Оцените полезность документа:
   
Материал актуализирован редакцией с учетом последних изменений законодательства на 09.04.2017

 

НОВОЕ В КЛАССИФИКАЦИИ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПОЛУЧЕННЫХ ПО НИМ ДОХОДОВ.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 11.11.2015 № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)»

С начала 2000-х в Беларуси проводится государственная политика по привлечению сбережений граждан в банковские вклады с предоставлением соответствующих льгот. В настоящее время результаты такой политики налицо: с 2006 по 2015 год валютные депозиты населения (в рублевой оценке, без поправки на девальвацию) увеличились в 67 раз (без учета средств на текущих, в частности, карт-счетах), а организаций - в 102 раза. Рублевые депозиты организаций и граждан за рассматриваемый период выросли в 15 раз. Сегодня на каждого белоруса приходится более 700 долл. США на валютных депозитах плюс около 5 млн на рублевых счетах.

Наряду с позитивными переменами увеличение депозитов вызывает и негативные последствия: рост процентной ставки по кредитам, товарных запасов и снижение внутреннего потребления. Отдельной проблемой для стабильности национальной валюты стала «игра» на курсе между рублевыми и валютными депозитами и т. п. Первыми мерами по снижению негативных последствий стало принятие постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2014 № 786 «О некоторых вопросах функционирования банков», которое в числе прочего рекомендовало банкам не превышать верхний предел процентной ставки по вкладам (депозитам) в белорусских рублях на уровне 50 % годовых.

В данном комментарии затронуты два главных вопроса - стабильность договоров банковского вклада и налогообложение начисленных по ним доходов.

Виды банковских вкладов (депозитов), изменение условий и расторжение договоров

До вступления в силу комментируемого Декрета № 7 (далее - Декрет № 7) на основании ст.182 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) все депозиты делились на три вида - до востребования, срочные и условные (примечание 1).

Юридические лица - вкладчики не могут требовать досрочного возврата вклада. Для физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей) ст.186 БК предусмотрена дополнительная льгота (своеобразный маркетинговый ход): они вправе потребовать возврата вклада (депозита) по договору срочного или условного банковского вклада (депозита) до истечения срока возврата вклада (депозита) либо до наступления (ненаступления) определенного в договоре обстоятельства (события). Вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) в течение 5 дней со дня предъявления требования о его возврате. Причем условие договора срочного или условного банковского вклада (депозита) об отказе вкладчика - физического лица от права требования досрочного возврата вклада (депозита) является ничтожным (части третья и четвертая ст.186 БК).

Подпункт 1.1 п.1 Декрета № 7 устанавливает новое деление договоров срочного и условного банковского вклада (депозита). Теперь они делятся на:



Документ отображен частично. Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас есть платный доступ, нажмите Войти. Для получения платного доступа нажмите Купить.