Оцените полезность документа:
   

 

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Уважаемые пользователи АПС «Бизнес-Инфо»!

31 января 2017 г. состоялся интернет-семинар на тему «Автотранспортные организации: бухгалтерский учет и документальное оформление» с участием аудитора, директора ООО «Грант Торнтон Консалт» Владимира Сузанского.

В ходе проведения семинара были заданы вопросы по разработке и применению норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов, их бухгалтерскому учету, оформлению путевых листов и других первичных документов, бухгалтерскому учету других операций, осуществляемых автотранспортными организациями.

Владимир Сузанский ответил на самые актуальные и популярные вопросы в рамках своей компетенции.

 

Справочно

Владимир Сузанский в 1993 году окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства им.В.В.Куйбышева по специальности «Экономика и управление производством». С 1992 года работал экономистом, бухгалтером, главным бухгалтером в организациях частной формы собственности; с 1995 года - ассистент аудитора, ведущий аудитор, заместитель директора по аудиту в аудиторской компании «Силар», с 2007 года - директор аудиторской компании «Силар плюс» (в 2013 году переименована в консалтинговую фирму ООО «Грант Торнтон Консалт» группы компаний «Грант Торнтон»). С 2001 года - редактор журнала «Главный Бухгалтер», с 2002 по 2011 год - выпускающий редактор ежемесячного журнала «Главный Бухгалтер. Транспорт».

 

1. ТУП «МТ»: Начальник бюро по международным перевозкам командирован в Германию на 3 дня для изучения маршрутов движения.

Может ли организация установить 50 % от норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2001 № 7? Далее...

 

2. ТУП «АСТ»: Водитель-международник направлен в Литву сроком на 5 суток - с 5 по 9 декабря 2016 г. Государственную границу он пересек 5 декабря 2016 г. и вернулся 9 декабря 2016 г. Соответственно, ему оплачивается 5 дней суточных в размере не менее 40 % от нормы расходов на проживание вне места постоянного жительства и 4 ночи в размере 5 % от предельной нормы возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки.

1) Нужно ли ему оплачивать пятую ночь по нормам Республики Беларусь?

2) Обязательно ли делать предварительный расчет водителю-международнику, если у него есть корпоративная дебетовая карта? Далее...

 

3. УП «ФВ»: В графах раздела «Выполнение задания» путевого листа грузового автомобиля недостаточно места для отражения выполненной работы.

Может ли на предприятии быть разработано приложение к путевому листу и какие реквизиты оно должно содержать? Каким нормативным документом данное приложение должно быть узаконено на предприятии? Далее...

 

4. УП «ФВ»: В путевом листе в разделе «Прочие отметки» сотрудники указывают Ф.И.О. и заверяют подписью.

Возможно ли повышение линейной нормы расхода топлива при доставке сотрудников в место командирования грузо-пассажирским автомобилем, что подтверждается приказом о командировании и отметкой в путевом листе, или при перевозке сотрудников для выполнения работы в пределах подведомственной сети? Далее...

 

5. УП «ФВ»: Возможно ли повышение нормы расхода топлива, если грузовой автомобиль оборудован холодильно-отопительной установкой, при этом на крыше автомобиля установлено холодильное оборудование, которое имеет сопротивление воздуха, как и багажник и световая сигнализация? Далее...

 

6. УП «ФВ»: Возможно ли повышение линейной нормы расхода топлива, если грузовой автомобиль выполняет внутрискладские перевозки, требующие частые остановки, или длительное время находится под загрузкой с работающим двигателем? Далее...

 

7. ОАО «К»: В конце месяца замеряются остатки топлива в баках автомобилей.

Как правильно замерить остаток топлива в баке грузового автомобиля и каким документом это должно быть оформлено для представления в бухгалтерию организации? Далее...

 

8. ОАО «К»: В течение месяца выявлено несоответствие остатка топлива в баке с данными в путевом листе.

На основании какого документа, кем (диспетчером, механиком) должны изменяться данные в путевом листе и какие именно данные (при выезде на следующем путевом листе или остаток при возвращении (на дату выявления))? Далее...

 

9. ОАО «К»: В разделе путевого листа «Движение ТСМ» механик должен заполнить графу «Остаток топлива при возвращении».

Каким образом он точно может определить фактический остаток топлива в баке, если по приборам автомобиля это можно сделать лишь приблизительно, с большим процентом допустимого? Далее...

 

10. ОАО «К»: Законодательством установлено право понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

До каких пределов (в процентах) их можно понижать? Отражены ли в нормативных документах эти пределы? Кроме линейных норм можно ли понижать дополнительные нормы (на 100 ткм, на 1 машино-час работы оборудования)? Далее...

 

11. ЧУП «БД»: Индивидуальный предприниматель, уплачивающий подоходный налог, осуществляет международные перевозки. Наемных лиц у него нет.

Возмещаются ли ему суточные расходы и расходы по найму жилья? Далее...

 

12. ОАО «ГОАТ»: Как оформляются акты замера топлива на начало месяца (форма бланка) для автомобилей, водители которых находятся в командировке на этих автомобилях за пределами Республики Беларусь? Далее...

 

13. ОАО «ГОАТ»: Как применять зимние нормы за пределами Республики Беларусь и какие документы при этом должны оформляться (где брать сводку погоды за пределами Республики Беларусь)? Далее...

 

14. ОАО «ГОАТ»: Как правильно оформлять путевые листы (в части расхода топлива)? Далее...

 

15. ООО «ДМ»: Предприятие доставляет лизинговое оборудование (седельный тягач) собственными силами и своим ходом из Нидерландов. Перед началом движения водитель произвел замер топлива в баке седельного тягача -100 л.

Каким образом организации учесть данное топливо? Является ли стоимость этого топлива (и как ее определить) доходом, участвующим в налогообложении (в договоре финансового лизинга ни стоимость топлива, ни его количество не оговорены)? Далее...

 

16. КУП «ОСТ»: Организация при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь занимается грузоперевозками.

Какими нормативными актами следует руководствоваться при составлении норм расхода топлива для автотракторной техники и какая форма путевого листа должна применяться в организации? Далее...

 

17. ОАО «К»: Путевой лист был выдан водителю на 1 рабочий день для выполнения перевозки в пределах одного города. По объективным причинам водитель не успел выполнить задание за 1 день.

Можно ли ему завершить задание на следующий рабочий день по этому же путевому листу либо необходимо выписать ему новый? Если нужен новый путевой лист, то что делать с ТТН, так как в них указан номер предыдущего путевого листа? Далее...

 

18. ООО «ТКБ»: Будут ли применяться штрафные санкции в случае, если организация не выставит до 10-го числа на портал электронных счетов-фактур ЭСЧФ по транспортным услугам со ставкой НДС 0 %? Далее...

 

19. БК «ДС»: Предприятие, которое оказывает услуги транспортной международной перевозки грузов, предъявило заказчику акт выполненных работ от 28.12.2015, дата подписания акта заказчиком - 6 января 2016 г. Сумма выражена в российских рублях.

Какая дата будет считаться моментом реализации для исчисления налога на добавленную стоимость? Далее...

 

20. ИП «ГИ»: Организация, резидент Республики Беларусь, заключает договор с перевозчиком-нерезидентом на оказание транспортных услуг по доставке товаров. Согласно условиям договора после окончания перевозки стороны подписывают акт выполненных работ. Подтверждает факт оказания услуги оригинал CMR-накладной с отметками грузоотправителя, перевозчика, получателя груза и акт выполненных работ. Перевозчик оформляет акт выполненных работ датой, на которую приходится загрузка товара. Товар организации поступает через несколько дней после загрузки.

Какая дата будет признаваться датой хозяйственной операции в целях отражения в бухгалтерском учете: дата акта, дата загрузки или дата доставки товара? Далее...

 

21. СЗАО «ФЛ»: 1) Организация планирует оказывать услуги по перегону транспортных средств по территории Беларуси.

Какой договор заключить: транспортной перевозки или об оказании услуг по перегону автомобиля?

2) В пути перегоняемый автомобиль нужно заправлять.

На основании какого документа списывать топливо, фактически заправленное в дороге, чтобы данные расходы признавались произведенными в производственных целях?

3) В трудовом договоре водителей оговорен разъездной характер работы.

Обязательно ли командировать водителей по территории Республики Беларусь и выплачивать им суточные? Имеет ли организация право не выплачивать суточные, а просто начислять зарплату на основании установленных в организации окладов за каждый день работы? Далее...

 

22. СЗАО «ФЛ»: В 2016 году организация получила заем от взаимозависимого лица - нерезидента для пополнения оборотных средств на производственные цели. В течение налогового периода 2016 года в затраты (во внереализационные расходы) включалась вся сумма процентов по займам, подлежащих уплате (подп.11.2 п.11 ст.1311 Налогового кодекса Республики Беларусь). На последнее число 2016 года при составлении баланса величина собственного капитала оказалась отрицательной. При применении ст.1311 НК организация не вправе учитывать данные затраты (внереализационные расходы) при исчислении налоговой базы налога на прибыль. Корректировка была осуществлена в годовой налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль.

Могут ли в 2016 и в 2017 году учитываться при налогообложении прибыли:

• курсовые и суммовые разницы по займу и начисленным процентам;

• расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленным Национальным банком Республики Беларусь на момент покупки для расчетов по займам и начисленным процентам с взаимозависимыми лицами - нерезидентами? Далее...

 

23. РУП «БН»: Организация круглосуточно выполняет работы по строительству и эксплуатации скважин с использованием специальной автотракторной техники. Данная техника может работать на скважине более суток, при этом возможны выезд и возврат со скважины в разные отчетные периоды. Так, объекты основных средств (скважины) могут вводиться в эксплуатацию в одном отчетном периоде, а автотракторная техника может возвращаться после окончания работ по строительству скважин в отчетном периоде, следующем за вводом их в эксплуатацию. Возможна ситуация, когда автотракторная техника без возврата на базу переезжает на иную строящуюся скважину (со сменой водителей или без нее).

Данная работа не относится к выполнению междугородных и международных перевозок сроком более суток, и, соответственно, нет возможности выписывать путевой лист более чем на 1 сутки. Работа водителей (операторов) не является командировкой.

Можно ли выписывать путевые листы на специальную автотракторную технику, осуществляющую не только транспортировку груза, но и иную специальную работу смонтированным на ней оборудованием, сроком более чем на 1 сутки? Далее...

 

24. РУП «БН»: Возможно ли выписать два путевых листа в случае, когда объекты основных средств (скважины) вводились в эксплуатацию в одном отчетном периоде, а автотракторная техника возвращается после окончания работ по строительству скважин в отчетном периоде, следующем за вводом их в эксплуатацию? По первому путевому листу в отчетном периоде, в котором непосредственно закончены работы по строительству скважины, затраты будут включены в стоимость строящегося объекта, а по второму путевому листу, по которому осуществлен возврат со скважины на базу, расходы будут отнесены уже в следующем отчетном периоде на затраты по основной деятельности. Далее...

 

25. РУП «БН»: Предприятие осуществляет учет в разрезе объектов строительства и капитального ремонта (скважин). Выписка двух путевых листов позволит корректно разнести затраты по разным объектам, решить вопрос о подписании представителями заказчика (ответственными) (разные должностные лица) путевого листа, а также разграничить материальную ответственность за ГСМ между водителями (операторами).

Допустимо ли выписать второй путевой листок на эту же единицу техники?

Возможен ли такой порядок документального оформления с оговоркой всех нюансов в учетной политике либо локальной инструкции по оформлению путевых листов? Далее...

 

26. УКТП «ВТТУ»: Как в бухгалтерском учете отразить получение и использование бюджетных субсидий, предоставляемых на расходы, связанные с оказанием услуг по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщениях, но не относимых на себестоимость этих услуг (на выплаты социального характера). Далее...

 

27. ЧПУП «С»: В декабре 2016 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автопоезда предприятия. Тягач получен в аренду у ИП, полуприцеп - собственность предприятия.

Следует ли ИП включать в налогооблагаемую базу сумму стоимости сданного в аренду транспортного средства, возмещенную ему в связи с гибелью этого средства?

Какими документами оформляется удержание с виновного лица невозмещенной стоимости тягача? Далее...

 

28. СЗАО «ФЛ»: По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Вознаграждение экспедитора определяется как сумма, полученная от клиента за оказанные ему услуги, за вычетом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчикам, исполнителям, подрядчикам и иным третьим лицам, связанным с выполнением обязанностей экспедитора по договору.

Вознаграждение по договору можно определить только по окончании перевозки. Моментом оказания услуг признается дата составления акта выполненных работ.

Правильно ли рассчитана сумма выручки экспедитора в ситуациях 1 и 2?

Ситуация 1. Клиент 10 ноября 2016 г. перечислил аванс 2 346,52 руб.

Акт выполненных работ подписан 21 ноября 2016 г. на сумму 2 346,52 руб.

С перевозчиком-нерезидентом акт выполненных работ подписан 21 ноября 2016 г. на сумму 1 000 евро.

Перевозчику 1 000 евро выплачено 30 ноября 2016 г.

Курс евро на 21 ноября 2016 г. составлял 2,073 3 руб., на 30 ноября 2016 г. - 2,090 2 руб.

В учете сделаны записи:

Д-т 51- К-т 62 - 2 346,52 руб.- предоплата от клиента;

Д-т 62 -К-т 60 - 2 073,30 руб. (1 000 евро х 2,073 3) - услуги перевозчика, возмещаемые клиентом;

Д-т 62 - К-т 90 - 273,22 руб. (2 346,52 - 2 073,30) - вознаграждение экспедитора;

Д-т 60 - К-т 52 - 1 000 евро - оплата перевозчику (эквивалент составил 2 090,20 руб. (1 000 х 2,090 2));

Д-т 91-4 - К-т 60 - 16,90 руб. - курсовая разница.

Ситуация 2. Клиент 10 ноября 2016 г. перечислил аванс в размере 1 100 евро.

Акт выполненных работ подписан 21 ноября 2016 г. на сумму 1 100 евро.

С перевозчиком-нерезидентом акт выполненных работ подписан 21 ноября 2016 г. на сумму 1 000 евро.

Перевозчику 1 000 евро выплачено 30 ноября 2016 г.

Курс евро на:

• 10 ноября 2016 г. - 2,133 2 руб.;

• 21 ноября 2016 г. - 2,073 3 руб.;

• 30 ноября 2016 г. - 2,090 2 руб.

В учете сделаны записи:

Д-т 51 - К-т 62 - 1 100 евро (2 346,52 руб.) - предоплата от клиента;

Д-т 62 - К-т 60 - 2 073,30 руб. (1 000 евро х 2,073 3) - услуги перевозчика, возмещаемые клиентом;

Д-т 62 - К-т 90 - 100 евро (213,32 руб. (1 100 - 1 000 = 100 евро х 2,133 2)) - вознаграждение экспедитора по курсу аванса;

Д-т 62 - К-т 91-1 - 59,90 руб. - курсовая разница;

Д-т 60 - К-т 52 - 1 000 евро - оплата перевозчику (эквивалент составил 2 090,20 руб. (1 000 х 2,090 2));

Д-т 91-4 - К-т 60 - 16,90 руб. - курсовая разница. Далее...

 

29. ООО «Р»: Организация получила по накладной от 08.07.2016 три книжки МДП, одна по цене 30,94 швейцарского франка, на сумму без НДС - 92,83 франка, НДС - 3,17 франка, сумма с НДС - 96,00 франка.

Книжки можно получить при условии 100 % предоплаты.

Предоплата 100 % произведена 5 апреля 2016 г. в евро по курсу на дату оплаты:

• курс евро - 2,300 2 руб.;

• курс франка - 2,103 4 руб.

1) Как отразить операцию в бухгалтерском и налоговом учете у покупателя?

2) На какую сумму в рублях поставщик должен выставить электронный счет-фактуру?

3) При пересчете оплаты (евро во франки) для погашения задолженности по учету возникают разницы.

Облагаются ли данные разницы налогом на добавленную стоимость, участвуют ли при налогообложении прибыли? Далее...

 

30. ЧПУП «С»: Организация оплатила Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» книжки МДП:

• 29 ноября 2016 г. на сумму без НДС - 234,02 швейцарского франка, НДС - 25,98 франка, стоимость с НДС - 260,00 франка.

Оплата произведена в евро - 241,80.

На 29 ноября 2016 г. курс евро - 2,094 2 руб.; франка - 1,947 6 руб.

Получены книжки 30 ноября 2016 г. на сумму без НДС - 158,50 франка, НДС -16,50 франка, стоимость с НДС - 175,00  франка.

Сумма по неполученным книжкам составила - 85,00 франка (165,55 руб.);

• 21 декабря 2016 г. на сумму без НДС - 269,54 франка, НДС - 19,46 франка, стоимость с НДС - 289,00 франка.

Оплата произведена с учетом остатка в евро, то есть 190,89 евро (204,00 франка).

На 21 декабря 2016 г. курс евро - 2,094 2 руб.; франка - 1,947 6 руб.

Получены книжки 21 декабря 2016 г. на сумму без НДС - 266,44 франка, НДС - 22,56 франка, стоимость с НДС - 289,00 франка.

Как в бухгалтерском учете отразить эти операции? Далее...

 

31. УП «ФВ»: При перевозке строителей к месту работы с ними доставляется оборудование (электродрели, шуруповерты, перфораторы, сварочный аппарат). На данное оборудование товарно-транспортная накладная не оформляется, так как оно закреплено за материально ответственными лицами.

1) Относится ли данное оборудование к технологическому оборудованию, при перевозке которого линейная норма расхода топлива повышается не более чем на 10 %?

2) Каким документом следует подтверждать перевозку данного оборудования? Далее...

 

Развернутый текст интернет-семинара см. здесь.

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»