


Материал помещен в архив


ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»
С 16 мая 2017 г. вступили в силу Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) и Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее - Инструкция № 67). Эти НПА унифицируют порядок исполнения всех исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом об исполнительном производстве с изменениями, внесенными Законом от 06.01.2021 № 90-З. |
![]() |
Справочно Ранее исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов, принятых в связи с разрешением хозяйственных (экономических) споров, осуществлялось в порядке, предусмотренном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК) и Инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21 (далее - Инструкция № 21). Исполнение исполнительных документов, принятых в связи с разрешением иных споров, производилось по правилам Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) и Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40 (далее - Инструкция № 40). |
По сравнению с ранее действовавшими нормами, положения Закона об исполнительном производстве внесли ряд существенных изменений в порядок обращения взыскания на денежные средства и имущество должника, а также порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы граждан и индивидуальных предпринимателей.
Изменен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание
Как было | Как стало |
Взыскание могло быть обращено на имущество, которое не включено в перечень, предусмотренный приложением 2 к ХПК (для субъектов хозяйствования), приложением 1 к ГПК (для граждан) | Взыскание может быть обращено на следующие виды имущества юридических лиц: - сельскохозяйственную технику, задействованную в процессе производства сельскохозяйственной продукции; - оборудование либо инвентарь сельскохозяйственного назначения, топливо, используемые для технологических процессов производства продукции; - семена, минеральные, органические и химические удобрения, средства защиты, необходимые для обеспечения посева и сбора урожая; - корм для скота и птицы, необходимый до сбора новых кормов или до выгона скота на пастбище, корм для рыбы и земноводных до сбора новых кормов или до вылова, а также ветеринарные препараты; - сельскохозяйственную продукцию, произведенную во исполнение заказа на поставку для государственных нужд |
Правовое основание | |
Приложение 1 к ГПК, приложение 2 к ХПК | Статья 81 и приложение к Закону об исполнительном производстве |
Рекомендации
Можно расширять круг контрагентов и включать туда сельскохозяйственные организации - теперь на их имущество можно обращать взыскание в исполнительном производстве. Если есть должники - сельскохозяйственные организации, долги которых собирались списать как безнадежные, можно их пересмотреть, возбудить исполнительное производство, чтобы обратить взыскание на имущество.
Установлена возможность обращать взыскание на товары, находящиеся под таможенным контролем
Как было | Как стало |
Законодательством не был четко определен механизм работы с имуществом, находящимся под таможенным контролем, в частности, имущества, ввезенного на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее - Декрет № 6) | Допускается обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем. Однако это возможно только при отсутствии у должника денежных средств и иного имущества, необходимого для исполнения требований по исполнительному документу |
Правовое основание | |
Часть четвертая ст.75 Закона об исполнительном производстве |
Рекомендации
Можно смелее включать в контрагенты организации, которые работают по Декрету № 6, так как на их имущество, находящееся под таможенным контролем, можно обращать взыскание.
Установлен перечень имущества, которое реализуется с торгов
Как было | Как стало |
В ХПК и ГПК отсутствовал четкий перечень имущества, которое должно быть реализовано только с торгов (электронных торгов). На практике реализация одних и тех же видов имущества могла осуществляться с торгов (электронных торгов), через торговые организации, предприятия, имеющие лицензии на реализацию определенного вида имущества, иным способом | С торгов реализуются 3 группы имущества, реализация которых должна осуществляться с торгов (публичных торгов): 1) недвижимое имущество; 2) транспортные средства; 3) имущество стоимостью 1 000 БВ |
Правовое основание | |
Часть пятая ст.91 Закона об исполнительном производстве |
Рекомендации
Взыскатель и должник могут примерно оценить срок взыскания в исполнительном производстве, соотношение суммы долга с дополнительными расходами, целесообразность обращения взыскания на имущество должника.
Расширен перечень случаев проведения независимой оценки имущества
Как было | Как стало |
Стоимость имущества устанавливалась через независимую оценку в следующих случаях: - если оценить отдельные части имущества затруднительно; - если должник не представляет документы, которые истребовал судебный исполнитель для установления стоимости; - если по документам невозможно установить стоимость имущества; - если указанная в документах стоимость явно не соответствует рыночным ценам; - в отношении недвижимого имущества; - в отношении имущества госпредприятий и предприятий с более 50 % долей государственной собственности в уставном фонде; - в отношении имущества, реализуемого с торгов |
Стоимость имущества устанавливается через независимую оценку в следующих случаях: - когда установить стоимость всего имущества или отдельных его частей затруднительно; - когда подлежит реализации: имущество с торгов (электронных торгов); предприятия как имущественный комплекс; капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, незавершенные незаконсервированные капитальные строения и доли в общей собственности на них; технологическое оборудование, станки, механизмы; культурные ценности; транспортные средства; вещи стоимостью более 50 БВ; - если сторона исполнительного производства не согласна со стоимостью, которую установил судебный исполнитель (по цене, существующей в данной местности, остаточной стоимости с учетом степени износа имущества, отпускной цене); в таком случае сторона исполнительного производства сама оплачивает расходы на процедуру оценки |
Правовое основание | |
Статья 352 ХПК, пп.69, 70 Инструкции № 21, а также часть вторая п.88, п.89 Инструкции № 40 | Части вторая и третья ст.88 Закона об исполнительном производстве, пп.106-110 Инструкции № 67. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться п.109 Инструкции № 67 с учетом изменений, внесенных постановлением Минюста от 12.06.2020 № 92.С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться пп.106-108 и 110 Инструкции № 67 с учетом изменений, внесенных постановлением Минюста от 21.05.2021 № 92 |
Установлен новый подход к независимой оценке имущества (исходя из ликвидационной стоимости)
Как было | Как стало |
Независимая оценка имущества должника проводилась с целью установления рыночной стоимости такого имущества | Независимая оценка стоимости имущества производится исходя из ликвидационной стоимости имущества. Ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной стоимости имущества, поскольку представляет собой стоимость объекта оценки в случае, если он должен быть продан в срок меньше обычного срока для реализации аналогичных объектов. Предполагается, что такой подход к оценке имущества должника будет способствовать сокращению сроков в исполнительном производстве |
Правовое основание | |
Статьи 352 ХПК, статья 506 ГПК, п.70 Инструкции № 21, п.88 Инструкции № 40 | Статья 88 Закона об исполнительном производстве, п.107 Инструкции № 67 |
Установлен срок действия результатов независимой оценки имущества
Как было | Как стало |
В ХПК и ГПК отсутствовали нормы о сроке действия результатов независимой оценки, не были предусмотрены случаи проведения повторной независимой оценки имущества должника | Результаты независимой оценки действительны 12 месяцев. Если имущество не реализуется в этот срок, понадобится повторная оценка. Повторная оценка обязательна вне зависимости от того, прошло 12 месяцев или нет, если в первоначальной оценке выявлены замечания или ошибки, а ее исполнитель отказался их устранять |
Правовое основание | |
Часть десятая ст.88 Закона об исполнительном производстве, п.110 Инструкции № 67 |
Судебный исполнитель может направить исполнительный документ по месту получения должником доходов сразу после возбуждения исполнительного производства
Как было | Как стало |
Обратить взыскание на зарплату можно было лишь на финальной стадии исполнительного производства и в том случае, если у должника не было денег (другого имущества) или их было недостаточно | Судебный исполнитель может не проводить весь комплекс мер по работе с имуществом и денежными средствами должника, а сразу направить исполнительный документ по месту получения должником доходов, если после возбуждения исполнительного производства будет установлено, что должник-гражданин (ИП) получает заработную плату и приравненные к ней доходы. Если должник получает доходы из одного или нескольких источников, судебный исполнитель вправе вынести постановление об обращении взыскания на доходы должника, которое является исполнительным документом |
Правовое основание | |
Статья 496 ГПК, ст.389 ХПК | Статья 106 Закона об исполнительном производстве, п.82, приложение 58 к Инструкции № 67. От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 мая 2018 г. в п.82 Инструкции № 67 и приложение 58 внесены изменения на основании постановления № 98. Изменения не повлияли на суть материала |
Установлена возможность одновременно обращения судебным исполнителем взыскания на заработную плату должника и его имущество
Как было | Как стало |
После направления исполнительного документа по месту работы (получения доходов) должника-гражданина (ИП) исполнительное производство оканчивалось, и после этого судебный исполнитель не мог предпринимать дополнительные действия в отношении должника | После направления исполнительного документа по месту работы (получения доходов) должника исполнительное производство оканчивается. Однако предусмотрена возможность одновременного обращения взыскания на доходы и иное имущество должника-гражданина (ИП) в случае установления наличия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, во время нахождения исполнительного документа по месту получения должником доходов |
Правовое основание | |
Абзац 3 ст.400 ХПК, абзац 3 ст.4941 ГПК | Абзац 3 ст.55 и часть вторая ст.106 Закона об исполнительном производстве |
Установлен единый размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника
Как было | Как стало |
Нормы ХПК и ГПК устанавливали разный процент удержаний, которые могли производиться из заработной платы и иных доходов должника для погашения требований по исполнительному документу, - 20 и 50 % соответственно | Установлен единый размер - 50 % от суммы зарплаты (приравненных к ней доходов) должника после того, как из них удержаны налоги и обязательные страховые взносы |
Правовое основание | |
Часть 1 ст.392 ХПК, часть 1 ст.523 ГПК | Часть первая ст.107 Закона об исполнительном производстве |
31.05.2017
Юлия Ошмян, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА»