Оцените полезность документа:
   

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Уважаемые пользователи АПС «Бизнес-Инфо»!

30 октября 2017 г. состоялся интернет-семинар по теме «Бухгалтерский учет в торговых организациях» с участием Тамары Алейниковой, экономиста, редактора аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо».

В ходе интернет-семинара были заданы вопросы по порядку отражения в учете отдельных операций при осуществлении оптовой и розничной торговли, общественного питания, особенностям отражения отдельных операций в бухгалтерском и налоговом учете и др.

Тамара Алейникова ответила на самые актуальные и востребованные вопросы, которые интересны широкому кругу пользователей и находятся в ее компетенции.

 

Тамара Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Тамара Алейникова в 1979 году окончила Белорусский государственный институт народного хозяйства им. В.В.Куйбышева по специальности «Бухгалтерский учет в промышленности». С 1979 года место работы - совместное предприятие закрытое акционерное общество «Милавица», где с 1991 года работала заместителем главного бухгалтера. С 2001 года - редактор журнала «Главный Бухгалтер», с 2004 по 2011 год - выпускающий редактор ежемесячного журнала «Ценообразование». С 2012 года - редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо».

 

1. ООО «ТБТ»: Организация импортировала в 2016 году продовольственный товар из Польши. В 2017 году в связи с обнаружением неправильно примененного кода ТН ВЭД была проведена корректировка таможенной стоимости ввезенного товара и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь принял решение о возврате организации излишне уплаченного налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины. Согласно учетной политике организации таможенная пошлина относилась на стоимость приобретенного товара и к моменту отражения в бухгалтерском учете суммы таможенной пошлины, подлежащей возврату, часть товара была продана в 2016-2017 годах.

В данном случае полагаем, что произошло изменение учетной оценки активов, которое следует отразить в бухгалтерском учете в 2017 году.

Как правильно отразить такое изменение на счетах бухгалтерского учета?

Следует ли уменьшать стоимость активов, которые еще не проданы? Далее...

 

2. ООО «ТБТ»: По условиям договора продавец организует за свой счет поставку товара в указанное покупателем место, при этом покупатель компенсирует продавцу затраты, связанные с доставкой товара, в размере 1 % от общей стоимости товара, поставляемого по каждой накладной с учетом НДС по ставке 20 %. Компенсация затрат, связанных с доставкой, производится покупателем на основании акта о компенсации затрат, который передается покупателю вместе с товаром по товарно-транспортной накладной.

Для осуществления перевозки продавец привлекает третье лицо - перевозчика, который по итогам месяца выставляет акт оказанных услуг.

Правильно ли будет в бухгалтерском учете причитающиеся суммы компенсации по выставленному акту отражать по кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» в составе прочих доходов по текущей деятельности на дату подписания акта, а расходы по перевозке учитывать на счете 44 «Издержки обращения» на основании акта об оказании услуг по перевозке?

Как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются причитающиеся суммы компенсации по выставленному акту? Далее...

 

3. ООО «ЭКТ»: Организация занимается оптовой торговлей, импортирует товар из Российской Федерации, упакованный в деревянные ящики, на паллетах.

Отдельной строкой в приходных документах ящики (паллеты) не выделены, их количество указано в международной товарно-транспортной накладной «CMR». В договоре с поставщиком не оговорен порядок возврата тары и (или) компенсации ее стоимости. Исходя из этого можно сделать вывод: тара невозвратная, ее стоимость включена в стоимость товара.

Товар продается на территории Республики Беларусь в той же упаковке, в которой он был импортирован (то есть в ящиках на паллетах), тара конечным покупателем не возвращается.

Как правильно отразить в бухгалтерском учете торговой организации ящики и паллеты?

Нужно ли выделять отдельной строкой в накладной ящики и паллеты без указания их стоимости при реализации товара конечному покупателю? Далее...

 

4. ООО «ЭКТ»: Поставщик поставил покупателю проволоку сварочную массой 145 кг. Покупатель возвратил товар массой 142 кг по причине несоответствия химических свойств товара данным сертификата (покупателем представлен протокол проведенного химического анализа). Для проведения химического анализа покупатель использовал 3 кг проволоки сварочной, оплачивать которые отказывается. В договоре не оговорен порядок возмещения данных расходов. Покупатель представил счет на возмещение стоимости израсходованных для химического анализа товаров.

1. Как в бухгалтерском учете отразить стоимость израсходованного для химического анализа товара?

2. Какие подтверждающие документы должен представить покупатель? Далее...

 

5. ООО «ЭКТ»: Организация занимается оптовой торговлей товарами. Согласно ее учетной политике транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, распределяются на остаток нереализованных товаров.

Директор организации на служебном автомобиле посещает поставщиков из других городов для заключения разовых договоров на поставку конкретного товара либо составления заявок на поставку конкретных товаров, которые в последующем доставляются на адрес организации.

Относятся ли данные расходы (возмещение суточных, топливо и т. п.) к расходам, подлежащим распределению на остаток нереализованных товаров, либо их можно в полной сумме относить к нераспределяемым расходам на реализацию? Далее...

 

6. ГП «МКР»: Предприятие отпускает покупные товары и товары собственного производства со склада в торговые точки, которые находятся по одному адресу.

Для отражения в бухгалтерском учете предприятие обязано оформлять товарную накладную? Или можно оформить иной первичный документ в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете? Далее...

 

7. ООО «ТДС»: Организация розничной торговли применяет упрощенную систему налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость. Численность работников - 5 человек. Выручка с января по сентябрь 2017 г. (9 месяцев) составила 1 020 000 руб. Отчетный период - квартал. За 10 месяцев выручка - 1 200 000 руб. За весь 2017 год выручка примерно составит 1 470 000 руб.

Вправе ли организация с 1 января 2018 г. применять упрощенную систему налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость? Далее...

 

8. ОАО «ОШ»: Согласно п.186 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206, в столовых учреждений образования осуществляется отбор суточных проб каждого приготовленного блюда. По истечении срока хранения суточные пробы утилизируются.

Как правильно отразить в бухгалтерском учете списание проб и за счет каких источников? Далее...

 

9. ОАО «ОШ»: В буфет столовой для реализации отпускается скоропортящаяся продукция, например салаты, срок реализации которых 1 ч. Непроданная продукция утилизируется.

Как правильно отразить в учете списание указанной продукции и за счет каких источников? Далее...

 

10. ООО «СС»: Организация «А», занимающаяся оптовой торговлей, приобретает товар в Минске. Доставка товара осуществляется перевозчиком на его терминал.

1) Организация «А» в день, следующий за днем доставки товара, забирает его с терминала на служебном автомобиле и доставляет покупателю.

Какой датой нужно оприходовать товар у организации «А»? Правильно ли будет указать в ТТН-1 на отгрузку товара покупателю адрес погрузки - адрес терминала перевозчика?

2) Организация забирает товар с терминала на своем транспорте и доставляет на склад.

Как правильно документально оформить перемещение товара со склада перевозчика на склад организации? Как правильно заполнить первичный учетный документ? Далее...

 

11. ЗАО «БУ»: В организации розничной торговли реализация товара осуществляется по методу самообслуживания. В 2017 году при инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в торговом зале, обнаружена недостача.

Недостача списывается:

• в расходы на реализацию - в пределах норм естественной убыли согласно приказу Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.1997 № 42 «О Нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете»;

• за счет прибыли организации - как потери товаров в связи с «забывчивостью» покупателей в размере 0,25 % от фактического товарооборота магазина за межинвентаризационный период (без учета стоимости крупногабаритных товаров). Данная норма утверждена и собранием акционеров.

Признается ли сумма недостачи, списываемая за счет прибыли на «забывчивость» покупателей, суммой потерь в пределах нормы, установленной законодательством Республики Беларусь?

Нужно ли в 2017 году восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, по сумме недостачи, списываемой на «забывчивость» покупателей? Далее...

 

12. РУП «ВС»: При инвентаризации в магазине выявлена недостача товарно-материальных ценностей. По решению руководителя недостача отнесена на материально ответственное лицо.

Обязано ли материально ответственное лицо возместить недостачу с НДС? Далее...

 

13. ООО «МС»: Индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей продуктами питания. Применяет общую систему налогообложения с НДС.

Может ли индивидуальный предприниматель вести раздельный учет НДС по ставкам 10 и 20 % или же обязан применять расчетную ставку НДС? Далее...

 

14. ООО «МС»: Индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей продуктами питания. Применяет общую систему налогообложения с НДС.

Вправе ли индивидуальный предприниматель принять к зачету НДС прошлого налогового периода или прошлого года, оплаченный в отчетном периоде? Далее...

 

15. ООО «МС»: Индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей продуктами питания. Применяет общую систему налогообложения с НДС.

Вправе ли он уменьшить базу подоходного налога на затраты прошлого года или прошлых периодов, оплаченные в отчетном периоде? Далее...

 

16. ОАО «МЗКТ»: Подразделением в составе производственного предприятия ОАО является Управление общественного питания, не выделенное на отдельный баланс, вид деятельности которого - общественное питание.

Управление общественного питания обеспечивает работников завода лечебно-профилактическим питанием, которое выдается в трех столовых и в отделе кулинарии по талонам и спискам с последующим оформлением товарной накладной.

1) Является ли отпуск продукции собственного производства на ЛПП товарооборотом общественного питания?

2) Можно ли относить отпуск ЛПП на счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с последующим списанием на счет 25 «Общепроизводственные затраты»?

3) Как отразить НДС, входящий в стоимость ЛПП?

4) Какими бухгалтерскими счетами должны подтверждаться данные при заполнении строки «Товарооборот общественного питания» формы 12-торг? Далее...

 

17. ООО «НБТ»: Как в бухгалтерском учете торговой организации отражается возврат черствых хлебобулочных изделий? Далее...

 

18. ЗАО «УК»: В течение 2016-2017 годов магазин реализовал детское питание со ставкой НДС 10 % (согласно документам поставщика-производителя - по указанному им коду ТН ВЭД, ставке и сумме НДС, указанных в накладных на поставку товара).

При проверке поставщика было обнаружено неверное определение кода производимой продукции и, соответственно, ставки НДС. Данное детское питание следовало реализовать со ставкой НДС 20 %.

Как исправить в магазине ошибку, допущенную поставщиком? Далее...

 

внимание

Развернутый текст интернет-семинара см. здесь.

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»