


Материал помещен в архив
к Декрету Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», указам Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь», от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов». Вместо хозяйственных судов - экономические суды
С 1 января 2014 г. общие и хозяйственные суды будут объединены в единую систему судов общей юрисдикции.
Начало объединению положено 29 ноября 2013 г. подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:
• Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее - Декрет № 6);
• Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь»;
• Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее - Указ № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В соответствии с п.15 Указа № 530 пп.11 -13, части вторая - четвертая п.14 Указа № 530 действовали до 16 мая 2017 г. - вступления в силу Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». |
Образование системы судов общей юрисдикции
Как было.
Существовало две системы судов - общие суды и хозяйственные суды. Компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным Судом Республики Беларусь (далее - ВС), система хозяйственных судов - Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (далее - ВХС).
Как будет.
С 1 января 2014 г. образуется единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды. Последние будут переименованы в экономические суды областей и г.Минска. Высший Хозяйственный Суд присоединяется к ВС.
Вся система судов общей юрисдикции возглавляется ВС. В состав ВС входит судебная коллегия по экономическим делам ВС (п.1 Декрета № 6).
За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов. Компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст.39, 41-47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК)). Экономические суды при рассмотрении подсудных им споров продолжают руководствоваться хозяйственным процессуальным законодательством, в т.ч. ХПК.
Изменение наименования инстанций, рассматривающих экономические споры | ||
| ||
Инстанция |
Как было |
Как будет |
Первая инстанция |
Хозяйственные суды областей (г.Минска) (часть первая ст.48 ХПК) |
Экономические суды областей (г.Минска) |
Апелляционная инстанция |
Апелляционная инстанция соответствующего хозяйственного суда, вынесшего постановление по первой инстанции (ст.268 ХПК) |
Апелляционная инстанция экономического суда соответствующей области (г.Минска) |
Кассационная инстанция |
Кассационная коллегия ВХС (ст.283 ХПК) |
Коллегия по экономическим спорам ВС |
Лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора |
Председатель ВХС либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители (ст.301 ХПК) |
Председатель ВС либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители |
Суд надзорной инстанции |
Президиум ВХС - в отношении постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций. Пленум ВХС - в отношении постановлений Президиума ВХС (ст.302 ХПК) |
Президиум ВС - в отношении постановлений, принятых экономическими судами первой, апелляционной и кассационной инстанций. Пленум ВС - в отношении постановлений Президиума ВС |
Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений
Как было.
Принудительное исполнение решений хозяйственного суда до 1 января 2014 г. осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда (ст.325, 326 ХПК, Инструкция по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21, далее - Инструкция по исполнительному производству). Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 сентября 2017 г. Инструкция по исполнительному производству признана утратившей силу на основании постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2017 № 12. С 16 мая 2017 г. действует Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67. |
Действия (бездействие) судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.
При принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя (ст.402 ХПК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2017 г. в ХПК были внесены значительные изменения на основании Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». Порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя, регулируется названным Законом. |
Как будет.
С 1 января 2014 г. создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хозяйственных судов (п.1 Указа № 530). Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции Республики Беларусь. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения главных управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета (пп.1, 2 Указа № 530).
Исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, Инструкцией по исполнительному производству и др.) (п.12 Указа № 530).
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) - Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, а в случае несогласия с его решением - в суд по месту исполнения исполнительного документа (п.14 Указа № 530).
С 1 января 2014 г. в соответствии с п.11 Указа № 530 расширяются права судебных исполнителей. Например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
Устанавливается право судебного исполнителя объявлять розыск должника. В настоящее время согласно ст.361 ХПК полномочия по розыску должника принадлежат хозяйственному суду, который вправе вынести определение о розыске должника - индивидуального предпринимателя или гражданина через органы внутренних дел.
При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества.
При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер, согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника - физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин по каждому исполнительному документу, а с должника - юридического лица - в размере 10 базовых величин по каждому исполнительному документу.
Выводы и рекомендации
Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что, по сути, ВХС вошел в состав ВС, а хозяйственные суды переименованы в экономические суды с сохранением своих функций. Организационно экономические суды пока будут располагаться там же, где сейчас находятся хозяйственные суды. Заявления (в т.ч. исковые) подаются в соответствии с ранее установленными правилами подсудности (общее правило - по месту нахождения ответчика (ст.49 ХПК), ст.50-52 ХПК установлены исключения: подсудность по выбору истца, исключительная подсудность, договорная подсудность).
С 1 января 2014 г. следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ.
![]() |
Обратите внимание! Необходимость вносить изменения в ранее заключенные договоры, содержащие пророгационное соглашение, в части изменения наименования хозяйственных судов на экономические суды, отсутствует. Система судов общей юрисдикции образуется с 1 января 2014 г., поэтому в договорах, заключенных после 1 января 2014 г., при включении пророгационного соглашения необходимо указывать уже экономический, а не хозяйственный суд. |
Процессуальное же законодательство (в т.ч. и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать в неизменном виде. Принятия единого процессуального кодекса в ближайшее время не ожидается.
Что касается действия постановлений Пленума ВХС и Президиума ВХС, то на сегодняшний день нет оснований для констатации того, что экономические суды не будут продолжать ими руководствоваться.
Унифицирована также система судебного исполнения. Принятыми актами пока намечена общая концепция, более детально статус органов принудительного исполнения должен быть утвержден до 1 января 2014 г. Советом Министров Республики Беларусь.
Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования. В дальнейшем объединение судов, вероятно, приведет к унификации как процессуального законодательства, так и судебной практики.
09.12.2013
Юлия Прокопенко, юрист Revera Consulting Group