на 23.08.2016

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Свидетельством повышенного внимания государства к состоянию безопасности дорожного движения, под которой понимают «состояние, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия» (подп.2.4 п.2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551), является Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 757. Концепция ставит целью создание условий для максимальной защищенности участников дорожного движения, снижение общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25 % в 2015 году по сравнению с 2005 годом, сокращение не менее чем на 500 человек числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Данные статистики свидетельствуют, что эти задачи в целом реализованы. Так, если в 2005 году число погибших в ДТП составило 1 673 человек, то в 2013 году оно снизилось до 894 человек, или на 53, 4 % (примечание 1), а в 2014 году - до 753 человек, или на 14, 5 %, по отношению к 2013 году (примечание 2).

Среди мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, государство использует и меры уголовно-правового характера, ориентированные на применение уголовной ответственности за наиболее опасные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Выделим ключевые новеллы в уголовно-правовой политике белорусского государства в рассматриваемой сфере, а также полученные в результате ее проведения результаты.

Уголовная ответственность за угон транспортного средства

При принятии Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) 1999 года был изменен объект угона транспортного средства. Угон утратил статус преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.2072 УК 1960 года) и стал преступлением против собственности (ст.214 УК). Такое решение было оценено в литературе как социально обусловленное (примечание 3). Правда, перенос статьи об угоне из одной главы Особенной части УК в другую был проведен чисто механически, без учета объекта посягательства, поэтому понимание угона как неправомерного завладения транспортным средством и поездки на нем без цели хищения представляется ошибочным в части сохранения обязательного признака угона «и поездка на транспортном средстве». В составе угона как преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств этот признак являлся криминообразующим, без поездки на угоняемом транспортном средстве невозможно причинить вред отношениям в сфере безопасности дорожного движения. Однако в составе угона как преступления против собственности данный признак является излишним, не имеющим отношения к механизму причинения вреда отношениям собственности. К тому же сохранение этого признака в составе угона препятствует привлечению к уголовной ответственности по этой статье УК лиц, неправомерно завладевших транспортным средством без цели хищения, не осуществлявших поездки на нем и не ставивших такой цели.

 



Документ отображен частично. Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас есть платный доступ, нажмите Войти. Для получения платного доступа нажмите Купить.