Комментарий от 20.01.2017
Автор: Жариловская М.

Новые правила оказания услуг по содействию в трудоустройстве с 1 января 2017 года. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие услуг по содействию в трудоустройстве

Правовой статус агентства по трудоустройству

Порядок оказания услуг по содействию в трудоустройстве

Договор о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве

Защита персональных данных

Отчетность

Реестр. Основные положения

Порядок включения сведений в Реестр

Внесение изменений и (или) дополнений в Реестр

Исключение сведений из Реестра

 

Материал помещен в архив

 

НОВЫЕ ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО СОДЕЙСТВИЮ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З

С 1 января 2017 г. вступили в силу нормы Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.10.2016 № 855 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"» (далее - постановление № 855), устанавливающие новый правовой режим оказания услуг по содействию в трудоустройстве и регламентирующие порядок непосредственного функционирования агентств по трудоустройству как субъектов хозяйствования и правила оказания ими услуг в правоотношениях «гражданин-клиент - агентство по трудоустройству».

Несмотря на придание деятельности по оказанию услуг по содействию в трудоустройстве более формализованного характера, ее правовое регулирование не является значительным по своему объему и гораздо менее жесткое, чем в отношении аналогичных услуг в сфере внешней трудовой миграции.

Постановлением № 855 утверждены:

Положение об услугах по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, и порядке их предоставления (далее - Положении об услугах);

Положение о порядке формирования и ведения Реестра агентств по трудоустройству (далее - Положение о Реестре).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует постановление Совмина от 22.03.2022 № 158 «О деятельности агентств по трудоустройству», которым утверждены Положение о порядке предоставления агентствами по трудоустройству гражданам услуг по содействию в трудоустройстве и Положение о порядке формирования и ведения Реестра агентств по трудоустройству.

Понятие услуг по содействию в трудоустройстве

В целях содействия гражданам в трудоустройстве может оказываться достаточно широкий спектр услуг, ряд из которых признается услугами по содействию в трудоустройстве и для которых установлен особый правовой режим как в части оказания, так и в части субъектов, их оказывающих.

 

    Услугами по содействию в трудоустройстве признаются (п.2 Положения об услугах):
     
 
консультирование по вопросам составления резюме
 
     
 
составление (редактирование) резюме
 
     
 
 
организация работы по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и (или) получения дополнительного профессионального образования
     
 
предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда
 
     
 
предоставление достоверной информации о наличии у нанимателя свободных рабочих мест и требованиях, предъявляемых нанимателем к кандидатам
 
     
 
распространение резюме среди потенциальных нанимателей
 
     
 
подготовка к собеседованию с нанимателем
 
     
 
организация собеседования с нанимателем
 
     
 
содействие в оформлении трудовых отношений с нанимателем
 
     
 
содействие в подборе подходящего места работы
 

 

Обратите внимание!

С 1 января 2017 г. услуги по содействию в трудоустройстве как субъекты частного сектора экономики могут оказывать гражданам только агентства по трудоустройству (часть первая ст.15 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», далее - Закон о занятости).

Правовой статус агентства по трудоустройству

Агентство по трудоустройству - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, оказывающие гражданам услуги по содействию в трудоустройстве и включенные в Реестр агентств по трудоустройству (далее - Реестр) (часть вторая ст.15 Закона о занятости).

 

Таким образом, условиями осуществления субъектом хозяйствования деятельности в качестве агентства по трудоустройству являются в совокупности:

           
  соответствующая организационно-правовая форма  
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель  
 
         
  статус резидента Республики Беларусь  
регистрация на территории Республики Беларусь  
 
         
  наличие правового основания  
включение в Реестр  
 
         

 

Обратите внимание!

Оказание услуг по содействию в трудоустройстве юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не включенными в Реестр, запрещается (часть третья ст.15 Закона о занятости).

Порядок оказания услуг по содействию в трудоустройстве

Порядок оказания услуг по содействию в трудоустройстве агентствами по содействию в трудоустройстве регламентирован Положением об услугах.

Согласно п.3 Положения об услугах агентством по трудоустройству осуществляется деятельность по предоставлению гражданам услуг по содействию в трудоустройстве в соответствии:

• с требованиями законодательства;

• со взятыми на себя обязательствами согласно договору о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве.

Договор о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве

Заключение договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве при предоставлении гражданам услуг по содействию в трудоустройстве в простой письменной форме обязательно (абзац 2 п.4 Положения об услугах).

Договор оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается гражданину, а другой остается в агентстве по трудоустройству (п.6 Положения об услугах).

Согласование существенных условий договора обязательно для признания его заключенным (п.1 ст.402 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

 

    Существенными условиями договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве (п.7 Положения об услугах) являются:
     
 
стороны договора, их права и обязанности
 
     
 
предмет договора
 
     
 
порядок и способ предоставления услуг по содействию в трудоустройстве
 
     
 
порядок оплаты таких услуг и форма расчетов
 
     
 
стоимость предоставляемых услуг по содействию в трудоустройстве
 
     
 
срок (период) предоставления данных услуг
 
     
 
 
условия корректировки договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве, а также его расторжения.

Обратите внимание!

Ограничения на изменение договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве в одностороннем порядке в Положении об услугах отсутствуют
     
 
ответственность сторон, порядок и сроки возмещения расходов сторонами
 
     
 
порядок разрешения споров между сторонами
 
     
 
иные условия по соглашению сторон
 

 

Помимо заключения договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве в письменной форме Положением об услугах установлен ряд императивных обязанностей агентства по трудоустройству:

1) информировать гражданина о перечне предоставляемых услуг, их стоимости и условиях оплаты;

2) способствовать реализации прав и законных интересов гражданина в рамках заключенного договора;

3) использовать полученные от граждан персональные данные только в целях предоставления услуг по содействию в трудоустройстве (подробнее см. раздел «Защита персональных данных»);

4) предоставлять гражданину по его требованию возможность для ознакомления с Положением об услугах;

5) предъявлять по требованию гражданина для ознакомления оригиналы или копии свидетельства о государственной регистрации агентства по трудоустройству и (или) свидетельства о включении в Реестр (п.4 Положения об услугах).

Данные обязанности должны исполняться агентством по трудоустройству вне зависимости от отражения соответствующих положений в договоре о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве.

Права гражданина при оказании ему услуг по содействию в трудоустройстве перечислены в п.5 Положения об услугах. Особо следует отметить право гражданина на получение от агентства по трудоустройству разъяснений по положениям заключаемого договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве (абзац 3 п.5 Положения об услугах).

 

Обратите внимание!

В договор о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве запрещено включать условие о предварительной оплате услуг полностью или частично: согласно п.8 Положения об услугах оплата услуг согласно договору о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве производится по факту их предоставления. Данная норма является императивной и изменению по соглашению сторон не подлежит.

Вместе с тем норма п.8 Положения об услугах прямо не запрещает включать в договор о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве в качестве минимальной гарантии прав агентства по трудоустройству условие о предварительной оплате «сопутствующих затрат» агентства в виде платы за услуги, связанные исключительно с подготовкой и пересылкой документов по кандидатуре гражданина-соискателя нанимателю, в том числе почтовые, канцелярские расходы, расходы на телефонные переговоры.

 

Договор о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве является разновидностью договора возмездного оказания услуг, поэтому на него распространяются нормы главы 39 ГК, а также Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей».

Защита персональных данных

Обратите внимание!

Предоставление агентством по трудоустройству данных о гражданине третьим лицам осуществляется только с письменного согласия гражданина, предоставившего такую информацию, если иное не установлено законодательными актами (п.9 Положения об услугах).

В целях оптимизации процесса оказания услуг в договоре о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве целесообразно предусмотреть стандартные ситуации предоставления данных о гражданине третьим лицам, не требующие оформления письменного согласия гражданина как отдельного документа, и указать, что подписание договора признается сторонами таким согласием.

 

Положением об услугах не регламентировано, какие именно персональные данные может получать от граждан агентство по трудоустройству и каким образом оно должно осуществлять обращение с соответствующей информацией.

В Республике Беларусь отсутствует специальное законодательство о защите персональных данных.

В деятельности агентств по трудоустройству для определения понятия «персональные данные» могут быть использованы нормы Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон об информации), согласно абзацу 24 ст.1 которого персональные данные - основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения (см. ст.8, 10 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 № 418-З «О регистре населения»), а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. Персональные данные являются информацией ограниченного доступа (ст.17 Закона об информации).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 октября 2022 г. абз.24 ст.1 Закона об информации на основании Закона от 10.10.2022 № 209-З исключен. Термин «персональные данные» используется в Законе об информации в значении, определенном абз.9 ст.1  Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных».

 

Закон об информации, ст.28, 34 Конституции Республики Беларусь возлагают на агентства по трудоустройству обязанность по защите персональных данных граждан, которым оказываются услуги по содействию в трудоустройстве.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 марта 2022 г. следует руководствоваться ст.28 и 34 Конституции Республики Беларусь с изменениями, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. (решение референдума - от 4 марта 2022 г.).

 

В соответствии со ст.32 Закона об информации меры по защите персональных данных от разглашения должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Последующая передача персональных данных разрешается только с согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 октября 2022 г. ст.32 Закона об информации на основании Закона № 209-З исключена.

 

Указанные выше меры должны приниматься до уничтожения персональных данных, либо до их обезличивания, либо до получения согласия физического лица, к которому эти данные относятся, на их разглашение.

 

Справочно

Планом подготовки законопроектов на 2016 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 530, предусмотрена разработка концепции Закона Республики Беларусь «О персональных данных», подготовка которой фактически осуществлялась Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь в сотрудничестве с иными заинтересованными организациями. Поэтому ожидаемо, что обязанности по защите персональных данных обладателями соответствующей информации будут регламентированы более детально.

Отчетность

Пунктом 10 Положения об услугах предусмотрена обязанность агентства по трудоустройству по запросу Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Минтруда и соцзащиты) предоставлять информацию о количестве граждан, обратившихся в агентство по трудоустройству за получением услуг по содействию в трудоустройстве, и видах предоставленных им услуг.

Реестр. Основные положения

Реестр формируется и ведется Минтруда и соцзащиты.

Закрытый перечень сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, оказывающих услуги по содействию в трудоустройстве, подлежащих включению в Реестр, установлен п.8 Положения о Реестре.

Информация из Реестра является общедоступной и предоставляется путем размещения содержащихся в Реестре сведений об агентствах по трудоустройству на информационном интернет-портале государственной службы занятости (http://gsz.gov.by/) и официальном сайте Минтруда и соцзащиты (http://www.mintrud.gov.by/ru) в глобальной компьютерной сети Интернет (п.25 Положения о Реестре).

Порядок включения сведений в Реестр

Порядок включения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (далее - порядок включения) в Реестр установлен:

Положением о Реестре;

п.16.13 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

 

До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по содействию в трудоустройстве юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть включены в Реестр.

Включение в Реестр является административной процедурой и осуществляется бесплатно.

 

Обратите внимание!

Плата за включение сведений в Реестр с выдачей свидетельства о включении в Реестр, внесение изменений и (или) дополнений в Реестр, исключение сведений из него, выдачу дубликата свидетельства о включении в Реестр не взимается (п.4 Положения о Реестре).

 

Основанием для включения сведений в Реестр является заявление юридического лица, индивидуального предпринимателя, намеревающихся предоставлять гражданам услуги по содействию в трудоустройстве, о включении сведений в Реестр.

К заявлению должны быть приложены:

• копия учредительного документа (для юридических лиц Республики Беларусь);

• копия документа, подтверждающего регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя (п.16.13 Единого перечня).

Заявление о включении в Реестр подписывается руководителем юридического лица (иным лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами действовать от имени юридического лица) или индивидуальным предпринимателем и представляется в Минтруда и соцзащиты:

а) на бумажном носителе путем личного обращения и (или) по почте;

б) в виде электронного документа посредством государственного информационного ресурса «Реестр агентств по трудоустройству Республики Беларусь».

Срок рассмотрения заявления о включении в Реестр - 10 рабочих дней со дня приема заявления (п.11 Положения о Реестре, п.16.13 Единого перечня).

При рассмотрении заявления о включении в Реестр Минтруда и соцзащиты изучает прилагаемые к нему документы и осуществляет сверку сведений, указанных в этом заявлении, на соответствие сведениям, содержащимся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие-либо иные дополнительные полномочия Минтруда и соцзащиты Положением о Реестре в части проведения проверок при рассмотрении заявления о включении в Реестр в целях принятия решения по нему не предусмотрены.

Основания для отказа во включении в Реестр и выдаче свидетельства о включении в Реестр Положением о Реестре не предусмотрены. Однако в п.23 Положения о Реестре сделана отсылка к ст.25 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», которой предусмотрены общие основания для отказа в осуществлении административной процедуры.

При отсутствии оснований для отказа в осуществлении административной процедуры Минтруда и соцзащиты выдает свидетельство о включении в Реестр с бессрочным сроком действия (п.16.13 Единого перечня).

Порядок выдачи свидетельства о включении в Реестр, в том числе его дубликата, установлен главой 7 Положения о Реестре.

Заявление о включении сведений в Реестр подается также в случаях корпоративных изменений:

• юридическим лицом в случае создания обособленных подразделений (филиалов, представительств), предоставляющих гражданам услуги по содействию в трудоустройстве;

• юридическим лицом, реорганизованным в форме присоединения к нему другого юридического лица, предоставляющего гражданам услуги по содействию в трудоустройстве, сведения о котором были включены в Реестр, - при намерении реорганизованным юридическим лицом осуществлять соответствующий вид деятельности присоединенного юридического лица;

• юридическим лицом, созданным в результате реорганизации юридического лица, предоставляющего гражданам услуги по содействию в трудоустройстве, сведения о котором были включены в Реестр, в форме слияния, выделения или разделения, - при намерении вновь возникшего юридического лица осуществлять соответствующий вид деятельности реорганизованного юридического лица (п.12 Положения о Реестре).

Внесение изменений и (или) дополнений в Реестр

Пунктом 13 Положения о Реестре предусмотрен закрытый перечень случаев, когда в Реестр должны быть внесены изменения и (или) дополнения.

Так, агентство по трудоустройству обязано представить в Минтруда и соцзащиты заявление о внесении изменений и (или) дополнений в Реестр при изменении указанных в таблице ниже сведений.

Таблица

Основания для внесения изменений и (или) дополнений в Реестр

№ п/п Основание Срок подачи заявления о внесении изменений и (или) дополнений в Реестр Норма Положения о Реестре
ФОРМАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
1
Изменение наименования юридического лица, в том числе в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования 10 рабочих дней со дня государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), государственной регистрации вновь возникшего юридического лица в результате реорганизации юридического лица, в форме преобразования Абзац 2 части первой, абзац 2 части второй п.13
2
Изменение фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя 10 рабочих дней со дня государственной регистрации изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя Абзац 3 части первой, абзац 3 части второй п.13
3
Изменение сведений:   Абзац 4 части первой п.13
3.1
о руководителе юридического лица (ином лице, уполномоченном в соответствии с учредительными документами действовать от имени юридического лица) 10 рабочих дней со дня изменения Абзац 3 п.8, абзац 4 части второй п.13
3.2
об учетном номере плательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя Абзац 4 п.8, абзац 4 части второй п.13
3.3
об учетном номере плательщика в органе Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты - юридического лица, индивидуального предпринимателя Абзац 5 п.8, абзац 4 части второй п.13
3.4
о наименовании регистрирующего органа, дате государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, а для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 февраля 2009 г., - также о дате и номере соответствующего решения регистрирующего органа Абзац 7 п.8, абзац 4 части второй п.13
3.5
о месте нахождения юридического лица, месте жительства индивидуального предпринимателя Абзац 8 п.8, абзац 4 части второй п.13
3.6
о номере контактного телефона, номере факса, доменном имени официального сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, адресе электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии) Абзац 9 п.8, абзац 4 части второй п.13
3.7
об обособленных подразделениях (филиалах, представительствах) юридического лица, предоставляющих гражданам услуги по содействию в трудоустройстве   Абзац 10 п.8, абзац 4 части второй п.13
ФАКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ
1
Изменение видов услуг по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентством по трудоустройству 10 рабочих дней со дня изменения Абзац 12 п.8, абзац 4 части второй п.13

 

Внесение изменений и (или) дополнений в Реестр осуществляется по той же административной процедуре, что и внесение в него сведений.

Исключение сведений из Реестра

Исключение из Реестра осуществляется на основании:

а) заявления агентства по трудоустройству об исключении сведений из Реестра;

б) либо решения Минтруда и соцзащиты (п.14 Положения о Реестре).

Случаи, в которых агентство по трудоустройству обязано подать заявление об исключении из Реестра, установлены в п.15 Положения о Реестре.

Срок подачи заявления - 1 месяц с даты наступления указанных в частях первой и второй п.15 Положения о Реестре событий.

По решению Минтруда и соцзащиты исключение из Реестра осуществляется только в случаях ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, предоставляющих гражданам услуги по содействию в трудоустройстве (п.16 Положения о Реестре).

Датой исключения сведений из Реестра считается дата исключения сведений из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.17 Положения о Реестре).

 

20.01.2017

 

Мария Жариловская, юрист