Пособие от 04.05.2017
Автор: Шкирман С.

Способы корректировки цен (тарифов)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Применение различных уровней рентабельности

Корректировка цен (тарифов) скидками

Корректировка цен (тарифов) надбавками

Особые способы корректировки цен (тарифов)

Формирование цен в случае реализации товаров на условиях публичного договора

 

Материал помещен в архив

 

СПОСОБЫ КОРРЕКТИРОВКИ ЦЕН (ТАРИФОВ)

Результатом процесса либерализации ценообразования, который начался в 2009 году, стало применение свободного ценообразования по подавляющему большинству товаров (работ, услуг). В настоящее время государственное регулирование цен сохранено лишь в отношении организаций-монополистов, небольшого перечня социально значимых товаров (работ, услуг) и товаров (работ, услуг), имеющих наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны.

И все же многие субъекты хозяйствования интересуются, не будет ли нарушением законодательства составление отдельных калькуляций для определенных категорий покупателей с установлением разного уровня отпускных цен (тарифов).

Ниже рассмотрим, какие способы установления и корректировки цен (тарифов) возможны в настоящее время.

Применение различных уровней рентабельности

Законодательство не запрещает субъектам хозяйствования применять различные уровни рентабельности к различным видам товаров (работ, услуг), а также в зависимости от сортности (качества) товара, сезонного спроса на него, категории покупателей, которым реализуется выпускаемая продукция (работы, услуги) и других обстоятельств. Условия применения определенного уровня рентабельности рекомендуется оговаривать в учетной политике организации с целью единообразного применения этого инструмента регулирования отпускных цен различными филиалами (подразделениями) организации на протяжении всего финансового года (в том числе при смене работников, выполняющих соответствующие расчеты или отвечающих за формирование единой ценовой политики).

Этот способ корректировки отпускных цен (тарифов) рекомендуется применять в отношении крупных групп товаров (работ, услуг) и покупателей (например, в отношении бюджетных или иностранных организаций, физических или юридических лиц, пенсионеров, студентов и т. д.) или в отношении целых направлений хозяйственной деятельности.

 

пример ситуация

Пример

Коммерческая организация выполняет работы по нанесению логотипа на канцелярские товары (ежедневники, еженедельники, блокноты, папки и т. д.).

В учетной политике организации закреплено, что рентабельность при формировании тарифов на данные работы зависит от категории заказчика и составляет:

• для физических лиц - 10 %;

• белорусских индивидуальных предпринимателей - 20 %;

• белорусских юридических лиц - 40 %;

• иностранных субъектов хозяйствования - 80 %.

Также организация реализует продукцию собственного производства (ежедневники, еженедельники, блокноты, папки и т. д.) без нанесенного на нее логотипа. В этом случае рентабельность составляет 25 %.

 

Кем может применяться данный способ?

Корректировка применяемых цен (тарифов) путем изменения уровня рентабельности может применяться производителями (исполнителями) и организациями общественного питания (по продукции, работам, услугам собственного производства).

Корректировка цен (тарифов) скидками

Применяемый организацией порядок применения скидок также следует отразить в ее учетной политике. На практике этот порядок чаще оформляется отдельным внутренним документом (например, Положением о порядке применения скидок), который входит в состав учетной политики в качестве приложения.

Скидки могут устанавливаться:

• в отношении определенных категорий покупателей (например, пенсионеров, инвалидов, именинников, молодоженов, детей и т. д.);

• в отношении определенных товаров (при истечении определенной части срока годности, завершении сезона, в рамках проводимых рекламных акций и т. д.);

• в зависимости от условий реализации (например, при совершении предоплаты, единовременном приобретении определенного количества товаров, расчете посредством банковских пластиковых карточек или дисконтных (накопительных) карт и т. д.).

Размер скидок может быть фиксированным или меняться с изменением избранного критерия (например, в зависимости от размера предоплаты, количества единовременно приобретаемого товара, накопленной стоимости ранее приобретенных товаров и т. д.).

Кем может применяться данный способ?

Скидки могут применяться всеми субъектами хозяйствования: производителями (исполнителями), импортерами, торговыми организациями (оптовыми и розничными), организациями общественного питания.

Корректировка цен (тарифов) надбавками

Порядок применения надбавок обычно оговаривается в учетной политике организации. Размер надбавок может быть разным в отношении различных товаров.

Законодательство допускает применение надбавки за срочность исполнения заказа.

Изменение размера надбавки в зависимости от условий реализации или категории покупателя обычно не практикуется.

Кем может применяться данный способ?

Корректировка цены на разные виды товаров путем применения различного уровня надбавок применяется импортерами и торговыми организациями (оптовыми и розничными), а также организациями общественного питания (в отношении покупных товаров, перепродаваемых без кулинарной обработки).

Особые способы корректировки цен (тарифов)

В некоторых отраслях практикуются особые способы корректировки цен (тарифов) для разных категорий (групп) потребителей, дней недели, времени суток и т. д.

В частности, для отдельных групп потребителей природного газа, электрической и тепловой энергии частью третьей подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.12.2010 № 670 «О некоторых вопросах оплаты природного газа, электрической и тепловой энергии» предусмотрено дифференцирование тарифов.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 июля 2021 г. цены (тарифы) на энергоресурсы, отпускаемые потребителям газо- и энергоснабжающими организациями, могут дифференцироваться по группам потребителей, определяемым Министерством антимонопольного регулирования и торговли совместно с Министерством энергетики, а также по временным периодам (ч.3 подп.1.1 п.1 Указа № 670 в ред. Указа от 21.07.2021 № 282).

 

Инструкции по определению групп таких потребителей утверждены:

постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 26.01.2017 № 9/2;

постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 27.02.2017 № 15/6.

Возможность применения дифференцированных тарифов также предусмотрена:

• по услугам электросвязи - по времени суток, дням недели, выходным и праздничным дням (часть третья п.56 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 № 1055).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 марта 2023 г. следует руководствоваться п.40 Правил № 1055 в ред. постановления Совмина от 26.09.2022 № 645;

 

• услугам по пропуску межсетевого трафика - в зависимости от времени суток, дней недели, объема пропущенного трафика, а также по иным основаниям (п.32 Инструкции о порядке установления и применения тарифов на услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13.02.2017 № 12).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 октября 2023 г. действует постановление МАРТ от 15.09.2023 № 60 «О тарифах на услуги почтовой связи общего пользования».

 

Методическими рекомендациями о порядке формирования тарифов на услуги гостиниц, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 22.02.2006 № 32, предусмотрено применение повышающих коэффициентов, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами, при формировании платы за услуги гостиниц для граждан стран, входящих в состав СНГ (за исключением граждан Российской Федерации, с которых плата взимается по тарифам, утвержденным для граждан Республики Беларусь) (пп.2.15 и 2.16). В отношении иностранных граждан других государств предусмотрено установление еще одного уровня платы за услуги гостиниц - с учетом конъюнктуры рынка (п.2.17).

Формирование цен в случае реализации товаров на условиях публичного договора

Особое место занимает реализация товаров (работ, услуг) на условиях публичного договора.

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, электроснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т. п.). При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (например, по проезду в транспорте общего пользования для героев Советского Союза, героев Республики Беларусь, почетных жителей города, ветеранов Великой отечественной войны, воинов-интернационалистов, инвалидов, пенсионеров, учащихся).

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается (пп.1-3 ст.396 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться пп.1-3 ст.396 ГК с изменениями, внесенными Законом от 13.11.2023 № 312-З.

 

Таким образом, в случае реализации товаров (работ, услуг) на условиях публичного договора не допускается установление разных цен для разных потребителей (за исключением предусмотренных законодательством случаев предоставления льгот для отдельных категорий лиц).

 

04.05.2017

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»