Алгоритм от 13.12.2016
Автор: Дубовик Э., Михневич А.

Алгоритм действий кредитора по взысканию задолженности в бесспорном порядке


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ КРЕДИТОРА ПО ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ

Порой возникающие между субъектами хозяйствования разногласия по поводу осуществляемой ими деятельности носят спорный характер и подлежат рассмотрению в суде, если спор не будет урегулирован в досудебном порядке и стороны не придут к консенсусу.

При этом имеют место случаи, когда требования кредитора к должнику носят бесспорный характер. В таких ситуациях наиболее применимы два способа взыскания задолженности в бесспорном порядке:

1) обращение к нотариусу за совершением исполнительной надписи;

2) обращение в экономический суд в порядке приказного производства.

Правовое регулирование

Взыскание задолженности в бесспорном порядке регулируют следующие законодательные акты:

• Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ХПК);

• Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК);

Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее - Закон № 305-З);

Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (далее - Указ № 366);

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства» (далее - постановление Пленума № 9).

Алгоритм действий по взысканию задолженности в бесспорном порядке

Разграничение подведомственности дела между нотариусом и экономическим судом
   
 
   
Обращение за исполнительной надписью нотариуса   Обращение в экономический суд в порядке приказного производства
   
 
 



  
Взыскание бесспорной задолженности кредитора посредством совершения исполнительной надписи нотариуса  
   
Подача заявления о возбуждении приказного производства в экономический суд. Уплата государственной пошлины
   
Принятие экономическим судом заявления о возбуждении приказного производства. Отказ в принятии заявления
   
Вынесение (отказ в вынесении) определения о судебном приказе. Отмена определения о судебном приказе

Шаг 1. Разграничение подведомственности дела между нотариусом и экономическим судом

Обращение за исполнительной надписью нотариуса

При наличии документов, подтверждающих бесспорность требований кредитора, не стоит сразу обращаться в экономический суд, прежде следует проверить, есть ли основания для взыскания задолженности посредством исполнительной надписи нотариуса. Данная процедура потребует гораздо меньше временных и материальных затрат.

К бесспорным требованиям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, с которыми можно обратиться к нотариусу для совершения исполнительной надписи, относятся требования, перечисленные в части первой п.1 Указа № 366.

В случае если бесспорные требования кредитора не относятся к указанным в части первой п.1 Указа № 366, с ними следует обращаться в экономический суд в рамках приказного производства.

Взыскание бесспорной задолженности кредитора посредством совершения исполнительной надписи нотариуса

Исполнительная надпись нотариуса совершается по письменному заявлению взыскателя о ее совершении, которое должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, а также иные сведения, предусмотренные законодательством (п.4 ст.105 Закона № 305-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 января 2021 г. в п.4 ст.105 Закона № 305-З внесено дополнение Законом Республики Беларусь от 29.06.2020 № 33-З (далее - Закон № 33-З). Заявление о совершении исполнительной надписи может быть подано в виде электронного документа в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Отметим, что, как и при рассмотрении дела в судебном порядке, расходы по уплате нотариального тарифа, понесенные взыскателем при совершении исполнительной надписи нотариусом, подлежат взысканию с должника в пользу взыскателя при исполнении.

 

Обратите внимание!

Исполнительная надпись является исполнительным документом и подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством (часть третья п.2 Указа № 366).

 

Нотариус совершает исполнительную надпись при соблюдении следующих условий:

• совершение исполнительной надписи, за которой обращается взыскатель, предусмотрено законодательными актами;

• представленные документы соответствуют законодательству и подтверждают бесспорность требования взыскателя к должнику (при совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности).

В случае если взыскателем или должником по исполнительной надписи является гражданин, кроме индивидуального предпринимателя, исполнительная надпись может быть предъявлена к принудительному исполнению в течение 3 лет со дня ее совершения. По всем остальным требованиям исполнительная надпись может быть предъявлена к исполнению в течение 6 месяцев, если законодательными актами не установлены иные сроки. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительной надписи к принудительному исполнению производится судом в соответствии с процессуальным законодательством (ст.107 Закона № 305-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 января 2021 г. исполнительная надпись может быть предъявлена к принудительному исполнению в течение трех лет со дня ее совершения, если законодательными актами не установлены иные сроки (п.1 ст.107 Закона № 305-З в редакции Закона № 33-З).

 

Перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737.

Обращение в экономический суд в порядке приказного производства

В приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до 100 базовых величин.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. из перечня требований, рассматриваемых в приказном производстве, исключены требования на сумму до 100 базовых величин (часть вторая ст.220 ХПК, в редакции Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве», далее - Закон № 439-З).

 

В порядке приказного производства не подлежат рассмотрению требования:

• взыскание по которым в соответствии с законодательными актами осуществляется путем совершения нотариусом исполнительной надписи. Как было отмечено выше, перечень таких случаев установлен Указом № 366;

• об истребовании собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества;

• об исполнении гарантийного обязательства (за исключением банковской гарантии);

• об исполнении обязательства, возникшего из договора об уступке требования либо переводе долга (за исключением случаев письменного признания должником задолженности) (часть третья ст.220 ХПК).

 

Обратите внимание!

Признание должником своих обязательств позволяет упростить порядок получения исполнительного документа и сэкономить должнику на государственной пошлине, которая при рассмотрении дела в приказном производстве ниже, чем в исковом. Также должник экономит свое время, деньги на адвоката и транспортные расходы в связи с отсутствием необходимости участвовать в судебном заседании по рассмотрению дела. Дела в порядке приказного производства рассматриваются без вызова сторон.

Указанные обстоятельства, полагаем, могут убедить должника не оспаривать требования кредитора.

Шаг 2. Подача заявления о возбуждении приказного производства в экономический суд. Уплата государственной пошлины

Требования к заявлению о возбуждении приказного производства содержатся в части второй ст.221 ХПК. Так, в заявлении о возбуждении приказного производства должны быть указаны:

• наименование суда, рассматривающего экономические дела, в который подается заявление;

• фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

• требование взыскателя со ссылкой на нормы законодательства;

• обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства, подтверждающие их;

• расчет взыскиваемой суммы;

• перечень прилагаемых документов.

Заявление о возбуждении приказного производства подписывается взыскателем или его представителем.

Форма данного заявления не является утвержденной и оформляется произвольно.

К заявлению о возбуждении приказного производства должны быть приложены доказательства направления должнику копий данного заявления и документов, прилагаемых к заявлению и направляемых в суд, рассматривающий экономические дела (часть четвертая ст.221 ХПК).

К доказательствам бесспорности требования могут быть отнесены: документы, подтверждающие задолженность по оплате потребленных электроэнергии, воды, отопления, газа, услуг связи, образовавшуюся в связи с содержанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; решение государственного органа о взыскании обязательных платежей, пени; документы, подтверждающие образование текущей задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; документы, подтверждающие наличие нотариально удостоверенной сделки; протест векселя в неплатеже, неакцепте, недатировании акцепта и др. (часть вторая п.4 постановления Пленума № 9).

По требованиям, которые признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, взыскатель (заявитель) должен приложить доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основано требование (договор, накладные, акты, счета-фактуры, путевые листы и др.), документы, подтверждающие признание (неоспаривание) должником суммы задолженности. Таким документом может быть направленная должнику претензия, полученная и оставленная им без ответа, акт сверки расчетов, ответ на претензию, долговая расписка, акцептованное платежное требование или иной документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и подписанный уполномоченным лицом (п.5 постановления Пленума № 9).

Кроме того, заявление о возбуждении приказного производства может содержать требование о взыскании неустойки (штрафа, пени) и процентов за пользование чужими денежными средствами в том случае, если они признаются (не оспариваются) должником (часть третья п.5 постановления Пленума № 9).

К заявлению о возбуждении приказного производства, подписанному представителем, также должна быть приложена доверенность, подтверждающая его полномочия на подписание заявления о возбуждении приказного производства.

Государственная пошлина при подаче в экономический суд заявления о возбуждении приказного производства уплачивается в соответствии с п.4 приложения 16 к НК и зависит от суммы предъявляемых требований.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.5 приложения 15 к НК, изложенному в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

По сравнению с размером государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления, размер данной пошлины намного ниже (примерно в пять раз), и возбуждение дела в приказном (а не в исковом) производстве может быть предпочтительней как для кредитора, так и должника.

Шаг 3. Принятие экономическим судом заявления о возбуждении приказного производства. Отказ в принятии заявления

Вопрос о принятии судом, рассматривающим экономические дела, заявления о возбуждении приказного производства решается судом единолично (часть первая ст.2211 ХПК). Принимая заявление о возбуждении приказного производства, экономический суд в течение 5 рабочих дней выносит определение о возбуждении приказного производства, которое направляет взыскателю и должнику с разъяснением необходимости в течение 7 рабочих дней со дня вручения ему копии заявления о возбуждении приказного производства представить отзыв с приложением документов, подтверждающих возражения против требований взыскателя (п.18 постановления Пленума № 9).

В свою очередь, при несоблюдении требований, указанных в ст.222 ХПК, в принятии заявления взыскателю может быть отказано. Так, суд, рассматривающий экономические дела, не принимает заявления о возбуждении приказного производства, если:

• заявленное требование не подлежит рассмотрению в экономическом суде;

• заявленное требование не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства;

• должник находится вне пределов юрисдикции экономического суда;

• усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов;

• заявление подано с нарушением правил подсудности;

• по заявленному требованию не уплачена государственная пошлина;

• не соблюдены требования к форме и содержанию заявления;

• не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;

• не приложены доказательства, подтверждающие направление копии заявления должнику.

Акцентируем внимание на тщательном и надлежащем оформлении заявления о возбуждении приказного производства во избежание его возврата.

Отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства не лишает взыскателя права после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления, не связанных с подсудностью дела и наличием спора о праве, вновь обратиться с заявлением о возбуждении приказного производства (часть третья ст.222 ХПК).

При невозможности возбуждения приказного производства и при наличии подведомственности рассматриваемого дела суду, рассматривающему экономические дела, взыскатель имеет право на предъявление соответствующих требований в порядке искового производства, о чем экономический суд разъясняет в резолютивной части определения (п.26 постановления Пленума № 9).

Определение суда, рассматривающего экономические дела, об отказе в принятии заявления о возбуждении приказного производства может быть обжаловано в течение 15 дней после вынесения данного определения.

Шаг 4. Вынесение (отказ в вынесении) определения о судебном приказе. Отмена определения о судебном приказе

Результатом рассмотрения дела в приказном производстве является вынесение определения о судебном приказе либо отказ в вынесении определения о судебном приказе.

Главным основанием для отказа в вынесении определения о судебном приказе является поступление отзыва должника на заявление взыскателя.

Должник, при надлежащем его оповещении, при несогласии с заявленными требованиями должен в течение 7 дней представить в суд, рассматривающий экономический дела и направивший ему копию определения о возбуждении приказного производства, отзыв. Непредставление должником отзыва в суд, рассматривающий экономические дела, в установленный срок является основанием для вынесения судьей определения о судебном приказе и прекращения приказного производства по делу (ст.223 ХПК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 августа 2019 г. в часть первую ст.223 ХПК внесено дополнение Законом Республики Беларусь от 17.07.2019 № 233-З (далее - Закон № 233-З). В отзыве на заявление о возбуждении приказного производства должны быть указаны имеющиеся возражения против требований взыскателя со ссылкой на нормы законодательства, обстоятельства, на которых основаны возражения, и доказательства, подтверждающие изложенные обстоятельства.

 

Кроме того, в вынесении определения о судебном приказе может быть отказано, если:

• от взыскателя поступило заявление об отказе от заявленных требований либо заявление об отзыве (возвращении) заявления о возбуждении приказного производства;

• в отношении должника принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) или возбуждено дело об экономической несостоятельности (банкротстве) и открыто конкурсное производство (часть первая ст.224 ХПК).

Однако следует помнить, что определение о судебном приказе может быть вынесено на часть заявленного требования, которая признается, но не исполняется должником. В непризнанной должником части суд, рассматривающий экономические дела, отказывает в вынесении определения о судебном приказе. Суд, рассматривающий экономические дела, направляет определение об отказе в вынесении определения о судебном приказе взыскателю не позднее 5 дней со дня его принятия (части вторая, третья ст.224 ХПК).

Если в 15-дневный срок после направления определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе от взыскателя поступят документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в порядке и размере, установленных при подаче искового заявления, и ходатайство о рассмотрении дела в порядке искового производства, суд, рассматривающий экономические дела, рассматривает дело по общим правилам искового производства, установленным ХПК. К ходатайству о рассмотрении дела в порядке искового производства прилагаются копии ходатайства в количестве экземпляров, равном числу ответчиков (часть четвертая ст.224 ХПК).

Отказ в вынесении определения суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе, отказ в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства не препятствуют возможности подачи взыскателем искового заявления по тому же требованию в общем порядке, установленном ХПК (часть пятая ст.224 ХПК).

Дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не более 20 дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в суд, рассматривающий экономические дела. Суд исследует письменные доказательства при рассмотрении дела в порядке приказного производства.

Необходимо отметить, что в определении о судебном приказе должны быть указаны:

• номер приказного производства и дата вынесения определения;

• наименование суда, фамилия, собственное имя, отчество судьи суда, рассматривающего экономические дела, вынесшего определение;

• фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения;

• размер подлежащих взысканию денежных средств или перечень имущества, подлежащего взысканию, с указанием его стоимости;

• размер неустойки, процентов, если их взыскание предусмотрено законодательными актами или договором;

• суммы судебных расходов, подлежащие взысканию с должника в бюджет или в пользу взыскателя.

• подпись судьи, рассматривающего дело.

Определение суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе составляется в трех экземплярах, один из которых остается в деле, другой направляется должнику, а третий заверяется гербовой печатью суда, рассматривающего экономические дела, и выдается взыскателю. Определение о судебном приказе вступает в законную силу с момента вынесения (часть пятая ст.225 ХПК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. ст.225 ХПК изложена в новой редакции на основании Закона № 439-З.

 

Должник вправе не позднее 10 дней со дня получения определения о судебном приказе подать в тот же суд заявление с обоснованным требованием о его отмене или об отмене его в части, если он не имел возможности по уважительным причинам своевременно заявить свои возражения против требования взыскателя. В этом случае суд, рассматривающий экономические дела, выносит:

• определение об отмене определения о судебном приказе, или

• определение об отмене определения о судебном приказе в части, или

• определение об отказе в отмене определения о судебном приказе.

При отмене определения суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе требование кредитора может быть рассмотрено в порядке искового производства (часть первая ст.226 ХПК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 августа 2019 г. ст.226 ХПК изложена в новой редакции Законом № 233-З. Комментарий см. здесь.

 

Следует также отметить, что при наличии оснований, указанных в ст.149, 151 ХПК, экономический суд соответственно прекращает приказное производство или оставляет заявление взыскателя без рассмотрения, о чем выносит определение.

 

13.12.2016

 

Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания Соломон»

Александр Михневич, ведущий специалист управления обязательной юридической экспертизы и методологии ее проведения главного управления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов Министерства юстиции Республики Беларусь