Алгоритм от 01.02.2017
Автор: Бекиш А.

Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных ресурсов, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование

Определение информационного ресурса. Виды информационных ресурсов

Цели государственной регистрации информационных ресурсов, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты

Условия государственной регистрации информационных ресурсов

Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных ресурсов

Проблемные моменты в правовом регулировании государственной регистрации информационных ресурсов

 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, НЕ СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ

Правовое регулирование

1. Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон № 455-З).

2. Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

 

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 673).

4. Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 05.08.2009 № 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 51» (далее - постановление № 32).

Определение информационного ресурса. Виды информационных ресурсов

Информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах (абзац 19 ст.1 Закона № 455-З).

 

Справочно

Под документированной информацией понимается информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (абзац 7 ст.1 Закона № 455-З).

База данных - совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях (абзац 2 ст.1 Закона № 455-З).

Информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств (абзац 14 ст.1 Закона № 455-З).

 

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные (часть первая ст.23 Закона № 455-З).

Под государственным информационным ресурсом понимается информационный ресурс, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц (абзац 6 ст.1 Закона № 455-З).

Состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования и использования документированной информации из государственных информационных ресурсов субъектами информационных отношений определен Положением о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденным постановлением № 673.

Порядок формирования негосударственных информационных ресурсов определяется их собственниками (часть третья ст.23 Закона № 455-З).

Цели государственной регистрации информационных ресурсов, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты

Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется в целях:

• создания единой системы учета и сохранности информационных ресурсов;

• создания условий для их передачи на государственное архивное хранение;

• информирования государственных органов, физических и юридических лиц о составе и содержании информационных ресурсов в Республике Беларусь (часть первая ст.24 Закона № 455-З).

Государственной регистрации подлежат государственные информационные ресурсы; негосударственные информационные ресурсы регистрируются в Государственном регистре информационных ресурсов на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (части пятая, шестая ст.24 Закона № 455-З).

Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, допускается только после их государственной регистрации (п.5 Положения о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов, утвержденного постановлением № 673, далее - Положение).

Условия государственной регистрации информационных ресурсов

Условиями государственной регистрации информационных ресурсов являются:

• соответствие информационных ресурсов фактическим и формальным характеристикам (признакам) информационных ресурсов и требованиям Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденного постановлением № 673;

• отсутствие аналогичных зарегистрированных и эксплуатируемых информационных ресурсов (п.12 Положения).

Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных ресурсов

Составление заявки на государственную регистрацию информационного ресурса
   
Подача заявки
   
Рассмотрение заявки в органе по государственной регистрации информационных ресурсов
   
Принятие решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) информационного ресурса
   
Включение информационного ресурса в Государственный регистр информационных ресурсов и направление заявителю свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса (обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационного ресурса)

Шаг 1. Составление заявки на государственную регистрацию информационного ресурса

Форма заявки на государственную регистрацию информационного ресурса утверждена постановлением № 32 (далее - заявка).

 

№ п/п Какие сведения указываются в заявке Примечание
1
Наименование заявителя, а также подчеркивается обозначение «зарегистрировать» Указываются фамилия, собственное имя и отчество собственника (владельца) информационного ресурса либо должностное лицо собственника (владельца) информационного ресурса
2
Краткое и полное наименование информационного ресурса Допускается использовать иностранные наименования
3
Сведения о собственнике (владельце) информационного ресурса Указываются с учетом требований п.3 Инструкции о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационного ресурса и формы свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса, утвержденной постановлением № 32 (далее - Инструкция)
4
Сведения о разработчике информационного ресурса Указываются с учетом требований п.3 Инструкции. В случае если собственник (владелец) информационного ресурса и разработчик информационного ресурса совпадают в одном лице, то заполняется только полное наименование разработчика информационного ресурса и учетный номер плательщика
5
Сведения об авторах информационного ресурса Указываются фамилия, собственное имя и отчество автора (соавторов) информационного ресурса
6
Сведения о подразделении, осуществляющем ведение информационного ресурса Указываются с учетом требований п.5 Инструкции
7
Общие сведения об информационном ресурсе Вносятся качественные и количественные характеристики информационного ресурса с учетом требований п.6 Инструкции
8
Сведения о возникновении информационного ресурса, источниках финансирования работ по его созданию, характеристика взаимодействия с другими информационными ресурсами Указываются с учетом требований п.7 Инструкции
9
Пользовательские характеристики информационного ресурса Указываются характеристики технических и программных средств, обеспечивающих работу с информационным ресурсом с учетом требований п.8 Инструкции
10
Требования к обеспечению безопасности информационного ресурса Указываются используемые при ведении и эксплуатации способы защиты данных информационного ресурса
11
Состав информационного ресурса и идентификаторов доступа Заполняется только для информационного ресурса типа «база данных» с учетом требований п.10 Инструкции
12
Инициалы и фамилия заявителя, который ставит собственноручную подпись  
13
Дата составления заявки  

 

В незаполняемые строки заявки вносится отметка «Нет».

Шаг 2. Подача заявки

Заявка подается заявителем в научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (далее - орган по государственной регистрации информационных ресурсов) (п.4.12 Единого перечня, п.7 Положения).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 марта 2024 г. следует руководствоваться Положением с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 15.03.2024 № 184.

 

Заявка представляется в орган по государственной регистрации информационных ресурсов заявителем в течение 3 месяцев с даты подписания акта приемки в постоянную эксплуатацию информационной системы, в состав которой входит информационный ресурс.

В случае государственной регистрации негосударственных информационных ресурсов заявки могут представляться на любом этапе эксплуатации таких информационных ресурсов.

Заявка может быть представлена как в виде документа на бумажном носителе, так и в виде электронного документа (п.9 Положения).

К заявке в виде электронного документа применяются нормы Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Шаг 3. Рассмотрение заявки в органе по государственной регистрации информационных ресурсов

Орган по государственной регистрации информационных ресурсов в трехдневный срок со дня поступления заявки осуществляет проверку правильности ее оформления (часть первая п.11 Положения).

Неправильно оформленная заявка возвращается органом по государственной регистрации информационных ресурсов заявителю с указанием выявленных недостатков. В свою очередь заявитель вправе в 10-дневный срок со дня возврата такой заявки устранить недостатки и представить заявку для дальнейшего рассмотрения. При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в установленный срок орган по государственной регистрации информационных ресурсов отказывает в государственной регистрации информационного ресурса, о чем письменно извещает заявителя (часть вторая п.11 Положения).

Орган по государственной регистрации информационных ресурсов создает экспертную комиссию, состав которой утверждается приказом руководителя органа по государственной регистрации информационных ресурсов по согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь (п.13 Положения).

Шаг 4. Принятие решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) информационного ресурса

Экспертная комиссия рассматривает заявку в месячный срок со дня ее поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать выводы о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационного ресурса условиям государственной регистрации информационных ресурсов, указанным в п.12 Положения (п.14 Положения).

Отметим, что если в ходе рассмотрения заявки экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки информационного ресурса, данная комиссия извещает об этом заявителя. В свою очередь заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявку экспертной комиссии для повторного рассмотрения. В таком случае срок рассмотрения этой заявки, установленный в п.14 Положения, отсчитывается со дня ее повторной подачи (часть вторая п.15 Положения).

Шаг 5. Включение информационного ресурса в Государственный регистр информационных ресурсов и направление заявителю свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса (обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационного ресурса)

В случае вынесения экспертной комиссией положительного экспертного заключения орган по государственной регистрации информационных ресурсов в семидневный срок со дня получения такого заключения включает информационный ресурс в Государственный регистр информационных ресурсов с присвоением ему регистрационного номера и направляет заявителю свидетельство о государственной регистрации информационного ресурса согласно форме, утвержденной постановлением № 32 (далее - регистрационное свидетельство).

 

Справочно

Государственный регистр информационных ресурсов - это республиканский государственный информационный ресурс, включающий в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных ресурсов с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них (часть первая п.4 Положения).

 

Дата выдачи заявителю регистрационного свидетельства является датой готовности государственного информационного ресурса к оказанию на его основе информационных и (или) электронных услуг (п.18 Положения). Отметим, что данная норма не распространяется на негосударственные информационные ресурсы.

При вынесении экспертной комиссией отрицательного экспертного заключения орган по государственной регистрации информационных ресурсов отказывает в государственной регистрации информационного ресурса, о чем в семидневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения (п.17 Положения).

Постановление № 673 не содержит норм об обжаловании решения об отказе в государственной регистрации информационного ресурса. В связи с тем что государственная регистрация информационных ресурсов входит в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к указанной процедуре применимы нормы законодательства об административных процедурах. Так, заявитель в соответствии с п.1 ст.30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон № 433-З) обладает правом на обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационного ресурса в административном (внесудебном) порядке. Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящую по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб. В рассматриваемом случае заявитель может подать административную жалобу в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. Вместе с тем согласно части первой п.3 ст.30 Закона № 433-З обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами. Отметим, что обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2017 г. правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке обладают заинтересованное лицо и третье лицо (п.1 ст.30 Закона № 433-З в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 № 17-З).

Проблемные моменты в правовом регулировании государственной регистрации информационных ресурсов

Срок осуществления рассматриваемой процедуры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 15 дней (п.4.12 Единого перечня). В то же время Положение устанавливает иной срок, который может превышать 1 месяц.

В соответствии с частью второй ст.71 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действует положение акта, принятого (изданного) позднее. В рассматриваемом случае должны действовать положения Единого перечня, который утвержден 17 февраля 2012 г. (напомним, Положение утверждено 26 мая 2009 г.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь.

 

Как отмечено ранее, процедура государственной регистрации информационного ресурса, заявленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относится к административным процедурам, и, соответственно, к ней применимы нормы законодательства об административных процедурах.

В силу ст.5 Закона № 455-З в качестве создателей (заявителей) информационных ресурсов также могут выступать и физические лица. В перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, рассматриваемая процедура отсутствует. В связи с этим можно сделать вывод, что нормы законодательства об административных процедурах не распространяются на процедуру государственной регистрации информационного ресурса, заявленного физическим лицом. Анализируя нормы ст.2 Закона № 433-З, можно сделать противоположный вывод, так как среди исключений из сферы действия данного Закона, исключений, которые бы относились к государственной регистрации информационных ресурсов, нет.

На основании вышеизложенного полагаем, что с учетом требований ст.5 и 24 Закона № 455-З необходимо устранить рассмотренные коллизии в части сроков осуществления рассматриваемой процедуры и распространить нормы законодательства об административных процедурах с включением в соответствующий перечень процедуры государственной регистрации информационных ресурсов, заявленных физическими лицами.

 

01.02.2017

 

Александр Бекиш, главный юрисконсульт научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Институт прикладных программных систем», старший преподаватель Белорусского государственного университета