


Материал помещен в архив
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ (СПОНСОРСКОЙ) ПОМОЩИ
Юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам Республики Беларусь безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ) (часть первая п.1 Указа). Запрет дарения между коммерческими организациями, установленный ст.546 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), на данные правоотношения не распространяется.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 сентября 2024 г. Указом от 27.03.2024 № 112 в новой редакции изложен Указ, в частности его название: «О безвозмездной (спонсорской) помощи». Комментарий см. здесь. |
Характеристика договора безвозмездной (спонсорской) помощи
Договор безвозмездной (спонсорской) помощи относится к числу безвозмездных. Согласно гражданскому законодательству безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне, т.е. исполнить определенную обязанность в пользу другой стороны, без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Договор безвозмездной (спонсорской) помощи является безвозмездным по своей природе, вне зависимости от воли сторон.
Решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами относится к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества (абзац 9 ст.35 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).
В унитарных предприятиях решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи принимается их руководителем, если иное не предусмотрено собственником имущества.
В силу положений п.17 постановления Пленума ВХС РБ от 28.10.2005 № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» ограничение полномочий на совершение сделки имеет место в случаях, когда полномочия, предусмотренные доверенностью, законодательством или которые могут считаться очевидными из обстановки, при которой совершается сделка, превышают полномочия, предусмотренные в договоре между представителем и представляемым, а также когда полномочия органа юридического лица ограничены учредительными документами и недостаточны для совершения сделки. При наличии названных обстоятельств сделка может быть признана недействительной только по иску лица, в интересах которого установлены ограничения.
Существенные условия договора безвозмездной (спонсорской) помощи
Перечень существенных условий, необходимых для включения в договор безвозмездной (спонсорской) помощи, определен п.5 Указа. Так, в договоре указываются:
• организация, индивидуальный предприниматель, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, получатель такой помощи;
• размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;
• цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;
• порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи (за исключением получателей - физических лиц) организации, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;
• сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах - для органов, организаций, перечисленных в п.9 Указа;
• иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа и других актов законодательства.
Договор считается заключенным лишь в случае, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п.1 ст.402 ГК).
Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, названные в законодательстве как существенные для договоров определенного вида, все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В случае если стороны не согласовали между собой указанные условия, договор считается незаключенным.
Таким образом, в случае неотражения в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи хотя бы одного из указанных условий такой договор будет считаться незаключенным, а сама помощь будет считаться предоставленной без заключения договора, что в соответствии с Указом повлечет привлечение к ответственности как лица, предоставившего спонсорскую помощь, так и получателя такой помощи.
Случаи, на которые действие Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» не распространяется
Указом определен исчерпывающий перечень случаев, на которые действие Указа не распространяется:
1) предоставление организациями и индивидуальными предпринимателями денежных средств, иного имущества, имущественных прав в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) профессиональным союзам, их организационным структурам, объединениям таких союзов и их организационным структурам; трудовым и иным законодательством - своим работникам (членам их семей), в т.ч. бывшим и ушедшим на пенсию, членам их семей в случае смерти этих работников; избирательным законодательством - комиссиям по подготовке и проведению выборов, референдума, по проведению голосования по отзыву депутата;
2) предоставление профессиональными союзами, объединениями таких союзов, другими общественными объединениями (за исключением политических партий), республиканскими государственно-общественными объединениями и организационными структурами названных организаций в соответствии с учредительными документами, заключенными коллективными договорами (соглашениями) денежных средств, иного имущества, имущественных прав членам указанных организаций, а также социальной помощи в виде денежных средств, другого имущества иным физическим лицам на сумму, не превышающую 10 базовых величин в год на одного человека;
3) передача основных средств от одной государственной организации другой, осуществляемая в порядке, установленном актами законодательства;
4) выделение денежных средств юридическим и физическим лицам из бюджета, государственных внебюджетных фондов;
5) передача имущественных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. средств государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов, в соответствии с актами Президента РБ, регулирующими порядок приобретения таких имущественных прав и распоряжения ими;
6) передача основных средств между организациями, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, если такая передача не предусматривает переход (не связана с переходом) права собственности на такие средства;
7) передача участниками холдинга, государственного объединения, подчиненного Министерству промышленности РБ, денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг иным участникам холдинга, государственного объединения, подчиненного Министерству промышленности РБ, - резидентам Республики Беларусь, осуществляемую по согласованию с управляющей компанией холдинга (собственником имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ - дочерних компаний холдинга), государственным объединением, подчиненным Министерству промышленности РБ (часть третья п.1 Указа).
Цели, на осуществление которых предоставляется безвозмездная (спонсорская) помощь
Пунктом 2 Указа определен исчерпывающий перечень видов целей, на осуществление которых может быть предоставлена безвозмездная (спонсорская) помощь. Данная помощь может предоставляться организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам на иные цели, не предусмотренные Указом, только по решению Президента РБ.
Таким образом, безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям в целях:
• создания и укрепления материально-технической базы;
• приобретения сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержки мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;
• поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в т.ч. подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
• охраны историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями;
• приобретения организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
• проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента РБ, Совета Министров РБ, республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов;
• выпуска учебных изданий и средств обучения, организации питания учащихся и воспитанников учреждений образования;
• поддержки организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством);
• поддержки зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь религиозных организаций;
• ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• проведения научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ;
• развития особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы).
Следует отметить, что в договоре безвозмездной (спонсорской) помощи стороны должны придерживаться четких формулировок целей предоставления данной помощи. Кроме этого, п.4 Указа установлен запрет предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не названные в Указе, если Президентом РБ или с его согласия не определено иное.
Указом также определены мероприятия, на которые запрещается направлять спонсорскую помощь. Кроме незаконной деятельности (изменение конституционного строя, захват или свержение государственной власти, разжигание социальной, национальной, религиозной и расовой вражды и др.), запрещено направлять и использовать спонсорскую помощь на организацию и проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, проведения семинаров, других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения (п.4 Указа).
Порядок оказания безвозмездной (спонсорской) помощи
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, определяют вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается.
Безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая государственным органам в виде денежных средств, в установленном порядке перечисляется соответственно в республиканский, местные бюджеты, зачисляется на счета этих органов, учитывается отдельно и используется на создание и укрепление их материально-технической базы.
Основными условиями предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи физическим лицам являются установление целей оказания данной помощи, добровольность, безвозмездность, заключение договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. При этом в договоре при определении целей необходимо отражать фактическую цель (приобретение лекарственных препаратов, помощь в строительстве или ремонте дома (приобретение стройматериалов), лечение, обучение или иное, в рамках общих целей, установленных частью первой п.2 Указа).
При составлении договора безвозмездной (спонсорской) помощи физическим лицам необходимо учитывать, что в силу предписания абзаца 6 п.5 Указа физические лица не обязаны представлять отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи и указанная информация, как и непосредственный порядок представления физическим лицом отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи, могут быть отражены в договоре только по соглашению сторон.
Ограничения при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи
Указом установлен ряд ограничений в случае предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, судами, государственными организациями, подчиненными местным исполнительным и распорядительным органам. В таких случаях определены ограничения по совокупному размеру, а также предусмотрена процедура согласования предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствующем порядке.
Исходя из требований Указа, безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая государственными органами, иными государственными организациями, указанными в части первой п.9 Указа, в течение календарного года, не может превышать 1 % от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. Оказание безвозмездной (спонсорской) помощи государственными органами, иными государственными организациями, не получающими такой выручки, размером не ограничивается. Для получения согласия необходимо направление в соответствующие государственные органы, иные государственные организации подписанного сторонами договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и решения руководителя или коллегиального органа управления юридического лица, если в соответствии с его учредительными документами принятие решения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи относится к компетенции данного органа.
Организации, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь, и (или) ее административно-территориальных единиц, и (или) юридических лиц государственной формы собственности, предоставляют безвозмездную (спонсорскую) помощь с согласия руководителей соответствующих государственных органов, государственных организаций, осуществляющих управление этими долями (акциями).
В развитие данной нормы действует подп.4.48 п.4 Положения о Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 958. В частности определено, что Государственный комитет по имуществу РБ согласовывает предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи хозяйственными обществами, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и не переданы в управление органам государственного управления и иным государственным организациям.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 июля 2023 г. следует руководствоваться подп.4.48 п.4 Положения № 958 в ред. постановления Совмина от 13.07.2023 № 457. |
Некоторые республиканские органы государственного управления дополнительно регулируют вопросы предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. Наиболее активно в этом направлении регулирует правоотношения по предоставлению безвозмездной (спонсорской) помощи Министерство архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры).
Так, например, приказом Минстройархитектуры РБ от 18.08.2005 № 203 «Об утверждении Порядка согласования и учета договоров о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи» определен порядок согласования и учета в аппарате Минстройархитектуры договоров об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи. Определено, что договор поступает в Управление контроля и обеспечения информационной среды стройкомплекса, которое обеспечивает его учет в специальной книге и передает на рассмотрение в соответствующее управление по направлениям деятельности организаций. Завизированный юридическим отделом договор вносится в установленном порядке на рассмотрение коллегии Минстройархитектуры и обеспечивает подготовку проекта постановления коллегии о согласовании договора. Договор, согласованный коллегией, представляется одновременно с решением коллегии на согласование Министру. После согласования договор передается в Управление контроля и обеспечения единой информационной среды стройкомплекса, которым вносится отметка в книгу о согласовании договора, а сам договор возвращается соответствующей организации. Ксерокопия договора подшивается в дело и хранится в установленном порядке.
Кроме этого, приказом Минстройархитектуры РБ от 26.12.2005 № 338 «О некоторых вопросах оказания спонсорской помощи» установлено, что основным и обязательным условием оказания безвозмездной (спонсорской) помощи для организаций Минстройархитектуры является наличие в организациях реальных источников для ее выплаты (чистая прибыль текущего года или неиспользованный остаток прибыли прошлых лет), кроме подшефных сельскохозяйственных организаций. В отдельных случаях, при необходимости оказания помощи подшефным сельскохозяйственным и другим организациям, руководителям организаций предоставляется право использовать на эти цели неиспользуемые или имеющиеся сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей без ущерба для основного производства.
Момент заключения договора, примерная форма договора безвозмездной (спонсорской) помощи
Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, подлежащий согласованию в соответствии с п.9 Указа, считается заключенным с момента его согласования в установленном порядке, другие договоры предоставления такой помощи - с момента их подписания, если иное не определено ГК.
Примерная форма договора безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 октября 2024 г. следует руководствоваться формой договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи согласно приложению к постановлению Совмина от 09.10.2024 № 742. |
Ответственность за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена ответственность за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи. Так, ст.23.84 КоАП установлена ответственность за предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов; использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении; использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора; использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора. Таким образом, субъектами данного правонарушения являются как спонсоры, так и получатели безвозмездной (спонсорской) помощи.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. ответственность за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи установлена в ст.24.53 КоАП от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП-2021). Комментарий см. здесь. |
Министерство по налогам и сборам РБ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи (подп.5.1.5 п.5 постановления Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 апреля 2018 г. подп.5.1.5 п.5 постановления № 1592 исключен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.04.2018 № 287. |
Юридические лица, предоставившие безвозмездную (спонсорскую) помощь, обязаны в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи (п.12 Указа). Организации и индивидуальные предприниматели, принимающие безвозмездную (спонсорскую) помощь, представляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчет в произвольной форме о ее целевом использовании в соответствии с Указом и заключенным договором предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (п.6 Указа). Ответственность за невыполнение данной обязанности предусмотрена ст.23.16 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (ст.24.11 КоАП-2021). |
Получение и использование иностранной безвозмездной помощи
Что касается иностранной безвозмездной помощи, то порядок предоставления денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), безвозмездно предоставляемых в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями определен Декретом Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее - Декрет). Установлена обязательная регистрация иностранной безвозмездной помощи в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ по заявлениям получателей. Использование иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения запрещается.
Порядок регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи определен постановлением Управления делами Президента РБ от 17.09.2010 № 9 «О порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи». Формы заявления, плана и акта приемки иностранной безвозмездной помощи утверждаются Управлением делами Президента РБ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 августа 2020 г. взамен постановления № 9 действуют Декрет Президента РБ от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (комментарий см. здесь) и постановление Управления делами Президента РБ от 12.08.2020 № 3 «Об установлении форм документов». |
Установлено, что полученная физическими лицами посредством банковских и почтовых переводов, отправлений, в т.ч. международных почтовых отправлений, на которые начисляются таможенные платежи, иностранная безвозмездная помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, или товаров (имущества) в размере (стоимости), не превышающем 500 базовых величин в месяц на дату ее поступления (либо в эквивалентной сумме в иностранной валюте), предназначенная для использования на цели, предусмотренные абзацами 2-6 части первой п.4 Декрета, а также для личных нужд подлежит учету в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ (далее - Департамент) без оформления удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи (п.5 Декрета). Использование иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения запрещается.
Получатели иностранной безвозмездной помощи в виде наличных денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, подлежащей регистрации, обязаны представить в Департамент отчет об использовании (распределении) иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами (п.3 Декрета).
В силу ст.6 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» перевод и получение белорусских рублей, иностранной валюты, передача и получение иных валютных ценностей по договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи относятся к текущим валютным операция, а именно к операциям неторгового характера. Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72. По общему правилу, текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. действует постановление Правления Нацбанка от 31.05.2021 № 147 «О проведении валютных операций». Комментарий см. здесь. С 9 июля 2021 г. Закон № 226-З изложен в новой редакции Законом от 30.06.2020 № 36-З. Комментарии см. здесь. |
27.02.2014
Марина Яснюк, магистр юридических наук