


Материал помещен в архив
10 ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ О ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАКУПКИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ (ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ)
Вопрос 1: Необходимо срочно провести текущий ремонт. Финансирование бюджетное.
Допустимо ли провести закупку работ из одного источника по выбору подрядчика?
Ответ: Допустимо, при условии, что ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки работ для текущего ремонта составляет не более 300 базовых величин (БВ).
Государственная закупка предполагает приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З)), в том числе для целей строительства, включая осуществление текущего ремонта (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве»; письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве»).
Государственные закупки осуществляются посредством проведения процедур, предусмотренных ст.17 Закона № 419-З.
Основания проведения процедуры закупки из одного источника как вида процедур государственных закупок предусмотрены в приложении к Закону № 419-З. При этом такое основание, как срочная необходимость проведения текущего ремонта при бюджетном финансировании, отсутствует.
В свою очередь, имеются и иные основания для проведения процедуры закупки из одного источника, в частности, если ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки работ для текущего ремонта составляет не более 300 БВ (п.9 приложения к Закону № 419-З).
Вопрос 2: Заказчику необходимо провести текущий ремонт, финансирование при этом предполагается частично бюджетным.
Требуется ли проведение процедур государственных закупок при том, что кроме указанного финансирования иных расходов за счет бюджета не будет?
Ответ: Да, требуется.
Государственная закупка предполагает приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона № 419-З). Это касается также и приобретения товаров (работ, услуг) для целей строительства (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве»; письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве»).
При наличии частичного финансирования приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджета при условии, что средства предоставлены их получателю, должны проводиться процедуры государственных закупок. По результатам проведения процедуры заключается договор на государственную закупку, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту.
Одновременно следует учитывать, что:
• во-первых, заказчику потребуется составление годового плана государственных закупок, его утверждение с последующим размещением на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, на котором представлена информация о государственных закупках и актах законодательства о государственных закупках: http://www.icetrade.by (п.2 ст.18 Закона № 419-З);
• во-вторых, в годовом плане должны быть указаны виды работ и ориентировочная стоимость, включающая в совокупности бюджетное финансирование и собственные средства. Исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки будет определяться вид процедуры государственной закупки.
К заключенному договору также применяются нормы законодательства о государственных закупках в части его содержания, порядка изменения, одностороннего отказа от исполнения обязательств, в нем предусмотренных, размещения сведений о заключенном договоре, а также нормы бюджетного законодательства в части исполнения денежных обязательств заказчиком.
Вопрос 3: Между сторонами заключен договор аренды, по которому текущий ремонт предмета аренды осуществляет арендатор (финансирование из бюджета).
Требуется ли соблюдать законодательство о государственных закупках в случае привлечения подрядчика для выполнения работ?
Ответ: Да, требуется.
Государственная закупка предполагает приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона № 419-З).
Соответственно, при необходимости приобретения за счет бюджетных средств работ требуется проведение процедур государственных закупок, перечень которых приведен в ст.17 Закона № 419-З. И поскольку Законом № 419-З предусмотрено планирование государственных закупок, то до проведения процедур требуется включить в годовой план соответствующие работы и их ориентировочную стоимость.
По общему правилу по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (часть первая ст.577 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
И если иное не установлено законодательством или договором аренды, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п.2 ст.587 ГК).
В свою очередь, расходы, связанные с содержанием арендуемого имущества и его текущим ремонтом, могут быть возложены на арендатора.
Таким образом, если между сторонами заключен договор аренды, по которому текущий ремонт предмета аренды осуществляет арендатор (ремонт финансируется из бюджета), то требуется соблюдать законодательство о государственных закупках в случае необходимости привлечения подрядчика для выполнения работ по его текущему ремонту.
Вопрос 4: Заказчик приобретает ремонтные работы по процедурам государственных закупок.
Можно ли включать в стоимость работ материалы, которые будут использованы подрядчиком для их выполнения?
Ответ: Можно.
Приобретаемые заказчиком (организатором) товары (работы, услуги) входят в предмет государственной закупки (абзац 15 ст.1 Закона № 419-З).
Между тем предмет государственной закупки влияет непосредственно и на вид заключаемого договора на государственную закупку - поставка, подряд и т. п.
В свою очередь, если предметом государственной закупки выступают ремонтные работы, то, очевидно, соответствующие отношения регулируются нормами о подряде, которым должен отвечать заключаемый договор на государственную закупку.
Так, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон (п.1 ст.656 ГК).
Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (п.1 ст.657 ГК). Тем самым и ремонтные работы следует относить к подряду.
По общему правилу, если иное не предусмотрено договором, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц (ст.658 ГК). И в этом случае при существенном возрастании после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены (сметы), а при отказе заказчика выполнить его требование - расторжения договора в соответствии со ст.421 ГК (часть вторая п.6 ст.663 ГК).
Тем самым если заказчиком приобретаются ремонтные работы по процедурам государственных закупок, то по его усмотрению в цену (стоимость) ремонтных работ может быть включена стоимость материалов, которые будут использованы подрядчиком для их выполнения. Данное правило действует по умолчанию в отсутствие в условиях проведения процедуры государственных закупок и в проекте договора на государственную закупку иных правил.
Вопрос 5: По условиям проведения процедуры государственной закупки предусмотрена закупка ремонтных работ, но при этом стоимость материалов в стоимость работ не входит и оплачивается отдельно.
Правомерно ли такое условие и требуется ли проведение процедуры государственной закупки по приобретению материалов для выполнения работ?
Ответ: Правомерно. Проведение процедуры государственной закупки по приобретению материалов требуется, если работы финансируются за счет бюджетных и приравненных к ним средств.
Если предметом государственной закупки являются работы, в том числе ремонтные, то отношения по заключаемому договору на государственную закупку регулируются нормами о договоре подряда.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон (п.1 ст.656 ГК).
Если иное не предусмотрено договором, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (п.1 ст.658 ГК). Следовательно, если в условиях проведения процедуры государственной закупки и в проекте договора на государственную закупку предусмотрено условие о том, что стоимость материалов в стоимость работ не входит и оплачивается отдельно, то материалы в стоимость работ не включаются это правомерно.
Что касается приобретения самих материалов, то приведенная формулировка «стоимость материалов в стоимость работ не входит» предполагает, что обеспечение материалами осуществляет заказчик, следовательно, в этом случае материалы приобретает заказчик. И если финансирование заказчик получает из бюджета или государственного внебюджетного фонда как получатель таких средств, то для него обязательно проведение процедуры государственных закупок по приобретению материалов для выполнения работ.
Вопрос 6: По условиям проведения процедуры государственных закупок предусмотрена оплата закупаемых ремонтных работ по факту их выполнения.
Правомерно ли такое условие? Может ли быть внесено участником в предложение условие о предварительной оплате?
Ответ: Правомерно. Не может.
Заказчиком (организатором) по процедурам государственных закупок приобретаются товары (работы, услуги), которые, в свою очередь, составляют предмет государственной закупки (абзац 15 ст.1 Закона № 419-З).
Если предметом государственной закупки являются ремонтные работы, то отношения по заключаемому договору на государственную закупку регулируются нормами о договоре подряда (п.1 ст.657 ГК).
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика - досрочно.
При этом подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и размере, указанных в законодательстве или договоре подряда (ст.665 ГК).
Тем самым по умолчанию в отсутствие иных правил в договоре на государственную закупку оплата работ осуществляется по факту их выполнения, что делает предложенные заказчиком условия правомерными.
Также поскольку участник при участии в конкурентной процедуре государственных закупок при подаче предложения соглашается с условиями в проекте договора на государственную закупку, то изменять их, в том числе условие об оплате, он не вправе. И если в своем предложении участник предусмотрел условие о предварительной оплате в то время как в приглашении, в документах, представленных участникам для подготовки предложений, в проекте договора на государственную закупку содержится условие об оплате по факту выполнения работ, то предложение участника не соответствует документам, представленным участникам для подготовки предложений, и подлежит отклонению.
Вопрос 7: По условиям проведения процедуры государственных закупок предусмотрена закупка ремонтных работ.
Каким образом требуется указывать предмет государственной закупки в данном случае?
Ответ: Если предметом государственной закупки являются ремонтные работы, то отношения по заключаемому договору на государственную закупку регулируются нормами о договоре подряда.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон (п.1 ст.656 ГК).
Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (п.1 ст.657 ГК).
В свою очередь, для того, чтобы считать условие о предмете договора подряда согласованным, необходимо его подробное описание. К примеру, если говорить о строительном подряде, то описание предмета договора включает наименование и местонахождение объекта, виды (этапы) строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы (п.6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда» (далее - постановление № 6)).
Если говорить о ремонтных работах, то очевидно требуется указание в договоре как вида выполняемых работ, так и имущества, подлежащего ремонту. Также описание предмета договора должно подчиняться нормам п.1 ст.20 Закона № 419-З: описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вопрос 8: Между сторонами заключен договор строительного подряда на выполнение работ по текущему ремонту по результатам процедуры государственной закупки.
Допускается ли его изменение? И если да, то на каком основании?
Ответ: В п.7 ст.25 Закона № 419-З установлены специальные основания для изменения условий договора на государственную закупку.
Проведение процедур государственных закупок является обязательным, если осуществляется приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона № 419-З), в том числе для целей строительства объектов (включая выполнение строительных работ).
Тем самым если договор строительного подряда на выполнение работ по текущему ремонту заключен по результатам процедуры государственной закупки, то для данного договора применимы правила Закона № 419-З. Так, п.7 ст.25 Закона 419-З установлено, что не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев:
• изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с п.4 ст.20 Закона № 419-З;
• изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства;
• увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги).
Тем самым Законом № 419-З установлены специальные основания для изменения таких условий договора на государственную закупку (при его заключении или в ходе исполнения), как:
1) объем (количество) предмета;
2) цена;
3) срок исполнения обязательств.
И данные правила касаются договора строительного подряда (выполнение работ по текущему ремонту) в части указанных в норме условий.
В остальном изменение условий осуществляется на основании специальных правил о договоре строительного подряда, в частности, на основании норм ГК, Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450.
![]() |
Справочно Рекомендуем учитывать сложившуюся судебную практику, в которой не допускается по соглашению сторон изменение существенных условий договора (предмет договора, договорная (контрактная) цена работ), в том числе и иных условий, на основании которых определялся победитель торгов, за исключением случаев, когда имеются основания для их изменения, установленные законодательством. Последствием несоблюдения указанных требований законодательства, предусматривающих запрет на изменение условий торгов, может быть установление факта ничтожности соглашения сторон о внесении изменений в условия договора строительного подряда (п.35 постановления № 6). В этой связи автор полагает, что поскольку государственные закупки по своей сущности конкурентны, то подход суда к допустимости изменения условий заключенного по результатам конкурентных процедур договора может быть схожим. |
Вопрос 9: Между сторонами заключен договор на государственную закупку, по условиям которого исполнитель осуществляет текущее обслуживание объекта.
Допускается ли при необходимости закупки работ по ремонту объекта внести изменения в заключенный договор?
Ответ: Нет.
По результатам проведения процедур государственных закупок, проводимых в отношении конкретного предмета государственной закупки (товары, работы, услуги) заключается договор на государственную закупку (ст.25 Закона № 419-З).
В ходе исполнения договора допускается изменение объема (количества) предмета государственной закупки в пределах 10 % (п.4 ст.20 Закона № 419-З). Подчеркнем, что речь идет об изменении объема (количества) предмета государственной закупки, но не вида товаров (работ, услуг), составляющих ее предмет.
В то же время следует учитывать, что в зависимости от ситуации, заказчиком (организатором) в данном случае может быть проведена закупка из одного источника. Так, на основании п.9 приложения к Закону № 419-З по процедуре закупки из одного источника осуществляется приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 БВ. В случае если заключенный договор на государственную закупку не включает в качестве своего предмета выполнение текущего ремонта, может быть применена данная норма при условии наличия соответствующих работ в годовом плане государственных закупок.
Также в соответствии с п.27 приложения к Закону № 419-З по процедуре закупки из одного источника может быть осуществлена закупка при возникновении у заказчика, осуществившего государственную закупку у определенного поставщика, потребности в дополнительном количестве закупленных товаров. При этом количество дополнительно закупаемого товара не может превышать 10 % количества товаров, предусмотренного договором. Цена единицы дополнительно поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное в договоре количество такого товара. Но для применения п.27 приложения к Закону № 419-З необходимо, чтобы изначально договор на государственную закупку был заключен и на текущее обслуживание, и на выполнение работ по текущему ремонту.
Таким образом, если между сторонами заключен договор на государственную закупку, по условиям которого исполнитель осуществляет только текущее обслуживание объекта, то при необходимости закупки работ по ремонту объекта внесение изменений в заключенный договор не допускается; проведение процедуры закупки из одного источника возможно при наличии оснований, приведенных в приложении к Закону № 419-З, в частности, пп.9, 27.
В отсутствие оснований для закупки из одного источника должна быть проведена конкурентная процедура государственной закупки.
Вопрос 10: Допускается ли предъявление требований к квалификационным данным участников процедуры закупки из одного источника при приобретении работ для текущего ремонта?
Ответ: Установление заказчиком (организатором) требований к квалификационным данным участников при проведении процедуры закупки из одного источника при приобретении работ для текущего ремонта правомерно.
Одна из процедур государственных закупок - закупка из одного источника - представляет собой неконкурентный выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), и заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п.1 ст.50 Закона № 419-З).
В нормах ст.50 Закона № 419-З не предусмотрены специальные правила для проведения проверки квалификационных данных участников. Однако при проведении закупки из одного источника заказчиком (организатором) выбранному им поставщику (подрядчику, исполнителю) направляется приглашение к участию в процедуре государственной закупки, требования к которому предусмотрены п.1 ст.21 Закона № 419-З (в частности, требования к квалификационным данным участников, включая перечень документов и сведений для их проверки, в случае, если заказчик (организатор) проводит такую проверку).
Также для проверки квалификационных данных участник предъявляет документы и сведения, указанные заказчиком (организатором) в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, и удостоверяющие:
• его право осуществлять соответствующий вид деятельности по поставке или реализации иным способом товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также наличие квалифицированного персонала и опыта работы в соответствующей области деятельности, техническую оснащенность, финансовые и другие возможности, необходимые для выполнения договора на протяжении всего периода его действия;
• отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), просроченной задолженности по бюджетным займам и бюджетным ссудам, задолженности по платежам в бюджет в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ранее заключенных договоров в соответствии с законодательством страны, резидентом которой он является, на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения (п.1 ст.15 Закона № 419-З).
Более того, в ряде случаев подобные требования в части представления документов, подтверждающих право на осуществление того или иного вида деятельности, обязательны под угрозой применения мер административной ответственности в случае их отсутствия (например, специальное разрешение (лицензия), аттестат соответствия, в том числе при строительстве объектов).
08.06.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»