


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА (УЧРЕДИТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ)
Нормативное регулирование
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ликвидации коммерческих организаций:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
• Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»;
• Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1, Положение о ликвидации);
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1»
• Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Общая характеристика ликвидации коммерческой организации
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).
Организация может быть ликвидирована по решению:
• собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то уставом;
• экономического суда;
• регистрирующего органа.
Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом, в том числе в связи:
• с истечением срока, на который она создана;
• достижением цели, ради которой она создана;
• нарушением порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;
• признанием экономическим судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
• в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд (подп.3.1 п.3 Положения о ликвидации).
Положением о ликвидации, регулирующим порядок ликвидации субъектов хозяйствования, установлены сроки, права и обязанности государственных органов (организаций), перечень документов, необходимых для исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и др.
На практике иногда для того, чтобы сэкономить на услугах специалистов, ликвидатором организации выступает один из ее учредителей (участников) или работников (директор, бухгалтер), который не представляет, что ликвидация юридического лица достаточно сложная процедура, в процессе которой должны быть соблюдены интересы работников организации, проведена инвентаризация и составлены все необходимые бухгалтерские документы, приняты меры к выявлению ее кредиторов и дебиторов, налажено общение с работниками соответствующих государственных органов (организаций) и т. д.
Таким образом, чтобы ликвидировать организацию с наименьшими временными и денежными затратами, необходимо иметь четкое представление обо всех стадиях данного процесса, сложившейся ситуации - и тогда решать, можно ли самостоятельно осуществить все действия, не прибегая к помощи профессионалов.
Рассмотрим порядок действий при ликвидации коммерческой организации по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (далее - уполномоченный орган), в виде алгоритма.
Проект решения о ликвидации организации |
|
Собственник имущества / уполномоченный орган |
|
Решение учредителя (в случае ликвидации унитарного предприятия), протокол общего собрания участников (акционеров) (в случае ликвидации хозяйственного общества) о ликвидации организации | ||||||
Принятие решения о ликвидации организации (примечание 1) | ||||||||||
|
||||||||||
Решение учредителя или протокол общего собрания участников (акционеров) о ликвидации организации |
|
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) |
|
Обращение в регистрирующий орган с необходимым пакетом документов (примечание 3) | ||||||
Подготовка необходимого пакета документов и уведомление регистрирующего органа о ликвидации организации (примечание 2) | ||||||||||
|
||||||||||
1. Заявление о ликвидации установленного образца (примечание 4). 2. Решение о ликвидации (примечание 5). 3. Легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее |
|
Регистрирующий орган | ||||||||
Прием представленных документов и уведомление соответствующих государственных органов и организаций | ||||||||||
| ||||||||||
Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов: - представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь (далее - Минюст) сведения о том, что организация находится в процессе ликвидации, для внесения их в ЕГР; - направляет иным органам и организациям уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица (примечание 6); - представляет в учреждение «Редакция журнала "Юстиция Беларуси"» сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами | ||||||||||
1 года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями. 4. Квитанция об оплате услуг по опубликованию сведений о ликвидации. 5. Документ, удостоверяющий личность либо подтверждающий полномочия представителя |
|
|||||||||
|
||||||||||
Решение учредителя или протокол общего собрания участников (акционеров) о ликвидации организации |
|
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) |
|
Письма-уведомления кредиторам о ликвидации организации | ||||||
Уведомление кредиторов о ликвидации организации (примечание 7) | ||||||||||
|
||||||||||
Решение учредителя или протокол общего собрания участников (акционеров) о ликвидации организации; уведомление работников |
|
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) |
|
Приказы об увольнении; записи в трудовые книжки; выплата компенсаций | ||||||
Увольнение работников ликвидируемой организации (примечание 8) | ||||||||||
|
||||||||||
Решение учредителя или протокол общего собрания участников (акционеров) о ликвидации организации с приложением необходимых документов (примечание 9) |
|
Обслуживающий банк |
|
Карточка с образцами подписи ликвидатора и оттиска печати организации | ||||||
Переоформление карточки с образцами подписи и оттиска печати на ликвидатора (примечание 10) | ||||||||||
|
||||||||||
Уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица, направленное регистрирующим органом |
|
Уполномоченные государственные органы (организации) |
|
Акт проверки (при выявлении нарушений), или справка (при отсутствии нарушений), или сведения о непостановке организации на учет (примечание 12) | ||||||
Проведение проверок в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, и представление в регистрирующий орган информации (примечание 11) | ||||||||||
|
||||||||||
Приказ о назначении и сроках проведения инвентаризации ликвидируемой организации (примечание 13) |
|
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) |
|
Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости | ||||||
Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств ликвидируемого юридического лица (примечание 14) | ||||||||||
|
||||||||||
Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости |
|
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) |
|
Промежуточный ликвидационный баланс | ||||||
Составление промежуточного ликвидационного баланса (примечание 15) | ||||||||||
|
||||||||||
Промежуточный ликвидационный баланс |
|
Собственник имущества / уполномоченный орган |
|
Решение учредителя об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (в случае ликвидации унитарного предприятия); протокол общего собрания участников об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (в случае ликвидации хозяйственного общества) | ||||||
Утверждение промежуточного ликвидационного баланса (примечание 16) | ||||||||||
|
||||||||||
Промежуточный ликвидационный баланс |
|
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) |
|
Расчеты с кредиторами | ||||||
Выявление кредиторов и расчеты с ними (примечание 17) | ||||||||||
|
||||||||||
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) |
|
Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости | ||||||||
Инвентаризация (примечание 14) | ||||||||||
|
||||||||||
Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости |
|
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) |
|
Ликвидационный баланс | ||||||
Составление ликвидационного баланса (примечание 18) | ||||||||||
|
||||||||||
Ликвидационный баланс |
|
Собственник имущества / уполномоченный орган |
|
Решение учредителя об утверждении ликвидационного баланса (для унитарного предприятия); протокол общего собрания участников об утверждении ликвидационного баланса (для хозяйственного общества) | ||||||
Утверждение ликвидационного баланса (примечание 18) | ||||||||||
|
||||||||||
Утвержденный ликвидационный баланс |
|
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) |
|
Решение учредителя (для унитарного предприятия); протокол общего собрания участников (для хозяйственного общества) (примечание 20) | ||||||
Расчеты с учредителями (собственником имущества) юридического лица (примечание 19) | ||||||||||
|
||||||||||
Заявление о закрытии банковских счетов |
|
Обслуживающий банк |
|
Документ о закрытии банковских счетов | ||||||
Закрытие расчетных счетов в банке (примечание 21) | ||||||||||
|
||||||||||
Документы, необходимые для предоставления на хранение в архивное учреждение (примечание 22) |
|
Территориальный архив |
|
Акт приема-передачи документов; справка о сдаче документов в архив | ||||||
Прием документов в архив (примечание 23) | ||||||||||
|
||||||||||
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет: - печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате; - ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом; - оригинал свидетельства |
|
Регистрирующий орган | ||||||||
Прием и рассмотрение представленных документов ликвидируемой организации | ||||||||||
| ||||||||||
Запрашивает в архиве сведения о сдаче организацией на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда ее работников, - не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов (примечание 24); - принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования (примечание 25); - представляет в Минюст сведения для включения их в ЕГР и сообщает о ликвидации организации в налоговые органы, органы ФСЗН, государственной статистики, обособленные подразделения БРУСП «Белгосстрах» - в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о внесении записи в ЕГР | ||||||||||
| ||||||||||
Минюст | ||||||||||
о государственной регистрации организации или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления о его утрате; - справку из архива (примечание 24) |
Внесение в ЕГР сведений об исключении из него субъекта хозяйствования датой принятия соответствующего решения регистрирующим органом (примечание 26) |
Примечание 1. Решение о ликвидации юридического лица принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на совершение данных действий учредительными документами (п.2 ст.57 ГК).
Исходя из анализа норм ст.58 ГК и п.6 Положения о ликвидации, в таком решении должна быть отражена следующая информация.
1. О ликвидации юридического лица.
Необходимо указать причину ликвидации. Например:
• истечение срока, на который создавалась организация;
• достижение цели, ради которой она была создана;
• нарушение коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;
• признание экономическим судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
• неосуществление предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд;
• экономическая нецелесообразность дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности и др.
2. О назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора.
В случае если для управления процессом ликвидации юридического лица создается ликвидационная комиссия, то в решении должна быть отражена информация о распределении обязанностей между председателем и членами такой комиссии.
Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п.3 ст.58 ГК).
![]() |
Обратите внимание! Положением о ликвидации установлены ограничения в отношении ликвидатора и председателя ликвидационной комиссии организации, имеющей задолженность перед кредиторами. Председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) таких организаций не могут выступать собственники имущества (учредители, участники) и руководители этого юридического лица (часть пятая п.6 Положения о ликвидации, п.2 ст.58 ГК). |
В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица (часть шестая п.6 Положения о ликвидации).
3. Об установлении сроков ликвидации.
Срок, в течение которого кредиторы ликвидируемого юридического лица имеют право заявлять свои требования ликвидационной комиссии, не может быть менее 2 месяцев с даты размещения сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в сети Интернет (часть вторая п.1 ст.59 ГК). Таким образом, можно говорить о том, что законодательством установлен минимальный срок для осуществления ликвидации - не менее 2 месяцев.
![]() |
Обратите внимание! Срок ликвидации не может превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Данный срок может быть продлен по решению собственника имущества либо уполномоченного органа, но не более чем до 12 месяцев (часть третья п.6 Положения о ликвидации). |
4. Об определении порядка ликвидации.
В большинстве случаев в данном пункте решения о ликвидации указывают сведения о (об):
• необходимости уведомления регистрирующего органа о ликвидации организации;
• уведомлении кредиторов;
• переоформлении расчетных счетов на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) и др.
Примечание 2. Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган для включения в ЕГР сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (часть первая п.1 ст.59 ГК).
Примечание 3. Перечень документов приведен в п.7 Положения о ликвидации.
Документы в регистрирующий орган представляются путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) либо лица, уполномоченного в соответствии с доверенностью действовать от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) (часть первая п.7 Положения о ликвидации).
При предоставлении документов гражданами предъявляются документы, удостоверяющие личность, документ, подтверждающий оплату услуг по опубликованию сведений о ликвидации, а также документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица (часть третья п.7 Положения о ликвидации).
![]() |
Обратите внимание! Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» С 3 сентября 2017 г. указанные сведения представляются в редакцию журнала регистрирующим органом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, указанных в части первой п.7 Положения о ликвидации. Ранее это была обязанность председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора). До представления в регистрирующий орган документов, указанных в части первой п.7 Положения о ликвидации, субъект хозяйствования обязан оплатить услуги по опубликованию сведений о ликвидации, стоимость которых рассчитывается исходя из экономически обоснованных затрат на опубликование данных сведений. Оплата осуществляется на расчетный счет учреждения «Редакция журнала "Юстиция Беларуси"» в соответствии с реквизитами банковского счета, размещенными на сайте журнала. Указанные реквизиты субъект хозяйствования также может получить в регистрирующем органе (части первая, вторая п.4 Инструкции о порядке размещения и опубликования сведений о нахождении юридического лица (индивидуального предпринимателя) в процессе ликвидации (прекращения деятельности), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164 (далее - постановление № 1164)). Документы, указанные в п.7 Положения о ликвидации, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала www.egr.gov.by (п.71 Положения о ликвидации). Авторизация на портале осуществляется с помощью ключа электронной цифровой подписи, который можно приобрести в Республиканском унитарном предприятии «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» и в Республиканском унитарном предприятии «Национальный центр электронных услуг». Порядок представления документов в электронном виде установлен Инструкцией о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, утвержденной постановлением № 1164. Такая возможность появилась у субъектов хозяйствования с 3 сентября 2017 г. Ранее можно было подать документы в электронном виде только для государственной регистрации субъектов хозяйствования.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. п.71 Положения о ликвидации на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 (далее - Декрет № 7) изложен в новой редакции. Документы, указанные в п.7 Положения о ликвидации, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде. Целостность и подлинность документов, представленных в электронном виде, должны быть подтверждены электронной цифровой подписью. Порядок и особенности представления электронных документов и порядок их рассмотрения регистрирующим органом устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. |
Примечание 4. Форма заявления о ликвидации установлена постановлением № 8 (приложение 5).
В заявлении о ликвидации указываются сведения о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора, заключении договора оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц при их ликвидации в соответствии с частью первой подп.3.1 п.3 Положения о ликвидации (в случае его заключения с аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), а также сведения, указанные в части первой п.12 Положения о ликвидации.
Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом действовать от имени этого юридического лица (абзац 2 части первой п.7 Положения о ликвидации).
Примечание 5. Решение о ликвидации организации, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) (абзац 3 части первой п.7 Положения о ликвидации).
Примечание 6. К таким органам и организациям относятся: налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»
![]() |
Обратите внимание! Организации, постановка на учет которых в налоговых органах и БРУСП «Белгосстрах» осуществлялась не при их государственной регистрации, должны самостоятельно уведомить данные органы (организации) о принятом решении о ликвидации в следующие сроки: • инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - ИМНС) - не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)); • БРУСП «Белгосстрах» - в 10-дневный срок со дня принятия такого решения (абзац 3 п.16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294). Согласно абзацу 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40, плательщик обязан сообщать письменно в органы ФСЗН по месту постановки на учет о принятом решении о ликвидации в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Следовательно, помимо уведомления ФСЗН о ликвидации организации, которое направляется регистрирующим органом, ликвидируемое юридическое лицо должно дополнительно самостоятельно представить аналогичную информацию в ФСЗН.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2018 г. абзац 10 п.26 Положения № 40 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2018 № 500. Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575. Комментарий см. здесь. |
Примечание 7. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (часть третья п.1 ст.59 ГК).
Срок для заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица не может быть менее 2 месяцев с даты размещения сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в глобальной компьютерной сети Интернет, если иной момент начала течения указанного срока не установлен законодательными актами (часть вторая п.1 ст.59 ГК).
Момент начала течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица определяется датой размещения сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси»
![]() |
Обратите внимание! Одного лишь размещения публикации о том, что организация находится в стадии ликвидации, недостаточно. Кредиторы дополнительно должны быть уведомлены об этом в письменной форме. |
Порядок уведомления кредиторов и очередность удовлетворения требований кредиторов установлены п.11 Положения о ликвидации, ст.60 ГК.
![]() |
Обратите внимание! В случае если до исключения из ЕГР субъекта хозяйствования, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение 2 месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение экономического суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) (часть шестая п.16 Положения о ликвидации). |
Примечание 8. Поскольку ликвидация влечет прекращение деятельности организации без перехода прав и обязанностей, очевидно, что работники такой организации должны быть уволены. При расторжении трудового договора по п.1 ст.42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) в соответствии с ликвидацией организации наниматель обязан не менее чем за 2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. Однако с согласия работника наниматель вправе заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка (части третья, пятая ст.43 ТК). Таким образом, если наниматель не желает выплачивать данную денежную компенсацию, он обязан предупредить работников о предстоящей ликвидации организации за 2 месяца до принятия соответствующего решения.
Кроме того, при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации нанимателем выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка (часть четвертая ст.48 ТК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.42, 43 и 48 ТК изложены в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! Наниматели обязаны: • своевременно (не позднее чем за 3 месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством; • не менее чем за 2 месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников (абзацы 3, 4 части первой ст.21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»). Критерии массового высвобождения работников определены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.04.2009 № 47 «О критериях массового высвобождения работников». |
![]() |
Справочно Ответственность за неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) установлена частью 3 ст.9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. |
Примечание 9. В настоящее время на законодательном уровне урегулирован только порядок открытия банковских счетов (ст.197-200 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК), подп.2.3 п.2 Декрета № 1). Более детально порядок открытия, а также переоформления и закрытия банковских счетов регулируется локальными нормативными актами банка. Таким образом, банк самостоятельно определяет перечень документов, необходимых для переоформления права пользования счетом на ликвидационную комиссию (ликвидатора).
На практике в большинстве случаев банк требует представить следующие документы:
• заявление;
• решение о ликвидации юридического лица (его копию);
• выписку из ЕГР о внесении в указанный регистр сведений о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
• карточку с образцами подписей председателя ликвидационной комиссии (иных уполномоченных лиц) или ликвидатора (подлинность подписей данных лиц может быть засвидетельствована как нотариусом, так и соответствующим работником данного банка).
Примечание 10. Для проведения расчетов с денежными средствами, находящимися на банковских счетах, оформляются карточки с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.
При изменении сведений, подлежащих включению в карточку с образцами подписей и оттиска печати, владелец счета обязан незамедлительно уведомить банк и в месячный срок со дня изменения указанных сведений оформить новую карточку с образцами подписей и оттиска печати (части третья, четвертая ст.200 БК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 июля 2018 г. из ст.200 БК слова «оттиска печати» исключены Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 133-З. |
![]() |
Обратите внимание! Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязан незамедлительно уведомить обслуживающий банк о своем назначении и начале ликвидации организации для того, чтобы директор организации, полномочия которого уже переданы председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) до переоформления права пользования банковским счетом на этих лиц, не мог самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах такого юридического лица. |
Таким образом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана в месячный срок со дня своего назначения оформить новую карточку с образцами подписей и оттиска печати, в противном случае банк откажет в исполнении документов владельца счета по проведению расчетов до оформления новой карточки с образцами подписей и оттиска печати (часть четвертая ст.200 БК).
![]() |
Обратите внимание! Осуществление операций по банковским счетам юридического лица, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией, запрещаются (часть пятая п.1 ст.59 ГК, п.10 Положения о ликвидации). |
![]() |
Справочно Алгоритмы действий по открытию, переоформлению и закрытию банковских счетов см. здесь. |
Примечание 11. Проверки уполномоченными государственными органами (ФСЗН, БРУСП «Белгосстрах», ИМНС, таможенные органы) проводятся в течение 30 рабочих дней с момента получения ими уведомления регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации. Данный срок может быть увеличен до 6 месяцев в случае невозможности представления соответствующих справок в регистрирующий орган по причинам, предусмотренным частью четвертой п.9 Положения о ликвидации (часть пятая п.9 Положения о ликвидации). Проверки производятся на предмет наличия (отсутствия) у ликвидируемой организации задолженности по налогам и платежам в бюджет.
![]() |
Обратите внимание! В случае если субъект хозяйствования, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом, включен в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и плановая проверка в отношении его не проведена (не завершена), данный субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР до проведения и завершения указанной проверки (часть третья подп.3.1 п.3, часть пятая п.16 Положения о ликвидации). Координационный план проверок размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь http://kgk.gov.by.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. часть третья подп.3.1 п.3, часть пятая п.16 Положения о ликвидации на основании Декрета № 7 изложены в новой редакции. |
С 3 сентября 2017 г. у субъектов хозяйствования появилась возможность заключить с аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, договор на оказание услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности). На основании договора оказания аудиторских услуг должны быть проверены правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, наличие (отсутствие) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) непрекращенных обязательств перед таможенными органами, исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также установлен факт привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (часть первая подп.2.8 п.2 Декрета № 1).
Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2017 № 500.
На основании результатов аудиторской проверки составляются аудиторское заключение и отчет, представляемые в уполномоченные государственные органы, которые выдают соответствующие справки об отсутствии обязательств по платежам в бюджет. Наличие аудиторского заключения и отчета позволяет налоговым и таможенным органам, подразделениям БРУСП «Белгосстрах» представлять регистрирующему органу необходимые для ликвидации субъекта хозяйствования справки или сведения без проведения дополнительных проверок.
![]() |
Обратите внимание! Несмотря на наличие аудиторского заключения налоговым, таможенным органом, БРУСП «Белгосстрах» может быть проведена проверка (абзац 7 части четвертой п.9 Положения о ликвидации). Кроме того, из анализа нормы абзаца 6 части четвертой п.9 Положения о ликвидации, в которой среди уполномоченных органов, в которые необходимо представить аудиторское заключение, не упоминается ФСЗН, следует, что ФСЗН проводит проверку в любом случае самостоятельно. |
Примечание 12. Справки, сведения представляются в регистрирующий орган налоговыми, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» на основании имеющейся в этих органах (организации) информации о деятельности юридического лица либо по результатам проверки, проведенной этими органами (организацией), и (или) на основании аудиторского заключения и отчета (часть третья п.9 Положения о ликвидации).
По итогам проверок при отсутствии задолженности перед бюджетом и нарушений законодательства выдается справка, в случае наличия задолженности или нарушений составляется акт.
В случае установления факта непостановки коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах ФСЗН, отсутствия регистрации в БРУСП «Белгосстрах» в порядке, действовавшем до 1 июня 2006 г., в регистрирующий орган представляется информация указанных уполномоченных органов (организаций) о том, что коммерческая организация на учете не состояла (не была зарегистрирована) (часть четвертая п.9 Положения о ликвидации).
Примечание 13. Форма приказа установлена Инструкцией № 180 (приложение 1).
Примечание 14. При ликвидации организации проведение инвентаризации обязательно (п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»). Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Так, согласно части третьей п.6 Инструкции № 180 при ликвидации организации по результатам инвентаризации активов и обязательств определяется достоверность учетной стоимости активов, объем возможной к требованию дебиторской задолженности, размер кредиторской задолженности.
![]() |
Обратите внимание! В случае ликвидации организации инвентаризация проводится перед составлением ликвидационного баланса, если иное не установлено законодательством (часть первая п.6 Инструкции № 180). Данная формулировка не дает четкого представления о том, когда именно нужно проводить инвентаризацию в случае, если в процессе ликвидации ликвидационный баланс составляется два раза: промежуточный и окончательный. На практике при отсутствии требований кредиторов промежуточный баланс не составляется и, следовательно, инвентаризация не проводится. В данной ситуации инвентаризацию необходимо провести только перед составлением окончательного ликвидационного баланса. В случае наличия у ликвидируемой организации кредиторов целесообразным будет проведение инвентаризации также и перед составлением промежуточного ликвидационного баланса. |
Примечание 15. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (часть первая п.2 ст.59 ГК).
Примечание 16. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (часть вторая п.2 ст.59 ГК).
![]() |
Обратите внимание! Организация обязана представить в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный баланс в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения (подп.1.101 п.1 ст.22 НК). |
Примечание 17. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией (ликвидатором) в порядке очередности, установленной ст.60 ГК и п.11 Положения о ликвидации. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном актами законодательства (п.3 ст.59 ГК).
Если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана подать в экономический суд заявление о банкротстве данного юридического лица.
![]() |
Обратите внимание! Согласно разъяснению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30.04.2010 № 02-38/956 «О ликвидации субъекта хозяйствования по решению его учредителей (участников)» в случае, когда ликвидационный баланс, представленный регистрирующему органу наряду с иными требуемыми документами, свидетельствует о наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами, признанной ликвидационной комиссией на основании заявленных требований кредиторов, регистрирующий орган не вправе исключать коммерческую организацию из ЕГР, а обязан уведомить ликвидационную комиссию о необходимости соблюдения требований по обращению с соответствующим заявлением в суд либо самостоятельно обратиться в экономический суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) данного юридического лица. |
Примечание 18. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п.5 ст.59 ГК).
![]() |
Обратите внимание! Организация обязана представить в налоговый орган по месту постановки на учет ликвидационный баланс в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения (подп.1.101 п.1 ст.22 НК). |
Примечание 19. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.59 ГК).
Примечание 20. На практике перечень имущества (других активов), оставшегося после расчетов с кредиторами, и порядок его распределения между учредителями рекомендуем отразить в протоколе общего собрания (для хозяйственных обществ) или решении учредителя (для унитарного предприятия). Для этого необязательно оформлять отдельное решение или протокол, данные вопросы могут быть урегулированы в документе, которым утверждается окончательный ликвидационный баланс.
![]() |
Обратите внимание! При выплате учредителям оставшихся денежных средств или выдаче имущества необходимо определить, является ли данная операция объектом налогообложения. Так, согласно подп.2.25 п.2 ст.153 НК не признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные участником организации при ее ликвидации в размере, не превышающем сумму его вклада в уставный фонд или сумму расходов на приобретение доли. Сумма, превышающая размер вклада участника (учредителя) в уставный фонд организации или сумму расходов на приобретение доли, подлежит обложению подоходным налогом при ее выплате участникам (учредителям) в натуральной либо денежной форме. Таким образом, в решении (протоколе) следует также определить, на кого в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Беларусь будет возложена обязанность по исчислению (удержанию) налогов и их уплате в бюджет. |
Примечание 21. Поскольку урегулирование вопроса относительно порядка закрытия счетов находится в компетенции банков, которые принимают соответствующие локальные нормативные правовые акты, они самостоятельно определяют перечень документов, необходимых для закрытия счетов в случае ликвидации организации.
![]() |
Справочно Алгоритмы действий по открытию, переоформлению и закрытию банковских счетов см. здесь. |
Примечание 22. В архив сдаются документы, имеющие срок хранения свыше 10 лет: о создании и ликвидации организации, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерская отчетность, статистические отчеты, протоколы собраний (решения собственника), приказы по основной деятельности, приказы по личному составу, штатные расписания, расчетно-платежные ведомости по зарплате, личные карточки уволенных работников, невостребованные трудовые книжки и др.
Примечание 23. Согласно части седьмой ст.13 Закона Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» прием и хранение документов Национального архивного фонда Республики Беларусь ликвидированных организаций осуществляют территориальные (городские или районные) архивы. Например, в отношении ликвидируемых юридических лиц, зарегистрированных на территории г. Минска, прием документов на хранение осуществляет государственное учреждение «Минский городской архив». Информацию об архивных учреждениях и режиме работы см. http://just-minsk.gov.by/ru/departments/arkhivnoe-delo-i-deloproizvodstvo/arkhivnye-uchrezhdeniya/.
По общему правилу с соответствующим архивом заключается договор на оформление документов. Стоимость услуг архива по оформлению приема документов, а также срок выдачи справки о сдаче документов в архив зависит от объема представленных документов.
![]() |
Справочно Алгоритм передачи документов на хранение при ликвидации организации см. здесь. |
Примечание 24. Данный документ не указан в перечне, приведенном в п.13 Положения о ликвидации. Однако согласно п.15 Положения о ликвидации регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников. Архив, в свою очередь, представляет эту информацию в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса регистрирующего органа. Чтобы сэкономить время и ускорить получение сведений об исключении организации из ЕГР, рекомендуем ликвидационной комиссии (ликвидатору) самостоятельно представить данную информацию в регистрирующий орган.
Регистрирующий орган не запрашивает данные сведения, если ликвидационной комиссией (ликвидатором) самостоятельно представлена соответствующая справка из архива.
Примечание 25. Регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:
• субъектом хозяйствования, ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации документы;
• органами (организацией) не представлены справки о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица задолженности перед бюджетом, и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица прошло не менее 35 рабочих дней либо органами (организацией) представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности перед бюджетом, информация о том, что коммерческая организация на соответствующем учете не состояла (не была зарегистрирована);
• соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования (часть первая п.16 Положения о ликвидации).
![]() |
Обратите внимание! При наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности перед бюджетом субъект хозяйствования исключается из ЕГР только после представления налоговыми органами, органами ФСЗН, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» В случае представления в регистрирующий орган указанными выше органами и организациями информации о невозможности представления соответствующих справок, сведений субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение 6 месяцев со дня получения этими органами уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица. Если по истечении этого срока необходимые справки и сведения все же не будут представлены, регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования (части вторая, третья п.16 Положения о ликвидации). |
Примечание 26. Юридическое лицо считается ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении его из этого регистра. Организация обязана прекратить свою деятельность с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении соответствующей записи в ЕГР (пп.22, 23 Положения о ликвидации).
Решения регистрирующих органов о ликвидации субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в суд, рассматривающий экономические дела, в течение 3 лет с даты принятия решения регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования, совершения регистрирующим органом действий (бездействия), связанных с ликвидацией субъекта хозяйствования (п.24 Положения о ликвидации).
![]() |
Обратите внимание! Собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в экономический суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение 3 лет со дня исключения юридического лица из ЕГР (п.25 Положения о ликвидации). |
Примерные формы документов
РЕШЕНИЕ № _______
учредителя о ликвидации частного унитарного предприятия «_________________»
_________________________________________________
(Ф.И.О.)
г. ______________ |
«__» ___________ 20__ г. |
Я, гражданин Республики Беларусь _________________________________________,
(Ф.И.О.)
паспорт № _________, выдан ______________________________________________, личный номер ___________________________, зарегистрированный по адресу: г. _________________, ул. __________________________, д. _____, корп. ____, кв. ____, являясь учредителем частного торгово-производственного унитарного предприятия «________________________________»
1. Ликвидировать Предприятие по решению учредителя в связи с экономической нецелесообразностью дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности.
2. Назначить ликвидатором Предприятия __________________________, гражданина
(Ф.И.О.)
Республики Беларусь, паспорт № __________, выдан __________________________, личный номер: _____________________, зарегистрирован по адресу: ___________________________.
3. Провести ликвидацию Предприятия в порядке, определенном действующим законодательством Республики Беларусь.
4. Установить общий срок ликвидации Предприятия до «__» ____________ 20__ г. и согласовать этот срок с регистрирующим органом.
5. Передать полномочия руководителя по управлению делами Предприятия ликвидатору __________________________________, который вправе решать все вопросы,
(Ф.И.О.)
связанные с ликвидацией Предприятия, в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь.
Подпись учредителя | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
ПРОТОКОЛ № ______
внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «__________________________»
(ООО «__________________________»)
(примечание)
г. __________ |
«__» ________ 20__ г. |
На собрании присутствуют лица, обладающие в совокупности 100 % голосов согласно приложению к настоящему протоколу. Собрание правомочно принимать решения по любым вопросам.
Заседание внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «___________»
Председатель собрания _____________________________________
(Ф.И.О.)
Секретарь собрания ________________________________________
(Ф.И.О.)
Повестка дня:
1. О ликвидации Общества. Информация _____________________________________.
(Ф.И.О.)
2. О назначении ликвидатора Общества. Информация __________________________.
(Ф.И.О.)
3. О порядке ликвидации Общества и сроках ее проведения. Информация _________.
(Ф.И.О.)
4. О переходе полномочий по управлению Обществом. Информация _____________.
(Ф.И.О.)
Голосовали: «за» - ____ голосов;
«против» - ____ голосов;
«воздержалось» - ____ голосов.
1. СЛУШАЛИ:
_________________________: выступил(а) с предложением в связи с экономической
(Ф.И.О.)
нецелесообразностью дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности ликвидировать Общество по решению учредителей (участников).
ВЫСТУПИЛИ:
___________________: предложил(а) поддержать предложение |
___________________ |
(Ф.И.О.) |
(Ф.И.О.) |
и начать процесс ликвидации Общества.
РЕШИЛИ:
В связи с экономической нецелесообразностью дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности ликвидировать Общество по решению общего собрания участников.
Голосовали: «за» - ____ голосов;
«против» - ____ голосов;
«воздержалось» - ____ голосов.
2. СЛУШАЛИ:
_____________: предложил(а) назначить ликвидатором Общества |
________________ |
(Ф.И.О.) |
(Ф.И.О.) |
ВЫСТУПИЛИ:
___________________: предложил(а) поддержать предложение |
___________________ |
(Ф.И.О.) |
(Ф.И.О.) |
о назначении ликвидатора.
РЕШИЛИ:
Назначить ликвидатором Общества ____________________, гражданина Республики
(Ф.И.О.)
Беларусь, паспорт № ______, выдан ______________________, личный номер: ____________, зарегистрирован по адресу: ______________________________.
Голосовали: «за» - ____ голосов;
«против» - ____ голосов;
«воздержалось» - ____ голосов.
3. СЛУШАЛИ:
_______________________: предложил(а) установить порядок ликвидации Общества
(Ф.И.О.)
и определить ее сроки.
ВЫСТУПИЛИ:
1. ____________________: предложил(а) провести ликвидацию Общества в порядке,
(Ф.И.О.)
определенном действующим законодательством Республики Беларусь.
2. __________________: предложил(а) установить общий срок ликвидации Общества
(Ф.И.О.)
до «__» ______________ 20__ г.
РЕШИЛИ:
1. Провести ликвидацию Общества в порядке, определенном действующим законодательством Республики Беларусь.
Голосовали: «за» - ____ голосов;
«против» - ____ голосов;
«воздержалось» - ____ голосов.
2. Провести ликвидацию Общества в срок до «__» __________ 20__ г.
Голосовали: «за» - ____ голосов;
«против» - ____ голосов;
«воздержалось» - ____ голосов.
4. СЛУШАЛИ:
_______________: предложил(а) передать полномочия руководителя по управлению
(Ф.И.О.)
делами Общества ликвидатору __________________, который вправе решать все вопросы
(Ф.И.О.)
по ликвидации Общества в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь.
ВЫСТУПИЛИ:
___________________: предложил(а) поддержать предложение |
___________________ |
(Ф.И.О.) |
(Ф.И.О.) |
РЕШИЛИ:
Передать полномочия руководителя по управлению делами Общества ликвидатору _______________________, который вправе решать все вопросы по ликвидации Общества
(Ф.И.О.)
в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь.
Голосовали: «за» - ____ голосов;
«против» - ____ голосов;
«воздержалось» - ____ голосов.
Председатель | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) | ||
Секретарь | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
|
Приложение к протоколу внеочередного общего собрания участников ООО «________» от _____________ № ________ |
Список лиц, зарегистрировавшихся для участия во внеочередном общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью «_____________________»
№ п/п | Ф.И.О. | Статус | Процент голосов | Личная подпись |
1 |
Участник общества с ограниченной ответственностью «_______________________» | |||
2 |
Участник общества с ограниченной ответственностью «_______________________» | |||
3 |
Представитель участника общества с ограниченной ответственностью «_______________________», действующий на основании доверенности, удостоверенной «__» ___________ 20__ г. нотариусом г. ___________________ _____________ в реестре за № _________ | |||
(Ф.И.О.) |
Примечание. Протокол оформлен в соответствии со ст.47 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах». Каждая страница протокола должна быть завизирована.
(Оформляется на бланке организации)
____________ № ___________ | Директору __________________________ |
На № _______ от ___________ |
(наименование организации) |
____________________________________ | |
(Ф.И.О.) |
УВЕДОМЛЕНИЕ
о начале процедуры ликвидации
В соответствии с требованиями ст.59 Гражданского кодекса Республики Беларусь общество с ограниченной ответственностью «__________________________»
Требования кредиторов принимаются ликвидатором общества ________________________ по адресу: ____________________________________________
(Ф.И.О.)
в течение 2 (двух) месяцев с даты размещения в глобальной компьютерной сети Интернет сведений о том, что общество находится в процессе ликвидации.
Контактные телефоны:
_______________________________________________, тел. (017) ____________________;
_______________________________________________, тел. (017) ____________________.
Ликвидатор | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
______________________________
(наименование организации)
ПРИКАЗ
________________ № _________
г. ______________
Об увольнении ________________
(Ф.И.О.)
В связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью «______________» по решению внеочередного общего собрания участников:
УВОЛИТЬ:
_____________________, |
____________________, «__» _________ 20__ г. по п.1 ст.42 |
(Ф.И.О.) |
(должность) |
Трудового кодекса Республики Беларусь.
Главному бухгалтеру ____________________ выплатить выходное пособие в размере
(Ф.И.О.)
трехкратного среднемесячного заработка в соответствии со ст.48 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Трудовой отпуск использован по «___» _______________ 20__ г.
Основание: |
1. Протокол внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «____________» от ____________ № ______. 2. Приказ об уведомлении работников о ликвидации от ___________ № ______. |
Директор общества | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
Визы | |||
С приказом ознакомлен | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
«__» ___________ 20__ г. |
28.09.2017
Светлана Дашкевич, юрист
Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»