Комментарий от 11.10.2013
Автор: Шкирман С.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 № 458 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51». С 10 января 2014 года меняются требования к проведению рекламных игр в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 № 458 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51». С 10 января 2014 года меняются требования к проведению рекламных игр в Республике Беларусь

В целях совершенствования порядка проведения рекламных игр в Республике Беларусь и обеспечения защиты прав и законных интересов граждан Президент РБ Указом от 07.10.2013 № 458 (далее - Указ № 458) внес дополнения и изменения в Положение о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 30.01.2003 № 51 (далее - Положение № 51).

Рассмотрим основные новшества, которые произойдут в порядке проведения рекламных игр с 10 января 2014 г. - даты вступления в силу Указа № 458.

Кто не может быть участником рекламной игры?

Прежде всего следует отметить, что участником рекламной игры не может быть лицо, состоящее в трудовых отношениях с организатором, супруг (супруга) такого лица, его близкие родственники, а также лица, находящиеся с таким лицом в отношениях свойства (абзац 7 п.2 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

До 10 января 2014 г. данное требование в Положении № 51 отсутствовало, а значит, не было обязательным. Вместе с тем многие организаторы рекламных игр самостоятельно предусматривали такие ограничения в разрабатываемых и утверждаемых ими правилах проведения рекламных игр. С 10 января 2014 г. эти ограничения закреплены законодательно.

Какие мероприятия не являются рекламными играми?

Указом № 458 закреплено, что не являются рекламными играми конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуются осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование, в т.ч. проводимые:

• в средстве массовой информации юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;

• на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта (абзацы 5-7 п.4 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

Такие мероприятия не подлежат регистрации в Министерстве торговли РБ, а результаты их проведения не требуется публиковать в прессе.

Формирование призового фонда и его использование

Указ № 458 уточняет порядок формирования призового фонда рекламной игры и использования данного фонда, в т.ч. денежных средств, товаров (работ, услуг), не востребованных победителями в качестве выигрыша.

В частности, для хранения призового фонда в белорусских рублях предусмотрено открытие организатором специального счета в банке (далее - специальный счет) (абзац 4 п.6 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

Специальные счета открываются в порядке, установленном законодательством (часть шестая п.9 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

Средства, перечисленные на специальные счета, используются только по целевому назначению для выплаты денежных средств, определенных в качестве выигрышей, и (или) на приобретение и (или) производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и (или) оплату работ (услуг), определенных в составе призового фонда (часть седьмая п.9 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

Также предусмотрено, что по окончании рекламной игры (часть девятая п.9 Положения № 51, в редакции Указа № 458):

• денежные средства со специального счета, не востребованные победителями в качестве выигрышей, а также оставшиеся после всех расчетов за приобретение и (или) производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), определенных в составе призового фонда, используются согласно распоряжению организатора, если иное не предусмотрено договором об организации и проведении рекламной игры;

• товары (работы, услуги), определенные в составе призового фонда, не востребованные победителями в сроки выдачи выигрышей, установленные правилами проведения рекламной игры, используются согласно распоряжению организатора, если иное не предусмотрено договором об организации и проведении рекламной игры.

 

Обратите внимание!

Организатор и заинтересованное лицо не вправе распоряжаться призовым фондом с момента его формирования до окончания розыгрыша призового фонда (часть восьмая п.9 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

 

Как и прежде, призовой фонд должен использоваться только по целевому назначению (часть третья п.9 Положения № 51).

Запрет на повышение цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при проведении рекламной игры

При проведении рекламной игры (в период с начала рекламной игры и до даты проведения розыгрыша) запрещается повышать цены (тарифы) на товары (работы, услуги), для стимулирования реализации которых организуется данная игра, в т.ч. путем отмены скидок на них (абзац 6 п.12 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

Оплата услуг почтовой связи и электросвязи при проведении рекламной игры

Оплату услуг почты и электросвязи (например, по отправке смс-сообщений), используемых при проведении рекламной игры как средство коммуникации между участником рекламной игры и организатором, предписано осуществлять по тарифам, установленным согласно договору между участником рекламной игры и оператором почтовой связи (электросвязи) и (или) согласно законодательству (абзац 4 п.12 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

Публикация результатов рекламной игры

Указ № 458 внес уточнения и в порядок публикации результатов рекламной игры.

Так, в ситуации, когда число победителей рекламной игры более 100, допускается размещение их фамилий, инициалов с указанием выигрышей на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом в печатном средстве массовой информации при опубликовании сведений о результатах проведения рекламной игры обязательно указывается адрес данного сайта. Взимание платы с пользователей сайта за доступ к такой информации запрещено. Указанная информация размещается на сайте не менее 2 месяцев (часть четвертая п.11 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

В отчете о проведении рекламной игры наряду с иными сведениями предусмотрено указание наименования и даты выхода печатного средства массовой информации, в котором опубликованы правила проведения рекламной игры и сведения о результатах проведения рекламной игры (абзац 11 части второй п.14 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

Ответственность, возлагаемая на организаторов рекламных игр

Указом № 458 предусмотрено, что организатор несет предусмотренную законодательством ответственность:

• за достоверность представляемых в Министерство торговли РБ (для государственной регистрации рекламной игры) документов и сведений (часть вторая п.6 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах;

 

• допущенные комиссией, созданной для проведения рекламной игры, нарушения Положения № 51 и иных актов законодательства, выявленные при проведении такой игры (часть пятая п.8 Положения № 51, в редакции Указа № 458).

Правила проведения рекламных игр, начатых до вступления в силу Указа № 458

Рекламные игры, проведение которых начато до 10 января 2014 г., завершаются по правилам, действовавшим до вступления в силу Указа № 458 (п.2 Указа № 458).

 

11.10.2013

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»