Пособие от 14.04.2014
Автор: Овсейко С.

Хозяйственные объединения юридических лиц


СОДЕРЖАНИЕ

 

Виды хозяйственных объединений

Признаки хозяйственных объединений

Отношения зависимости между участниками

Финансовые аспекты

 

Материал помещен в архив

 

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Объединения юридических лиц, создаваемые в рамках осуществления хозяйственной деятельности, были популярны еще в советское время. Их наличие позволяло достичь нескольких целей: эффект масштаба, контроль за деятельностью дочерних структур, эффективное перераспределение ресурсов, оптимизацию в создании вспомогательных подразделений и т.п. В настоящее время к перечисленному добавились налоговые аспекты, а также диверсификация имущественной ответственности участников. Самый простой способ совместного ведения бизнеса - это создание несколькими коммерческими организациями нового хозяйственного общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества) (примечание 1). Однако такой способ не лишен недостатков: хозяйственная и финансовая независимость вновь созданного общества оказывается слишком ощутимой, его органы получают известную самостоятельность и де-юре статус дочерней и материнских компаний оказывается равным. По этой причине трудно рассчитывать и на различные налоговые и прочие льготы в отношениях между ними: каждая передача имущества либо денежных средств рассматривается как обычная коммерческая сделка, направленная на получение прибыли, с соответствующим налогообложением. Кроме того, если дочерних структур несколько, возникает потребность в создании некой новой управляющей или координирующей компании. Такие структуры, основанные на различных видах интеграции коммерческих организаций, можно объединить условным названием «хозяйственные объединения».

Виды хозяйственных объединений

Холдинги

Это более жестко интегрированные хозяйственные объединения, которые создаются в соответствии с Указом Президента РБ от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее - Указ № 660), и представляют собой объединение юридических лиц, участниками которого могут быть хозяйственные общества и (или) унитарные предприятия. Холдинг не является юридическим лицом. Указ № 660 предусматривает возможность существования двух типов холдингов:

1) с созданием управляющей компании, роль которой играет одна из коммерческих организаций в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:

а) владения 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;

б) управления деятельностью дочерних компаний холдинга - унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами, а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;

в) договора доверительного управления 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;

г) иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 апреля 2022 г. следует руководствоваться Указом от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов». Комментарий см. здесь.

 

Следовательно, в первом случае речь идет об имущественном участии управляющей компании в уставном капитале дочерних компаний, в остальных - о наличии исключительно договорных отношений между двумя компаниями;

2) без создания управляющей компании холдинга, когда физическое лицо - собственник простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в размере 25 % и более осуществляет управление (участвует в управлении) этими хозяйственными обществами. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями.

Регистрацию холдингов осуществляет Министерство экономики РБ (далее - Минэкономики) после получения согласия антимонопольного органа на его создание в соответствии со ст.11 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (после 1 июля 2014 г. - подп.1.12 п.1 ст.9 Закона РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции») и подп.2.4 п.2 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З изложен в новой редакции на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 98-З.

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

 

Следует отметить, что данные положения антимонопольного законодательства распространяются не только на холдинги, но и на дочерние, зависимые общества, союзы (ассоциации) и другие объединения хозяйствующих субъектов.

Управляющая компания холдинга обязана в течение 2 месяцев со дня его регистрации внести изменения и (или) дополнения в устав, включив в свое наименование слова «управляющая компания холдинга», и обратиться за государственной регистрацией таких изменений и (или) дополнений, а также в Минэкономики с заявлением о внесении изменений в перечень участников холдинга в связи с изменением наименования управляющей компании холдинга. К заявлению должна прилагаться заверенная руководителем (лицом, уполномоченным учредительным договором) управляющей компании холдинга копия документа, подтверждающего приведение наименования управляющей компании холдинга в соответствие с установленными требованиями.

При этом не допускается использование:

• слов «управляющая компания холдинга» в наименовании юридического лица, не являющегося управляющей компанией холдинга;

• слова «холдинг», производных слов от слова «холдинг», равно как и словосочетаний на основе этого слова, в наименовании иных юридических лиц (п.6 Указа № 660).

Включение юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании (исключение дочерней компании холдинга из состава его участников) осуществляется на основании решения управляющей компании холдинга, принятого в порядке, определенном ее уставом, или собственника и при получении согласия антимонопольного органа (п.7 Указа № 660).

Ассоциации (союзы)

В отличие от двух предыдущих видов хозяйственных объединений, ассоциации (союзы) являются юридическими лицами, причем некоммерческими организациями. Гражданский кодекс РБ (далее - ГК) (ст.121) различает два вида ассоциаций (союзов):

1) объединение коммерческих организаций (ИП);

2) объединение как коммерческих, так и некоммерческих организаций (далее речь пойдет только о первом виде).

В настоящее время термины «ассоциации» и «союзы» являются полностью взаимозаменяемыми без дополнительных смысловых оттенков, оставшихся в прошлом.

Основное назначение ассоциаций и союзов (далее - просто «ассоциации») - представительство интересов их участников перед государством (например, Ассоциация лизингодателей Беларуси, Белорусская ассоциация страховщиков, Ассоциация белорусских банков и др.), поэтому их можно назвать «бизнес-ассоциациями».

Поскольку ассоциация является юридическим лицом, она обладает собственной правосубъектностью. При этом члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, индивидуального предпринимателя (п.3 ст.121 ГК). Иными словами, членство в ассоциации не умаляет правоспособности ее членов и не связывает их решениями ассоциации. По сути, речь идет о создании некой новой «юридической личины», не поглощающей своих учредителей, а становящейся по отношению к ним в подчиненное положение.

В отличие от коммерческих организаций, у ассоциации отсутствуют уставный фонд (капитал), а также требования к минимальному размеру имущества, необходимого для ее деятельности (как у фондов). Иными словами, ассоциация - это не объединение капиталов, а объединение с целью координации деятельности и т.п. Текущая деятельность финансируется, как правило, за счет членских взносов участников, прочих безвозмездных поступлений от них. Но учредители (участники) ассоциации не имеют имущественных прав в отношении такого имущества (п.3 ст.44 ГК). У ассоциации отсутствует цель извлечения прибыли, нет права распределять прибыль между членами. Предпринимательская деятельность ассоциации в принципе не исключается, но лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций (часть четвертая п.3 ст.46 ГК).

Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Однако члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных уставом ассоциации (союза) (п.4 ст.121 ГК).

Государственные объединения (концерны)

Государственное объединение (концерн, производственное, научно-производственное или иное объединение) создается, как правило, по отраслевому принципу в целях осуществления общего руководства, общего управления деятельностью, координации деятельности и представления интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав объединения, по решению Президента РБ, Правительства РБ, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления (ст.1231 ГК). Его участниками могут быть государственные юридические лица, а по решению создавшего их органа (лица) - также негосударственные организации и ИП.

Государственное объединение (далее - концерн) находится в подчинении создавшего его органа. В свою очередь, решения концернов по вопросам, предусмотренным их уставами и актами законодательства о таких объединениях, являются обязательными для их участников (п.4 ст.1232 ГК). Можно говорить о том, что правовой статус концернов находится на стыке гражданского и административного права. С административно-правовых позиций они создаются для нужд государственного управления соответствующей отраслью, с гражданско-правовой - являются, как правило, некоммерческими организациями (хотя не исключен вариант и коммерческой организации (об этом упоминается в подп.1.1 п.1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение № 1)).

Как членство в концернах, так и выход из них могут быть обязательными (государственные унитарные предприятия, учреждения) либо добровольными. Исключение участников из объединения возможно в обоих случаях.

Таким образом, государственные объединения (концерны) имеют следующие основные отличия от бизнес-ассоциаций:

1) цель создания - государственное управление, а не представление интересов;

2) способ создания (как правило, ассоциация - добровольно, концерн - сверху);

3) состав участников (различается форма собственности);

4) функции (у концерна они шире).

В остальном (сугубо цивилистические аспекты) у этих двух форм хозяйственных объединений много общего. Так, участники концерна сохраняют права юридических лиц и ИП, которые, права, могут быть ограничены или иным образом изменены в соответствии с законодательством. Имущество участников государственного объединения не входит в состав имущества государственного объединения (п.2 ст.1233 ГК). Последнее владеет имуществом на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, а собственником его является государство, которое не отвечает по обязательствам концерна, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (п.5 ст.1231 ГК).

Аналогичным образом концерн не отвечает по обязательствам его участников, а участники концерна не отвечают по его обязательствам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Простые (полные) товарищества

Простое товарищество (договор о совместной деятельности) и полное товарищество (как разновидность юридического лица) являются традиционными гражданско-правовыми понятиями. Возможно, они не вполне удобны для нужд крупного бизнеса, однако, в отличие от всех ранее перечисленных они создаются не для целей координации, представления либо управления, а непосредственно для ведения хозяйственной деятельности.

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей законодательству цели (ст.911 ГК). При этом сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Основные черты договора о совместной деятельности:

1) вклады и общее имущество товарищей: вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в т.ч. деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью;

2) ведение общих дел товарищей: каждый товарищ вправе действовать от имени остальных, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества;

3) общие расходы и убытки товарищей: при отсутствии соглашения об ином каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело;

4) ответственность товарищей по общим обязательствам: как правило, солидарная по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения;

5) распределение прибыли: пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей.

Статья 924 ГК предусматривает возможность существования так называемого негласного товарищества, существование которого не раскрывается для третьих лиц. Но дело в том, что простые товарищества (равно как хозяйственные группы) имеют статус самостоятельных плательщиков налогов и сборов (ст.13 Налогового кодекса РБ (далее - НК)) и обязаны регистрироваться в этом качестве в налоговых органах (ст.66 НК). Поэтому негласное товарищество по белорусскому законодательству возможно лишь как некая идея, практическое осуществление которой может быть сопряжено с нарушением налогового законодательства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК на основании Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

Полным товариществом признается юридическое лицо, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (ст.66 ГК). Эта организационно-правовая форма больше подходит для объединений «первого уровня», нежели второго: ведение бизнеса от имени товарищества, а не от собственного, фактически стирает грани между полным товариществом и хозяйственным обществом. То же самое касается и коммандитного товарищества (ст.81-85 ГК), которое больше подходит для реализации разового проекта, нежели создания устойчивого объединения. Например, в России эта совершенно невостребованная в Беларуси организационно-правовая форма используется для организации долевого строительства (в роли вкладчиков выступают дольщики).

Другие формы объединений

Некоторые из форм объединений могут существовать и в Беларуси, но не в качестве готовой юридической модели, а как одно из составляющих наименования.

 

Справочно

Коммерческая организация обязана, а некоммерческая организация может иметь специальное наименование, т.е. индивидуализирующую юридическое лицо часть наименования, содержащуюся в кавычках (подп.1.5 п.1 постановления Минюста РБ от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц»). При этом количество закавыченных составляющих не ограничивается. Например, считаем возможным следующее условное наименование: ОАО «Консорциум «Прогресс»« и т.п.

 

Консорциумы - временные добровольные объединения нескольких коммерческих организаций (часто с участием банков, иных инвестиционных структур), для реализации крупных бизнес-, инвестиционных, экологических и тому подобных проектов на долевых началах. Консорциумы не являются юридическим лицом и имеют горизонтальную структуру управления. Организация сугубо договорная: отношения с третьими лицами регламентирует так называемое генеральное соглашение, внутренние - договор о консорциуме. В качестве одного из вариантов может быть договор простого товарищества.

Картели - договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках путем устранения как внутренней, так и внешней конкуренции.

Синдикаты - в отличие от картеля участники теряют коммерческую самостоятельность. Главная цель создания та же - организация сбыта. Ввиду потенциального конфликта с антимонопольным законодательством, а также негативным оттенком, закрепившимся за картелями и синдикатами в экономической литературе, данные субъекты хозяйствования избегают употребления данных названий. Хотя на практике они продолжают существовать. Впрочем, могут создаваться и в иных сферах, например, синдицированное (консорциальное) кредитование.

Конгломераты похожи на вертикальные концерны и создаются из корпораций в процессе производства.

Тресты - отличаются прочностью экономических и организационных связей. Участники теряют хозяйственную и частично юридическую самостоятельность изначально через передачу собственных акций в доверительное управление.

Пулы - добровольная договорная форма объединения, оформляемая договором простого товарищества, распространенная чаще всего в сфере услуг (торговля, биржи, патенты, страхование, транспорт, кредитование и прочее), с целью объединения средств участников для совместной деятельности и последующего распределения доходов в заранее определенной пропорции.

Корнеры - форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара, т.е. это соединенный капитал для целей скупки акций.

На международном уровне выделяют так называемые транснациональные корпорации (ТНК). Беларусь является участницей Конвенции о транснациональных корпорациях, заключенной в рамках Содружества Независимых Государств 6 марта 1998 г. (далее - Конвенция), которая признает под понятием «ТНК» юридическое лицо (совокупность юридических лиц):

а) имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более Сторон;

2) образованное юридическими лицами двух и более Сторон;

в) зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с Конвенцией.

Таким образом, Конвенция исходит из полного «плюрализма» при создании ТНК, когда основным признаком является различная национальная принадлежность участников, а не особенности правовой формы. Ввиду этого обычное хозяйственное общество также может быть зарегистрировано в качестве ТНК по Конвенции.

Хозяйственные группы. Указ Президента РБ от 27.11.1995 № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (утратил силу 1 января 2014 г.) (далее - Указ № 482) определяет, что хозяйственной группой является совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой одним из способов:

а) каждый из участников группы входит в состав высшего органа управления иных участников группы, но не может единолично обеспечить принятие или отклонение решений этого органа;

б) участники группы совместно принимают решения по координации своей предпринимательской деятельности;

в) участники группы для координации своей предпринимательской деятельности и ведения дел группы учреждают центральную компанию в форме хозяйственного общества, которая признается участником группы;

г) участники группы наделяют полномочиями по координации своей предпринимательской деятельности и ведению дел группы одного из ее участников (уполномоченного представителя);

д) участники - основанные на праве хозяйственного ведения унитарные предприятия объединяются по решению собственника их имущества, который для координации и контроля их деятельности и ведения дел хозяйственной группы учреждает основанное на праве хозяйственного ведения управляющее унитарное предприятие, признающееся участником группы;

е) участники - основанные на праве хозяйственного ведения унитарные предприятия объединяются по решению собственника их имущества, который для координации и контроля их деятельности и ведения дел хозяйственной группы наделяет такими полномочиями одного из участников группы (уполномоченное унитарное предприятие).

Сама хозяйственная группа не является юридическим лицом, однако подлежит государственной регистрации в Минэкономики.

Таким образом, хозяйственные группы являются юридически «аморфным» образованием, которое может включать различные виды юридической связи (зависимости) между участниками: учредительство, договорные обязательства, вхождение в состав органов управления друг друга. Цели создания хозяйственных групп в соответствии с Указом № 482 - координация предпринимательской деятельности участников.

Однако в соответствии с Указом Президента РБ от 22.08.2013 № 368 «О признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь и прекращении создания и деятельности хозяйственных групп» регистрация хозяйственных групп в Беларуси прекращена и их участники должны были до 31 декабря 2013 г. принять меры по прекращению деятельности данных хозяйственных групп и в случае необходимости могут объединиться в иные формы объединений юридических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренные законодательством (п.2).

Финансово-промышленные группы (ФПГ). В течение достаточно долгого времени действовал Закон РБ от 04.06.1999 № 265-З «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон № 265-З), который был признан утратившим силу в январе 2013 г. Согласно данному акту финансово-промышленные группы - это объединения юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании ФПГ, созданные в целях обеспечения экономической интеграции ее участников для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и расширение рынков их сбыта, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом. Поэтому центральная компания ФПГ: выступает от имени участников в отношениях, связанных с созданием и деятельностью этой группы; готовит отчет о деятельности ФПГ; выполняет в интересах участников ФПГ финансовые операции в соответствии с законодательством; ведет сводный (консолидированный) учет, баланс и отчетность в части деятельности ФПГ в порядке, установленном Правительством РБ.

На наш взгляд, причиной исключения ФПГ (также как с 1 января 2014 г. хозяйственных групп) из «ассортиментного ряда» видов хозяйственных объединений является стремление свести все их к единственному виду - холдингам. Но между ФПГ и холдингом достаточно много отличий. Среди них следующие:

1) финансово-промышленная группа создается «снизу», а не «сверху», на договорной основе, поэтому функции по управлению ФПГ принадлежат совету управляющих, который представляет всех участников;

2) по этой же причине в ФПГ центральная компания была обязана представлять всем участникам отчет о деятельности и результаты аудита, а не наоборот (как в холдинге);

3) солидарная ответственность участников по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в ФПГ, а не наоборот (как в холдинге);

4) требование об обязательном создании центральной компании ФПГ в форме акционерного общества, а также о наличии среди участников ФПГ банка, что чуждо для холдинга;

5) другие особенности, которые были установлены Законом № 265-З: ограничение на участие юридического лица более чем в одной ФПГ, но отсутствие ограничений по участию нерезидентов; требование представления для госрегистрации организационного проекта ФПГ и др.

Признаки хозяйственных объединений

При выборе юридической модели того либо иного хозяйственного объединения необходимо учитывать признаки, по которым они могут отличаться.

1. Инициатива создания: «снизу» либо «сверху», т.е. от самих участников либо от вышестоящих органов (организаций).

2. Правосубъектность хозяйственного объединения: является ли оно юридическим лицом либо нет. Впрочем даже в последнем случае можно говорить о частичной (или квази-) правосубъектности хозяйственных объединений, которые могут иметь собственное фирменное наименование, являются самостоятельными налогоплательщиками, по ним составляется консолидированная отчетность и т.п.

 

Справочно

Фирменное наименование присваивается при госрегистрации. Помимо фирменного наименования участниками хозяйственного объединения могут использоваться другие средства индивидуализации, в частности, коллективный товарный знак. Согласно ст.18 Закона РБ от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» коллективным является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2016 г. объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Республике Беларусь коллективный знак, предназначенный для обозначения производимых и (или) реализуемых этими лицами товаров, выполняемых работ и (или) оказываемых услуг, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками (ст.18 Закона № 2181-XII в редакции Закона РБ от 05.01.2016 № 352-З).

 

3. Статус: для объединения - юридического лица - коммерческая либо некоммерческая организация, для не являющегося юридическим лицом - может ли оно заниматься предпринимательской деятельностью.

4. Цели создания: совместная деятельность на стадии производства либо сбыта, управление, координация и т.п.

5. Учредительные документы при создании: устав либо договор (учредительный либо о совместной деятельности). Наличие иных договоров (об управлении, доверительного управления, франчайзинга и т.п.), носящих вспомогательный характер при создании хозяйственного объединения, в таблице ниже не рассматривается.

6. Регистрация. Применительно к хозяйственным объединениям - юридическим лицам государственную регистрацию осуществляют в соответствии с Положением № 1, как правило, исполнительные комитеты (далее - исполком). Прочие объединения, не имеющие собственной правосубъектности, регистрируются в Минэкономики: такая государственная регистрация не наделяет их правосубъектностью, а требуется, скорее, для антимонопольного контроля. От государственной регистрации следует отличать регистрацию в качестве плательщиков в налоговых органах, которая служит совершенно иным целям.

7. Создание нового юридического лица (будь то само хозяйственное объединение, либо его управляющая компания, либо дочерние структуры последней).

8. Вертикальная либо горизонтальная структура: существуют либо нет отношения власти и подчинения внутри объединения.

9. Тип связи:

а) имущественная (учредительство или приобретение акций, долей, паев);

б) договорная.

 

Справочно

Белорусское законодательство прямо не регламентирует подобные договоры об управлении. Однако о них говорится, например, в части третьей п.3 ст.103 ГК (по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа акционерного общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему)), или в п.1 ст.105 ГК (в соответствии с заключенным между основным и дочерним обществами договором первое имеет возможность определять решения, принимаемые вторым).

Для подобных целей может использоваться и договор доверительного управления имуществом, регламентированный главой 52 ГК. За рубежом известны также договоры подчинения и договоры об отчислении части прибыли (например, § 291 Акционерного закона ФРГ от 06.09.1965), которые в качестве непоименованных договоров могут использоваться и в белорусской практике;

 

в) персональная (участие должностных лиц одной организации в работе органов управления другой);

г) франчайзинг и иное использование общих средств индивидуализации.

Особняком стоят концерны, в которых указанные выше типы связи могут выступать лишь в качестве дополнительных к административным.

10. Ограничения по участию.

11. Контроль: «снизу» или «сверху» (участники контролируют созданную структуру либо создавшая структура участников), но может быть и взаимным, реализуемым через право на информацию.

12. Совместная ответственность: отвечают ли участники по долгам объединения либо наоборот.

Таблица

 

Основные характеристики хозяйственных объединений
 
Признак Холдинги Концерны Ассоциации Простые товарищества Хозяйственные группы (до 1 января 2014 г.)
Инициатива создания «сверху» «сверху» «снизу» «снизу» «снизу»
Правосубъектность нет юридическое лицо юридическое лицо нет нет
Статус могут вести хозяйственную деятельность (не)коммерческая организация некоммерческая организация могут вести хозяйственную деятельность могут вести хозяйственную деятельность
Цели создания любые управление и представительские представительские совместное извлечение прибыли и др. координация
Учредительные документы
-
устав устав договор о совместной деятельности
-
Регистрация Минэкономики исполком исполком налоговый орган Минэкономики + налоговый орган
Создание нового юридического лица возможно самого концерна самой ассоциации нет возможно
Вид структуры вертикальная вертикальная горизонтальная горизонтальная горизонтальная
Тип связи а, б (см. выше п.9) административное подчинение б а, б а, б, в
Ограничения по участию для некоторых нерезидентов (примечание 2) обычно для негосударственных организаций обычно для некоммерческих организаций  
-
Контроль «сверху» «сверху» «снизу» взаимный «снизу»
Ответственность только в рамках «основное - дочернее общество» как правило, нет члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации солидарная по общим обязательствам
-

Отношения зависимости между участниками

Особенности отношений между управляющей компанией и участниками, а также между самими участниками характеризуются отношениями (взаимо)зависимости. Поэтому право, обычно исходящее из принципа равенства участников гражданских правоотношений, устанавливает для таких случаев определенные особенности.

Основное и дочернее общества (унитарные предприятия). Критерий выделения дочернего общества достаточно размыт: хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном фонде, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п.1 ст.105 ГК). Однако последствия такого признания серьезные:

• основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в т.ч. по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В то же время обратное неверно: дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества);

• в случае банкротства дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам;

• участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законодательством о хозяйственных обществах (примечание 3).

Дочерним может быть и унитарное предприятие (п.3 ст.114 ГК), но здесь ГК не устанавливает каких-либо особенностей касательно ответственности основного.

Зависимое хозяйственное общество. В ст.106 ГК дается также понятие «зависимое хозяйственное общество». Для него, напротив, установлен четкий количественный критерий - доля в уставном фонде, соответствующая 20 % и более голосов на общем собрании. Однако последствия признания участника зависимым не называются. Но Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII) (ст.8) устанавливает, что зависимое хозяйственное общество не вправе приобретать доли в уставном фонде (акции) хозяйственного общества, по отношению к которому оно признается зависимым. Аналогичным образом Указ № 660 (п.9) содержит запрет на создание так называемых циркулярных холдингов: дочерняя компания холдинга не может владеть акциями (долями в уставном фонде) управляющей компании холдинга, выступать залогодержателем ее акций, а также осуществлять доверительное управление ими.

Аффилированные лица. Согласно ст.56 Закона № 2020-XII введено еще одно понятие, значительно более широкое, чем дочерние и зависимые общества: аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения либо оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридическими лицами, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние. Таковыми являются (только касательно юридических лиц):

• юридическое лицо - участник хозяйственной группы или холдинга, в состав которых входит это общество;

• юридическое лицо, по отношению к которому хозяйственное общество является дочерним или признается зависимым;

• юридическое лицо, которое является дочерним или признается зависимым по отношению к хозяйственному обществу;

• унитарные предприятия, созданные хозяйственным обществом;

• юридические лица, в управление которым переданы принадлежащие Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской или коммунальной собственности.

Таким образом, аффилированным может быть признано и дочернее, и материнское, и «сестринское» юридическое лицо. Основным последствием такого признания является требование раскрытия информации применительно к своему статусу и совершаемым сделкам. В последнем случае необходимо согласие общества на их совершение, причем сами аффилированные лица в принятии решения не участвуют.

Взаимозависимые лица. С соответствии со ст.20 НК взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, в т.ч.:

• лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации;

• когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля такого участия составляет не менее 20 %;

• когда лица совместно (непосредственно или косвенно) контролируют третье лицо;

• между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем, а также доверительным управляющим и организациями, управление имуществом которых осуществляет доверительный управляющий и др.

Последствием признания лиц взаимозависимыми является возможность пересмотра налоговыми органами цены в сделках между такими лицами для целей налогообложения (ст.301 НК), а также некоторые другие случаи (примечание 4).

Инсайдеры. В части седьмой ст.115 Банковского кодекса РБ (далее - БК) используется термин «инсайдеры» - это физические и юридические лица, которые могут повлиять на решение о совершении банковской операции, подверженной риску, и (или) иного действия без учета интересов банка в силу связанности с банком, и (или) акционером банка, и (или) бенефициарным собственником банка, и (или) членами органов управления банка. К инсайдерам могут относиться акционеры и иные бенефициарные собственники банка, являющиеся таковыми в отношении не менее 5 % акций банка, члены органов управления банка, за исключением общего собрания акционеров, члены кредитного совета (комитета), руководители обособленных и структурных подразделений банка, а также иные лица, признаваемые таковыми, на основании мотивированного суждения банка.

Понятие инсайдера используется при расчете норматива ограничения концентрации риска (ст.115 БК), норматива безопасного функционирования на консолидированной основе (ст.118 БК), а также для запрета заключения сделок на льготных условиях и совмещения должностей (ст.122 БК).

Бенефициарные собственники. Этот термин используется как в БК, так и в Законе РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон № 426-З). В ст.34 БК под бенефициарными собственниками понимают государство, организацию или физическое лицо, которые прямо или косвенно (через других физических лиц и (или) другие организации) владеют акциями банка. В Законе № 426-З определено, что бенефициарный владелец - физическое лицо (при невозможности его установления - организация), которое является собственником имущества организации или владеет долями (акциями) в уставном фонде организации в размере, равном либо превышающем 10 %, в т.ч. через других физических лиц и (или) другие организации, и имеет возможность влиять на принимаемые ею решения (часть первая ст.1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2015 г. взамен Закона № 426-З принят Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

 

В первом случае последствием является ограничение для таких лиц на владение 5 % и более акций банка. Во втором - предусмотрена обязанность лица, совершающего финансовую операцию, устанавливать таких бенефициарных владельцев.

Финансовые аспекты

Закон РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З) (пп.7, 8 ст.14) предусматривает составление хозяйственными объединениями двух дополнительных видов отчетности:

1) консолидированная отчетность составляется по группе организаций (хозяйственной группе, холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации;

2) сводная отчетность составляется по группе организаций, подчиненных республиканскому органу государственного управления, или входящих в состав государственной организации, подчиненной Правительству РБ, или входящих в состав государственного объединения, или по иной группе организаций, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 сентября 2015 г. часть вторая п.7 ст.14 Закона № 57-З на основании Закона РБ от 04.06.2015 № 268-З изложена в новой редакции.

 

Справочно

Несмотря на практически идентичные определения в Законе № 57-З, в теории бухгалтерского учета консолидированную и сводную отчетность различают. Если последняя представляет собой механическое агрегирование отдельных балансов, то при консолидации материнская компания включает в свой баланс те средства, которые она контролирует в дочерней, т.е. часть баланса (а иногда и весь) дочерней компании суммируется с балансом материнской.

Именно в таком понимании консолидированная отчетность известна за рубежом (ст.L233-18 Коммерческого кодекса Франции 2003 г.). В некоторых странах различают полную консолидацию и консолидацию, соразмерную паям (соответственно § 300 и 310 Германского Торгового Уложения в части баланса концерна).

 

Ведение консолидированного учета и представление отчетности о финансово-хозяйственной деятельности возлагается на управляющую (головную) компанию.

Согласно п.13 Указа № 660 дочерние компании обязаны представлять управляющей компании холдинга бухгалтерскую отчетность не реже одного раза в год, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, а также иную отчетность в других случаях, предусмотренных уставами дочерних компаний.

Простые товарищества ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету совместной деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ 14.12.2006 № 161. Этим же постановлением утверждены Инструкция по бухгалтерскому учету инвестиций в зависимые хозяйственные общества и Инструкция по бухгалтерскому учету раскрытия информации об аффилированных лицах.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. постановление № 161 на основании постановления Минфина РБ от 30.06.2014 № 46 утратило силу. Следует руководствоваться Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденным постановлением № 46.

 

Обратите внимание!

Действие Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» не распространяется на передачу участниками холдинга, государственного объединения, подчиненного Министерству промышленности РБ (далее - Минпром), денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг иным участникам холдинга, государственного объединения, подчиненного Минпрому, - резидентам Республики Беларусь, осуществляемую по согласованию с управляющей компанией холдинга (собственником имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ - дочерних компаний холдинга), государственным объединением, подчиненным Минпрому (абзац 8 части третьей п.1).

Членские взносы и прочее финансирование в рамках иных хозяйственных объединений не изъяты из сферы действия данного Указа, поэтому должны соблюдаться все требования, им установленные, в части целевого назначения помощи (п.2), соблюдения лимитов, документального оформления и т.п.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 сентября 2024 г. Указом от 27.03.2024 № 112 в новой редакции изложен Указ № 300, в частности его название: «О безвозмездной (спонсорской) помощи». Комментарий см. здесь.

 

Примечание 1. Объединение нескольких лиц для ведения хозяйственной деятельности под вывеской хозяйственного общества, производственного кооператива или иного юридического лица можно назвать объединением «первого уровня». Мы же в дальнейшем будем говорить о хозяйственных объединениях «второго уровня», включающих в себя первые.

Примечание 2. Имеются в виду страны, с которыми Республика Беларусь не заключила международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам, и соглашения об избежании двойного налогообложения, которые Беларусь в настоящее время заключила с 62 государствами. В Модельном соглашении, разработанном Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), которое используется в подавляющем большинстве договоров, заключенных Республикой Беларусь, - это ст.26 «Обмен информацией». Модельное соглашение и соответствующие двусторонние договоры содержат специальные положения (ст.10 «Дивиденды»), относящиеся к холдингам.

Примечание 3. Кроме того, особый статус дочерних обществ упоминается в некоторых других нормативных правовых актах. Например, Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» признает «заинтересованными лицами» основные, зависимые или дочерние общества (абзац 12 ст.1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона № 415-З, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь.

 

Примечание 4. В ст.1311 НК предусмотрены особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам в сделках между такими лицами (в части налога на прибыль), в ст.157 - определения налоговой базы подоходного налога при оплате в натуральной форме.

 

14.04.2014

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук