Пособие от 13.06.2017
Автор: Шкирман С.

Учет расходов на мойку автомобилей в себестоимости продукции (работ, услуг) и при формировании цен (тарифов)


 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ РАСХОДОВ НА МОЙКУ АВТОМОБИЛЕЙ В СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН (ТАРИФОВ)

пример ситуация

Ситуация

С целью соблюдения требований Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее - Правила дорожного движения), организация регулярно (по мере необходимости) производит мойку автомобиля, используемого в предпринимательской деятельности.

Подлежат ли включению в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) при формировании отпускных цен (тарифов) расходы организации на мойку автомобиля?

 

Такие расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются при формировании цен (тарифов). Рассмотрим, какие положения законодательства указывают на это.

Содержание транспортного средства в чистом виде - требование законодательства

К расходам на содержание автомобиля относятся расходы на:

• горюче-смазочные материалы;

• проведение технического обслуживания транспортного средства;

• все виды ремонта автомобиля;

• проведение его государственного технического осмотра в установленные законодательством сроки.

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (подкласс 45200 ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85) включает в себя в числе прочего мойку, полировку и т. д.

Следует отметить, что за водителем закреплена обязанность содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы (подп.9.3 п.9 Правил дорожного движения).

Водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве с загрязнениями (наслоениями), ограничивающими обзорность дороги, а также не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке (временном номерном знаке) с расстояния 40 м и менее (подп.10.3 п.10 Правил дорожного движения).

В перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении, включена запись «не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели» (п.15 приложения 4 к Правилам дорожного движения).

Кроме того, для проведения государственного технического осмотра предусмотрено представление транспортного средства на диагностическую станцию в чистом виде (абзац 1 части первой п.8 Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 сентября 2022 г. п.8 Положения № 630 изложен в новой редакции постановлением Совмина от 15.09.2022 № 612.

 

Таким образом, содержание транспортного средства в чистом виде - обязанность, закрепленная законодательно, поэтому расходы на мойку автомобиля (совершаемые по мере надобности) являются производственно необходимыми и подлежат включению в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), в том числе в целях ценообразования.

Ограничения по количеству автомобилей, расходы на обслуживание которых учитываются в себестоимости, в том числе в целях ценообразования

При включении расходов на содержание автотранспортных средств (в том числе на их мойку) в себестоимость (в том числе в целях ценообразования) следует учитывать установленные законодательством ограничения по количеству единиц автомобильного транспорта.

Так:

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2007 № 373 «О некоторых вопросах использования служебных легковых автомобилей» государственным организациям и учреждениям, подчиненным (подотчетным) Совету Министров Республики Беларусь, установлены количество закрепленных за ними служебных легковых автомобилей и лимиты их пробега;

постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 13.02.2006 № 1 «О порядке использования и учета работы специальных легковых автомобилей» установлен порядок определения количества специальных легковых автомобилей (отраслевого норматива обеспеченности ими) в организациях, подчиненных указанному министерству;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» - порядок утверждения норматива обеспеченности специальными легковыми автомобилями, лимитов количества служебных легковых автомобилей и табелей положенности специальных легковых автомобилей в государственных и бюджетных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и лимиты пробега служебных и специальных легковых автомобилей;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 № 835 «Об установлении нормативов обеспеченности служебными и специальными автомобилями, лимитов их пробега, примерных норм оснащения служебных помещений имуществом для банков, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций или иным образом, не противоречащим законодательству, может определять решения, принимаемые этими банками» - нормативы обеспеченности служебными автомобилями и лимиты их пробега, нормативы обеспеченности специальными автомобилями для банков, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций или иным образом, не противоречащим законодательству, может определять решения, принимаемые этими банками.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 сентября 2023 г. действует Указ от 26.06.2023 № 191 «Об упорядочении приобретения и использования транспортных средств».

 

Соответствующие организации вправе включать в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на содержание только установленного количества единиц автомобильного транспорта. Расходы на содержание автотранспорта сверх установленного количества осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении этих организаций.

В организациях, для которых законодательством не установлены нормативы обеспеченности транспортными средствами, решение о количестве транспортных средств, используемых в предпринимательских целях, принимает руководитель, что закрепляется в учетной политике организации. Учет расходов на содержание транспортных средств ведется в соответствии с принятым решением.

 

13.06.2017

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»