Судебная практика от 17.06.2016
Автор: Чеканин М.

Требование бывшего работника о задержке окончательного расчета при увольнении комиссия по трудовым спорам оставила без удовлетворения


 

Материал помещен в архив

 

ТРЕБОВАНИЕ БЫВШЕГО РАБОТНИКА О ЗАДЕРЖКЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РАСЧЕТА ПРИ УВОЛЬНЕНИИ КОМИССИЯ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ ОСТАВИЛА БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Требования заявителя

В комиссию по трудовым спорам ОАО «М» (далее - КТС) 13.08.2015 обратился заявитель Д., который с 03.02.2014 по 29.07.2015 работал начальником отдела технического, гарантийного и послегарантийного обслуживания сельскохозяйственной техники. В заявлении он указал, что наниматель не произвел полный окончательный расчет, полагающийся при увольнении. В связи с этим он предлагал привлечь нанимателя к ответственности за задержку расчета при увольнении, в том числе за нарушение сроков возмещения расходов по служебной командировке.

Решение КТС

Комиссия по трудовым спорам рассмотрела заявление бывшего работника и вынесла решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Доводы КТС состояли в следующем.

Согласно приказу от 28.07.2015 № 145-к заявитель был уволен с работы 29.07.2015.

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения, производятся не позднее дня увольнения (часть первая ст.77 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее - ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. следует руководствоваться ст.77 ТК с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.

 

Денежные средства в размере 2 172 419 руб., составляющие окончательный расчет, полагающийся заявителю при увольнении, перечислены ему на карт-счет в соответствующем банке 29.07.2015 в 15:27. При этом платеж проведен банком только на следующий день в 08:36.

Денежные средства в размере 30 000 руб., составляющие возмещение расходов по служебной командировке в июле 2015 г., перечислены на карт-счет заявителя в указанные день и время. При этом платеж проведен банком только на следующий день в 08:51.

Денежные средства в размере 916 287 руб., составляющие доплату за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за июль 2015 г. перечислены на карт-счет заявителя в соответствующем банке дважды 24.08.2015. Платеж проведен в этот же день банком.

Премии за июнь и июль 2015 г. относятся к выплатам стимулирующего характера, которые выплачиваются в ином порядке, чем должностной оклад и другие составляющие заработной платы.

Таким образом, премии правомерно не вошли в окончательный расчет, полагающийся заявителю при увольнении.

В случае невыплаты по вине нанимателя в сроки, установленные частью первой ст.77 ТК, причитающихся на день увольнения сумм выплат работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день их задержки, а в случае невыплаты части суммы - пропорционально невыплаченным при расчете денежным суммам (ст.78 ТК).

Окончательный расчет в сумме 2 172 419 руб. перечислен заявителю платежным поручением 29.07.2015 в 15:27, платеж проведен банком на следующий день в 08:36, поскольку операционный банковский день закончился в 15:30.

С учетом того, что все необходимые документы для расчета с заявителем были переданы в банк в установленный срок, нанимателем не допущена просрочка в осуществлении окончательного расчета.

В отношении сроков перечисления указанной доплаты КТС обратила внимание на следующее.

Согласно электронному письму банка 30.07.2015 налоговый орган ввел:

• ограничения (арест) по счетам нанимателя, приостановив банковские операции по всем его счетам;

• ограничения на платежи в виде запрета проводки платежей, кроме бюджетных платежей.

После того как указанные ограничения были сняты, наниматель смог распоряжаться поступающими на счет денежными средствами, и 24.08.2015 он перечислил заявителю указанную доплату в размере 916 287 руб.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, КТС полагает, что у нанимателя отсутствует вина в несвоевременном перечислении заявителю указанных средств.

Приказом от 07.07.2015 № 296м заявитель направлен на 1 день 07.07.2015 к месту командировки на служебном автомобиле.

Цели, на которые командированному работнику выдается аванс, установлены в п.7 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35 (далее - Инструкция). В частности, аванс выдается на оплату стоимости проезда к месту служебной командировки и обратно, расходов по найму жилого помещения и суточных.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 марта 2019 г. действует Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176. Комментарии см. здесь.

 

Заявитель не понес расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно, по найму жилья, поскольку, как уже говорилось выше, он выезжал к месту командировки на служебном автомобиле и возвратился в этот же день.

Инструкцией не установлен минимальный размер аванса. При этом исходя из п.7 Инструкции размер аванса не должен превышать сумм, причитающихся на оплату стоимости проезда к месту служебной командировки и обратно, расходов по найму жилого помещения и суточных.

Командировочное удостоверение вместе с авансовым отчетом были сданы заявителем в отдел бухгалтерского учета и отчетности предприятия для осуществления расчета.

Размер возмещения расходов при служебной командировке в пределах республики определен верно исходя из абзаца 3 п.1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 08.08.2013 № 53 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках».

В заключение отметим, что, по мнению автора, нанимателем допущена просрочка в осуществлении окончательного расчета заявителю в части перечисления доплаты исходя из следующего.

Нанимателем нарушено требование части первой ст.76 ТК, из которой следует, что для обеспечения выплаты причитающихся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договором гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд заработной платы.

Источником создания резервного фонда является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет (п.3 Положения о резервном фонде заработной платы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2000 № 605).

Резервный фонд устанавливается в размере до 25 % годового фонда заработной платы. Конкретный размер резервного фонда, основания, порядок его создания и использования определяются в коллективных договорах (соглашениях) (пп.5, 6 вышеназванного Положения).

 

17.06.2016

 

Михаил Чеканин, юрист

 

По этой теме также см.:

1. Требование бывшего работника о неправомерности лишения вознаграждения и премиальных выплат комиссия по трудовым спорам оставила без удовлетворения.

2. Требование бывшего работника о неправомерности снижения надбавки за высокие достижения комиссия по трудовым спорам оставила без удовлетворения.

3. Требование бывшего работника о неправомерности лишения доплаты за совмещение должностей комиссия по трудовым спорам оставила без удовлетворения.