Вопрос-ответ от 05.09.2016
Автор: Шкирман С.

При установлении розничной цены на лекарственное средство произошло ее незначительное повышение по сравнению с розничной ценой на такое же лекарственное средство, применявшейся до 1 июля 2016 г. Будет ли данное повышение считаться нарушением законодательства о ценообразовании?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: При установлении розничной цены на лекарственное средство в соответствии с новым порядком, введенным с 1 июля 2016 г. Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2016 № 228 (далее - Указ № 228), произошло ее незначительное повышение по сравнению с розничной ценой на такое же лекарственное средство, применявшейся до 1 июля 2016 г.

Будет ли данное повышение считаться нарушением законодательства о ценообразовании с учетом указаний, изложенных в письме Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.06.2016 № 11-11/1656 «О разъяснении порядка формирования цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее - письмо № 11-11/1656)?

 

ОТВЕТ: Данное повышение нарушением не является.

Основные нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться при установлении и применении цен на лекарственные средства:

Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее - Указ № 366);

Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 сентября 2023 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55, в ред. постановления МАРТ от 25.08.2023 № 52. Комментарии см. здесь.

 

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Указ № 228, внесший изменения в Указ № 366. Суть этих изменений заключается в привязке размеров предельных оптовых и торговых надбавок, применяемых при установлении отпускных и розничных цен, к базовой величине вместо действовавшей ранее привязки к доллару США. При этом произошло снижение размеров предельных оптовых и торговых надбавок для лекарственных средств, у которых отпускная цена организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетная отпускная цена импортера выше 1 базовой величины (см. приложение 1 к Указу № 366 в ныне действующей редакции и редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.).

Таким образом, в большинстве случаев снижение размера торговых надбавок обеспечило с 1 июля 2016 г. снижение розничных цен на лекарственные средства.

При этом на момент перехода от привязки к доллару США к привязке к базовой величине (в вопросе размеров предельных торговых надбавок):

• курс доллара США, установленный Национальным банком Республики Беларусь, составлял около 2 деноминированных рублей (если быть точнее, то 2,005 3 руб.);

• базовая величина составляла 21 деноминированный рублей.

То есть новый ориентир (базовая величина) крупнее прежнего (доллара США) в 10,5 раз. Вместе с тем в приложении 1 к Указу № 366 при изменении привязки 1 базовой величине поставлены в соответствие не 10,5, а 10 долл. США.

В результате образовались интервалы цен, в которых согласно порядку, действовавшему до 1 июля 2016 г., организации следовало переходить на применение более низкого размера предельной торговой надбавки, тогда как согласно порядку, действующему с 1 июля 2016 г., следует применять более высокий размер предельной торговой надбавки (таблица).

Таблица

  
Интервалы отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетной отпускной цены импортера за единицу товара, долл. США Предельный размер торговой надбавки, %
применявшийся до 1 июля 2016 г. применяемый с 1 июля 2016 г.
От 5,01 до 5,25 включительно
25
30
От 10,01 до 10,50 включительно
21
25
От 50,01 до 52,50 включительно
6
10
От 100,01 до 105,00 включительно
2
5

 

Таким образом, если отпускная цена организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетная отпускная цена импортера за единицу товара попадает в указанные интервалы, то розничная цена, установленная с 1 июля 2016 г., может оказаться выше розничной цены на такое же лекарственное средство, установленное до 1 июля 2016 г.

Данное повышение розничной цены не является нарушением законодательства о ценообразовании, поскольку ограничения, установленные Указом № 228, соблюдены. Такой вывод обоснован несмотря на, то что в письме № 11-11/1656 особое внимание обращается на недопущение роста цен на медицинские товары в связи с:

• введением Указа № 228;

• проведением деноминации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь».

Сделанный вывод основан на том, что:

• во-первых, Указ № 366 и Указ № 228 являются нормативными правовыми актами, а письмо № 11-11/1656 - нет, значит, оно не может ограничивать их применение;

• во-вторых, предписание о недопущении роста цен на медицинские товары (в том числе в связи с введением Указа № 228) направлено на пресечение необоснованного роста цен. Если же цена установлена субъектом хозяйствования в полном соответствии с положениями ныне действующих нормативных правовых актов, то ее увеличение по сравнению с ценой, установленной ранее (до 1 июля 2016 г.), не будет нарушением.

 

05.09.2016

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»