


Материал помещен в архив
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ОТЛИЧИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА ОТ САЙТА-ВИТРИНЫ
Использование глобальной компьютерной сети Интернет (далее - Интернет) при реализации товаров обладает многими преимуществами, среди которых, кроме относительно небольших затрат и времени на открытие и поддержание работоспособности интернет-ресурса, дополнительная реклама товаров и их продавцов (изготовителей), удобство для покупателя и др. В настоящее время практически любая организация, заинтересованная в продвижении на рынке и продаже своих товаров, имеет собственный сайт в Интернете. Вместе с тем субъектам предпринимательской деятельности следует учитывать то, что розничная торговля с использованием Интернета имеет определенные особенности, урегулированные в нормативных правовых актах. В данном материале речь пойдет об отличиях обычного сайта от интернет-магазина.
Розничная торговля и интернет-магазин
Согласно части первой ст.462 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, либо лицо, осуществляющее ремесленную деятельность или разовую реализацию товаров на рынке, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 ноября 2015 г. в п.1 ст.462 ГК слова «разовую реализацию товаров на рынке» заменены словами «реализацию товаров на рынках или в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, в том числе разовую реализацию» Законом Республики Беларусь от 29.10.2015 № 313-З. |
Розничная купля-продажа может осуществляться по образцам - на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом (п.1 ст.467 ГК). Данная форма торговли регулируется Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (далее - Правила № 31). Розничная торговля посредством использования Интернета является одной из разновидностей розничной торговли по образцам вне (без) торгового объекта. Об этом свидетельствует п.3 Правил № 31, согласно которому розничная торговля по образцам без (вне) торгового объекта осуществляется путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в т.ч. в Интернете через интернет-магазин.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. в Правила № 31 внесены изменения постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363, изменено название: «Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли». |
![]() |
Обратите внимание! Приведенные нормы ГК и Правил № 31 свидетельствуют о том, что розничная продажа товаров по образцам в Интернете возможна только через интернет-магазин. |
Определение термина «интернет-магазин» содержится в Законе Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (вступил в силу 22 июля 2014 г., далее - Закон). Так, согласно п.8 ст.1 Закона «интернет-магазин» - это информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта; «субъект торговли» - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь. |
Таким образом, указанные положения ГК, Правил № 31, а также Закона свидетельствуют о том, что термин «интернет-магазин» имеет предпринимательскую направленность, а следовательно, осуществлять розничную торговлю продукцией через интернет-магазин вправе только индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Сайт-визитка. Отличия сайта от интернет-магазина
У многих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возникает вопрос, могут ли они размещать информацию о своей деятельности и реализуемых товарах в Интернете на веб-сайтах, принадлежащих им, либо аккаунтах в социальных сетях (Facebook, Вконтакте и т.п.).
Законодательство Республики Беларусь не содержит определений терминов «сайт», «социальная сеть».
Для целей настоящего материала «сайт» можно определить как страницу (или совокупность страниц) информационного ресурса в Интернете под определенным адресом, позволяющим отличить данную страницу от других страниц информационного ресурса, и доступную в Интернете через определенные системы передачи данных.
Социальная сеть - платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.
Присоединяясь к той или иной социальной сети, лицо проходит процедуру регистрации и заводит таким образом аккаунт - учетную запись, позволяющую гостю перейти в статус зарегистрированного пользователя. Если владельцем сайта, на котором содержится определенная информация, является сам субъект хозяйствования, то владелец социальной сети, как правило, всегда третье лицо - как физическое, так и юридическое, иностранное либо отечественное.
В юридической литературе для проведения различия между интернет-магазином и обычным сайтом используются термины «сайт-витрина», «сайт-визитка» (далее - сайт-витрина). Определения этих терминов в законодательстве не содержится. Далее обозначим основные отличия сайта-витрины от интернет-магазина. Все сказанное ниже в отношении сайта-визитки в полной мере справедливо и в отношении аккаунта в социальной сети.
Особенностью интернет-магазина с точки зрения белорусского законодательства является наличие на сайте информации о товарах и продавце, а также обеспечение продавцом возможности осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта. То есть сайт признается интернет-магазином в том случае, если покупатель может либо заказать приобретение определенной готовой единицы товара, образец которого представлен на сайте (как правило, статус такого товара «под заказ»), либо выбрать из имеющегося в наличии и приобрести необходимый товар (статус «на складе», «в наличии»). Интернет-магазины создаются чаще всего (но не обязательно) с применением специальных систем управления контентом сайтов, оснащенных необходимыми модулями, которые позволяют покупателю сформировать заказ и подать продавцу заявку с указанием желаемых товаров.
На сайте-витрине, как правило, размещается информация о продавце и изготавливаемых товарах. Контактные данные, по мнению автора, также могут быть размещены на сайте-витрине, но лишь с информационной целью.
![]() |
Обратите внимание! Сказанное означает, что если интернет-сайт будет содержать контактные телефоны или адрес электронной почты для получения справки, указание мест, где можно приобрести товары (например, адрес торгового объекта, места на рынке), данный сайт является, по сути, рекламой и не может признаваться интернет-магазином. В случае же если посредством информации о товарах и контактных данных, размещенных на сайте, потребитель имеет возможность осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение индивидуально-определенного, указанного на сайте товара (независимо от места передачи, способа его оплаты и доставки), такой сайт следует считать интернет-магазином. Согласно разъяснению Министерства торговли Республики Беларусь указание цены товара может присутствовать лишь в интернет-магазине. Так, согласно абзацу 11 письма Министерства торговли Республики Беларусь от 18.07.2012 № 07-09/444к «Об использовании глобальной компьютерной сети Интернет для продажи товаров» при наличии на сайте информации о продавце, товаре, включая цену товара, контактные телефоны, по которым можно заказать товар, т.е. той информации, которая позволяет «осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара», сайт должен признаваться интернет-магазином. Однако, по мнению автора, наличие ориентира стоимостной характеристики товаров не позволяет покупателю осуществить заказ на приобретение либо выбрать и приобрести такой товар (имеется в виду техническая возможность, в данном контексте не берем в расчет психологический аспект выбора товара). Кроме того, если рассматривать сайт-витрину как средство рекламирования субъекта и продаваемых им товаров, то следует констатировать отсутствие в законодательстве запрета на размещение в рекламе информации о цене товара. В Законе РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» говорится лишь о том, что не допускается недостоверная реклама - такая, в которой содержатся ложные и иные недостоверные сведения, в т.ч. в отношении цены и условий оплаты товара на момент размещения (распространения) рекламы. |
Субъектам хозяйствования следует знать, в чем отличие сайта-витрины от интернет-магазина, поскольку для последнего действует особый порядок регистрации и функционирования. В соответствии с подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2005 № 292 «О Торговом реестре Республики Беларусь» интернет-магазины, используемые для осуществления розничной торговли, подлежат регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь. Порядок регистрации установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 649 «О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». Для интернет-витрины такого правила не существует.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. действует постановление Совмина от 25.06.2021 № 363 «О реализации Закона Республики Беларусь "Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь"». |
Обращаем внимание, что за отсутствие регистрации интернет-магазина в Торговом реестре, так же как и за невыполнение иных требований Правил № 31, предусмотрена административная ответственность по части 1 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях - в виде штрафа в размере до 10 базовых величин.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению, за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч.4 ст.13.11 КоАП, влечет наложение штрафа в размере до 10 БВ (ч.1 ст.13.11 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Подробнее см.: • «Договор розничной купли-продажи товара по образцам». |
19.09.2014
Екатерина Буто, юрист