


Материал помещен в архив
АССОЦИАЦИИ (СОЮЗЫ) КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Понятие, основное назначение и нормативное регулирование
Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и (или) некоммерческие организации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями (п.1 ст.121 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ст.121 ГК в ред. Закона от 13.11.2023 № 312-З. |
Иными словами, ассоциация (союз) - это некоммерческое объединение коммерческих организаций.
В ГК оба термина (ассоциация и союз) используются как равнозначные, хотя иногда в юридической литературе между ними проводится разница. Считается, что:
1) ассоциации выполняют функции производственного характера (координация производственной деятельности, углубление сотрудничества и кооперация, централизация определенных функций и т.п.), союзы - только представительские функции, не ведут совместной деятельности (могут разрабатывать экономические прогнозы, созывать конференции, предоставлять информацию, заниматься издательской деятельностью и т.п.);
2) ассоциации создаются главным образом по ведомственной принадлежности, союзы - по отраслевому и территориальному признаку (примечание 1).
Хотя более обоснованной представляется другая точка зрения. В настоящее время смысловая разница между этими понятиями утеряна и современная практика вслед за законодательством не делает между ними различий (примечание 2). В некоторых случаях можно говорить о сложившихся традициях словоупотребления, но не более того.
Основное назначение ассоциаций и союзов - представительство интересов их участников перед государством (например, Белорусская ассоциация страховщиков, Ассоциация белорусских банков и др.). В этом их отличие от общественных объединений и политических партий: если последние служат достижению какой-либо цели (идеи), то ассоциации ограничиваются, скорее, репрезентативными функциями.
В то же время в Республике Беларусь в форме ассоциаций создаются, в частности, некоторые национальные федерации по видам спорта. Эта практика основана на ст.15 Закона РБ от 18.06.1993 № 2445-XII «О физической культуре и спорте» (далее - Закон № 2445-XII), согласно которой федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта - это некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения либо союза (ассоциации) в целях развития вида (видов) спорта в Республике Беларусь, организации и проведения спортивных соревнований по отдельным видам спорта (примечание 3). Такого рода федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта участвует в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма РБ, Национальным олимпийским комитетом РБ, Паралимпийским комитетом РБ единой государственной политики развития вида (видов) спорта и осуществляет иную деятельность в соответствии с Законом № 2445-XII и иными актами законодательства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июля 2014 г. вступил в силу новый Закон РБ от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте». Статья 15 старого Закона соответствует ст.21 «Федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта» нового Закона. |
![]() |
Справочно По конкретному виду спорта может быть создано несколько федераций, но только одной из них Министерство спорта и туризма РБ может присвоить статус национальной (см. Положение о порядке присвоения федерации (союзу, ассоциации) по виду (видам) спорта, входящей в состав (являющейся членом) международных спортивных объединений, статуса национальной федерации (союза, ассоциации) по виду (видам) спорта, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 14.01.2005 № 39). Такие федерации включаются в реестр в соответствии с Инструкцией о порядке ведения Реестра национальных федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, утвержденной постановлением Минспорта РБ от 23.06.2005 № 16.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 сентября 2014 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров РБ от 29.08.2014 № 848 «О численности национальных команд Республики Беларусь по видам спорта». С 31 октября 2014 г. постановлением Минспорта РБ от 17.07.2014 № 36 утверждена новая Инструкция о порядке ведения реестра федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, исключения из него федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта.
Указом Президента РБ от 31.05.2005 № 247 «О дополнительных мерах по упорядочению использования слов «национальный» и «белорусский» федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, созданные в форме республиканских союзов (ассоциаций) общественных и иных некоммерческих и (или) коммерческих организаций, наделены правом на использование в наименованиях (реквизитах документов или рекламных материалах) слова «белорусский» (абзац 9 подп.1.1.2 п.1). |
Понятие ассоциации (союза) можно также найти в других нормативных правовых актах, в частности:
1) в Положении о государственной регистрации (перерегистрации) профессиональных союзов и их союзов (ассоциаций), утвержденном Декретом Президента РБ от 26.01.1999 № 2 (далее - Декрет № 2), упоминаются профсоюзные объединения - ассоциации (союзы);
2) в Законе РБ от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» (далее - Закон № 93-З) используется понятие союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ, их союзов, созданное в целях координации деятельности и защиты общих имущественных интересов. Такие союзы имеют 2-уровневую структуру: областные (с обязательным включением в наименование области по месту их нахождения и слов «областной союз потребительских обществ») и Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз). Согласно ст.28, 29 Закона № 93-З союз потребительских обществ является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора. Учредителями областного союза потребительских обществ могут быть потребительские общества (создаются в организационно-правовой форме потребительского кооператива, т.е. некоммерческой организации), а Белкоопсоюза - потребительские общества и областные союзы потребительских обществ;
3) в Законе РБ от 04.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 3254-XII) упоминается союз (ассоциация) общественных объединений - добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.
Таким образом, можно говорить о 2 разновидностях ассоциаций:
1) бизнес-ассоциации, членами которых могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, создаваемые для лоббирования (в положительном значении термина) интересов своих участников перед государственными органами;
2) спортивные, профсоюзные, потребительские, общественные и тому подобные ассоциации, членами которых являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, иногда выполняющие и некоторые публичные функции в соответствующей сфере.
В ГК регламентированы общие вопросы создания первых, но не вторых, эти вопросы регулирует специальное законодательство. Можно предположить, что ассоциация во втором значении - вынужденное явление, объяснимое узостью «продуктового ряда» организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предлагаемых белорусским законодательством.
Наибольшее сходство ассоциации второй разновидности имеют с общественными объединениями. Отличия следующие:
1) общественные объединения основаны на членстве физических лиц, членство в них юридических лиц прямо запрещено (ст.11 Закона № 3254-XII), тогда как ассоциации, напротив, представляют собой объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2) минимальное число учредителей общественного объединения - 10, для ассоциаций оно не установлено;
3) требования к деятельности общественного объединения ввиду наличия специального законодательства (Закон № 3254-XII) детальнее и строже, тогда как ассоциация, находясь в значительной мере в правовом вакууме, свободнее в регламентации и осуществлении своей деятельности.
Бизнес-ассоциации родственны государственным объединениям (ст.1231 ГК). Основные отличия:
1) способ создания (как правило, ассоциация - добровольно, государственное объединение - «сверху»);
2) состав участников (разная форма собственности);
3) функции (у государственного объединения они шире, так как помимо представления интересов могут включать и управление).
Специфический статус имеет торгово-промышленная палата - добровольное объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющееся негосударственной некоммерческой организацией, созданное в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами. По своим функциям и юридической природе она, несомненно, бизнес-ассоциация, но с определенными нюансами, в частности:
1) торгово-промышленная палата создается на основе добровольного объединения ее учредителей по инициативе не менее 15 учредителей при наличии согласия Президента РБ;
2) при создании торгово-промышленной палаты ее учредители наделяют торгово-промышленную палату имуществом, минимальный размер которого должен составлять сумму, эквивалентную 10 000 евро (ст.4 и 8 Закона РБ от 16.06.2003 № 208-З «О торгово-промышленной палате» (далее - Закон № 208-З)).
Ассоциации как юридические лица имеют совокупность следующих признаков.
1. Ассоциация является юридическим лицом, т.е. обладает собственной правосубъектностью. При этом члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, индивидуального предпринимателя (п.3 ст.121 ГК). Иными словами, членство в ассоциации не умаляет правоспособности ее членов и не связывает их решениями ассоциации. Впрочем, для спортивных федераций, профсоюзных объединений, потребительских союзов и тому подобного их уставами могут быть предусмотрены особенности, обязывающие их членов к выполнению принятых решений. Но главное, в отличие от некоторых других хозяйственных объединений (например, холдингов) ассоциации - это объединения горизонтального, а не вертикального типа.
2. Несколько коммерческих организаций могут создать юридическое лицо и другой организационно-правовой формы, например, общество с ограниченной ответственностью. Но в отличие от хозяйственного общества учредители (участники) ассоциации не имеют имущественных прав на ее имущество (п.3 ст.44 ГК). Наличие собственного имущества у ассоциации не исключается, например, мебель, офисное оборудование и др., в т.ч. переданного учредителями, однако оно принадлежит на праве собственности самой ассоциации и в случае ликвидации учредителям, как правило, не возвращается.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.3 ст.44 ГК в ред. Закона № 312-З. |
3. В отличие от хозяйственных обществ и прочих коммерческих организаций у ассоциации отсутствует уставный фонд (капитал), а также требования к минимальному размеру имущества, необходимого для ее деятельности (как у фондов). Иными словами, ассоциация - это не объединение капиталов, а объединение с целью координации деятельности.
Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов (п.4 ст.121 ГК). Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных уставом ассоциации (союза) (примечание 4). Это еще одно отличие от общественных объединений, которое можно объяснить тем, что деятельность ассоциации больше связана с имущественными интересами ее членов.
4. У ассоциации отсутствует цель извлекать прибыль, нет права распределять прибыль между членами. Текущая деятельность финансируется, как правило, за счет членских взносов участников, прочих безвозмездных поступлений от них.
5. Предпринимательская деятельность ассоциаций в принципе не исключается, но лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций (часть четвертая п.3 ст.46 ГК). Например, платные семинары, консультационные услуги, издательская деятельность и деятельность средств массовой информации, управление объектами интеллектуальной собственности и т.п. При этом согласно п.1 ст.123 ГК член ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ч.4 п.3 ст.46 ГК в ред. Закона № 312-З. |
Для ведения полноценной предпринимательской деятельности ассоциация может учредить унитарное предприятие. Альтернативу предусматривает п.2 ст.121 ГК: если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, она преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.
6. Учредительный документ ассоциации - это ее устав, утвержденный членами. Сведения, которые должны в нем содержаться, можно разбить на 2 группы.
1. Сведения, общие для всех юридических лиц:
- наименование юридического лица;
- место его нахождения;
- цели деятельности;
- порядок управления деятельностью юридического лица.
2. Особенности, установленные специально для ассоциации:
- порядок формирования имущества ассоциации;
- порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав ассоциации;
- условие о составе и компетенции органов управления ассоциацией и порядке принятия ими решений, в т.ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации;
- условие о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (п.2 ст.122 ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.2 ст.122 ГК в ред. Закона № 312-З. |
7. Ассоциация основана на фиксированном членстве, при этом разница между статусом члена и учредителя законодательством не установлена, но прием новых членов - только с согласия действующих. При этом вступление в ассоциацию нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации, возникшим до его вступления (п.3 ст.123 ГК).
Член ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своему взносу в течение 2 лет с момента выхода, если эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации.
Кроме того, член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных ее уставом. В отношении имущественного взноса и ответственности исключенного члена применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации.
Членство в ассоциации может быть дифференцированным, например полный член и ассоциированный член. В некоторых случаях членство (или статус члена) может быть обусловлено определенными требованиями: к капиталу, наличию лицензий и т.п., например, как в Уставе Белорусского бюро по транспортному страхованию (примечание 5).
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации, Декрет № 1), распространяется в т.ч. на создаваемые (реорганизуемые) ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей (т.е. на ассоциации обоих видов).
В то же время Положение о регистрации не распространяется на регистрацию «общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений)» (производится в соответствии с Законом № 3254-XII). Кроме того, источники правового регулирования (Декрет № 2) существуют для регистрации профсоюзных объединений.
Регистрация торгово-промышленных палат и союзов потребительских обществ проводится в соответствии с Декретом № 1, но с учетом некоторых особенностей. Например, Закон № 208-З устанавливает некоторые дополнительные требования к уставу торгово-промышленной палаты (ст.5). Закон № 93-З содержит (ст.28-39) еще более развернутые требования к созданию и регистрации союзов потребительских обществ.
Организационная структура ассоциаций, объединяющих коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, законодательно не регламентирована, равно как и порядок принятия решений. В настоящее время популярна 3-звенная структура управления различными корпоративными образованиями, что нашло отражение, в частности, и применительно к ассоциации «Белорусское бюро по транспортному страхованию», устав которой предусматривает наличие общего собрания (решения которого носят рекомендательный характер), наблюдательного совета, генерального директора.
По мнению автора, это лишнее, поскольку большинство ассоциаций (в отличие от упомянутого Бюро) занимаются исключительно организационными и методическими вопросами, а основной объем работы составляют переговоры, ведение переписки, прочие канцелярские функции. Таким ассоциациям вполне достаточно 2-звенной структуры управления. По указанным выше причинам не обязателен и контрольный орган ассоциации.
Главным органом управления в любом случае будет представительный орган - общее собрание (съезд, конференция, ассамблея и т.п.). Представляется, что в отличие от хозяйственных обществ, в которых деятельность общего собрания основана на так называемом принципе демократического централизма, представительные органы ассоциации могут принимать решения на консенсусной основе или, по крайней мере, устав может предусматривать возможность для членов, не согласных с принятым решением, отказаться от участия в его выполнении.
Второй орган управления - исполнительный, однако объем его полномочий (функций) может быть различен: от полноценного исполнительного органа по примеру хозяйственных обществ до секретариата с минимальной компетенцией в плане самостоятельных решений. Поскольку репрезентативные функции ассоциации доминируют в ее деятельности, целесообразно для их выполнения предусмотреть в уставе должность единоличного главы исполнительного органа.
Налоговый статус ассоциаций, как правило, не отличается от других организаций. Отдельные особенности связаны с налогообложением членских взносов и прочих расходов на содержание ассоциаций, которые, как правило, должны осуществляться из прибыли ее членов. Так, согласно подп.1.16-1.18 п.1 ст.131 Налогового кодекса РБ (далее - НК) при обложении налогом на прибыль не учитываются следующие затраты:
• суммы добровольных взносов участников союзов, ассоциаций на их содержание;
• взносы, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, за исключением членских взносов (включая вступительные взносы), уплачиваемых субъектами торгового мореплавания Республики Беларусь в связи с членством в объединениях (ассоциациях, союзах) судовладельцев, морских перевозчиков;
• взносы, уплачиваемые международным организациям, за исключением случаев, когда уплата таких взносов предусмотрена законодательством и (или) является условием осуществления деятельности организациями, уплатившими эти взносы, или условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения организациями, уплатившими взносы, их деятельности, а также членских взносов, уплачиваемых резидентами Республики Беларусь, осуществляющими международные перевозки продукции (товаров) морским транспортом, при вступлении в международные ассоциации взаимного страхования ответственности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З. Затраты, не учитываемые при налогообложении, приводятся в ст.173 новой редакции НК. |
С другой стороны, при определении налоговой базы налога на добавленную стоимость не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, в т.ч. средства, перечисленные организации, в т.ч. государственному объединению, объединению, ассоциации, за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями, обособленными структурными подразделениями, входящими в состав организации, в т.ч. государственного объединения, объединения, акционерного общества, ассоциации, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов) (п.5 ст.97 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.5 ст.120 новой редакции НК. |
Существует индивидуальная льгота, предусмотренная п.3 ст.142 НК, согласно которому членам научно-технологической ассоциации, созданной Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке ставка налога на прибыль снижена до 5 %.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. п.3 ст.142 НК на основании Закона РБ от 18.10.2016 № 432-З утратил силу. |
Членские взносы и прочее финансирование членами созданных ими ассоциаций не изъяты (в отличие, например, от холдингов) из сферы действия Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300) (примечание 6). Поэтому должны соблюдаться все требования, установленные им в части целевого назначения помощи (п.2), соблюдения лимитов, документального оформления и т.п.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 сентября 2024 г. Указом от 27.03.2024 № 112 в новой редакции изложен Указ № 300, в частности его название: «О безвозмездной (спонсорской) помощи». Комментарий см. здесь. |
Примечание 1. Кашанина Т.В. Корпоративное право. М., 2010. С.215-216.
Примечание 2. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. М., 2008. С.109, 112.
Примечание 3. Например, в Беларуси федерации футбола и хоккея имеют статус ассоциаций, тогда как баскетбола, волейбола и гандбола - общественного объединения.
Примечание 4. Аналогично союз потребительских обществ не отвечает по обязательствам своих членов, но члены союза потребительских обществ несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза потребительских обществ (ст.27 Закона № 93-З).
Примечание 5. Для более детального изучения см. Указ Президента РБ от 01.12.1999 № 701 «Об утверждении Устава Белорусского бюро по транспортному страхованию». Данным Указом утвержден Устав Белорусского бюро по транспортному страхованию, согласно абзацу 3 п.6 которого Бюро выполняет функцию формирования гарантийных фондов страхования, поэтому положения Устава о деятельности Бюро диссонируют с некоторыми положениями ГК об ассоциациях.
Примечание 6. Указ № 300 не распространяется на предоставление объединениями профессиональных союзов в соответствии с учредительными документами, заключенными коллективными договорами (соглашениями), денежных средств, иного имущества, имущественных прав своим членам, а также социальной помощи в виде денежных средств, другого имущества иным физическим лицам на сумму, не превышающую 10 базовых величин в год на одного человека (абзац 3 части третьей п.1 Указа № 300).
11.11.2013
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук