Пособие от 14.02.2014
Автор: Киселев Д.

20 февраля - последний день представления налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

Декларацию должны представить те организации, которые признаны плательщиками земельного налога

Филиалы организаций не имеют права представлять в налоговые инспекции налоговые декларации по земельному налогу

Простые товарищества (участники договора о совместной деятельности) не имеют права представлять налоговые декларации по земельному налогу и уплачивать земельный налог

Не все организации, которым выделены земельные участки, должны представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации по земельному налогу

Порядок исчисления земельного налога зависит от вида налоговой базы

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии 20 ФЕВРАЛЯ - ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ЗА 2014 ГОД

Декларацию должны представить те организации, которые признаны плательщиками земельного налога

Плательщиками земельного налога признаются организации, у которых земельные участки на территории РБ находятся на праве постоянного или временного пользования, частной собственности (п.1 ст.192 Налогового кодекса РБ, далее - НК).

Документами, подтверждающими право организаций на земельный участок, являются: государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение районного (городского) исполнительного комитета, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (абзац 2 части первой п.3 ст.202 НК).

 

Обратите внимание!

Отсутствие вышеперечисленных документов или отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, постоянного или временного пользования земельными участками не означает, что организация не будет являться плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, которыми она фактически пользуется. Согласно п.4 ст.192 НК она признается плательщиком налога со всеми вытекающими из этого обязанностями и последствиями, например, обязана уплатить земельный налог в 10-кратном размере, который не может быть включен в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. При этом уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок. Поэтому организации необходимо оформить права на этот участок, что позволит избежать в т.ч. изъятия участка.

Те организации, которые имеют документы на земельные участки, должны проверить их на предмет срока пользования участком и цели его назначения, поскольку плательщиками налога в 10-кратном размере являются и те организации, которые своевременно не вернули земельные участки, предоставленные им во временное пользование, или которые использовали их не по целевому назначению. Последствием такой невнимательности также будет являться невключение данных сумм земельного налога в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (подп.4.2 п.4 ст.203 НК).

 

Кроме того, при определении плательщика земельного налога следует учитывать, что при наличии капитальных строений, расположенных на земельных участках, количество плательщиков налога на недвижимость и земельного налога не совпадает. Как правило, плательщиков налога на недвижимость значительно больше, чем плательщиков земельного налога.

 

Пример 1

Районный исполнительный комитет выделил земельный участок товариществу собственников офисного центра для обслуживания здания. Собственниками офисных помещений в здании являются 100 организаций. Все они уплачивают налог на недвижимость по принадлежащим им помещениям и при этом пользуются земельным участком, на котором расположено здание.

Кто является плательщиком земельного налога?

В данном случае земельный налог уплачивает и налоговую декларацию по земельному налогу в налоговую инспекцию представляет только одна организация - товарищество собственников офисного центра, которому районный исполнительный комитет своим решением выделил земельный участок. Собственники помещений в офисном центре возмещают товариществу собственников уплаченный земельный налог.

 

Справочно

Форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций приведена в приложении 5 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее - постановление № 82).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 февраля 2015 г. вступило в силу постановление МНС РБ от 24.12.2014 № 42, которым утверждены новая форма декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций и новая Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок. Порядок применения новых налоговых деклараций (расчетов) определен в п.4 постановления № 42.

Филиалы организаций не имеют права представлять в налоговые инспекции налоговые декларации по земельному налогу

Для того чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо обратиться к ст.13 НК. Ею определено, что плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации, на которых в соответствии с НК и (или) актами Президента РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (п.1).

Под организациями понимаются юридические лица РБ; иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом РБ (п.3 ст.13 НК).

Как видим, филиалы организаций вправе представлять в налоговые инспекции налоговые декларации по налогам, сборам (пошлинам).

Однако, как следует из п.14 ст.202 НК, налоговые декларации по земельному налогу должны представлять плательщики-организации.

Учитывая данное основание, налоговые инспекции не принимают у филиалов организаций налоговые декларации по земельному налогу.

В связи с этим, если организации, имеющие филиалы, хотят соблюсти сроки, установленные для представления декларации по земельному налогу, им следует учитывать данное обстоятельство.

 

Пример 2

Организация имеет филиалы в трех районных центрах Минской области. Для размещения этих филиалов организации решениями местных районных (городских) исполнительных комитетов выделены земельные участки.

Кто и в какой налоговый орган должен представить налоговую декларацию по земельному налогу?

В данном случае исчислить земельный налог и представить налоговую декларацию по всем земельным участкам должна организация. При этом декларация представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения организации, а не по месту нахождения земельных участков.

При этом филиалы вправе отнести себе на затраты суммы земельного налога, исчисленные по занимаемым ими земельным участкам, когда исчисляют и уплачивают налог на прибыль.

Простые товарищества (участники договора о совместной деятельности) не имеют права представлять налоговые декларации по земельному налогу и уплачивать земельный налог

Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества (п.4 ст.13 НК).

Данная норма распространяется на исчисление и уплату большинства налогов, сборов (пошлин), но не распространяется на представление налоговой декларации и уплату земельного налога.

Исходя из содержания п.14 ст.202 НК налоговую декларацию по земельному налогу должен представить в налоговую инспекцию тот участник совместной деятельности, которому был выделен земельный участок.

 

Пример 3

Организации решением районного исполнительного комитета выделен земельный участок для строительства торгового центра. Из-за нехватки денежных средств для строительства организация заключила договор о совместной деятельности с другой организацией, у которой есть денежные средства для строительства торгового центра. Вкладом в совместную деятельность первой организации является земельный участок, вкладом второй организации - денежные средства. Согласно условиям договора ведение дел простого товарищества возложено на организацию, предоставившую денежные средства.

Кто из указанных организаций должен представлять в налоговый орган декларации по налогам?

Налоговую декларацию по земельному налогу в налоговую инспекцию обязана представить та организация - участник простого товарищества, которой был выделен земельный участок районным исполнительным комитетом.

Налоговые декларации по иным налогам, сборам (пошлинам) по совместной деятельности должна представлять другая организация (на которую согласно условиям договора возложено ведение дел простого товарищества).

Не все организации, которым выделены земельные участки, должны представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации по земельному налогу

Бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога (п.5 ст.192 НК). В связи с этим они не должны представлять в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу.

Однако данное освобождение они утрачивают при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на земельных участках бюджетных организаций. Как правило, в таких случаях они должны исчислить земельный налог и представить в налоговый орган налоговую декларацию.

Земельный налог:

• исчисляется пропорционально площадям капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями);

• уплачивается начиная с 1-го числа месяца сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест и заканчивая месяцем, в котором истекает срок аренды капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, иного возмездного или безвозмездного пользования ими.

Данное правило не распространяется на случаи, определенные п.5 ст.192 НК.

 

Пример 4

Школе выделен земельный участок площадью 2 га. Площадь здания школы - 1 500 кв.м, в т.ч. площадь столовой, расположенной на первом этаже школы, - 300 кв.м.

Для проведения свадьбы школа предоставила в аренду помещение столовой на 2 дня - с 28 февраля по 1 марта 2014 г.

Как правильно исчислить земельный налог и надо ли представлять налоговую декларацию по нему?

В данном случае школа должна исчислить и уплатить земельный налог за 2 месяца - февраль и март 2014 г.

С учетом того что в аренду было предоставлено 20 % площади здания школы, школа должна исчислить и уплатить земельный налог с 20 % площади земельного участка, что составляет 0,4 га, или 4 000 кв.м.

Так как школа по состоянию на 1 января 2014 г. не сдавала в аренду помещений, то она не признавалась плательщиком земельного налога. Соответственно, ей не нужно не позднее 20 февраля 2014 г. представлять в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу.

В то же время согласно части второй п.14 ст.202 НК по сдаваемым в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам с (после) 1 января налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу представляются плательщиками-организациями в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем сдачи их в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Одновременно с налоговой декларацией (расчетом) плательщики-организации должны представить в налоговые органы сведения о сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест по форме, утвержденной постановлением № 82.

Так как помещение столовой было сдано в аренду с 28 февраля 2014 г., то школа должна представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 г. не позднее 20 марта 2014 г.

 

Порядок исчисления земельного налога зависит от вида налоговой базы

Как правило, налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка (п.1 ст.195 НК). Однако есть случаи, когда налоговой базой служит площадь земельного участка.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

О порядке определения налоговой базы для исчисления и уплаты земельного налога в 2018 году см. п.7 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 (далее - Указ № 29). 

 

Рассмотрим порядок исчисления земельного налога с учетом разных налоговых баз.

Налоговая база - площадь земельного участка

Площадь

Справочно

Поскольку бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога, то, следовательно, не должны представлять налоговую декларацию по земельному налогу при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест:

• бюджетным организациям;

• организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;

• организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования;

• организациям и индивидуальным предпринимателям для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях;

• дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;

• специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;

• научным организациям, научно-технологическим паркам, центрам трансфера технологий;

• организациям культуры.

земельного участка в качестве налоговой базы установлена:

• для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;

• земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

• земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;

• земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

• земельных участков:

- общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40, 218, 109 и 120 млн.руб. за гектар;

- жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 320 и 160 млн.руб. за гектар (п.6 ст.195 НК).

Например, ставка земельного налога в размере 1,2 млн.руб. за гектар установлена на земельные участки:

• в границах населенных пунктов для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, иных объектов, а также для производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40, 218 и 109 млн.руб. за гектар (подп.1.1 п.1 ст.197 НК);

• промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, земельные участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, иных объектов, а также для производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40, 218 и 109 млн.руб. за гектар (подп.1.1 п.1 ст.198 НК).

Рассмотрим вышеизложенное на ситуации.

 

Ситуация 1

Городской исполнительный комитет в границах населенного пункта выделил организации земельный участок площадью 5 га для размещения производственного здания. Кадастровая стоимость земельного участка - 100 млн.руб. за 1 га.

Так как земельный участок расположен в границах населенного пункта, выделен для производственных целей и кадастровая стоимость которого менее 109 млн.руб. за 1 га, то в этом случае следует применить ставку земельного налога 1,2 млн.руб. за 1 га. Таким образом, организация должна заплатить земельный налог за 2014 г. по указанному земельному участку в размере 6 млн.руб. (5 га х 1,2 млн.руб.).

При заполнении части I «Расчет земельного налога» налоговой декларации по земельному налогу с организаций за 2014 г. следует указать:

 

Номер и название графы декларации Что указывается
Графа 3 «Функциональное использование земельного участка (виды оценочных зон)» Производственная зона
Графа 4 «Категория земель» Земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов
Примечание. Категория земель - это земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны (абзац 31 ст.1 Кодекса Республики Беларусь о земле). В Республике Беларусь земли делятся на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения и т.д. (ст.6 вышеназванного кодекса).
В рассматриваемой ситуации земельный участок выделен в границах населенного пункта. Поэтому в гр.4 указываются земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов. К ним относят земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах
Графа 5 «Площадь земельного участка, подлежащего налогообложению (га)» 5,000 00
Графа 6 «Кадастровая оценка земельного участка (баллов)» - (не заполняется)
Примечание. Графа 6 заполняется только плательщиками, у которых в пользовании находятся сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения согласно приложению 2 к НК (подп.36.5 п.36 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 82).

От редакции «Бизнес-Инфо»

На 2018 год ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения установлены согласно приложению 2 к Указу № 29
Графа 7 «Кадастровая стоимость за 1 кв.м земельного участка (тыс.руб.)» 10,000
Примечание. Так как кадастровая стоимость земельного участка на 1 января 2014 г. составляет 100 млн.руб. за 1 га, а в 1 га - 10 000 кв.м, то кадастровая стоимость 1 кв.м в данном случае будет составлять 10 тыс.руб. (100 млн.руб. / 10 000 кв.м)
Графа 8 «Налоговая база - кадастровая стоимость или площадь земельного участка, подлежащая налогообложению (га)» 5,000 00 (площадь земельного участка)
Графа 9 «Ставка земельного налога» 1 200,000 тыс.руб.
Графа 10 «Коэффициент по периоду пользования» 1,0
Примечание. Данный коэффициент указывается, когда организация планирует пользоваться земельным участком весь 2014 г.
Графа 11 «Увеличение (уменьшение) ставки (доля единицы)» - (не заполняется)
Примечание. Согласно ст.2011 НК местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в 2 раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
В рассматриваемой ситуации не учитываются коэффициенты, установленные местными Советами депутатов, поэтому в гр.11 ставится прочерк
Графа 12 «Земельный налог к уплате (тыс.руб.)» 6 000,000
Примечание. Сумма земельного налога за год рассчитывается путем умножения площади земельного участка (гр.8) на ставку налога (гр.9)

Налоговая база - кадастровая стоимость земельного участка

Налоговая база земельного налога в размере кадастровой стоимости определяется на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка РБ, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

 

Справочно

Кадастровую стоимость земельного участка можно узнать на сайте Национального кадастрового агентства по адресу: http://nca.by/rus/analis/kosht/.

 

Ситуация 2

Организации решением городского исполнительного комитета выделен земельный участок площадью 4 га для эксплуатации административного здания. Кадастровая стоимость земельного участка - 120 тыс.долл. США. Официальный курс Национального банка РБ, установленный на 1 января 2014 г., составляет 9 520 руб. за 1 долл. США.

В данной ситуации кадастровая стоимость земельного участка в 2014 г. составляет 1 142,4 млн.руб. (120 тыс.долл. США х 9 520 руб.), или 285,6 млн.руб. за 1 га.

Ставки земельного налога на земельные участки в границах населенных пунктов для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, иных объектов, а также для производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно 40, 218 и 109 млн.руб. за гектар и выше устанавливаются в размерах согласно приложению 5 к НК (подп.1.1 п.1 ст.197 НК).

Так как земельный участок выделен для обслуживания административного здания, то функциональным использованием земельного участка является общественно-деловая зона для размещения иных объектов. В этом случае ставка налога составляет 0,55 %.

Сумма земельного налога за 2014 г. - 6 283,2 тыс.руб. (1 142,4 млн.руб. х 0,55 %).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В НК на основании законов РБ от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения.  

 

14.02.2014

 

Дмитрий Киселев, экономист