


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, НЕ СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ
1. Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон № 455-З).
2. Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 673).
4. Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 05.08.2009 № 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 51» (далее - постановление № 32).
Определение информационного ресурса. Виды информационных ресурсов
Информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах (абзац 19 ст.1 Закона № 455-З).
![]() |
Справочно Под документированной информацией понимается информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (абзац 7 ст.1 Закона № 455-З). База данных - совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях (абзац 2 ст.1 Закона № 455-З). Информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств (абзац 14 ст.1 Закона № 455-З). |
Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные (часть первая ст.23 Закона № 455-З).
Под государственным информационным ресурсом понимается информационный ресурс, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц (абзац 6 ст.1 Закона № 455-З).
Состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования и использования документированной информации из государственных информационных ресурсов субъектами информационных отношений определен Положением о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденным постановлением № 673.
Порядок формирования негосударственных информационных ресурсов определяется их собственниками (часть третья ст.23 Закона № 455-З).
Цели государственной регистрации информационных ресурсов, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты
Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется в целях:
• создания единой системы учета и сохранности информационных ресурсов;
• создания условий для их передачи на государственное архивное хранение;
• информирования государственных органов, физических и юридических лиц о составе и содержании информационных ресурсов в Республике Беларусь (часть первая ст.24 Закона № 455-З).
Государственной регистрации подлежат государственные информационные ресурсы; негосударственные информационные ресурсы регистрируются в Государственном регистре информационных ресурсов на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (части пятая, шестая ст.24 Закона № 455-З).
Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, допускается только после их государственной регистрации (п.5 Положения о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов, утвержденного постановлением № 673, далее - Положение).
Условия государственной регистрации информационных ресурсов
Условиями государственной регистрации информационных ресурсов являются:
• соответствие информационных ресурсов фактическим и формальным характеристикам (признакам) информационных ресурсов и требованиям Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденного постановлением № 673;
• отсутствие аналогичных зарегистрированных и эксплуатируемых информационных ресурсов (п.12 Положения).
Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных ресурсов
Составление заявки на государственную регистрацию информационного ресурса | |
▼ | |
Подача заявки | |
▼ | |
Рассмотрение заявки в органе по государственной регистрации информационных ресурсов | |
▼ | |
Принятие решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) информационного ресурса | |
▼ | |
Включение информационного ресурса в Государственный регистр информационных ресурсов и направление заявителю свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса (обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационного ресурса) |
Шаг 1. Составление заявки на государственную регистрацию информационного ресурса
Форма заявки на государственную регистрацию информационного ресурса утверждена постановлением № 32 (далее - заявка).
№ п/п | Какие сведения указываются в заявке | Примечание |
1 |
Наименование заявителя, а также подчеркивается обозначение «зарегистрировать» | Указываются фамилия, собственное имя и отчество собственника (владельца) информационного ресурса либо должностное лицо собственника (владельца) информационного ресурса |
2 |
Краткое и полное наименование информационного ресурса | Допускается использовать иностранные наименования |
3 |
Сведения о собственнике (владельце) информационного ресурса | Указываются с учетом требований п.3 Инструкции о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационного ресурса и формы свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса, утвержденной постановлением № 32 (далее - Инструкция) |
4 |
Сведения о разработчике информационного ресурса | Указываются с учетом требований п.3 Инструкции. В случае если собственник (владелец) информационного ресурса и разработчик информационного ресурса совпадают в одном лице, то заполняется только полное наименование разработчика информационного ресурса и учетный номер плательщика |
5 |
Сведения об авторах информационного ресурса | Указываются фамилия, собственное имя и отчество автора (соавторов) информационного ресурса |
6 |
Сведения о подразделении, осуществляющем ведение информационного ресурса | Указываются с учетом требований п.5 Инструкции |
7 |
Общие сведения об информационном ресурсе | Вносятся качественные и количественные характеристики информационного ресурса с учетом требований п.6 Инструкции |
8 |
Сведения о возникновении информационного ресурса, источниках финансирования работ по его созданию, характеристика взаимодействия с другими информационными ресурсами | Указываются с учетом требований п.7 Инструкции |
9 |
Пользовательские характеристики информационного ресурса | Указываются характеристики технических и программных средств, обеспечивающих работу с информационным ресурсом с учетом требований п.8 Инструкции |
10 |
Требования к обеспечению безопасности информационного ресурса | Указываются используемые при ведении и эксплуатации способы защиты данных информационного ресурса |
11 |
Состав информационного ресурса и идентификаторов доступа | Заполняется только для информационного ресурса типа «база данных» с учетом требований п.10 Инструкции |
12 |
Инициалы и фамилия заявителя, который ставит собственноручную подпись | |
13 |
Дата составления заявки |
В незаполняемые строки заявки вносится отметка «Нет».
Заявка подается заявителем в научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (далее - орган по государственной регистрации информационных ресурсов) (п.4.12 Единого перечня, п.7 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 марта 2024 г. следует руководствоваться Положением с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 15.03.2024 № 184. |
Заявка представляется в орган по государственной регистрации информационных ресурсов заявителем в течение 3 месяцев с даты подписания акта приемки в постоянную эксплуатацию информационной системы, в состав которой входит информационный ресурс.
В случае государственной регистрации негосударственных информационных ресурсов заявки могут представляться на любом этапе эксплуатации таких информационных ресурсов.
Заявка может быть представлена как в виде документа на бумажном носителе, так и в виде электронного документа (п.9 Положения).
К заявке в виде электронного документа применяются нормы Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
Шаг 3. Рассмотрение заявки в органе по государственной регистрации информационных ресурсов
Орган по государственной регистрации информационных ресурсов в трехдневный срок со дня поступления заявки осуществляет проверку правильности ее оформления (часть первая п.11 Положения).
Неправильно оформленная заявка возвращается органом по государственной регистрации информационных ресурсов заявителю с указанием выявленных недостатков. В свою очередь заявитель вправе в 10-дневный срок со дня возврата такой заявки устранить недостатки и представить заявку для дальнейшего рассмотрения. При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в установленный срок орган по государственной регистрации информационных ресурсов отказывает в государственной регистрации информационного ресурса, о чем письменно извещает заявителя (часть вторая п.11 Положения).
Орган по государственной регистрации информационных ресурсов создает экспертную комиссию, состав которой утверждается приказом руководителя органа по государственной регистрации информационных ресурсов по согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь (п.13 Положения).
Шаг 4. Принятие решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) информационного ресурса
Экспертная комиссия рассматривает заявку в месячный срок со дня ее поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать выводы о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационного ресурса условиям государственной регистрации информационных ресурсов, указанным в п.12 Положения (п.14 Положения).
Отметим, что если в ходе рассмотрения заявки экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки информационного ресурса, данная комиссия извещает об этом заявителя. В свою очередь заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявку экспертной комиссии для повторного рассмотрения. В таком случае срок рассмотрения этой заявки, установленный в п.14 Положения, отсчитывается со дня ее повторной подачи (часть вторая п.15 Положения).
Шаг 5. Включение информационного ресурса в Государственный регистр информационных ресурсов и направление заявителю свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса (обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационного ресурса)
В случае вынесения экспертной комиссией положительного экспертного заключения орган по государственной регистрации информационных ресурсов в семидневный срок со дня получения такого заключения включает информационный ресурс в Государственный регистр информационных ресурсов с присвоением ему регистрационного номера и направляет заявителю свидетельство о государственной регистрации информационного ресурса согласно форме, утвержденной постановлением № 32 (далее - регистрационное свидетельство).
![]() |
Справочно Государственный регистр информационных ресурсов - это республиканский государственный информационный ресурс, включающий в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных ресурсов с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них (часть первая п.4 Положения). |
Дата выдачи заявителю регистрационного свидетельства является датой готовности государственного информационного ресурса к оказанию на его основе информационных и (или) электронных услуг (п.18 Положения). Отметим, что данная норма не распространяется на негосударственные информационные ресурсы.
При вынесении экспертной комиссией отрицательного экспертного заключения орган по государственной регистрации информационных ресурсов отказывает в государственной регистрации информационного ресурса, о чем в семидневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения (п.17 Положения).
Постановление № 673 не содержит норм об обжаловании решения об отказе в государственной регистрации информационного ресурса. В связи с тем что государственная регистрация информационных ресурсов входит в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к указанной процедуре применимы нормы законодательства об административных процедурах. Так, заявитель в соответствии с п.1 ст.30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон № 433-З) обладает правом на обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационного ресурса в административном (внесудебном) порядке. Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящую по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб. В рассматриваемом случае заявитель может подать административную жалобу в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. Вместе с тем согласно части первой п.3 ст.30 Закона № 433-З обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами. Отметим, что обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2017 г. правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке обладают заинтересованное лицо и третье лицо (п.1 ст.30 Закона № 433-З в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 № 17-З). |
Проблемные моменты в правовом регулировании государственной регистрации информационных ресурсов
Срок осуществления рассматриваемой процедуры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 15 дней (п.4.12 Единого перечня). В то же время Положение устанавливает иной срок, который может превышать 1 месяц.
В соответствии с частью второй ст.71 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действует положение акта, принятого (изданного) позднее. В рассматриваемом случае должны действовать положения Единого перечня, который утвержден 17 февраля 2012 г. (напомним, Положение утверждено 26 мая 2009 г.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь. |
Как отмечено ранее, процедура государственной регистрации информационного ресурса, заявленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относится к административным процедурам, и, соответственно, к ней применимы нормы законодательства об административных процедурах.
В силу ст.5 Закона № 455-З в качестве создателей (заявителей) информационных ресурсов также могут выступать и физические лица. В перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, рассматриваемая процедура отсутствует. В связи с этим можно сделать вывод, что нормы законодательства об административных процедурах не распространяются на процедуру государственной регистрации информационного ресурса, заявленного физическим лицом. Анализируя нормы ст.2 Закона № 433-З, можно сделать противоположный вывод, так как среди исключений из сферы действия данного Закона, исключений, которые бы относились к государственной регистрации информационных ресурсов, нет.
На основании вышеизложенного полагаем, что с учетом требований ст.5 и 24 Закона № 455-З необходимо устранить рассмотренные коллизии в части сроков осуществления рассматриваемой процедуры и распространить нормы законодательства об административных процедурах с включением в соответствующий перечень процедуры государственной регистрации информационных ресурсов, заявленных физическими лицами.
01.02.2017
Александр Бекиш, главный юрисконсульт научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Институт прикладных программных систем», старший преподаватель Белорусского государственного университета