Комментарий от 22.03.2017
Автор: Лимож Н.

Совершенствование порядка регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2


СОДЕРЖАНИЕ

 

Корректировка понятийного аппарата

Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Ликвидация (прекращение деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

Материал помещен в архив

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ (ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2

Комментируемый Декрет (далее - Декрет № 2) принят для корректировки отдельных норм Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет), касающихся регистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ввиду неоднозначности их практического применения, а также совершенствования порядка открытия юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями текущих (расчетных) счетов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Декретом с учетом изменений, внесенных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7. Порядок вступления в силу изменений определен п.12 Декрета № 7.

 

Декрет № 2 вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования (3 сентября 2017 г.), за исключением следующих норм: абзацев 15-18 подп.1.1 и абзаца 3 подп.1.2 п.1, пп.2-5, которые вступили в силу 3 марта 2017 г.

Корректировка понятийного аппарата

В результате законотворческой деятельности претерпела изменения терминология Декрета: она приведена в соответствие с Указами Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» и от 30.06.2014 № 326 «О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень"», а также со ст.1 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Вместе с тем основные корректировки касаются норм, регламентирующих вопросы регистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. Подпункт 2.3 п.2 Декрета изложен в новой редакции, которая содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию для открытия текущих (расчетных) банковских счетов:

- заявление на открытие текущего (расчетного) банковского счета;

- копия (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющая штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

- копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя.

Одновременно установлена возможность направления информации, необходимой банкам для открытия текущего (расчетного) счета субъекту хозяйствования регистрирующим органом при прохождении процедуры государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя. Предусмотрено, что собственник имущества, учредители юридического лица, гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, во время прохождения процедуры государственной регистрации в заявлении о государственной регистрации вправе инициировать направление регистрирующим органом в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию информации, необходимой для открытия текущего (расчетного) банковского счета, содержащейся в представленных для регистрации документах. Такая информация направляется для открытия счета регистрирующим органом в виде электронного документа. Соответственно документы, представленные заявителем для государственной регистрации, для открытия текущего (расчетного) банковского счета не представляются.

Для подтверждения полномочий на проведение расчетов с денежными средствами, находящимися на текущих (расчетных) банковских счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией осуществляется свидетельствование подлинности подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, включаемых в карточку с образцами подписей и оттиска печати.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 из части четвертой подп.2.3 п.2 Декрета № 1 слова «и оттиска печати» исключены.

 

Реализация данной возможности подразумевает осуществление электронного взаимодействия между регистрирующими органами и банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, порядок которого определен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 № 141 «О вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы "Взаимодействие"».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. в постановление № 141 внесены изменения и дополнения на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2017 № 584. Изменено название постановления: «О взаимодействии государственных органов, иных организаций с использованием автоматизированной информационной системы "Взаимодействие"».

 

Направление в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию указанной информации, которая включает в себя сведения, содержащиеся в документах, указанных в части первой подп.2.3 п.2 Декрета, в том числе электронной копии устава юридического лица, осуществляется с использованием автоматизированных информационных систем Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и автоматизированной информационной системы «Взаимодействие».

2. В подп.2.4 п.2 Декрета уточнено, что банки, небанковские кредитно-финансовые организации в течение одного рабочего дня с даты открытия текущего (расчетного) и других счетов созданными (реорганизованными) коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями обязаны направить сообщение об открытии текущего (расчетного) и других (именно банковских) счетов соответствующим налоговому органу и органу Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

3. Пункт 2 Декрета дополнен подп.2.6, согласно которому регистрирующий орган вправе осуществлять деятельность по технической и (или) криптографической защите информации в части удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, представляемого в регистрирующий орган либо регистрирующим органом. Регистрирующий орган вправе получать, обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, без их письменного согласия, а также осуществлять последующую передачу этих данных государственным органам, банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям и другим организациям в связи с выполнением функций и задач, возложенных на регистрирующие органы.

 

Обратите внимание!

Данная норма вступила в силу 3 марта 2017 г.

 

В этой связи следует отметить, что согласно п.2031 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, получения лицензии для выполнения работ по технической и (или) криптографической защите информации, если эти работы выполняются собственником (владельцем) государственных информационных систем, не требуется.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь.

 

4. В п.9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом (далее - Положение о регистрации), уточнено, что государственная регистрация банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке, осуществляется Национальным банком Республики Беларусь, а страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке, - Министерством финансов Республики Беларусь.

5. В целях практического осуществления электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования часть первая п.13 Положения о регистрации изложена в новой редакции, предусматривающей представление в регистрирующий орган документов для государственной регистрации как путем личного обращения, так и в электронном виде. Целостность и подлинность документов, представленных в электронном виде, должны быть подтверждены электронной цифровой подписью.

Для проведения государственной регистрации субъектов хозяйствования регистрирующим органом используются сведения из автоматизированной системы «Паспорт», единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы, а также персональные данные из регистра населения.

6. С учетом складывающейся практики по вопросам признания государственной регистрации недействительной, в том числе в связи с ограничением по участию юридических и физических лиц в составе субъектов хозяйствования, претерпела значительные изменения часть первая п.19 Положения о регистрации. Это обусловлено необходимостью добиться реального улучшения условий для бизнеса в Республике Беларусь и раскрепощения деловой инициативы граждан. Постоянное расширение перечня ограничений не способствует улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь. Требуется дальнейшая либерализация процедуры вхождения в бизнес и оптимизация количества ограничений, связываемых законодателем с государственной регистрацией юридического лица.

В этой связи Декрет пересматривает имеющиеся ограничения на предмет их необходимости, доступности их выявления и применения.

6.1. Ограничение, связанное с наличием у учредителя (участника) дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия, не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в том числе не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), установленное абзацем 2 части первой п.19 Положения о регистрации, исключено в связи со следующим.

С одной стороны, отсутствие случаев признания государственной регистрации недействительной в связи с нарушением данного ограничения, связано со сложностями кредиторов по выявлению факта создания дочернего предприятия учредителем, не исполнившим свои гражданско-правовые обязательства, поскольку отсутствует обязанность последнего по уведомлению данных кредиторов.

С другой стороны, рассматриваемое ограничение связано с ограничением, которое предусмотрено абзацем 4 части первой п.19 Положения о регистрации (изложен в новой редакции): запрещено создание бизнеса (участие в бизнесе) в случае, если в отношении собственника имущества (учредителей, участников) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, имеется неисполненное судебное постановление о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на имущество, исполнительная надпись о взыскании с физических лиц, в том числе с индивидуальных предпринимателей, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда).

Абзац 4 части первой п.19 Положения о регистрации изложен в новой редакции в связи с тем, что при наличии задолженности по налогам, сборам (пошлин) и пеней, задолженности у физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет фонда в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» нотариусы совершают исполнительную надпись о взыскании денежных сумм (задолженности), которая включена в перечень актов, подлежащих исполнению судебными исполнителями судов в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Одновременно уточнено само понятие «неисполненные судебные постановления об обращении взыскания на имущество».

6.2. В абзаце 6 части первой п.19 Положения о регистрации уточнено, что собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, в заявлении о государственной регистрации подтверждают, что на дату государственной регистрации, не являются собственником имущества, (участником), руководителем юридического лица, в отношении которого судом, рассматривающим экономические дела, вынесено определение об открытии конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству.

Декрет устанавливает ограничение по участию гражданина в составе коммерческой организации в случае, если он является индивидуальным предпринимателем, находящимся в стадии прекращения деятельности или в отношении которого экономическим судом вынесено определение об открытии конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству (далее - определение об открытии конкурсного производства). Данное правовое регулирование направлено на стимулирование предпринимателей на юридическое завершение своего бизнеса, осуществляемого без образования юридического лица, до момента учреждения ими коммерческой организации.

При этом началом действия подобного ограничения установлен момент вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства.

Это связано с тем, что согласно Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) до открытия конкурсного производства в отношении субъекта хозяйствования может быть введен защитный период. В течение этого периода проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника, субъект хозяйствования продолжает осуществлять деятельность, в том числе без отстранения руководителя от своей должности. Открытие конкурсного производства свидетельствует об устойчивом характере неплатежеспособности субъекта хозяйствования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона о банкротстве, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь.

 

6.3. В целях уточнения круга лиц, имеющих ограничения по вхождению в бизнес в связи с экономической несостоятельностью (банкротством) юридического лица, собственником имущества (учредителем, участником), руководителем которого они ранее являлись, а также с учетом нормы части шестой ст.151 Закона о банкротстве в абзаце 7 части первой п.19 Положения о регистрации закреплено понятие «юридическое лицо - должник», основным критерием которого выступает его неплатежеспособность. Абзац 7 дополнен подстрочным примечанием, согласно которому под юридическим лицом - должником понимается неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия) или некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

6.4. Часть первая п.19 Положения о регистрации дополнена абзацем, предусматривающим в качестве дополнительного ограничения по созданию новой коммерческой организации, регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя нахождение собственника имущества (учредителя, участника), руководителя такой организации, индивидуального предпринимателя в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - реестр) по основаниям, предусмотренным абзацами 2, 4, 5 подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее - Указ № 488).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере не обновляется и носит справочный характер.

 

Подпунктом 1.1 п.1 Указа № 488 определены признаки неблагонадежности субъектов предпринимательской деятельности, при наличии которых коммерческие организации и индивидуальные предприниматели подлежат включению в реестр. Ведение реестра осуществляет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС) в целях предотвращения вовлечения в хозяйственный оборот лжепредпринимательских структур и их создания, формирования условий невыгодного сотрудничества субъектов предпринимательской деятельности с такими структурами.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте МНС в глобальной компьютерной сети Интернет.

Данная норма направлена на ограничение права собственника имущества (учредителя, участника), руководителя коммерческой организации, индивидуального предпринимателя, находящихся в реестре, на обращение за государственной регистрацией новых субъектов хозяйствования до исключения их из реестра в предусмотренном Указом № 488 порядке.

6.5. Доверенность лица, уполномоченного собственником имущества или учредителем (участником) юридического лица действовать от их имени, должна быть нотариально удостоверена (абзац 2 части третьей п.19 Положения о регистрации).

7. Исключена обязанность представлять в регистрирующий орган уведомление об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации, уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) посредством веб-портала ЕГР. Такие уведомления могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Регистрирующий орган не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем представления указанных уведомлений, направляет в Министерство юстиции сведения об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации, назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) для включения их в ЕГР (части четвертая, пятая п.22 Положения о регистрации).

8. В новой редакции изложены части пятые пп.24 и 26 Положения о регистрации, которые ограничивают трехлетним сроком с даты осуществления (неосуществления) регистрирующим органом государственной регистрации право налоговых и иных уполномоченных органов на обращение в суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, их ликвидации (прекращении деятельности), а также право субъектов хозяйствования на обжалование действий (бездействия) регистрирующих органов.

Исключено и второе предложение части второй п.28 Положения о регистрации, предоставляющей право гражданину, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 3 лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации.

Отсутствие в законодательстве общего срока для подачи заявлений (жалоб) по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в том числе о признании государственной регистрации недействительной, означает возможность бессрочного обжалования (заявления требования), что в большей степени затрагивает права добросовестных учредителей, создавших совместный бизнес с лицами, имевшими соответствующие ограничения.

Установление трехлетнего срока исковой давности по спорам о признании государственной регистрации субъектов хозяйствования недействительной должно повысить ответственность со стороны входящих в бизнес и стать сдерживающим фактором для физических и юридических лиц, имеющих для этого установленные законодательством или судом ограничения.

9. Изменился подход к процедуре признания государственной регистрации субъектов хозяйствования недействительной при представлении ими в регистрирующий орган не соответствующих действительности сведений. При рассмотрении судами данной категории дел подлежат учету характер допущенных нарушений, наличие ущерба и иные имеющие значение для дела обстоятельства (часть вторая п.26 Положения о регистрации).

10. В случае признания государственной регистрации юридического лица, в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, индивидуального предпринимателя недействительной их деятельность является незаконной и запрещается, а доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке в местные бюджеты.

В соответствии с новой редакцией подстрочного примечания к части третьей п.26 Положения о регистрации под доходом понимается сумма выручки (дохода - для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за вычетом документально подтвержденных затрат на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения, в том числе затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения, а также уплаченных налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не относящихся к таким затратам. При осуществлении операций по сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) выручка определяется с учетом дохода от таких операций. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

Корректировка понятия дохода, предусмотренного п.26 Положения о регистрации, обусловлена тем, что указанная норма (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 № 3 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1») давала возможность уменьшить доход только плательщикам, применяющим общий порядок налогообложения, так как предусматривала принятие только затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении в соответствии с налоговым законодательством, то есть отсутствовала возможность применять ее при упрощенной системе налогообложения.

Вместе с тем налоговым законодательством предусматривается также использование особых режимов налогообложения, при которых затраты для налоговых целей не учитываются. Но отсутствие затрат для целей налогообложения не означает, что у субъекта отсутствуют фактические расходы.

11. Исключен п.27 Положения о регистрации, предусматривающий аннулирование по решению регистрирующего органа государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Ликвидация (прекращение деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. Ликвидация и исключение субъектов хозяйствования из ЕГР осуществляется по решению регистрирующего органа. В связи с тем что процедура принятия решений облисполкомами и Минским горисполкомом на практике сложна и длительна, а документы конкретных субъектов хозяйствования на заседаниях облисполкомов не рассматриваются, подп.2.7 п.2 Декрета предоставляет право облисполкомам и Минскому горисполкому уполномочить свои структурные подразделения на принятие решений о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и внесение записи в ЕГР об исключении из него субъектов хозяйствования.

 

Обратите внимание!

Данная норма вступила в силу 3 марта 2017 г.

 

2. Согласно подп.2.8 п.2 Декрета субъект хозяйствования, принявший решение о самоликвидации, вправе для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг.

Оказание аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) возможно на основании договора оказания аудиторских услуг лишь в случае ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием экономическим судом государственной регистрации юридического лица недействительной, то есть по основаниям, предусмотренным частью первой подп.3.1 п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом (далее - Положение о ликвидации).

Аудитор проверяет правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы; наличие (отсутствие) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) непрекращенных обязательств перед таможенными органами; исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также устанавливает факт привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Наличие аудиторского заключения и отчета позволяет налоговым и таможенным органам, подразделениям Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» представлять регистрирующему органу необходимые для ликвидации субъекта хозяйствования справки или сведения без проведения дополнительных проверок.

3. В новой редакции изложена часть первая п.4 Декрета, которая предусматривает возможность исключения из ЕГР субъектов хозяйствования, не имеющих задолженности перед бюджетом, по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до 1 января 2011 г., при отсутствии справки о сдаче на хранение документов в архив, несдаче свидетельства о государственной регистрации и печати.

 

Обратите внимание!

Данная норма вступила в силу 3 марта 2017 г.

 

Согласно изложенному в новой редакции первому предложению части второй п.4 Декрета в отношении юридических лиц, созданных государственными органами, не приведших до 1 июля 2002 г. свои учредительные документы в соответствие с законодательством, находящихся в стадии ликвидации или в отношении которых приняты решения государственного органа о ликвидации, регистрирующему органу предоставлена возможность исключить юридическое лицо из ЕГР.

Это связано с тем, что у граждан, работавших в организациях (у индивидуального предпринимателя) до 1 января 2003 г. и выходящих на пенсию, в случае отсутствия сданных документов в архиве возможность установить в судебном порядке факт получения заработка в определенном размере за конкретный период есть только в случае исключения данной организации (индивидуального предпринимателя) из ЕГР.

Также предоставляется возможность завершить процедуру ликвидации субъектам хозяйствования, зарегистрированным после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», то есть после 1 января 2003 г., при отсутствии представления в регистрирующий орган справки из архива, подтверждающей сдачу субъектом хозяйствования на хранение документов по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников.

Обусловлено это тем, что с 1 января 2003 г. на всей территории Республики Беларусь введен индивидуальный персонифицированный учет сведений о гражданах для целей государственного социального страхования и информация о начисленных доходах (в случае ее представления субъектом хозяйствования) имеется в органах ФСЗН.

Наличие данной нормы в Декрете вызвано нецелесообразностью нахождения субъектов, не сдавших в архив соответствующие документы, в стадии ликвидации, поскольку вероятность такой сдачи с течением времени, как показала практика, только уменьшается.

Согласно Закону Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» в процессе деятельности юридического лица, независимо от осуществления (неосуществления) им предпринимательской деятельности, всегда образуются документы, подлежащие сдаче в архив при его ликвидации. В каждом конкретном случае перечень документов, необходимых к сдаче в архив, оценивается сотрудником данного архива.

Неисполнение обязанности по передаче документов Национального архивного фонда Республики Беларусь в государственные архивы в случаях и (или) сроки, установленные законодательством, влечет ответственность по ст.22.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения КоАП от 06.01.2021 № 91-З не предусмотрена. Комментарии см. здесь.

 

Документы по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда работников в организациях, не осуществлявших предпринимательскую деятельность, не образуются.

Вопросы определения и подтверждения заработка для субъектов хозяйствования регламентируются нормами трудового законодательства. Исходя из фактического заработка работника за установленный период до выхода на пенсию, из которого уплачивались страховые взносы, исчисляются пенсии согласно Закону Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении».

4. Регистрирующие органы наделены правом на ликвидацию субъекта хозяйствования, не осуществляющего предпринимательскую деятельность в течение 24 месяцев подряд.

Прежняя редакция абзаца 2 части первой подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации предоставляла право на принятие такого решения при неосуществлении указанной деятельности в течение 12 месяцев подряд и при условии ненаправления сообщения налоговому органу о причинах ее неосуществления.

На практике возникают ситуации, когда субъект хозяйствования в период неосуществления им деятельности в течение 12 месяцев подряд направляет налоговому органу сообщение о причинах неосуществления такой деятельности, но впоследствии хозяйственную деятельность так и не ведет. Наличие такого сообщения не дает возможности налоговым органам вынести представление о ликвидации такого субъекта, что, в свою очередь, влечет длительное нахождение субъектов хозяйствования на налоговом учете без уплаты каких-либо платежей в бюджет.

Реализация данной нормы на практике позволит, с одной стороны, защитить интересы субъектов хозяйствования, желающих осуществлять хозяйственную деятельность, а с другой стороны, сократить количество субъектов хозяйствования, фактически не имеющих намерения осуществлять такую деятельность.

В связи с этим внесены соответствующие изменения в абзац 2 части первой подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации.

5. Ввиду отмены законодательных норм, устанавливающих основания для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя (Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»), исключены соответствующие положения Декрета (п.4 Декрета, п.23 Положения о ликвидации).

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным Положением о ликвидации для ликвидации юридических лиц. Аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя как основание прекращения его деятельности исключено.

6. При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица помимо перечисленных в п.7 Положения о ликвидации документов представляются также сведения о заключении договора оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) с аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, а также сведений, указанных в части первой п.12 Положения о ликвидации.

В новой редакции изложена часть вторая п.7 Положения о ликвидации, регламентирующая порядок обращения индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган при прекращении деятельности.

При представлении необходимых документов личность граждан должна быть надлежащим образом удостоверена, а документы могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

7. Новая редакция п.8 Положения о ликвидации обязывает регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, представить:

- в Министерство юстиции Республики Беларусь - сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), для включения их в ЕГР;

- в налоговые, таможенные органы, органы ФСЗН, Белгосстрах (его обособленное подразделение), территориальные (городские или районные) архивы местных исполнительных и распорядительных органов (иной архив в соответствии с законодательством об архивах) - уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

- в учреждение «Редакция журнала "Юстиция Беларуси"» - сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами для их последующего опубликования в приложении к указанному журналу.

8. Редакционные правки в п.9 Положения о ликвидации касаются вопросов представления в регистрирующий орган справок, сведений налоговыми, таможенными органами, Белгосстрахом (его обособленным подразделением) на основании имеющейся в этих органах (организации) информации о деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо по результатам проверки, проведенной этими органами (организацией), и (или) на основании аудиторского заключения и отчета (в случае заключения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) договора при ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица (индивидуального предпринимателя)).

Основания невозможности представления в регистрирующий орган информации, соответствующих справок, сведений дополняются следующими:

- непредставление юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) соответствующим органам в срок, установленный законодательством, аудиторского заключения и отчета (в случае заключения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) договора);

- проведение налоговым, таможенным органом, Белгосстрахом (его обособленным подразделением) проверки, после получения аудиторского заключения и отчета.

9. Абзац 2 части третьей п.14 Положения о ликвидации дополнен словами «за исключением случаев, когда в соответствии с законодательными актами такая проверка не проводится». Данная корректировка проведена в соответствии с п.3 ст.69 Налогового кодекса Республики Беларусь, так как значительное число субъектов хозяйствования в настоящее время не осуществляют предпринимательскую деятельность, не предпринимают никаких попыток по самоликвидации, из-за чего их ликвидацией вынуждены заниматься налоговые органы по основанию, предусмотренному абзацем 2 подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. следует руководствоваться п.3 ст.72 НК в ред. Закона от 31.12.2021 № 141-З.

 

10. Новая редакция части четвертой п.16 Положения о ликвидации позволяет исключать из ЕГР субъекта хозяйствования, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен из-за отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, а также субъекта хозяйствования, зарегистрированного после 1 января 2003 г., по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен из-за несдачи им на хранение документов по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, не имеющих непогашенной задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, по истечении 3 лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности).

11. Внесено изменение в часть седьмую п.16 Положения о ликвидации в части порядка исключения субъекта хозяйствования из ЕГР в случае поступления в регистрирующий орган письменной информации от уполномоченных органов о выявленных фактах совершения правонарушений субъектом хозяйствования, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

Так, исключен установленный конкретный период (35 рабочих дней), в течение которого указанная выше информация уполномоченных государственных органов может быть направлена в регистрирующие органы.

Это связано с тем, что обязанность информирования органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности о начале процедуры ликвидации субъекта хозяйствования отсутствует, поэтому информация данных органов о фактах совершения субъектом хозяйствования правонарушений часто поступает в регистрирующий орган по истечении 35 рабочих дней.

12. Новая редакция п.20 Положения о ликвидации регулирует порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также ее приостановления в связи с прохождением срочной военной или альтернативной службы, нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, в случае вынесения индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью.

В частности, в случае призыва индивидуального предпринимателя на срочную военную службу или направления на альтернативную службу он до даты отправки в воинскую часть, убытия к месту прохождения альтернативной службы обязан прекратить свою предпринимательскую деятельность или обратиться в регистрирующий орган с заявлением о приостановлении деятельности, а также заключенные им в связи с осуществлением деятельности трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с работниками (работающими).

Нормы п.20 Положения о ликвидации приведены в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 09.10.2013 № 462 «О некоторых вопросах назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей». В новой редакции нет положения, согласно которому в случае вынесения в отношении индивидуального предпринимателя постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью органы, исполняющие данное постановление, в течение 3 рабочих дней со дня изъятия у индивидуального предпринимателя специального разрешения (лицензии) уведомляют регистрирующий и налоговый органы об исполнении этого постановления с указанием срока, на который произведено такое изъятие.

Исключена данная норма в связи с тем, что она не действовала на практике (ни регистрирующие, ни налоговые органы указанные уведомления не получали) и не влекла для указанных государственных органов необходимости совершения каких-либо действий (например, внесение определенных записей в ЕГР либо отражение такой информации в выписке из ЕГР и т. п.).

Совет Министров Республики Беларусь определяет порядок приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, а также в случае вынесения ему приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью. Заключенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением деятельности трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с работниками (работающими) в случае приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, а также в случае вынесения приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, подлежат прекращению.

Законодатель установил, что в период приостановления деятельности индивидуального предпринимателя сохраняется регистрационный номер индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также запрет на осуществление предпринимательской деятельности, операций по банковским счетам индивидуального предпринимателя, совершение им сделок в период приостановления деятельности. Исключение составляют операции по банковским счетам, связанные с поступлением денежных средств на счет индивидуального предпринимателя в качестве исполнения перед ним обязательств по договорам, заключенным до приостановления им своей деятельности, и осуществлением расчетов с работниками (работающими), заключившими трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с индивидуальным предпринимателем до приостановления им своей деятельности.

Не признаются основаниями для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя периоды приостановления деятельности индивидуального предпринимателя, а также неосуществление им деятельности в период исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.

13. Алгоритм действий субъектов хозяйствования, принявших решение о самоликвидации до вступления в силу Декрета № 2 и в отношении которых на день вступления в силу Декрета № 2 соответствующими органами и организациями не представлены необходимые для ликвидации справки, сведения, определен в п.2 Декрета № 2.

Они вправе заключить договор оказания аудиторских услуг, уведомив об этом указанные органы не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения такого договора. При этом срок представления аудиторского заключения и отчета в налоговые и таможенные органы, подразделения Белгосстраха не должен превышать 20 рабочих дней со дня заключения договора оказания аудиторских услуг.

 

Обратите внимание!

Данная норма вступила в силу 3 марта 2017 г.

 

22.03.2017

 

Николай Лимож, юрист