Комментарий от 09.09.2016
Автор: Самосейко В.

Новое в законодательстве о занятости населения. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З


 

Материал помещен в архив

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З

Рассмотренные в данном материале изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З (далее - Закон № 409-З) в Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее - Закон о занятости), вступают в силу с 24 октября 2016 г. (абзац 2 ст.3 Закона № 409-З) и одно - с 1 января 2017 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2025 г. Законом от 11.10.2024 № 36-З внесены изменения в Закон № 409-З, в частности изменено название: «О занятости населения». Комментарий см. здесь.

Введены новые понятия

Закон о занятости Законом № 409-З дополнен двумя определениями:

1) работники, находящиеся под угрозой увольнения, - работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, или предупрежденные о сокращении численности или штата работников, или работающие на условиях неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, или находящиеся в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, или не работающие в связи с простоем не по вине работника.

В данном определении представляет интерес взгляд законодателя о составе работников, которые, по его мнению, находятся под угрозой увольнения. Кроме работников, которые предупреждены об увольнении по п.1 ст.42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) (правда, непонятно, почему не упомянуто такое основание увольнения, как ликвидация представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности), указаны работники с неполным рабочим временем либо находящиеся в простое или отпуске согласно ст.191 ТК (во всех случаях - по инициативе нанимателя).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.1 ст.42 ТК в ред. Закона от 13.11.2023 № 312-З. Комментарий см. здесь.

 

Практическое значение данного понятия - определение категории работников, обучение которых (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации) поощряется органами по труду, занятости и социальной защите, а именно, затраты на такое обучение может им полностью или частично компенсировать наниматель (см. абзац 8 части второй ст.10, ст.18 Закона о занятости в редакции Закона № 409-З);

2) свободное рабочее место (вакансия) - предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).

Введено на законодательном уровне (на нормативном уже было) определение вакансии, так как его отсутствие на практике вызывало множество споров, в том числе с проверяющими органами.

С учетом данного определения можно утверждать, что не являются вакансией должность (профессия), которую занимает работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также работа по совместительству, так как в определении не указан характер трудового договора с работником, замещающим определенную должность или профессию.

 

Справочно

Совместительство является вакансией (в широком смысле этого слова, поскольку предусматривает потребность нанимателя в работнике, который может выполнить для него работу по определенной трудовой функции в течение необходимого срока). Из анализа ст.343 и 350 ТК можно сделать вывод, что работа по совместительству не является основной работой и наниматель в любое время может принять работника, для которого эта работа будет основной. Так как совместительство не является разновидностью временных, сезонных или иных срочных работ и работы по штатной единице могут осуществлять как основные работники, так и совместители, можно предположить, что совместительство является формой временного замещения должности (профессии), пока наниматель подыскивает подходящего работника.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. ст.350 ТК изложена в новой редакции Законом № 219-З. Комментарий см. здесь.

 

Анализ определения вакансии см. здесь.

Изменения в обязанностях нанимателя

В таблице приведены основные изменения в обязанностях нанимателя.

 

Норма Закон в действующей редакции Закон в редакции с 24 октября 2016 г.
Статья 18 Если в течение пяти лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением лиц, занятых на неквалифицированных работах, а также лиц, достигших возраста 45 лет - женщины и 50 лет - мужчины) по последнему месту работы не прошел переподготовки и повышения квалификации, наниматель полностью возмещает органам по труду, занятости и социальной защите затраты на его обучение (часть шестая) (примечание) Нанимателями полностью возмещаются органам по труду, занятости и социальной защите затраты на переподготовку или повышение квалификации безработных из числа работников, уволенных ими в связи с сокращением численности или штата работников (за исключением лиц, занятых на неквалифицированных работах, а также лиц, достигших возраста 50 лет - женщины и 55 лет - мужчины) и не проходивших по последнему месту работы в течение пяти лет, предшествующих увольнению, переподготовку или повышение квалификации (часть шестая)
1. Уточнено, что под высвобождением понимается только увольнение в связи с сокращением численности или штата работников (а не все основания увольнения, предусмотренные п.1 ст.42 ТК).
2. Определен новый предельный возраст лиц, при достижении которого возмещение стоимости переподготовки или повышения квалификации не производится, - он повышен на 5 лет соответственно.
В данном случае, полагаем, учитывается увеличение пенсионного возраста, которое будет осуществляться согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534 «О вопросах социального обеспечения».
3. Скорректировано, что достаточно провести либо переподготовку, либо повышение квалификации (союз «и» заменен на союз «или»).

 

Справочно

В настоящее время в части возмещения стоимости применяется Инструкция о порядке и условиях возмещения органам государственной службы занятости населения затрат на обучение, утвержденная постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.02.1996 № 15.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 января 2017 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях возмещения нанимателями органам по труду, занятости и социальной защите затрат на переподготовку или повышение квалификации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.10.2016 № 61
Часть первая ст.21 Наниматели обязаны:
содействовать проведению государственной политики в области обеспечения занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (абзац 2) участвовать в проведении государственной политики в области содействия занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (абзац 2)
своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством (абзац 3) своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством. Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (абзац 3)
не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников. Критерии массового высвобождения работников определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (абзац 4) не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников (абзац 4)

Обратите внимание!

На вид небольшая корректировка (исключение слова «массового») приводит к обязанности нанимателя информировать органы по труду, занятости и социальной защите обо всех случаях увольнения по п.1 ст.42 ТК (а не только массового). Правда, в данной норме почему-то не упомянуто такое основание, как ликвидация представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности
принимать на работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между указанными учреждениями образования и нанимателями (абзац 6) принимать на работу выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу (абзац 6)
письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях) (абзац 9) письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях) (абзац 9)

Обратите внимание!

Сокращен срок, в течение которого наниматель обязан уведомить органы по труду, занятости и социальной защите о вакансии, - с 2 недель до 5 дней
Норма отсутствовала информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, в день заполнения (абзац 10)

Обратите внимание!

Введена новая обязанность нанимателя. То есть кроме обязанности своевременно информировать органы по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансии, на нанимателя также возложена дополнительная обязанность - информировать о ее заполнении
Часть третья ст.21 В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу и возвращает направление гражданину В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и печатью организации и возвращает направление гражданину
Законодательно закреплена уже сложившаяся практика заверения отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, подписью уполномоченного должностного лица нанимателя и печатью организации (см., например, приложение 7 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149 «Об установлении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и утверждении инструкций по их заполнению»).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 марта 2025 г. следует руководствоваться формой направления на работу согласно приложению 4 к постановлению Минтруда и соцзащиты от 22.01.2025 № 8 «Об установлении форм документов, необходимых для учета безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства»

 

Примечание. Курсивом выделен измененный текст.

Иные изменения

Исходя из практики, установлено, что оплачиваемые общественные работы с гражданами, направленными на них, осуществляются не только на основании срочных трудовых договоров, но и гражданско-правовых (часть четвертая ст.19 Закона о занятости в редакции Закона № 409-З).

С 1 января 2017 г. деятельности агентств по трудоустройству будет уделено больше внимания. Так, такую деятельность смогут осуществлять организации (юридические лица), индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, включенные в Реестр агентств по трудоустройству (ст.15 Закона о занятости в редакции Закона № 409-З).

 

09.09.2016

 

Владимир Самосейко, юрист