Оцените полезность документа:
   

 

О ЗАКУПКАХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Уважаемые пользователи АПС «Бизнес-Инфо»!

С 1 января 2017 г. изменилось правовое регулирование закупок товаров (работ, услуг) при строительстве в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

В связи с этим по просьбе пользователей 24 мая 2017 г. состоялся интернет-семинар по теме «О закупках в строительстве» с Ольгой Костюк, консультантом отдела ценообразования Главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Ольга Костюк ответила на самые актуальные и востребованные вопросы.

 

Ольга Костюк, консультант отдела ценообразования ГУ экономики и внешнеэкономической деятельности Минстройархитектуры РБ

Ольга Костюк окончила Белорусскую государственную политехническую академию в 1995 году по специальности «Промышленное и гражданское строительство». С 1995 года работала на строительных предприятиях различных форм собственности, с 2006 года и по настоящее время работает в Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь.

 

1. РСУ КУП «С»: О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы (часть вторая п.9 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88).

Какие документы для организаций, выполняющих строительно-монтажные работы, подтверждают указанное право?

Заказчик требует сертификат работ и услуг собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой, на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817; письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 11.04.2016 № 14-07/926К «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение» заказчик не принимает во внимание в связи с тем, что с 1 января 2017 г. сфера строительства не регулируется нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Далее...

 

2. РСУ КУП «С»: Из трех претендентов только одна организация представила затребованные заказчиком документы для переговоров, предложенная ею цена средняя по отношению к другим претендентам. Заказчик признает переговоры несостоявшимися, меняет условия переговоров (убирает сертификат ISO) и тут же объявляет новые. Источник финансирования - бюджетные средства.

В какой орган можно обратиться с жалобой на нарушение проведения процедуры торгов (переговоров)? Далее...

 

3. РСУ КУП «С»: Заказчик объявил о проведении подрядных торгов с процедурой снижения цены.

Можно ли проводить процедуру улучшения предложения (снижения цены) на подрядных торгах? Далее...

 

4. РСУ КУП «С»: Заказчик в конкурсной документации выставил одним из условий расчеты за выполненные строительные работы собственной продукцией до 30 %.

Имеет ли заказчик право на такие действия, если источник финансирования - собственные средства? Далее...

 

5. РСУ КУП «С»: Вправе ли заказчик ограничить число претендентов на участие в торгах, требуя наличия в уставном фонде более 50 % акций (долей), находящихся в собственности Республики Беларусь? Далее...

 

6. РСУ КУП «С»: Заказчик не отвечает на неудобные для него запросы по разъяснению, размещенные на официальном сайте icetrade.

Есть ли какие-то административные наказания для таких заказчиков? Далее...

 

7. «ГКБ»: Проводим закупку из одного источника услуги по техническому обслуживанию внутренних инженерных сетей и оборудования, включая системы электроснабжения.

Отправляем нескольким организациям приглашения с проектом договора. В определенное время и день назначаем встречу комиссии с представителями организаций для открытия предложений. Вскрываем конверты с предложениями, озвучиваем цены. Далее комиссия изучает предложения и документы участников (содержимое конвертов). Потом высылаем участникам закупки приглашения на проведение переговоров по уменьшению цены. Собираются вместе комиссия и представители организаций. Представители организаций уменьшают цены по своим предложениям. На основании этого комиссией составляется протокол и выбирается победитель.

Допустимо ли проводить в рамках закупки из одного источника такую процедуру, как переговоры по уменьшению цены, после того, как открыли конверты с предложениями участников и озвучили их цены?

Что это за переговоры по уменьшению цены, когда их можно проводить и с кем, когда нельзя? Далее...

 

8. ВОКПР: Планируется проведение текущего ремонта здания.

При размещении извещения о проведении переговоров сколько дней должно пройти между началом и окончанием подачи предложений участниками? Далее...

 

9. РУП «БМ»: Организация-заказчик для проведения процедуры переговоров (ремонт асфальтобетонного покрытия) направила приглашения для участия трем организациям, но заявка поступила только от одной.

Можно ли проводить процедуру переговоров с одним участником? Далее...

 

10. ГУ «ГОМ»: 1) Организация решила заменить технологическое оборудование в производственном цеху. Заказала проект, включающий в части строительных работ только ремонт помещений (отделку). Признается ли закупка технологического оборудования для данного проекта закупкой в строительстве и распространяется ли на закупки по данному проекту законодательство о закупках в строительстве?

2) По каким критериям инвестиционные проекты или иные проекты по модернизации, в том числе выполняемые без привлечения сторонних организаций, относятся к строительству в части распространения на них законодательства о закупках в строительстве? Далее...

 

11. ЖКХ «ГУП»: Частью шестой подп.31.3 п.31 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, предусмотрено предоставление участником процедуры закупки обеспечения исполнения договора в виде перечисления денежных средств на счет заказчика. В то же время п.15 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, и п.16 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, предусматривают и другие виды обеспечения исполнения договора.

Будет ли существенным нарушением, если стороны в договоре указали вид обеспечения в соответствии с названными п.15 или п.16? Далее...

 

12. ОАО «ВБП»: Между ОАО «В» (инвестор) и Республикой Беларусь заключен инвестиционный договор в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» для реализации инвестиционного проекта «С».

Строительство будет осуществляться за счет собственных средств инвестора. Стоимость строительства более 100 тыс. БВ. Акции ОАО «В» находятся в государственной собственности.

До разработки проектной документации на Строительство необходимы разработка и утверждение предпроектной (предынвестиционной) документации в соответствии с абзацем 2 подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

В соответствии с абзацем 5 подп.3.1 п.3 Декрета № 10 инвестор имеет право определять без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации. В отношении предпроектной документации прямой нормы о наличии такого права у инвестора в Декрете № 10 нет.

В соответствии с подп.1.5 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» при строительстве объектов стоимостью 100 тыс. БВ и более хозяйственными обществами, акции которых находятся в государственной собственности, обязательным является проведение подрядных торгов на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации. Однако размещение заказа на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации необходимо лишь в случае обязательного проведения подрядных торгов для строительства объекта. В нашем же случае инвестор вправе не проводить их, так как это право предоставлено инвестору Декретом № 10. Необходимо ли проводить в такой ситуации процедуру закупки предпроектных (предынвестиционных) работ в строительстве?

В случае необходимости какую процедуру закупки следует провести ОАО «В» для выбора подрядчика предпроектных (предынвестиционных) работ? Далее...

 

13. ОАО «БИТ»: Необходимо ли хозяйственному обществу с долей государства более 50 % в уставном фонде проводить процедуру переговоров при заключении договоров подряда на выполнение мелких строительных работ, связанных с текущим ремонтом (окраска поверхностей, укладка плитки, прокладка полипропиленового трубопровода и т. д.), на сумму, не превышающую 150-200 руб.? Далее...

 

14. УЗ «ГЦ»: В организации разработан проект на установку локально-вычислительной сети в декабре 2014 г., в мае 2017 г. выделены бюджетные деньги для реализации проекта.

Действителен ли проект на дату выделения денег - май 2017 г.? Далее...

 

15. УЗ «ГЦ»: Бюджетной организации выделены деньги на капитальный ремонт по ранее разработанному проекту. В штате организации отсутствует аттестованный специалист по строительству.

1) Как правильно провести процедуру по выбору инженерной организации и по выбору подрядчика согласно законодательству?

2) Обязательно ли заключение трехстороннего договора? Далее...

 

16. ЗАО «ГОМ»: Пунктом 77 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, предусмотрена процедура улучшения предложения для переговоров, которая является дополнительным элементом переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений. Как показывает практика, одной из важных проблем в процедуре переговоров является снижение цены.

При проведении процедуры улучшения предложения для переговоров цена заказа снижается в половину стоимости, предусмотренной конкурсной и проектно-сметной документацией. Предельный процент снижения цены по отношению к цене заказа в процедуре переговоров не установлен в отличие от подрядных торгов, для которых он установлен в части шестой подп.31.3 п.31 Положения № 88.

Имеет ли юридическое основание применение части шестой подп.31.3 п.31 Положения № 88 в процедуре закупки «переговоры»? И если да, то каким образом и в каких инстанциях субподрядная организация может оспорить снижение цены более чем на 15 % в процедуре переговоров, если генподрядчик (заказчик) допустил возможность такого снижения? Далее...

 

17. ЖКХ «К»: Необходимо выбрать организацию, которая произведет:

1) грейдирование улиц в городе;

2) дорожную разметку специальной машиной.

Финансирование бюджетное.

Какие процедуры следует проводить? Далее...

 

18. РЖ «Т»: При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (п.9 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88).

1) Товарам из каких конкретно стран (их названия) заказчик обязан предоставлять преференциальную поправку в размере 15 %?

2) Какие документы должен представить участник для подтверждения права на преференциальную поправку? Далее...

 

19. УО «БГМК»: При проведении повторной процедуры закупки необходимо ли заново утверждать документацию, техзадание, дефектный акт, проект договора или можно использовать ранее утвержденные документы? Далее...

 

20. ОАО «АЭЗ»: При отнесении определенных видов работ и услуг к строительной деятельности организация руководствуется постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности».

Правильно ли это? Далее...

 

21. УО «БГМК»: Каким образом при исполнении договора поставки строительных материалов, заключенного по результатам процедуры закупки, докупить две банки краски? Далее...

 

22. УО «БГМК»: В документации о закупке запрещено указывать конкретные марки, например, краски или клея.

Как быть, если нужна именно определенная краска или клей (так как по факту предлагают товар самый дешевый и некачественный)? Далее...

 

23. УО «БГМК»: Можно ли в процедуре переговоров одним лотом закупать работы, а другим - материалы? Далее...

 

24. УО «БГМК»: Организация закупает стройматериалы. Каждый материал имеет свой код классификатора.

Можно ли закупить материалы одним лотом или необходимо выделять лоты по каждому материалу в отдельности? Далее...

 

25. УО «БГМК»: При заключении договора подряда по результатам процедуры закупки выяснилось, что необходимо выполнить дополнительные ремонтные работы. Объем дополнительных работ больше 10 %.

Что делать в данной ситуации? Далее...

 

26. ГУ «Б»: Проведение подрядных торгов, торгов, биржевых торгов не является обязательным в случаях, когда заключается договор о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен или в состав, систему которого входит заказчик, либо осуществляющим управление принадлежащими государству акциями (долями) в уставном фонде заказчика, а в случае отсутствия такого органа (организации) - по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения заказчика) (абзац 7 подп.1.6 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»).

Организация имеет право выбирать процедуру переговоров для устранения аварийной ситуации. Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения (п.66 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88).

На системах холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления неисправности аварийного характера (трещины и свищи в трубопроводах и их соединениях, неисправность вентилей, задвижек, засоры) устраняются немедленно (приложение В к ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования», утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 321 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/368633/496245)).

Организация обслуживает казарменно-жилищный фонд и в случае порыва теплотрассы, канализации, водоснабжения обязана устранить порыв немедленно (особенно в зимний период).

Каков порядок применения вышеуказанных норм при возникновении аварийной ситуации, требующей немедленного устранения? Далее...

 

27. ВГИК: Для проведения в 2017 году текущего ремонта (замена покрытия пола в отдельных помещениях горисполкома и другие виды работ) собственными силами без привлечения подрядных организаций необходимо закупить стройматериалы (краска, лак и др.), стоимость каждого вида менее 3 тыс. БВ.

Обязательно ли проведение переговоров при закупке указанных стройматериалов согласно Указу Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» или нужно провести закупку из одного источника согласно Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»? Далее...

 

28. УОБО: Обязательно ли проводить закупку в строительстве (переговоры) для приобретения строительных материалов, которые будут использоваться учащимися при прохождении практики временная занятость молодежи)? Данные материалы приобретаются за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на основании сметы расходов, а не дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту.

Можно ли в этом случае закупить материалы в качестве складского запаса не для конкретного объекта ремонта с применением процедуры закупки из одного источника (сумма закупки менее 3 тыс. БВ)? Далее...

 

29. УОБО: Промывка и опрессовка систем отопления, поверка приборов учета является необходимым условием для приемки объекта к началу отопительного сезона. Устранение аварийных ситуаций (порывов отопления, водопровода, канализации) согласно ТНПА по эксплуатации зданий должны проводиться в кратчайший период (от нескольких часов до 1 суток). Переговоры, самая простая конкурентная процедура при ремонте, не могут быть проведены менее чем за 3 рабочих дня.

Как действовать в данной ситуации? Может ли закупка работ на данные мероприятия проводиться как закупка услуг по техническому обслуживанию здания у организаций с применением законодательства о государственный закупках (Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»)? Далее...

 

30. ОАО «К»: В процессе эксплуатации произошла аварийная ситуация - вышла из строя кабельная линия 10 кВ. От исправности линии зависит работа всего предприятия.

Поскольку ситуация аварийная, можно ли заключить договор с подрядчиком на выполнение ремонта без применения какой-либо процедуры закупок? Далее...

 

31. РЖ «Т»: При проведении процедуры переговоров на закупку товаров (работ, услуг) незначительной стоимости (например, на закупку строительных материалов для текущего ремонта (две банки краски)) обязательно ли устанавливать в документации для переговоров все требования в соответствии с п.68 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, например о предоставлении участниками документов об их экономическом и финансовом положении на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров? Далее...

 

32. УЗ ВОКБ: Проводится процедура переговоров по выбору подрядной организации на проведение текущего ремонта больницы. Организатором направлены приглашения на участие в переговорах с указанием в том числе места, даты, времени и порядка вскрытия конвертов с предложениями. Согласно документации на переговоры при вскрытии конвертов объявляются основные пункты предложений участников, в том числе цена предложения.

1) Считается ли вскрытие конвертов этапом проведения процедуры переговоров и однозначным допуском всех участников, присутствующих при вскрытии конвертов, к дальнейшему участию в переговорах?

При дальнейшем изучении представленных участниками документов было установлено отсутствие требуемых документацией документов, а именно документов, подтверждающих наличие системы качества.

Можно ли отклонить предложения таких участников из-за непредставления документов, установленных документацией на следующий этап переговоров, что отразить в протоколе?

Один из участников представил непрошитые документы. При этом требования об их прошивке документацией не установлено.

Может ли это быть основанием для отклонения предложения участника? Обязательны ли подписи участников переговоров на протоколе или достаточно довести до сведения участников, что возможно ознакомление с протоколом?

2) Исходя из представленных документов все участники имеют право на применение преференциальной поправки, однако не все участники заявили о своем праве на нее.

Признается ли основанием для применения преференциальной поправки заявление участника о таком праве или возможно неприменение организатором права на преференциальную поправку исходя из анализа представленных документов, то есть с учетом того, что все участники имеют право на такую поправку, поэтому организатор ее не применяет?

3) После вскрытия конвертов организатор установил необходимость внесения изменения в документацию для переговоров.

Можно ли отменить процедуру переговоров и на каком этапе?

4) Участники в своем предложении указали процент снижения цены по отношению к цене заказа более 30 % от стартовой цены, в документации для переговоров требование об обеспечении исполнения договора отсутствовало.

Можно ли при заключении договора по результатам переговоров включить условие об обеспечении исполнения обязательств по договору, если это требование отсутствовало в документации для переговоров и в проекте договора?

5) Можно ли после процедуры улучшения предложений проводить индивидуальные переговоры с участниками? Необходимо это делать со всеми или например, с 3-4 участниками, предложившими наименьшую цену? Можно ли после проведения процедуры улучшения предложения для переговоров выбрать победителем участника, цена которого отличается от минимально предложенной цены, обосновав такой выбор тем, что выбираемая организация входит в систему здравоохранения, известно о качестве ее работы, у организаций один собственник имущества? Далее...

 

33. СШ № 20: Обязательно ли при закупке строительных материалов в резерв на склад проводить процедуру переговоров или можно провести закупку из одного источника? Далее...

 

34. ОАО «СРСУ»: Согласно договору генподрядчика расчеты за выполненные работы производятся заказчиком на основании подписанных актов приемки выполненных работ формы С-2а и справки С-3. При проведении генподрядчиком процедуры переговоров по выбору субподрядной организации победитель переговоров применил понижающие коэффициенты к стоимости предмета заказа (отсутствующие в расчете к договору генподряда).

Как правильно предъявлять заказчику стоимость работ, выполненных субподрядной организацией? Далее...

 

35. ГУ «Б»: В организации необходимо обследовать здание с выдачей технического заключения о состоянии его строительных конструкций. Согласно ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83, данный вид работ классифицируется кодом 71.20.19.160 «Услуги по техническому обследованию состояния объектов недвижимости» и относится к разделу 71 «Услуги в области архитектурной деятельности, инженерных изысканий, технических испытаний и анализа». Данное техническое заключение будет использовано для определения дальнейшей эксплуатации здания (то есть заключение будет использовано как техническая документация). В организации также проводятся обследования здания с выдачей технического заключения о состоянии его строительных конструкций для выполнения в дальнейшем текущего или капитального ремонта здания (оказание услуг при строительстве объекта).

Нужно ли в данной ситуации руководствоваться нормами Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88? Далее...

 

36. УП «Д-К»: Проводятся подрядные торги, предквалификационный отбор. В документации на предквалификационный отбор заказчик указал, что участники должны представить информацию на электронном носителе (с невозможностью модифицирования информации). Один из участников представил информацию на диске, при просмотре диск не открылся и у конкурсной комиссии не было возможности изучить информацию.

Каковы действия комиссии в данной ситуации? Следует ли указывать в документах на предквалификацию, в какой программе записывать информацию на диск? Далее...

 

внимание

Развернутый текст интернет-семинара см. здесь.

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»