Пособие от 18.10.2016
Автор: Овсейко С.

Сельское хозяйство: меры государственной поддержки и льготы при налогообложении


 

Материал помещен в архив

 

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ЛЬГОТЫ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Наряду с самофинансированием бюджетное финансирование и льготное кредитование являются основными источниками финансовых ресурсов сельского хозяйства. Важную роль играют различные скрытые механизмы, однако последнее время правовая база их применения значительно сокращается. Так, Указ Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» (далее - Указ № 106) установил, что достижение целей и выполнение задач программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу обеспечивается посредством выполнения государственных программ (документов планирования на республиканском или региональном уровне, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития, содержащих цели, задачи, комплекс мероприятий со сроками их осуществления, исполнителями и источниками финансирования) (подп.1.1 п.1). При формировании и выполнении государственных программ в бюджетном процессе используется программно-целевой метод (абзац 2 подп.1.2 п.1 Указа № 106).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 сентября 2024 г. п.1 Указа № 106 исключен Указом от 23.09.2024 № 370.

 

Справочно

Одновременно Указом № 106 признан утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», предусматривавший многочисленные механизмы господдержки, в том числе:

• изменение срока уплаты налогов и пени в формах отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени, налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита;

• нормативное распределение выручки;

• предоставление из республиканского бюджета финансовой помощи;

• освобождение от уплаты налогов, снижение их ставок;

• возмещение сумм уплаченных налогов, дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога.

 

Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике» (далее - Указ № 347):

• определил государственную аграрную политику как одно из направлений внутренней политики Республики Беларусь, обеспечивающее стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его организационно-экономической структуры, рационального использования земель и государственной поддержки агропромышленного комплекса, а также сформулировал ее цели (п.2) и принципы (п.3);

• определил ежегодные объемы льготного кредитования (не менее 10 % от валовой стоимости сельхозпродукции) (п.9);

• разделил меры господдержки на прямые и косвенные (п.4).

Прямые меры государственной поддержки

Прямые меры господдержки реализуются посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов:

1) общегосударственных мероприятий:

- предусмотренных в государственных, отраслевых и региональных программах в агропромышленном комплексе;

- обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы;

- проведения закупочных и товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- развитие социальной инфраструктуры сельских территорий и др.;

2) непосредственно субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, путем:

- субсидирования деятельности, включая предоставление прямых выплат, производимых на единицу реализованной (произведенной) и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь либо на единицу площади земельного участка, голову скота;

- компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию при условии, что полное или частичное удешевление (компенсация) стоимости сырья, продукции, работ (услуг) и меры регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию не позволили поддержать паритет указанных цен;

- оказания индивидуальной государственной поддержки в соответствии с законодательством;

3) компенсации потерь банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее - Банк развития) при выдаче льготных кредитов субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства.

Подробнее прямые меры господдержки рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1

 

Мера Комментарий
Субсидирование В банках могут открываться специальные счета, причем независимо от наличия у них решения (постановления) о приостановлении операций по счетам организаций. Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на специальные счета не осуществляется, арест не налагается, приостановление операций не производится. Однако и выручка на них также зачисляться не может.

Справочно

Подробнее см. Положение о порядке субсидирования деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2014 № 954 (далее - постановление № 954), предусматривающее прямые выплаты в виде субсидий, несвязанную поддержку и надбавки.
Размеры надбавок за реализованную и (или) направленную в обработку (переработку) сельскохозяйственную продукцию установлены в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2016 № 62 «О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции»
.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 февраля 2018 г. размеры надбавок за реализованную и (или) направленную в обработку (переработку) сельскохозяйственную продукцию установлены в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2018 № 90 «О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции»
Компенсация потерь товаропроизводителей Компенсация потерь при установлении диспаритета цен производится сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом индекса паритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые такими товаропроизводителями, и реализованную ими сельскохозяйственную продукцию, рассчитываемого Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, путем предоставления субсидий из республиканского бюджета при условии, что полное или частичное удешевление (компенсация) стоимости сырья, продукции, работ (услуг) и меры по регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию не позволили поддержать паритет указанных цен (п.3 Положения о порядке компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию, утвержденного постановлением № 954)
Индивидуальная господдержка Предоставляется не в соответствии с Указом № 347 (подп.9.3 п.9), а согласно Указу № 106 и другому законодательству
Компенсация потерь банков и Банка развития Осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов по решениям:
1) Президента Республики Беларусь в размерах, указанных в таком решении;
2) соответственно Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов в размерах, определенных в таких решениях:
- на реализацию государственных программ по кредитам, выдаваемым в белорусских рублях, - в размере не более 100 % ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк), в иностранной валюте, - в размере не более 100 % ставки по кредиту;
- на реализацию мероприятий в агропромышленном комплексе по кредитам, выдаваемым в белорусских рублях, - в размере не более 50 % ставки рефинансирования Нацбанка, в иностранной валюте, - в размере не более 50 % ставки (подп.9.2 п.9 Указа № 347)

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 декабря 2016 г. подп.9.3 п.9 Указа № 347 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 30.11.2016 № 433 изложен в новой редакции. Изменения не повлияли на смысл материала.

С 7 февраля 2018 г. следует руководствоваться подп.9.2 п.9 Указа № 347 с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2018 № 50, в связи с чем компенсация потерь банков и Банка развития осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов по решениям:

- Президента Республики Беларусь в размерах, указанных в таком решении;

- соответственно Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов в размерах, определенных в таких решениях, в том числе по кредитам, предоставляемым в белорусских рублях, - в размере не более 100 % ставки рефинансирования Национального банка, действующей (с учетом ее изменения) в соответствующий период начисления процентов, в иностранной валюте, - в размере не более 100 % ставки по кредиту.

Предоставление субсидий на уплату процентов по кредитам осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов по решениям:

- Президента Республики Беларусь в размерах, указанных в таком решении;

- соответственно Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов в размерах, определенных в таких решениях, в том числе по кредитам, предоставляемым в белорусских рублях, - в размере не более 100 % ставки рефинансирования Национального банка, действующей (с учетом ее изменения) в соответствующий период начисления процентов, в иностранной валюте, - в размере не более 100 % ставки по кредиту.

 

Косвенные меры государственной поддержки

 Косвенные меры государственной поддержки включают:

1) применение льготного (особого) режима налогообложения в сельском хозяйстве в соответствии с законодательством;

2) реструктуризацию (предоставление отсрочки (рассрочки)) в соответствии с законодательными актами задолженности перед бюджетом, бюджетом государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, банками и иными организациями, за исключением реструктуризации задолженности в виде индивидуальной государственной поддержки;

3) предоставление в соответствии с законодательством гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства;

4) регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в соответствии с законодательством;

5) осуществление закупки и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в соответствии с законодательством и др.

Рассмотрим подробнее перечисленные меры (см. таблицу 2).

Таблица 2

 

Мера Комментарий
Льготные режимы налогообложения Ставка единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (ст.301-305 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК) составляет 1 % от валовой выручки (п.1 ст.305 НК)
Реструктуризация задолженности Регулируется в том числе указами Президента Республики Беларусь:
- от 17.07.2014 № 348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса»;
- от 01.03.2010 № 92 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».
Специальный механизм установлен Указом Президента Республики Беларусь от 14.07.2016 № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества "Агентство по управлению активами"» и предусматривает:
- приобретение у банков, в том числе Банка развития, на основании договоров уступки требования активов (основной долг + проценты по кредиту) согласно перечню активов и кредитополучателей, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь и Нацбанком;
- участие в установленном порядке в досудебном оздоровлении кредитополучателей;
- предоставление отсрочки (рассрочки) погашения основного долга, а также процентов за пользование кредитами, начисленных Банком развития до даты уступки требования.
Механизм предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» и включает:
- рассрочку погашения задолженности на стадии досудебного оздоровления по налогам и другим платежам в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, платежей за газ и электроэнергию;
- льготы при приобретении (аренде, доверительном управлении) инвесторами сельхозпредприятий;
- безвозмездную передачу акций в собственность руководителю сельскохозяйственной организации и др.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 апреля 2024 г. текст Указа № 253 изложен в новой редакции Указом от 18.04.2024 № 159
Предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь Положение о порядке предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 30.06.2008 № 359
Регулирование цен на сельхозпродукцию Цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, регулирует Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь) (Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»)
Закупка и переработка сельхозпродукции для государственных нужд Перечни государственных нужд и условия закупок определяются на каждый год отдельными НПА (указами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь), предельные цены - постановлениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
До сих пор действует Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.1994 № 437

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

Другие меры государственной поддержки

Некоторые меры в Указе № 347 не упомянуты, в частности:

1) льготное кредитование. Помимо директивного кредитования согласно лимитам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2016 № 103 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2016 году», речь идет о кредитовании через ОАО «Белагропромбанк» и другие банки. О механизме такого кредитования см. указы Президента Республики Беларусь:

• от 02.10.2015 № 406 «О кредитовании некоторых мероприятий в агропромышленном комплексе».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 мая 2017 г. Указ № 406 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 155 «Об открытых акционерных обществах "Белагропромбанк" и "Агентство по управлению активами"» утратил силу.

С 30 августа 2018 г. вопросы кредитования государственных программ и мероприятий в 2018 году регулирует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2017 № 1046;

 

• от 05.03.2016 № 87 «О закупке продукции растениеводства»;

• от 20.06.2011 № 256 «О дополнительных мерах по реализации государственных программ в области сельского хозяйства»;

• от 19.03.2004 № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» и др.

Льготное кредитование может сопровождаться последующими мерами по отсрочке (рассрочке) и прочей реструктуризации задолженности.

Банковское кредитование может предоставляться не только сельскохозяйственным организациям - производителям сельхозпродукции, но и закупающим организациям (Указ Президента Республики Беларусь от 05.03.2016 № 87 «О закупке продукции растениеводства»);

2) иные льготы (помимо особого налогового режима) при налогообложении:

- пониженная ставка НДС в размере 10 % (переход на особый налоговый режим - уплату единого налога - производителей сельхозпродукции не освобождает от НДС) при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства (подп.1.2.1 п.1 ст.102 НК);

- пониженная ставка земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения (ст.196 НК);

- освобождение от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений), их частей сельскохозяйственного назначения, используемых (предназначенных для использования) организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп.1.9 п.1 ст.186 НК), а также принадлежащих работникам сельскохозяйственных организаций (подп.1.19 п.1 ст.186 НК).

Многие льготы носят индивидуальный, групповой характер или предоставляются на определенный срок (см., например, указы Президента Республики Беларусь от 13.05.2008 № 258 «О некоторых мерах по повышению эффективности сельскохозяйственного производства» и от 07.06.2005 № 258 «О мерах по созданию условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной техники»);

3) льготы по взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (абзац 3 части первой ст.3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2022 г. следует руководствоваться абз.3 п.1 ст.5 Законом от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарии см. здесь;

 

4) страхование с господдержкой. Имеется в виду обязательное страхование урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы. Объект - имущественные интересы страхователя, связанные:

а) с гибелью принятых на страхование сельскохозяйственных культур;

б) гибелью (падежом), вынужденным убоем (уничтожением) принятых на страхование скота и птицы.

Перечень сельскохозяйственных культур, скота и птицы, подлежащих обязательному страхованию, ежегодно утверждается Президентом Республики Беларусь.

Перечень не подлежащих обязательному страхованию сельскохозяйственных культур, скота и птицы указан в п.381 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (отсутствие урожая в течение последних 3-5 лет, болезни и т. п.).

Страховая сумма устанавливается отдельно по каждому виду сельскохозяйственной культуры, скота и птицы в размере 75 % страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур и 100 % страховой стоимости скота и птицы (п.385 вышеназванного Положения). Страховые тарифы ежегодно устанавливаются Президентом Республики Беларусь (на 2016 год - Указом Президента Республики Беларусь от 30.03.2016 № 115 «О страховании урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы в 2016 году»), равно как и процент возмещения ущерба (в 2016 году - 50 % по сельскохозяйственным культурам, 100 % - по скоту и птице).

Страховой взнос уплачивается в безналичной форме в следующем порядке:

а) 5 % - страхователем единовременно при заключении договора обязательного страхования;

б) 95 % - за счет средств республиканского бюджета (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2007 № 1118 «О порядке уплаты 95 процентов страхового взноса по договору обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции»).

Срок заключения договора страхования зависит от сельскохозяйственного цикла (например, по страхованию урожая яровых культур - не позднее 20 календарных дней со дня завершения сева (посадки), озимых - не позднее 1 декабря и т. д.), причем при несоответствии сроков сева договор страхования не заключается.

Срок страхования:

а) для сельскохозяйственных культур - до завершения уборки;

б) для скота и птицы - 1 год.

Прирост поголовья более чем на 30 % обязывает страхователя обратиться к страховщику для внесения изменений в договор и увеличения страховой суммы.

Договор страхования заключается по формам, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2007 № 75.

 

18.10.2016

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

 

По этой теме также см.:

1. Сельское хозяйство: организационно-правовые формы сельхозорганизаций.

2. Сельское хозяйство: договорные отношения.

3. Сельское хозяйство: земельные отношения, основные отрасли, потребительская кооперация.

4. Меры по реорганизации и привлечению инвестиций в сельское хозяйство. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций».