Комментарий от 09.09.2015
Автор: Лимож Н.

Изменения законодательства о рекламе. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 10.07.2015 № 285-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Требования по ограничению и запрету рекламы алкогольных напитков и табачных изделий

Порядок рекламирования товаров (работ, услуг), ограниченных к рекламированию

Изображение алкогольных напитков, табачных изделий или их потребительской упаковки в социальной рекламе

Совершенствование терминологии

Запрет недостоверной рекламы

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 10.07.2015 № 285-З

С 15 октября 2015 г. вступают в силу изменения, вносимые в Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) Законом Республики Беларусь от 10.07.2015 № 285-З (далее - Закон № 285-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом о рекламе с учетом изменений, внесенных Законом от 04.01.2021 № 82-З. Комментарии см. здесь.

 

Принятие Закона № 285-З обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с предупреждением размещения (распространения) рекламы алкогольных напитков и табачных изделий под видом рекламы иного товара (продукции, работ, услуг), наименования организации и фамилии, собственного имени, отчества гражданина.

Требования по ограничению и запрету рекламы алкогольных напитков и табачных изделий

Закон о рекламе жестко ограничивает рекламу алкогольных напитков и табачных изделий. Реклама табачных изделий полностью запрещена.

 

Справочно

Реклама алкогольных напитков запрещена на телевидении, радио, в наружной рекламе, на остановках общественного транспорта, станциях метрополитена, транспортных средствах, первых и последних страницах средств массовой информации, товарах спортивного назначения, игрушках, в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта, в аэропортах, на вокзалах (ст.17 Закона о рекламе).

В остальных местах реклама алкогольных напитков разрешена, но не должна содержать призывы к их употреблению, образы людей, животных, изображение потребительской тары, описание свойств и цену алкогольных напитков.

 

В последние годы широкое распространение получила практика производства различных товаров, продукции, работ, услуг (воды, газированных напитков, развлекательных услуг и др.) под брендами алкогольных напитков и табачных изделий, а также в аналогичной потребительской таре (упаковке).

 

Пример

Многие белорусские производители освоили выпуск безалкогольной продукции под брендами алкогольных напитков («Бульбашъ», «Сваяк», «Кристалл», «Аквадив», «Налибоки» и др.).

Появляются услуги под алкогольными и табачными брендами. Так, попытки провести широкую рекламную кампанию, в том числе на телевидении, периодически предпринимает недавно созданное праздничное агентство «Немирофф» (иностранный алкогольный бренд). Аналогичное агентство создано белорусским производителем алкогольных напитков «Белалко».

 

В большинстве случаев такая практика имеет цель - разместить рекламу алкогольных напитков и табачных изделий в обход законодательных ограничений. При этом в этих рекламных кампаниях используются образы и текст, узнаваемые по рекламе или потребительской таре алкогольных напитков и табачных изделий.

В результате принятые на законодательном уровне запреты и ограничения рекламы алкогольных напитков и табачных изделий не дают должного эффекта, поскольку соответствующие бренды и изображения потребительской тары (упаковки) продолжают широко и беспрепятственно распространяться.

В целях пресечения негативной практики п.1 ст.1 Закона № 285-З излагает п.3 ст.10 Закона о рекламе в новой редакции. Так, предусматривается:

• запрет на размещение (распространение) рекламы, содержащей наименование товара, наименование организации, фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии) гражданина, товарный знак или знак обслуживания, географическое указание, изображение товара или его потребительской упаковки, тождественные или схожие до степени смешения с наименованием, товарным знаком, географическим указанием, используемыми для обозначения алкогольных напитков, или изображением алкогольных напитков или их потребительской упаковки (далее - реклама, схожая с рекламой алкогольных напитков), в местах, где в соответствии с законодательством запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков, а также при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий;

• полный запрет (по аналогии с рекламой табачных изделий) на размещение (распространение) рекламы, содержащей наименование товара, наименование организации, фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии) гражданина, товарный знак или знак обслуживания, географическое указание, изображение товара или его потребительской упаковки, тождественные или схожие до степени смешения с наименованием, товарным знаком, географическим указанием, используемыми для обозначения табачных изделий, либо изображением табачного изделия или его потребительской упаковки (далее - реклама, схожая с рекламой табачных изделий).

 

Справочно

Порядок проведения экспертизы товарного знака на предмет установления тождественности или схожести до степени смешения определен главой 9 Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 № 1719.

 

В случае разрешения споров в суде по вновь вводимым нормам следует исходить из аналогии права. В Министерстве торговли Республики Беларусь имеется судебная практика по доказыванию схожести рекламы товара, не ограниченного к рекламированию, с рекламой алкогольных напитков.

Таким образом, для рекламы, схожей с рекламой алкогольных и табачных изделий, установлен такой же ограничительный режим, как и для рекламы обозначенной продукции: запрещена реклама, схожая с рекламой алкогольных напитков, в местах, где реклама таких напитков запрещена; полностью запрещена реклама, схожая с рекламой табачных изделий.

 

Справочно

Реклама, содержащая наименование товара, наименование организации, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, товарный знак или знак обслуживания, изображение товара или его потребительской упаковки, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием алкогольных напитков, товарным знаком, используемым для обозначения наименования алкогольных напитков, либо изображением алкогольных напитков или их потребительской упаковки, не допускается в местах, в которых в соответствии с Законом о рекламе и актами Президента Республики Беларусь запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков, а также при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий, за исключением случаев, указанных в частях третьей и четвертой п.3 ст.10 Закона о рекламе (абзац 3 п.2 ст.1 Закона № 285-З).

 

Закон № 285-З не распространяет вышеуказанные ограничения на рекламу организации или гражданина, размещаемую на наружных вывесках и указателях, поскольку потребитель должен быть проинформирован, какой субъект по соответствующему адресу располагается, а также на интервью о деятельности организации.

Принятые меры будут способствовать охране здоровья граждан, защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления алкоголя, табака и воздействия табачного дыма. Так, с улиц, телеэкранов исчезнут реклама воды, иных товаров (работ, услуг) под алкогольными и табачными брендами, а также реклама, содержащая изображение электронных сигарет.

Порядок рекламирования товаров (работ, услуг), ограниченных к рекламированию

Закон о рекламе сохраняет существующий порядок рекламирования товаров (работ, услуг) под брендами, не имеющими отношения к алкогольным напиткам и табачным изделиям, но также ограниченными к рекламированию (бренды казино, оружия и др.).

Объекты общественного питания, одежда, игрушки и тому подобное могут рекламироваться под обозначенными брендами при условии указания в рекламе объекта рекламирования (например, отель «Принцесс», или клуб «Империал», или детская игрушка «Танк Т-34»).

При этом предусматривается, что вышеуказанные запреты не распространяются на рекламу, схожую с рекламой алкогольных напитков, и рекламу, схожую с рекламой табачных изделий, если она представлена в форме интервью о деятельности организации или гражданина либо представляет собой информацию об организации или гражданине и размещается (распространяется) на вывеске или указателе, поскольку потребитель должен быть проинформирован, какой субъект по соответствующему адресу располагается.

Новая редакция частей первой и второй п.3 ст.10 Закона о рекламе отражает подходы, закрепленные в международных правовых актах, в частности в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, предусматривающие, что каждая Сторона Конвенции в соответствии со своей конституцией или конституционными принципами вводит полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий. Это включает с учетом соблюдения правовых условий и наличия технических средств, имеющихся у этой Стороны, полный запрет на трансграничную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство, исходящие с ее территории (п.2 ст.13 указанной Конвенции).

Изображение алкогольных напитков, табачных изделий или их потребительской упаковки в социальной рекламе

В связи с тем, что в социальной рекламе антитабачной и антиалкогольной тематики для достижения целей рекламы могут использоваться изображения товара или его потребительской упаковки, тождественное или схожее до степени смешения с изображением алкогольных напитков, табачных изделий или их потребительской упаковки, Законом о рекламе допускается использование изображений табачных изделий, алкогольных напитков или их потребительской упаковки с учетом требований законодательства к социальной рекламе.

 

Справочно

Социальная реклама - это реклама прав, охраняемых законом интересов или обязанностей организаций или граждан, здорового образа жизни, мер по охране здоровья, безопасности населения, социальной защите, профилактике правонарушений, охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, развитию белорусской культуры и искусства, международного культурного сотрудничества, программ по вопросам развития образования, государственных программ в сферах здравоохранения, культуры и спорта либо иных явлений (мероприятий) социального характера, которая направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, не носит коммерческого характера и рекламодателями которой являются государственные органы (абзац 16 ст.2 Закона о рекламе).

Совершенствование терминологии

Для обеспечения взаимосвязи нормативных правовых актов, их согласованности между собой, ясности и точности правовых норм, исключающих их различное толкование, и формирования единообразной правоприменительной практики Закон № 285-З предусматривает приведение терминологии Закона о рекламе в соответствие с требованиями иных законодательных и международных правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза:

• замена слов «торговая марка» словами «товарный знак» в п.5 ст.17 Закона о рекламе - приведение данного понятия в соответствие с терминологией Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания»;

• терминология п.2 ст.13 и п.2 ст.14 Закона о рекламе - в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2013 № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь»;

• термин «потребительская упаковка» (абзац 10 п.1 ст.17 Закона о рекламе) - в соответствие с терминологией технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011);

• терминология, используемая для обозначения объекта общественного питания (абзац 4 части первой п.1 ст.18 Закона о рекламе), - в соответствие с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь.

Запрет недостоверной рекламы

Для обеспечения защиты от недобросовестной конкуренции при продвижении товаров, работ, услуг на рынок в ст.26 Закона о рекламе содержится определение ненадлежащей рекламы, в частности закреплен перечень сведений, в отношении которых реклама, не соответствующая действительности, является недостоверной.

Так, недостоверной является реклама, в том числе не соответствующая действительности в отношении распространяемых сведений об объемах производства и (или) продажи рекламируемого или иного товара, а также о количественных параметрах спроса на такой товар.

Предусматриваемый Законом № 285-З запрет на искажение объективно существующих рыночных сведений об объемах производства и (или) продажи рекламируемого или иного товара, а также о количественных параметрах спроса на такой товар направлен на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, защиту прав и охраняемых законом интересов организаций или граждан.

 

Справочно

Подробно на эту тему см. «Запрет на рекламу "зонтичных" брендов. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 10.07.2015 № 285-З».

 

09.09.2015

 

Николай Лимож, юрист