Оцените полезность документа:
   

СОДЕРЖАНИЕ

 

Основные НПА, регулирующие исполнительное производство

Система органов принудительного исполнения

Создание банка данных исполнительных производств. Предоставление сведений об исполнительных производствах

Срок предъявления исполнительных документов к исполнению

Возбуждение исполнительного производства

Порядок действий взыскателя до возбуждения исполнительного производства

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Добровольное исполнение исполнительного документа

Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника

Предоставление сторонами информации судебному исполнителю

Запрет для банков на открытие других банковских счетов должнику

Изменение в перечне имущества, на которое не обращается взыскание

Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) арестованного транспортного средства должника

Замена стороны исполнительного производства

Оценка и реализация арестованного имущества

Расходы по исполнению исполнительного документа. Принудительный сбор

Порядок и очередность распределения денежных средств между взыскателями

Обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения

Завершение исполнительного производства

 

НОВАЦИИ 2017 ГОДА В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

С 13 мая 2017 г. правовой статус, компетенцию и организационные вопросы деятельности судебных исполнителей определяет Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях» (далее - Закон о судебных исполнителях).

С 16 мая 2017 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве). Этим Законом соответствующие изменения внесены в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ХПК) и Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ГПК).

В основу Закона об исполнительном производстве положены нормы Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», раздела IX ГПК, раздела IV ХПК, а также сложившаяся практика.

В горячем пособии «Новации 2017 года в исполнительном производстве» рассмотрены основные нововведения Закона об исполнительном производстве, в частности порядок возбуждения исполнительного производства, порядок применения мер принудительного исполнения, меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, порядок обращения взыскания на денежные средства и имущество должника, распределение средств между взыскателями.

Основные НПА, регулирующие исполнительное производство

* Закон об исполнительном производстве.

* Закон о судебных исполнителях.

* Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее - Инструкция по исполнительному производству).

* Статья 2663, раздел IV ХПК.

* § 9 главы 29, раздел IX ГПК.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 № 1092 «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей».

* Положение об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1190 (далее - Положение № 1190).

* Инструкция о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2014 № 986 (далее - Инструкция об отбуксировке).

* Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 66 «О некоторых вопросах назначения на должность судебного исполнителя» (далее - постановление № 66).

Система органов принудительного исполнения

С 2014 года, после проведения судебной реформы, в Республике Беларусь функционирует вертикальная система органов принудительного исполнения, подчиненная Министерству юстиции Республики Беларусь. После 13 мая 2017 г. сама система органов принудительного исполнения не изменилась.

Полномочия органов принудительного исполнения регулируют Закон о судебных исполнителях и Положение № 1190.

В систему органов принудительного исполнения входят:

главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, возглавляющее систему органов принудительного исполнения;

территориальные органы принудительного исполнения.

Территориальными органами принудительного исполнения являются:

• управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов;

• районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения.

 

справочно

Справочно

Адреса и телефоны территориальных органов принудительного исполнения см. в рубрике «Полезные ссылки» АПС «Бизнес-Инфо».

 

Возможность назначения на должность судебного исполнителя лица, имеющего высшее образование по определенным специальностям, закреплена в постановлении № 66.

Создание банка данных исполнительных производств. Предоставление сведений об исполнительных производствах

Статьей 8 Закона об исполнительном производстве предусмотрено создание и ведение банка данных исполнительных производств с целью информирования граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, об исполнительных производствах, находящихся на исполнении в органах принудительного исполнения.

Порядок формирования и ведения вышеуказанного банка данных устанавливается законодательными актами, принятие которых ожидается в ближайшее время.

 

справочно

Справочно

В настоящее время в тестовом режиме на портале Министерства юстиции Республики Беларусь (http://minjust.gov.by/clientvip/) работает электронный реестр должников по исполнительным производствам. Пользователь может внести фамилию, имя, отчество и идентификационный номер физического лица или название и учетный номер плательщика юридического лица, и сервис выдаст предварительные сведения:

• о количестве возбужденных и находящихся на исполнении более 3 месяцев исполнительных производств;

• о количестве оконченных исполнительных производств в связи с невозможностью взыскания долга;

• об органе принудительного исполнения.

 

Кроме того, ст.9 Закона об исполнительном производстве сохранена возможность представления сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников, по аналогии с порядком, установленным ст.407 ХПК (в редакции до 16 мая 2017 г.), при условии оплаты государственной пошлины за сведения о каждом должнике в размере 3 БВ (п.3 приложения 161 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, далее - НК).

 

справочно

Справочно

Пример запроса в органы принудительного исполнения о предоставлении сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должника, см. здесь.

Срок предъявления исполнительных документов к исполнению

Законом об исполнительном производстве предусмотрен единый срок предъявления к исполнению исполнительных документов, выданных судом, который составляет 3 года (часть первая ст.34).

 

справочно

Справочно

Ранее такой срок в хозяйственном процессе составлял также 3 года, а в гражданском - 6 месяцев.

 

В то же время, что касается исполнительной надписи нотариуса, она может быть предъявлена к исполнению в течение 6 месяцев, а в случае, если взыскателем или должником является гражданин, - в течение 3 лет со дня ее совершения (п.1 ст.107 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности»).

Возбуждение исполнительного производства

справочно

Справочно

Подробнее см.:

• «Алгоритм возбуждения исполнительного производства»;

• «Изменения в сроках, порядке возбуждения исполнительного производства, порядке подачи жалоб на судебного исполнителя. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве"».

Порядок действий взыскателя до возбуждения исполнительного производства

Как и ранее, исполнительный документ о взыскании денежных средств с юридического лица взыскатель обязан самостоятельно направить в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию, обслуживающие счет должника (часть первая ст.41 Закона об исполнительном производстве).

Что касается взыскания денежных средств с должников граждан или индивидуальных предпринимателей, то Законом об исполнительном производстве предусмотрено право (но не обязанность) направить исполнительный документ по известному месту получения таким должником заработной платы и приравненных к ней доходов с заявлением о проведении удержания согласно исполнительному документу и перечислении удержанных денежных средств взыскателю за счет этого должника (часть третья ст.41).

 

справочно

Справочно

Заявление о проведении удержания согласно исполнительному документу и перечислении удержанных денежных средств взыскателю за счет должника (с комментариями) см. здесь.

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Статьей 11 Закона об исполнительном производстве установлены требования к содержанию исполнительных документов, в том числе судебного приказа. Перечень исполнительных документов содержится в ст.10 Закона об исполнительном производстве.

В случае предъявления к исполнению исполнительного документа, не соответствующего установленным требованиям, судебный исполнитель в соответствии с абзацем 7 части первой ст.45 Закона об исполнительном производстве возвращает исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства (часть четвертая п.31 Инструкции по исполнительному производству).

Законом об исполнительном производстве введен заявительный принцип возбуждения исполнительного производства (в том числе и по гражданским делам).

 

справочно

Справочно

До 16 мая 2017 г. ст.484 ГПК предусматривала возможность возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа и устного заявления взыскателя.

 

Возбуждение исполнительного производства возможно при наличии письменного заявления взыскателя (за исключением исполнительного документа, направленного судом, в части имущественных взысканий по уголовным делам, делам об административных правонарушениях) (часть первая ст.42 Закона об исполнительном производстве).

По новому принципу исполнительного производства заявитель лично вписывает в заявление о возбуждении исполнительного производства сумму, подлежащую взысканию с должника. Она не может превышать сумму, которая отражена в судебном решении, но может быть меньше ее. Помимо суммы долга в заявлении обязательно указание расчетного счета взыскателя, куда нужно перечислить деньги, а также личных данных заявителя (ст.43 Закона об исполнительном производстве).

Порядок действий взыскателя при возбуждении исполнительного производства детально описан в пособии-навигаторе «Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь». Приведем фрагмент навигатора.

 

Действие Обоснование Примечание
1. Обращение в обслуживающий взыскателя банк для бесспорного взыскания денежных средств со счета должника на основании платежного требования Часть первая ст.41 Закона об исполнительном производстве Данное правило не распространяется на случаи, указанные в части второй ст.41 Закона об исполнительном производстве.
Если платежное требование не будет исполнено (в полном объеме или частично), его следует отозвать и подать заявление о возбуждении исполнительного производства.

Справочно

См. заявление в банк о возврате исполнительного документа и платежного требования
2. Подача взыскателем заявления о возбуждении исполнительного производства Часть первая ст.42 Закона об исполнительном производстве Заявление о возбуждении исполнительного производства должно быть предъявлено в орган принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий.
Согласно части первой ст.56 Закона об исполнительном производстве исполнительные действия совершаются судебным исполнителем по месту:
- жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника;
- нахождения имущества должника;
- осуществления должником хозяйственной деятельности.
Если взыскателю неизвестно, в каком территориальном органе принудительного исполнения должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе предъявить исполнительный документ и заявление о возбуждении исполнительного производства соответствующему главному судебному исполнителю по области (г. Минску) по месту совершения исполнительных действий, определяемому в соответствии со ст.56 Закона об исполнительном производстве. Главный судебный исполнитель по области (г. Минску) направляет указанные документы в соответствующий районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел принудительного исполнения в трехдневный срок со дня их поступления, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их поступления (часть вторая ст.42 Закона об исполнительном производстве)
2.1. Подготовка заявления Статья 43 Закона об исполнительном производстве Заявление может быть подано в письменной форме или форме электронного документа. Заявление, подаваемое в форме электронного документа, должно содержать адрес электронной почты взыскателя и быть подписано электронной цифровой подписью.
В заявлении должны быть указаны:
- сведения о сумме денежных средств, подлежащей взысканию;
- текущие (расчетные) банковские счета взыскателя, на которые необходимо перечислять взыскиваемые денежные средства, его учетный номер плательщика или иной аналогичный номер, присвоенный в иностранном государстве;
- данные документа, удостоверяющего личность взыскателя - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя (идентификационный номер, серия (при их наличии), номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ).
К заявлению прилагаются:
- оригинал исполнительного документа;
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя взыскателя, если заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства предъявляется представителем;
- документы, подтверждающие совершение действий, предусмотренных частями первой (предъявление исполнительного документа в банк для бесспорного списания) и третьей ст.41 (предъявление исполнительного документа по известному месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов) Закона об исполнительном производстве, если их совершение до возбуждения исполнительного производства обязательно;
- иные документы (при необходимости).
При предъявлении к исполнению исполнительного документа, возвращенного дважды в соответствии с абзацами 3 и 4 части первой ст.53 Закона об исполнительном производстве, взыскателем, за исключением взыскателя-гражданина, в заявлении о возбуждении исполнительного производства должны быть также указаны сведения о должнике и его имуществе, которые ранее не были проверены в процессе исполнения.

Справочно

Дополнительно см.:
- заявление о возбуждении исполнительного производства;
- заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении юридического лица;
- заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении физического лица (с комментарием).


В случае предъявления в орган принудительного исполнения заявления (представления) о возбуждении исполнительного производства, не соответствующего установленным требованиям, судебный исполнитель в соответствии с абзацем 9 части первой ст.45 Закона об исполнительном производстве возвращает исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства, о чем выносит постановление согласно приложению 5 к Инструкции по исполнительному производству (часть шестая п.35 Инструкции по исполнительному производству)
2.2. Подача заявления в орган принудительного исполнения нарочным или заказным письмом   Адреса и телефоны территориальных органов принудительного исполнения см. в рубрике «Полезные ссылки»
2.3. Рассмотрение заявления Статьи 42, 44, 45 Закона об исполнительном производстве,
глава 7 Инструкции по исполнительному производству
Судебный исполнитель не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления о возбуждении исполнительного производства (с приложенным исполнительным документом) должен принять одно из следующих решений и вынести соответствующее постановление:
- о возбуждении исполнительного производства;
- об отказе в возбуждении исполнительного производства;
- о возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства
.

Справочно

Формы указанных постановлений приведены в приложениях 1-5 к Инструкции по исполнительному производству

Добровольное исполнение исполнительного документа

В исполнительном производстве выделяются две стадии:

1) добровольное исполнение;

2) принудительное исполнение.

После возбуждения исполнительного производства в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев, установленных частью третьей ст.46 Закона об исполнительном производстве.

По ходатайству должника судебный исполнитель вправе продлить срок для добровольного исполнения, если признает причины уважительными (часть четвертая ст.46 Закона об исполнительном производстве).

Ранее такого права у должника не было.

 

справочно

Справочно

Ходатайство должника о продлении срока для добровольного исполнения исполнительного документа см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

Если должник не исполнит требование исполнительного документа в течение срока на добровольное исполнение, то независимо от совершения исполнительных действий с него подлежит взысканию принудительный сбор в размере 10 % от взыскиваемой суммы (часть первая ст.120, часть первая ст.121 Закона об исполнительном производстве).

Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа

Принятие мер по обеспечению исполнительного документа регулируется ст.60-62 Закона об исполнительном производстве, а также главой 9 Инструкции по исполнительному производству.

 

справочно

Справочно

Подробнее см. ответ на вопрос «Какие виды мер по обеспечению исполнения исполнительного документа введены Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве" (вступает в силу 16 мая 2017 г.)?».

 

Частью четвертой ст.60 Закона об исполнительном производстве установлен открытый перечень мер по обеспечению исполнительного документа.

К компетенции суда отнесены следующие меры по обеспечению исполнительного документа (абзацы 8-10 части четвертой ст.60 Закона об исполнительном производстве):

• временное ограничение права должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника - юридического лица на выезд из Республики Беларусь;

• временное ограничение права должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 кВт (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода;

• временное ограничение должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений.

 

справочно

Справочно

Ходатайство о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должностных лиц должника - юридического лица на выезд из Республики Беларусь (пример) см. здесь.

 

К компетенции судебного исполнителя отнесены следующие меры по обеспечению исполнительного документа (абзацы 2-7, 11 части четвертой ст.60 Закона об исполнительном производстве):

• арест наличных денежных средств и (или) иного имущества должника, принадлежащих ему и находящихся у него и (или) третьих лиц;

• арест денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

• опись и (или) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) третьих лиц, передача этого имущества на хранение в порядке, установленном ст.89 Закона об исполнительном производстве;

• запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа;

• запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;

• запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника;

• иные меры, предусмотренные Законом об исполнительном производстве и иными законодательными актами.

 

справочно

Справочно

Ходатайство о применении меры по обеспечению исполнения исполнительного документа (общая форма) см. здесь.

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника

Порядок обращения взыскания на денежные средства и имущество должника регулирует глава 7 Закона об исполнительном производстве, а также главы 11-22 Инструкции по исполнительному производству.

 

справочно

Справочно

Подробнее см. «Порядок обращения взыскания на денежные средства и имущество должника. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве"».

Предоставление сторонами информации судебному исполнителю

Стороны исполнительного производства обязаны представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем его исполнения (ст.18 Закона об исполнительном производстве).

 

справочно

Справочно

До 16 мая 2017 г. такая информация представлялась только по требованию судебного исполнителя.

 

Стороны обязаны представлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения не позднее 3 дней со дня изменения (часть вторая ст.18 Закона об исполнительном производстве).

Кроме того, должник по требованию судебного исполнителя обязан представить сведения об имеющемся у него имуществе, источниках получения доходов, а также другие сведения, необходимые для исполнения исполнительного документа (ст.68 Закона об исполнительном производстве).

 

справочно

Справочно

Форма представления должником сведений об имуществе и иной необходимой информации утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.09.2014 № 892.

 

За непредставление достоверных сведений о своем имущественном положении или представление заведомо недостоверной информации об имеющемся у него имуществе, о месте нахождения его имущества, об изменении места работы или жительства, о дополнительном заработке (в том числе за работу по совместительству) и иных доходах должники могут быть подвергнуты штрафу или административному аресту.

Так, на гражданина может быть наложен штраф до 50 БВ или административный арест до 15 суток, а на юридическое лицо - до 1 000 БВ (ст.24.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Запрет для банков на открытие других банковских счетов должнику

Важной новацией стал запрет для банков на открытие других банковских счетов, если есть постановление судебного исполнителя о полном или частичном приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или информации о таком ограничении, полученном из автоматизированной информационной системы (часть вторая ст.63 Закона об исполнительном производстве).

Изменение в перечне имущества, на которое не обращается взыскание

При исполнении исполнительных документов в отношении должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, взыскание не может быть обращено на имущество, перечисленное в приложении к Закону об исполнительном производстве (ст.81 Закона об исполнительном производстве).

В отношении юридических лиц аналогичного перечня не предусмотрено.

 

справочно

Справочно

Ранее такой перечень был установлен приложением 2 к ХПК (в редакции до 16 мая 2017 г.).

Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) арестованного транспортного средства должника

Решение о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства принимается судебным исполнителем в случае, предусмотренном в части второй ст.67 Закона об исполнительном производстве, и оформляется соответствующим постановлением (приложение 31 к Инструкции по исполнительному производству).

В случае обнаружения арестованного транспортного средства должника, в отношении которого судебным исполнителем вынесено указанное постановление, сотрудник ГАИ задерживает это транспортное средство и осуществляет его принудительную отбуксировку (эвакуацию) и помещение на охраняемую стоянку.

Порядок вышеуказанных действий описан в ст.67 Закона об исполнительном производстве, главе 5 Инструкции об отбуксировке, п.97 Инструкции по исполнительному производству.

Замена стороны исполнительного производства

Закон об исполнительном производстве наделил судебного исполнителя полномочиями производить замену стороны исполнительного производства (ст.19).

Ранее данная функция находилась в компетенции суда.

 

справочно

Справочно

Заявление о замене стороны в исполнительном производстве см. здесь.

Оценка и реализация арестованного имущества

Законом об исполнительном производстве изменены подходы к оценке арестованного имущества, которые предполагают (ст.88):

• обязательное проведение независимой оценки при реализации определенных видов арестованного имущества (недвижимости, транспортных средств, имущества стоимостью более 50 БВ и др.);

• оценку имущества по ликвидационной стоимости (которая, как правило, меньше рыночной на 20-30 %);

• возможность проведения независимой оценки, когда сторона не согласна со стоимостью арестованного имущества.

Законом об исполнительном производстве также изменены подходы к реализации арестованного имущества, предусматривающие реализацию имущества с электронных торгов (ст.98).

Предусмотрена возможность реализации арестованного имущества с публичных торгов с привлечением в качестве организатора торгов специализированной организации (ст.99).

Расходы по исполнению исполнительного документа. Принудительный сбор

Расходы на исполнение исполнительного документа и порядок их взыскания указаны в частях первой-третьей ст.119 Закона об исполнительном производстве.

 

справочно

Справочно

Подробнее см. «Расширение полномочий судебного исполнителя, меры по обеспечению исполнительного документа, распределение средств между взыскателями. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве"».

 

В части третьей ст.119 Закона об исполнительном производстве установлены следующие случаи возложения на взыскателя расходов по исполнению:

• необоснованное предъявление исполнительного документа;

• необоснованное инициирование совершения исполнительных действий, повлекших расходы по исполнению исполнительного документа.

Кроме расходов по исполнению исполнительного документа, с должника удерживается принудительный сбор на основании постановления судебного исполнителя.

Установлен ряд случаев, когда принудительный сбор не взыскивается (часть вторая ст.120 Закона об исполнительном производстве).

 

справочно

Справочно

Суммы, взыскиваемые помимо судебных расходов, не изменились:

• по имущественным взысканиям - 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного с должника имущества;

• по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника-гражданина - 5 БВ, а с должника - юридического лица - 10 БВ.

Порядок и очередность распределения денежных средств между взыскателями

Законом об исполнительном производстве определены единый порядок и очередность распределения денежных средств между взыскателями (ст.122).

Требования каждой последующей очереди (всего их четыре) удовлетворяются после погашения требований предыдущей очереди.

Таким образом, очередность погашения задолженности в пользу взыскателей установлена исходя из вида требований без каких-либо особенностей в отношении суммы задолженности по исполнительному документу.

 

справочно

Справочно

Ранее была возможность удовлетворить во вторую очередь требования по исполнительным документам, по которым размер задолженности не превышал 100 БВ.

Обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения

Постановление судебного исполнителя может быть обжаловано сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, а прокурором опротестовано в порядке и сроки, установленные главой 12 Закона об исполнительном производстве и главой 4 Инструкции по исполнительному производству.

 

справочно

Справочно

Подробнее см. «Изменения в сроках, порядке возбуждения исполнительного производства, порядке подачи жалоб на судебного исполнителя. Комментарий к Закону Республики  Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве"».

 

Как и ранее, установлен обязательный досудебный порядок обжалования (опротестования) в порядке подчиненности постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, работника органа принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения (часть первая ст.124 Закона об исполнительном производстве).

В случае несогласия с постановлением, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы на постановление, действие (бездействие) судебного исполнителя, данное постановление может быть обжаловано в суд в порядке подсудности, установленной частями третьей и четвертой ст.132 Закона об исполнительном производстве).

 

внимание

Обратите внимание!

Жалобы в органы принудительного исполнения не облагаются государственной пошлиной.

Жалобы в суды на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей облагаются государственной пошлиной по ставке, установленной подп.2.3 п.2 приложения 14, п.2 приложения 16 к НК).

 

Порядок рассмотрения жалоб на судебных исполнителей судами установлен ст.2663 ХПК и § 9 главы 29 ГПК.

 

справочно

Справочно

Подробнее см. материал «Общий порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, работника органа принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения».

Жалобу в районный (городской) суд на действия судебного исполнителя см. здесь;

Жалобу в экономический суд на постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа взыскателю см. здесь.

Завершение исполнительного производства

Основания прекращения исполнительного производства установлены ст.52 Закона об исполнительном производстве и главой 39 Инструкции по исполнительному производству.

Основания для возвращения исполнительного документа взыскателю - ст.53 Закона об исполнительном производстве и главой 40 Инструкции по исполнительному производству.

 

внимание

Обратите внимание!

Прекращенное исполнительное производство не может быть начато вновь. Возвращение исполнительного документа взыскателю не препятствует повторному предъявлению этого документа к исполнению в пределах срока давности.

 

Вопросы о прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю рассматриваются судебным исполнителем без вызова сторон исполнительного производства (часть первая ст.54 Закона об исполнительном производстве).

 

Дополнительно по данной теме рекомендуем изучить:

 

Комментарии

Изменения в сроках, порядке возбуждения исполнительного производства, порядке подачи жалоб на судебного исполнителя. Комментарий к Закону Республики  Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве"».

Расширение полномочий судебного исполнителя, меры по обеспечению исполнительного документа, распределение средств между взыскателями. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве"».

Определены условия и порядок ведения исполнительного производства. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве».

Правовая основа деятельности судебных исполнителей. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях».

Принят единый закон об исполнительном производстве. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З.

Взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника. Комментарии к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях» и Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве».

Порядок обращения взыскания на денежные средства и имущество должника. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве».

Уточнены правила ведения исполнительного производства. Комментарий к Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67.

 

Интернет-семинар

Новации в исполнительном производстве.

На семинаре даны ответы на следующие вопросы:

Можно ли в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (вступает в силу с 16 мая 2017 г.) заявить ходатайство в целях обеспечения исполнения исполнительного документа о запрете выезда из Республики Беларусь главного бухгалтера, директора, учредителя и заместителя директора?

Какие основные требования для принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (вступает в силу 16 мая 2017 г.)?

Можно ли в качестве меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в отношении интернет-магазина заявить ходатайство о приостановлении работы сайта?

Как изменился (расширился либо внесены новые виды имущества) перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам?

Вправе ли судебный исполнитель самостоятельно направлять находящиеся в его производстве материалы дела по исполнительному производству в отношении должника антикризисному управляющему при получении судебным исполнителем информации о вынесении хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника с последующим уведомлением об этом кредитора?

Какие подзаконные акты планируется изменить с принятием Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (вступает в силу с 16 мая 2017 г.)?

Согласно законодательству во вторую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам, по которым размер задолженности не превышает 100 базовых величин, путем их единовременного погашения в пределах 1/5 части от суммы, оставшейся на депозитном счете суда после удовлетворения требований первой группы очередности. Сохранится ли данный порядок после вступления в силу 16 мая 2017 г. Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»?

В ст.88 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (вступает в силу 16 мая 2017 г.) предусмотрена возможность проведения независимой оценки арестованного имущества. Какие организации ее проводят и при каких условиях?

В чем отличие между арестом денежных средств судебным исполнителем и приостановлением операций по счетам? Какая мера обеспечения исполнения действеннее?

Какие виды мер по обеспечению исполнения исполнительного документа введены Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (вступает в силу 16 мая 2017 г.)?

 

Пособия

Временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь должностных лиц должников - юридических лиц: рекомендации судьи. 

Исполнительное производство по исполнительной надписи нотариуса. 

Порядок предоставления должником в исполнительном производстве сведений об имеющемся у него имуществе и административная ответственность за нарушение данного порядка. 

Общий порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, работника органа принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения.

Порядок исполнения решений экономических судов Республики Беларусь.

Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь.

Медиация в исполнительном производстве. Возможность медиативного соглашения.

 

Алгоритмы

Алгоритм возбуждения исполнительного производства. 

Алгоритм действий по взысканию дебиторской задолженности с юридических лиц в досудебном и судебном порядке.

Алгоритм действий при утере судебного приказа (определения о судебном приказе) в экономическом судопроизводстве. 

 

Вопросы и ответы 

Что необходимо предпринять с 16 мая 2017 г. взыскателю, если он получил исполнительные документы, которые не соответствуют требованиям ст.11 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»? Откажет ли в данном случае судебный исполнитель в возбуждении исполнительного производства?

 

Формы документов

Заявление о возбуждении исполнительного производства.

Заявление о возбуждении исполнительного производства (по экономическим делам) (пример).

Доверенность на право представления интересов в судах, рассматривающих экономические дела, органах принудительного исполнения, нотариальных конторах и нотариальных бюро (пример).

Заявление о проведении удержания согласно исполнительному документу и перечислении удержанных денежных средств взыскателю за счет должника (с комментариями).

Заявление в банк о возврате исполнительного документа и платежного требования.

Ходатайство должника о продлении срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Ходатайство о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должностных лиц должника - юридического лица на выезд из Республики Беларусь (пример).

Ходатайство о применении меры по обеспечению исполнения исполнительного документа (общая форма).

Заявление о замене стороны в исполнительном производстве.

Запрос в органы принудительного исполнения о предоставлении сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должника.

Жалоба в районный (городской) суд на действия судебного исполнителя.

Жалоба в экономический суд на постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа взыскателю.

Заявление об отводе судебного исполнителя (с комментарием). 

Исковое заявление об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) (с комментарием). 

Жалоба на действия судебного исполнителя (с комментарием). 

Ходатайство об отложении исполнительных действий (с комментарием). 

Заявление о восстановлении срока для предъявления исполнительного документа к исполнению (с комментарием). 

Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа (с комментарием). 

Ходатайство об объявлении розыска должника (с комментарием). 

 

справочно

Справочно

Формы процессуальных документов, применяемых судебными исполнителями приведены в приложениях 1-115 к Инструкции по исполнительному производству.

 

24.07.2017

 

Елена Ильницкая, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»