Пособие от 20.09.2016
Автор: Бушик Е.

Особенности приостановления деятельности субъектов хозяйствования


СОДЕРЖАНИЕ

 

Что такое приостановление деятельности?

Приостановление деятельности индивидуальным предпринимателем

Приостановление деятельности субъектов хозяйствования по собственной инициативе

Приостановление деятельности субъекта хозяйствования государственными контролирующими (надзорными) органами или судом

Возможные последствия приостановления деятельности субъектов хозяйствования

 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Что такое приостановление деятельности?

В законодательстве не раскрыто понятие «приостановление деятельности».

Лишь проанализировав ряд норм различных нормативных правовых актов, можно предположить, что под приостановлением деятельности субъектов хозяйствования следует понимать временное неосуществление производственной, хозяйственной, финансовой или иной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Инициаторами приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть как сами субъекты хозяйствования (их органы), так и государственные контролирующие (надзорные) органы или суд.

Деятельность субъектов хозяйствования может быть приостановлена только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйствования имеют право приостанавливать свою деятельность по собственной инициативе по каким-либо причинам или для достижения различных целей, например, для сокращения (минимизации) расходов, в связи с временным отсутствием работы, изменением структуры или направления деятельности, ремонтом или модернизацией объектов производства, торговли, недвижимости, с уходом индивидуальным предпринимателем за ребенком в возрасте до 3 лет и т. п.

Приостановление деятельности индивидуальным предпринимателем

Приостановление деятельности индивидуальным предпринимателем в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет урегулировано Положением о порядке приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, физических лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.10.2013 № 919 (далее - Положение № 919).

Индивидуальные предприниматели вправе приостановить деятельность в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет на основании соответствующего письменного заявления, которое подается в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве плательщика налога. Индивидуальные предприниматели до подачи заявления в соответствии с законодательством должны прекратить заключенные ими в связи с осуществлением этой деятельности трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с работниками (работающими) при условии, если они имеются (пп.1, 3 Положения № 919).

Кроме уведомления налогового органа, индивидуальный предприниматель обязан сообщать письменно в органы ФСЗН по месту постановки на учет о принятых решениях о приостановлении своей деятельности в течение 5 рабочих дней со дня принятия таких решений, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448.

С 21 января 2022 г. действует Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарий см. здесь.

 

Порядок приостановления деятельности индивидуальным предпринимателем по другим основаниям, кроме указанного выше, законодательством не регламентирован. Однако, по мнению автора, в любом случае желательно уведомить налоговый орган по месту постановки на учет посредством отправки заявления в письменной форме о приостановлении своей деятельности и причинах такого приостановления.

Более того, для зачета или возврата единого налога в случае временного (продолжительностью не более 30 календарных дней в году) неосуществления своей деятельности, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта индивидуальный предприниматель должен подать заявление в налоговый орган не позднее дня, предшествующего дню временного неосуществления деятельности индивидуального предпринимателя, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта (подп.1.5 п.1 ст.300 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. следует руководствоваться подп.1.5 п.1 ст.344 НК в ред. Закона от 31.12.2021 № 141-З.

Приостановление деятельности субъектов хозяйствования по собственной инициативе

В законодательстве отсутствуют нормы, указывающие на орган, который имеет право принимать решение о приостановлении деятельности субъекта хозяйствования по собственной инициативе. Приостановление деятельности может отразиться на размере прибыли (выручки) или убытков субъектов хозяйствования и таким образом затронуть интересы собственника имущества (учредителя, участников). Поэтому, по мнению автора, желательно, чтобы собственник имущества (учредитель, участник) зафиксировал волеизъявление о приостановлении деятельности организации в форме решения или протокола в случае ее длительного приостановления.

Стоит отметить, что отсутствие в законодательстве регламентации порядка временного приостановления деятельности для всех случаев и по различным основаниям не означает, что законодательство ограничивает право субъектов хозяйствования на такое приостановление по каким-либо объективным или субъективным причинам. Однако для некоторых субъектов хозяйствования существуют особенности применения приостановления и (или) ограничения деятельности, а также установлена обязанность субъектов хозяйствования уведомления о приостановлении своей деятельности некоторых органов и некоторых категорий потребителей (клиентов), а также своих работников.

Например, если субъект хозяйствования принял решение о приостановлении своей деятельности на длительный период, необходимо уведомить об этом налоговый орган, так как неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправление субъектом хозяйствования налоговому органу уведомления о причинах такого неосуществления может служить основанием для ликвидации такого субъекта хозяйствования по решению регистрирующего органа (подп.3.3 п.3, п.4 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться подп.3.3 п.3 и п.4 Положения № 1 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2. Неосуществление коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд может служить основанием для ликвидации такого субъекта хозяйствования по решению регистрирующего органа.

 

Утвержденной нормативным актом формы уведомления, подаваемого в налоговый орган о приостановлении деятельности, не предусмотрено, поэтому оно может оформляться в письменной (печатной) форме с произвольными текстовыми вариациями, но с обязательным указанием причины и срока начала приостановления деятельности.

Уведомление о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя (пример)

На бланке (при наличии)

________________ № ___________
На № _________ от _____________
ИМНС Республики Беларусь
по Ленинскому району г. Минска

 

Настоящим уведомляю, что в связи с отсутствием спроса на реализуемые мною сезонные товары (варианты: в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, капитальным ремонтом занимаемого мной здания) я, индивидуальный предприниматель Сидоров Иван Иванович (УНП 0000000000), временно приостанавливаю предпринимательскую деятельность с 12.09.2016.

Возобновить осуществление предпринимательской деятельности планирую с 01.01.2017.

 

Индивидуальный предприниматель
________________
(подпись)
Сидоров И.И.

Уведомление о приостановлении деятельности юридического лица (пример)

На бланке

________________ № ___________
На № _________ от _____________
ИМНС Республики Беларусь
по Ленинскому району г. Минска

 

О приостановлении деятельности

 

Настоящим уведомляем о том, что ООО «Ф» (УНП 000000000, г. Минск, ул. Аранская, д. 20) приостановило свою деятельность с 01.08.2016 в связи с отсутствием заказов на оказываемые услуги и производимые работы.

О возобновлении осуществления деятельности сообщим дополнительно.

 

Директор Подпись Сидоров И.И.
    М.П.    

 

Если субъект хозяйствования оказывает туристические услуги, то в случае временного приостановления своей деятельности он обязан проинформировать заказчика (туриста, экскурсанта) о причине и сроке приостановления своей деятельности не позднее 10 дней со дня ее приостановления, а в случае приостановления деятельности по непредвиденным обстоятельствам - не позднее 5 дней со дня ее приостановления. Дополнительно субъект хозяйствования должен разместить информацию о приостановлении деятельности в доступном для обозрения заказчика (туриста, экскурсанта) месте, а также в глобальной компьютерной сети Интернет (п.19 Правил оказания туристических услуг, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться п.18 Правил оказания туристических услуг, утв. постановлением Совмина от 11.08.2022 № 523.

 

Если субъект хозяйствования осуществляет бытовое обслуживание населения, например, услуги по ремонту бытовых электронных приборов и техники, то он в случае временного приостановления своей деятельности обязан проинформировать потребителей о причине и сроке приостановления деятельности не позднее чем за 5 дней до дня приостановления деятельности, а в случае приостановления деятельности по заранее не предвиденным обстоятельствам - не позднее суток со дня приостановления деятельности. А с 25 сентября 2016 г. такой субъект хозяйствования должен будет информировать о временном приостановлении оказания услуг без объекта местные исполнительные и распорядительные органы в срок не позднее чем за 5 дней, в случае непредвиденных обстоятельств - не позднее суток со дня приостановления деятельности (п.7 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2018 г. следует руководствоваться п.7 Правил № 1590 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2018 № 935: при временном продлении или приостановлении работы объекта бытового обслуживания либо оказания бытовых услуг без объекта бытового обслуживания исполнитель обязан уведомить потребителей об этом  в порядке, установленном законодательством.

 

В случае необходимости временного продления или приостановления работы торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка субъект торговли, субъект общественного питания, администрация торгового центра, администрация рынка извещают о продлении или приостановлении работы городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в г. Минске, которые согласовали режим работы, и доводят до сведения покупателей информацию об этом в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (п.6 ст.20 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. установление режима работы содержится в ст.17 Закона № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь.

 

Некоторые практикующие специалисты считают, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без наемных работников, на которых не распространяются различного рода случаи, предусмотренные законодательством, особенности по сфере деятельности, срокам (о которых указано выше), имеют право вообще не принимать решение о краткосрочном приостановлении деятельности и, соответственно, не уведомлять вышеуказанные органы. В основу такого мнения легло отсутствие в законодательстве общих норм, устанавливающих режим работы индивидуального предпринимателя, при условии, если отсутствует обязанность согласовывать такой режим работы или уведомлять определенные органы о таком изменении режима.

Приостановление деятельности субъекта хозяйствования государственными контролирующими (надзорными) органами или судом

Ряд государственных контролирующих (надзорных) органов, должностных лиц или судов имеют право приостановить деятельность субъектов хозяйствования в строго определенных законодательством случаях. Такое приостановление деятельности может применяться в качестве меры государственного принуждения (воздействия) и являться следствием действия (бездействия) субъектов хозяйствования, выразившихся в нарушении норм законодательства.

Определенные государственные органы наделены полномочиями на приостановление деятельности организаций (их структурных подразделений) в целом. Например, Комитет государственного контроля Республики Беларусь вправе в пределах своей компетенции: выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, обязательные для исполнения в установленный Комитетом срок решения (предписания, постановления) о приостановлении деятельности организаций (их структурных подразделений), два и более раза в течение года нарушивших правила торговли, выполнения работ, оказания услуг и (или) допустивших реализацию некачественных товаров, до устранения выявленных нарушений (подп.10.6.14 п.10 Положения о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 № 647).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2018 г. подп.10.6.14 п.10 Положения № 647 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 24.07.2018 № 294.

 

Ряд государственных органов имеют право приостановить деятельность как организаций в целом, так и определенных объектов. Например, председатель исполкома областного уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, приостанавливает деятельность организаций, строительство объектов на соответствующей территории в случае нарушения законодательства до устранения выявленных нарушений (п.2 ст.48 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Некоторые органы имеют право не приостанавливать деятельность организации в целом, а приостанавливать осуществление определенных видов деятельности. Например, из смысла пп.1 и 2 ст.65 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» следует, что деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения или владельца таможенного склада может быть приостановлена Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь сроком от 1 до 6 месяцев, если нарушены требования, установленные Таможенным кодексом таможенного союза.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2022 г. следует руководствовать ст.304 Закона № 129-З в ред. Закона от 19.07.2021 № 121-З.

 

Некоторым государственным должностным лицам делегированы полномочия на приостановление или запрещение работы торгового объекта, объекта общественного питания. Например, Министру торговли и его заместителям предоставлено право запрещать или приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в установленных случаях (п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 августа 2019 г. п.3 Указа № 567 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2019 № 303.

 

Таким образом, государственным органам, государственным должностным лицам разрешено приостановить деятельность субъекта хозяйствования как в целом, так и в отношении осуществления определенного вида деятельности, строительства объекта, объекта торговли и т. п.

 

Справочно

По этой теме также см. «Приостановление деятельности субъектов хозяйствования».

Возможные последствия приостановления деятельности субъектов хозяйствования

В случае приостановления деятельности субъекта хозяйствования как по собственной инициативе, так и по инициативе государственного органа или суда существует риск возникновения негативных последствий длительного приостановления деятельности индивидуальным предпринимателем или неосуществления такой деятельности субъектом хозяйствования.

Так, если в связи с приостановлением своей деятельности индивидуальный предприниматель не будет принимать участие в финансировании государственных расходов (то есть без уплаты за соответствующий период налогов) или будет принимать участие в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, то индивидуальный предприниматель может быть признан плательщиком сбора на финансирование государственных расходов (см. Декрет Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенства»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2018 г. Декрет № 3 на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 1 изложен в новой редакции, в частности, название изложено в новой редакции: «О содействии занятости населения».

 

Вследствие приостановления деятельности в экономическом, финансовом, хозяйственном аспектах субъект хозяйствования может не получить прибыль, нести убытки, «потерять» своих клиентов, лишиться имиджа, положения на рынках сбыта, компетентных работников и т. п.

Приостановление деятельности в кадровом (трудовом) аспекте может привести к необходимости выполнения субъектом хозяйствования определенных процедур, например:

• предоставление работникам по согласованию с ними социального отпуска (без сохранения или с частичным сохранением заработной платы; согласно части первой ст.191 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее - ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. согласие работника должно быть письменным (часть первая ст.191 ТК в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З, далее - Закон № 219-З); 

 

• объявление простоя (сроком не более 6 месяцев; согласно части первой ст.34 ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. часть первая ст.34 ТК Законом № 219-З дополнена уточняющей нормой, предусматривающей, что общая продолжительность простоев исчисляется за календарный год и не может превышать суммарно 6 месяцев. Данная норма позволит избежать имеющихся спорных ситуаций в части возможной продолжительности простоя за календарный год, в том числе когда простоев было несколько; 

 

• досрочное предоставление очередного трудового отпуска (согласно ст.172 ТК);

• сокращение численности работников (штата) (п.1 ст.42 ТК) и т. д.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. ст.42 ТК изложена в новой редакции Законом № 219-З. Из п.1 ст.42 ТК слова «, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя» исключены на основании данного Закона.  

 

В случае приостановления деятельности субъекты хозяйствования не освобождаются от обязанности ведения отчетности, бухгалтерского, налогового учета, учета доходов и расходов и др. Поэтому даже в случае уведомления соответствующих органов о временном приостановлении деятельности индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны представлять:

• достоверные первичные статистические данные в объеме, сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений;

• соответствующие декларации;

• иные документы, предусмотренные законодательством, в зависимости от вида деятельности, количества работников, системы налогообложения и т. п.

 

20.09.2016

 

Евгений Бушик, юрист, партнер общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская экспертиза», юрисконсульт 1-й категории общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская Экспертиза Плюс»