Оцените полезность документа:
   
ВНИМАНИЕ! Материал актуализирован на 05.01.2019. Подробнее см. здесь

 

ВОПРОС (СООО «А»): По договору лизинга в марте 2014 г. организация приобрела грузовой автомобиль стоимостью 180 000 000 руб., в том же месяце на него была установлена GPS стоимостью 20 000 000 руб. Первоначальная стоимость автомобиля составила 200 000 000 руб. (180 000 000 + 20 000 000). Курсовые разницы за март-декабрь 2014 г. в декабре 2014 г. отнесены на первоначальную стоимость автомобиля в сумме 4 000 000 руб. По состоянию на 1 января 2015 г. автомобиль не переоценивался, так как находился в лизинге.

В марте 2015 г. автомобиль был переведен из лизинга. Курсовые разницы за январь-март 2015 г. увеличили стоимость автомобиля за счет присоединенной стоимости в размере 6 000 000 руб. и его перерегистрации в марте 2015 г. в сумме 500 000 руб. Итого стоимость автомобиля по состоянию на 1 января 2016 г. до переоценки составила 210 500 000 руб. (180 000 000 + 20 000 000 + 4 000 000 + 6 000 000 + 500 000).

Каков порядок переоценки индексным методом объекта, бывшего в лизинге, по состоянию на 1 января 2016 г., первоначальная стоимость которого была увеличена за счет присоединенной стоимости курсовых разниц по кредиторской задолженности за объект основных средств?

 

ОТВЕТ: Контрактная стоимость грузового автомобиля, указанная в договоре лизинга (180 000 000 руб.), должна числиться в бухгалтерском учете и амортизировать отдельно, а присоединенная стоимость (GPS - 20 000 000 руб., курсовые разницы, возникшие после ввода объекта в эксплуатацию: за март-декабрь 2014 г. - 4 000 000 руб. и за январь-март 2015 г. - 6 000 000 руб.) - отдельно.

Контрактная стоимость предмета лизинга с учетом других расходов списывается в дебет счета 01 «Основные средства» (субсчет «Имущество, полученное по договору лизинга» - в части контрактной стоимости и субсчет «Присоединенная стоимость предмета лизинга» - в части других расходов). Амортизация присоединенной стоимости осуществляется в установленном законодательством порядке (подп.14.3 п.14 Инструкции о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2004 № 75).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. взамен Инструкции № 75 действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Финансовая аренда (лизинг)», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2018 № 73.

 

Кроме того, в стоимость объекта лизинга может быть включена только сумма регистрации (а не перерегистрации) автомобиля. Стоимость предмета лизинга определяется с учетом расходов лизингодателя на государственную регистрацию предмета лизинга, если в соответствии с законодательством или договором лизинга такую регистрацию осуществляет лизингодатель (подп.11.3 п.11 Правил осуществления лизинговой деятельности, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2014 № 526).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 января 2019 г. в соответствии с подп.9.1.3 п.9 Правил № 526 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.09.2018 № 417 стоимость предмета лизинга определяется с учетом инвестиционных расходов лизингодателя на государственную регистрацию предмета лизинга, прав на него и (или) договора лизинга, если в соответствии с законодательством или договором лизинга такую регистрацию осуществляет лизингодатель.

 

Сумма перерегистрации автомобиля не включается ни в стоимость предмета лизинга, ни в присоединенную стоимость, а относится на текущие расходы.

Поскольку объект лизинга в период действия договора лизинга находился на балансе у лизингополучателя, то подход к переоценке будет следующий.

По объектам, бывшим в лизинге, имеющим остаточную стоимость, применяются коэффициенты всех предшествующих переоценок (в данном случае была пропущена только переоценка по состоянию на 1 января 2015 г.), затем - коэффициент за декабрь 2014 г. (п.20 Инструкции о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37, далее - Инструкция по переоценке). Кроме того, необходимо учитывать также норму п.19 Инструкции по переоценке, согласно которой коэффициенты должны применяться к стоимости без учета обособленно учитываемых затрат, возникших после ввода объекта в эксплуатацию.

Таким образом, вначале определяется стоимость без учета курсовых разниц, возникших после ввода объекта в эксплуатацию. Поскольку объект был введен в эксплуатацию и оприходован по счету 01 в марте 2014 г., курсовые разницы, учтенные после этой даты, являются обособленными затратами, возникшими после ввода объекта в эксплуатацию.

Стоимость без учета обособленных затрат, к которой будут применяться коэффициенты, составляет 200 000 000 руб. (180 000 000 руб. (контрактная стоимость) + 20 000 000 руб. (стоимость GPS).

Стоимость с учетом проведенной переоценки составит 287 812 902 руб. (200 000 000 руб. х 1,045 3 (коэффициент из таблицы коэффициентов изменения стоимости видов (групп) основных средств на 1 января 2015 г. по графе «Март 2014 г.») х 1,376 7 (коэффициент из таблицы коэффициентов изменения стоимости видов (групп) основных средств на 1 января 2016 г. по графе «Декабрь 2014 г.»)).

Затем согласно п.19 Инструкции по переоценке сравнивается полученная проиндексированная стоимость с первоначальной стоимостью автомобиля до переоценки, увеличенной на сумму курсовых разниц, возникших после ввода его в эксплуатацию. Наибольшая из них будет признана переоцененной стоимостью.

Первоначальная стоимость до проведения переоценки на 1 января 2016 г. составляла 210 000 000 руб. (200 000 000 руб. (первоначальная стоимость при вводе в эксплуатацию) + 4 000 000 руб. (курсовые разницы в 2014 году) + 6 000 000 руб. (курсовые разницы в 2015 году)).

Стоимость автомобиля после применения коэффициентов (287 819 902 руб.) является наибольшей из двух, поэтому признается переоцененной.

Сумма дооценки составит 77 819 902 руб. (287 819 902 - 210 000 000).

В бухгалтерском учете делается запись: Д-т 01 - К-т 83.

В случае если автомобиль не имеет остаточной стоимости, его переоценка проводится с применением только одного коэффициента - за декабрь 2015 г., то есть 1.

 

18.02.2016

 

Алла Черва, эксперт в области переоценки основных средств и амортизационной политики

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Переоценка основных средств и начисление амортизации»