Пособие от 08.05.2015
Автор: Лимож Н., Косович М.

Практика применения системы BelToll и направления ее совершенствования


СОДЕРЖАНИЕ

 

Порядок работы системы BelToll

Типичные нарушения оплаты проезда и их причины

Проблемные вопросы, возникающие при взимании и оспаривании платы за проезд в увеличенном размере

Предложения по совершенствованию системы электронного сбора платы за проезд

 

Материал помещен в архив

 

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ BELTOLL И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Плата за проезд может взиматься на автомобильных дорогах общего пользования, обеспечивающих повышенный скоростной и безопасный режим движения транспортных средств с высоким уровнем сервисного обслуживания (ст.16 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).

В Республике Беларусь с 1 августа 2013 г. функционирует система электронного сбора платы за проезд по платным дорогам - BelToll (далее - система BelToll, система).

Порядок работы системы BelToll

Система BelToll работает на основе взаимодействия между металлическими порталами, размещенными над участками платных автомобильных дорог и бортовым устройством, установленным на внутренней стороне лобового стекла транспортного средства. Металлические порталы оснащены приемопередатчиками, которые считывают информацию с бортового устройства при прохождении транспортного средства через порталы сбора платы и автоматически списывают средства со счета бортового устройства, который создается при регистрации пользователя платной дороги в системе BelToll.

От платы за проезд по платным автомобильным дорогам освобождаются пользователи платной автомобильной дороги, указанные в подп.4.4 п.4 Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» (далее - Указ № 426) и п.10 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340 (далее - Положение № 340).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июля 2023 г. следует руководствоваться Положением № 340 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 25.07.2023 № 475.

 

Обратите внимание!

Таким образом, от платы за проезд освобождены владельцы транспортных средств, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 т и буксируемых ими прицепов.

 

Владельцы транспортных средств с технически допустимой общей массой более 3,5 т (за исключением владельцев колесных тракторов и самоходных машин, зарегистрированных на территории Беларуси, маршрутных транспортных средств, осуществляющих городские перевозки пассажиров) за проезд по платным дорогам обязаны осуществлять оплату в соответствии с установленными размерами (п.8 Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного Указом № 426 (далее - Положение № 426)).

Для проезда по платным дорогам собственник транспортного средства обязан:

1) зарегистрироваться в системе BelToll.

 

Справочно

Процедура регистрации транспортных средств в системе BelToll предполагает один из следующих способов: на сайте системы BelToll (https://reg.beltoll.by/PreRegistration/PreRegistrationStep1), в пунктах обслуживания пользователей платной автомобильной дороги, а также через своего эмитента топливной карты (Белоруснефть, Берлио, Е100, EuroWAG, EuroShell, ПЭК «Белавтострада»);

 

2) заключить договор пользования платной дорогой с республиканским унитарным предприятием «Белавтострада» (далее - РУП «Белавтострада»).

 

Справочно

Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.06.2013 № 209-Ц утверждены:

• форма типового договора пользования платной дорогой в режиме оплаты по факту;

• форма типового договора пользования платной дорогой в режиме предварительной оплаты;

• форма типового договора пользования платной дорогой в режиме освобождения от платы за проезд;

 

3) получить бортовое устройство электронной оплаты и установить его на транспортном средстве в соответствии с порядком технологической эксплуатации.

 

Справочно

Бортовое устройство электронной оплаты предоставляется гражданину (организации) - собственнику транспортного средства во временное безвозмездное пользование применительно к конкретному транспортному средству после уплаты залоговой стоимости.

Типичные нарушения оплаты проезда и их причины

За время функционирования системы BelToll (особенно в начальный этап ее работы) выявлены многочисленные нарушения, за фиксацию которых плата за проезд транспортных средств по платной дороге взимается в увеличенном размере.

 

Справочно

Плата в увеличенном размере - плата за проезд транспортных средств по платной дороге, вносимая пользователем платной дороги по требованию уполномоченного должностного лица Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Транспортная инспекция) в случае выявления неоплаты или неполной оплаты.

 

В частности, установлено значительное количество нарушений, предусмотренных п.12 Положения № 426 (в случае фиксации факта неоплаты или неполной оплаты проезда по платной автомобильной дороге, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, использования такого устройства, не предназначенного для данного транспортного средства либо соответствующей категории транспортного средства, или использования неработающего или неисправного такого устройства оплаты).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2020 г. п.12 Положения № 426 дополнен словами «, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 21 настоящего Положения» Указом Президента Республики Беларусь от 24.03.2020 № 108.

 

Справочно

Понятия «неоплаты», «неполной оплаты» проезда по платной автомобильной дороге содержатся в абзацах 10 и 17 п.2 Положения № 340.

 

Наиболее часто встречаются следующие нарушения.

1. Установка на устройстве электронной оплаты несоответствующей действительности информации о количестве осей транспортного средства, предусмотренной п.35 Положения № 340, приводит к неправильному исчислению платы за проезд.

На практике нередки ситуации, когда при заключении договора пользователь указывает, что бортовое устройство будет использоваться, например, на двухосном транспортном средстве. Если к автомобилю прицепляют прицеп и количество осей увеличивается до трех или четырех, то водитель, хотя и выставляет в бортовом устройстве новое значение количества осей, при пополнении счета настройки возвращаются к базовым, и система фиксирует нарушение.

Представители BelToll признают, что если бы этой программной настройки не было, функции системы также вызывали бы нарекания: например, при той же ситуации прицепили прицеп, увеличили количество осей, а затем прицеп убрали, но забыли поправить настройки бортового устройства. И получается, что пользователь снова ездит на двухосном транспортном средстве, а платит по забывчивости за трех или четырехосное.

Поэтому законодатель предусмотрел указание в договоре обязанности пользователя проверять настройки и состояние устройства электронной оплаты, баланс средств на счету и прочие моменты перед каждым выездом.

2. Положение № 340 обязывает пользователей платной дороги соблюдать условия и порядок технологической эксплуатации устройства электронной оплаты на протяжении всего срока пользования платной дорогой (подп.68.10 п.68).

Часто пользователи получают акты за нарушения 1-го типа «Отсутствует бортовое устройство» при установленном устройстве электронной оплаты и при наличии средств на счету.

Данный вид нарушения является самым распространенным (фиксируется в 75 % случаев) и вызван отсутствием связи между порталом взимания оплаты и устройством электронной оплаты.

Причинами могут быть: фактическое отсутствие устройства, неработающее либо некорректно установленное устройство электронной оплаты.

В ряде случаев имеет место несоблюдение пользователями правил установки бортовых устройств, в том числе неправомерные действия со стороны лиц, устанавливающих данное устройство в автомобиле.

 

Справочно

Проверки выявляли случаи, когда устройство электронной оплаты крепили на панель, под сиденьем, тогда как они должны быть установлены только на ветровое стекло.

 

Металлизированные и атермальные ветровые стекла также препятствуют нормальной работе бортового устройства, поэтому, если на автомобилях установлены такие ветровые стекла, владельцам рекомендовано обращаться к дилеру автопроизводителя и уточнять у него место оптимальной установки бортового устройства на стекле.

Сложившаяся в настоящее время судебная практика свидетельствует об отказе в удовлетворении жалоб граждан, когда нарушения порядка оплаты проезда были связаны с наличием на транспортном средстве металлизированного лобового стекла и установки устройства электронной оплаты вне свободной от металлизации области.

Если устройство электронной оплаты сломалось в пути (разрядились батареи и т. п.), на первом портале взимания оплаты прибор подаст водителю четыре звуковых сигнала. Водитель в этом случае должен обратиться в первый на пути следования пункт обслуживания клиентов, сообщить о проблеме и получить новое устройство.

Вызывают споры ситуации, когда на пути следования конкретной машины не будет зафиксирована оплата под одной рамкой, а под остальными транзакции пройдут нормально.

Согласно техническим возможностям, если рамки отключаются, то в первую очередь перестают работать именно камеры, которые фиксируют нарушения.

В данной ситуации чаще всего причиной инцидента может являться человеческий фактор, хотя отмечены случаи, когда среди новых бортовых устройств имелись также и неисправные. Это приводило к тому, что, к примеру, из 10 порталов на трассе не срабатывали 2-3 из них и не фиксировали проезжающий автомобиль.

3. Положение № 340 обязывает пользователей платной дороги в соответствии с порядком технологической эксплуатации следовать акустическим и оптическим сигналам, подаваемым устройством электронной оплаты во время движения по платной дороге (подп.68.11 п.68).

Вместе с тем системой BelToll фиксируются неоднократные нарушения водителями порядка технологической эксплуатации приборов оплаты, в том числе игнорирование двойного звукового сигнала.

 

Справочно

При двойном звуковом сигнале водитель должен направиться на пункт обслуживания, поскольку данная сигнализация может быть вызвана как низким балансом счета, так и низким уровнем заряда батареи прибора оплаты.

 

4. При внесении платы за проезд в режиме предоплаты до въезда на платную дорогу пользователь платной дороги должен убедиться в том, что внесенной суммы предоплаты достаточно для проезда по расчетному сегменту платной дороги, а при недостаточности указанной суммы - воздержаться от проезда по соответствующему сегменту и продолжать движение по платной дороге только после внесения недостающей суммы платы за проезд (подп.68.15 п.68 Положения № 340).

В отдельных случаях водитель транспортного средства передвигается по платным дорогам, пополняя баланс устройства электронной оплаты только после окончания средств на счете. Когда средства заканчиваются, он определенное время продолжает движение по платной дороге, тем самым закономерно фиксируются нарушения.

Следует отметить, что в настоящее время данный вид нарушений немногочислен и случается в основном на новых платных участках дороги и из-за несвоевременного пополнения счета.

5. Положение № 340 обязывает пользователей не создавать помех работе устройства электронной оплаты (подп.68.12 п.68). В то же время в результате различных манипуляций, препятствующих нормальной работе устройств электронной оплаты (например, из-за намерения обмануть систему помещают устройство в металлизированную бумагу или размещают металлизированный экран между ветровым стеклом и бортовым устройством) были зафиксированы случаи отсутствия связи DSRC с последующими успешными транзакциями с прибором оплаты, что свидетельствует о нарушении технологического порядка пользования устройства электронной оплаты.

6. В ряде случаев нарушаются правила проезда платных участков дорог транспортными средствами с технически допустимой общей массой не более 3,5 т, зарегистрированными вне территории государств - членов Таможенного союза. Водители, как правило, легковых автомобилей не обращаются в РУП «Белавтострада» для регистрации транспортного средства в системе электронного сбора платы и получения устройства электронной оплаты, несмотря на наличие на дорогах предупреждающих об этом бигбордов.

 

Справочно

В настоящее время иностранцы допускают около 200-300 таких нарушений ежедневно. Например, только за август 2014 г. не оплатили проезд по платным дорогам около трех тысяч граждан Украины.

 

7. Практика использования системы BelToll насчитывает многочисленные случаи неправомерного начисления платы за проезд транспортных средств по платной дороге в увеличенном размере по независящим от автовладельцев причинам, которые вызваны:

ошибками операторов BelToll (например, в номерных знаках оператор вместо цифры 0 может ввести букву О, в номерной знак Российской Федерации может быть дописано в конце «рус», чего нельзя делать, и т. п.);

несовершенством действующего законодательства.

Это касается автомобилей с транзитными номерами и новых автомобилей. Так, граждане перегоняют купленные за границей подержанные автомобили в Беларусь или другие страны Таможенного союза. Поскольку автомобиль не зарегистрирован на территории Таможенного союза, необходимо оплачивать проезд по платным дорогам. Если куплен новый автомобиль, для проезда по платной дороге потребуется бортовое устройство. Но на новый автомобиль нет еще техпаспорта и выдать бортовое устройство нельзя;

недостатками при эксплуатации системы BelToll.

 

Пример

Владелец тяжелого американского внедорожника вместо квадратного номера поставил обычный длинный и загнул его по краям внутрь, а концы остались торчать наружу. Однако система делает снимок не только спереди, но и сбоку. Поэтому сначала удалось рассмотреть боковые цифры на загнутой части. На другой рамке был виден знак с другой стороны. Как только система собрала номерной знак целиком, то сразу сформировала шесть нарушений.

 

К недостаткам системы можно также отнести тот факт, что информация из личного кабинета пользователя (список взимаемых оплат) не соответствует внутренним данным, которые фиксирует оператор BelToll и транспортный инспектор.

Следует отметить, что суммы денежных средств, неправомерно взысканных за проезд транспортных средств по платной дороге в увеличенном размере, после разбирательств возвращают.

 

Справочно

За период чуть более года работы система аккумулировала средств за плату в увеличенном размере на сумму 12,7 млн евро, около 600 тыс. евро из которых после разбирательств автовладельцам возвращено.

Проблемные вопросы, возникающие при взимании и оспаривании платы за проезд в увеличенном размере

Порядок оформления нарушения оплаты проезда по платной дороге регулируется пп.62-64 Положения № 340.

В отношении собственников (владельцев) транспортных средств - резидентов Республики Беларусь акт нарушения, содержащий требование о внесении платы в увеличенном размере, квитанция с указанием суммы платы в увеличенном размере направляются должностным лицом Транспортной инспекции собственнику (владельцу) транспортного средства с требованием о внесении платы в увеличенном размере не позднее 30 дней с момента составления акта нарушения.

Уполномоченные должностные лица Транспортной инспекции при осуществлении контроля за соблюдением пользователями платных дорог требований Положения № 340 обязаны разъяснять право и порядок обжалования в случае несогласия с действиями должностного лица Транспортной инспекции (п.83 Положения № 340).

Претензии в связи с начислением и взиманием платы в увеличенном размере должны предъявляться в Транспортную инспекцию пользователями платной дороги в 15-дневный срок с момента составления акта нарушения и должны рассматриваться в течение 15 рабочих дней с момента их поступления в Транспортную инспекцию (пп.77 и 78 Положения № 340).

 

Справочно

Форма претензии по начислению и взиманию платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, в том числе платы в увеличенном размере, установлена в приложении 5 к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 07.06.2013 № 16 «О некоторых вопросах пользования платными автомобильными дорогами».

Дополнительную информацию см. на сайте системы BelToll (http://www.beltoll.by/index.php/beltoll-system/153-claim-submission).

 

В соответствии с п.63 Положения № 340, если пользователь платной дороги не вносит плату в увеличенном размере на месте, он обязан внести ее не позднее 30 дней с момента составления акта нарушения.

Возврат денежных средств производит РУП «Белавтострада» в течение 5 рабочих дней со дня рассмотрения претензии пользователя платной дороги или наступления иных обязательств, влекущих возврат денежных средств (подп.108.6 п.108 Положения № 340).

Таким образом, на предъявление претензии по неправомерно взысканным оплатам в увеличенном размере предоставляется 15 дней с момента составления акта нарушения, на оплату - 30 дней. Вместе с тем за 15 дней рассмотреть претензию и произвести возврат денежных средств не всегда представляется возможным, и перевозчик вынужден вносить плату в увеличенном размере.

В случае если в установленный законодательством срок оплата не внесена, на акте нарушения нотариусом совершается исполнительная надпись в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» и документы направляются в орган принудительного исполнения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 августа 2015 г. в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 195 расширен перечень бесспорных требований индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, взыскание по которым осуществляется во внесудебном порядке путем совершения нотариусом исполнительной надписи. Порядок совершения исполнительной надписи регулируется главой 32 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63.

 

В исполнительном производстве к сумме оплаты в увеличенном размере (штрафу) добавляется госпошлина за совершение исполнительной надписи в размере 5 % от взыскиваемой суммы (п.20.11 нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2013 № 1145), которая возврату не подлежит.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 августа 2015 г. следует руководствоваться подп.20.11 п.20 вышеназванных тарифов в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2015 № 642.

 

Вместе с тем, поскольку законодательством не установлена ответственность собственников (владельцев) транспортных средств за невнесение ими платы в увеличенном размере в 30-дневный срок с момента составления акта нарушения, а установленный 5-процентный нотариальный тариф от взыскиваемой суммы составляет значительно меньшую величину, чем плата в увеличенном размере, увеличилось количество собственников (владельцев) транспортных средств, своевременно не внесших плату в увеличенном размере.

Более того, в случае непогашения задолженности на основании ст.482 «Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, порядок их принятия, исполнения, замены и отмены» Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь на автомобиль нарушителя может быть наложен запрет на отчуждение, а сам нарушитель - временно ограничен в праве на выезд из Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. меры по обеспечению исполнения исполнительного документа регулируются ст.60 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве».

 

Справочно

На эту тему см. также «Проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь: порядок рассмотрения споров с Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».

Предложения по совершенствованию системы электронного сбора платы за проезд

По информации Транспортной инспекции, отдельные граждане Литвы и других государств за проезд по платным дорогам Беларуси имеют задолженность в размере 2-3 тыс. евро, однако об этом даже не знают.

В другие страны документы о нарушениях в настоящее время не высылаются, а требование уплаты причитающихся сумм предъявляются лишь после задержания иностранных водителей на территории Беларуси. В этих случаях в обеспечение уплаты блокируются колеса их машин, а водители доставляются в ближайшее банковское учреждения для оплаты задолженности.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования правового регулирования отношений по использованию системы BelToll в сфере оплаты проезда по платным дорогам. Для этого, по нашему мнению, представляется целесообразным:

1) изменить порядок оповещения перевозчиков о нарушениях оплаты проезда.

Уведомления о нарушениях стоит передавать в режиме реального времени, например, в виде сообщений в личный кабинет пользователя системы или на мобильный телефон.

Для этого потребуется внесение соответствующих дополнений в условия инвестиционного договора по реализации проекта «Создание и эксплуатация системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения («Система электронного сбора платы») за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь («ЕТС-Система»)», заключенного в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2012 № 188 «О заключении инвестиционного договора между Республикой Беларусь и компанией «Kapsch TrafficCom AG» (Австрийская Республика)»;

2) совершенствовать способы оплаты проезда.

Например, в Польше у перевозчика есть возможность заключить pre-pay договор с одним счетом на все машины и пополнять его наличными денежными средствами, топливной картой через Интернет или в любом пункте обслуживания. Есть возможность самостоятельно установить минимальный лимит средств, при котором устройство будет сигнализировать о необходимости пополнения счета.

Выбор способа оплаты в системе BelToll ограничен, несмотря на то что австрийская система, установленная в Польше (ViaToll), полностью идентична используемой в Беларуси (BelToll).

Так, согласно п.46 Положения № 340 плата за проезд по платным дорогам с системой BelToll производится на основании договора пользования платной дорогой в режиме предоплаты или договора пользования платной дорогой в режиме оплаты по факту. При заключении договора пользования платной дорогой пользователь платной дороги должен выбрать один из режимов оплаты.

Оплата производится посредством утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь и оператором платежных систем банковских платежных карточек и топливных карт, которые используются для взимания платы в увеличенном размере, платы за проезд в режиме предоплаты и залоговой стоимости устройства электронной оплаты;

3) упростить порядок оплаты для зарубежных граждан, не осуществляющих грузовые автоперевозки.

Если водителю транспортного средства, например, нужно проехать по дорогам Беларуси только один раз, ему нецелесообразно приобретать бортовое устройство. Для такой категории автовладельцев в Польше имеется возможность приобрести за плату наклейки на лобовое стекло (виньетки), в Испании - домики для ручной оплаты, в Российской Федерации - оплата проезда в пункте взимания платы, оплата проездного талона.

 

Справочно

Альтернативные способы оплаты проезда, возможно, позволили бы избежать нарушения со стороны украинских граждан, преимущественно из Донецкой и Луганской областей, которые в 2014 году достаточно часто приезжали в Беларусь. Установленный в нашей стране порядок электронной оплаты проезда нередко вызывал с их стороны некорректное поведение по отношению к работникам Транспортной инспекции, исполнявших служебные обязанности;

 

4) обеспечить сохранность автомобилей нарушителей.

Уполномоченные должностные лица Транспортной инспекции при осуществлении контроля за соблюдением пользователями платной дороги порядка оплаты проезда вправе принимать в пределах своей компетенции решение о блокировке колес, задержании и (или) принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства на охраняемую стоянку (п.82 Положения № 340).

В настоящее время в подразделениях Транспортной инспекции находится значительное количество автомобилей нерезидентов с блокираторами на колесах, ответственность за сохранность которых никто не несет. Полагаем, что необходимо ускорение работ по организации собственных охраняемых стоянок для блокированного транспорта и повышения ответственности за его сохранность;

5) реализовать систему взимания электронного сбора платы за проезд по некоторым улицам Минска и Минской кольцевой автомобильной дороге (МКАД).

С целью упорядочения (сокращения) движения большегрузных транспортных средств по улицам столицы, а также по МКАД планируется ввести в эксплуатацию МКАД-2 (в 2017 году), которая на начальном этапе эксплуатации должна быть бесплатной. Это предоставит возможность водителям транспортных средств, которые обязаны платить за проезд по платным сегментам дорог Беларуси, альтернативного объезда Минска без оплаты.

Для реализации системы BelToll в городских условиях необходимо доработать программное обеспечение указанной системы, а также принять меры по совершенствованию правового регулирования с целью определения льготных (по оплате проезда) категорий транспортных средств, задействованных для подвоза людей и грузов к торговым и промышленным объектам.

Для этого возможно использование опыта организации движения большегрузных транспортных средств по Московской кольцевой автомобильной дороге.

Учитывая вышеизложенное, а также с целью уменьшения финансовой нагрузки на бюджет по расходам на содержание автомобильных дорог Республики Беларусь, оптимизации работы государственных учреждений, осуществляющих эксплуатацию системы BelToll в настоящее время назрела необходимость внесения дополнений и изменений в действующее законодательство, в том числе и Положение № 340.

 

08.05.2015

 

Николай Лимож, юрист

Михаил Косович, юрист