


Материал помещен в архив
КОЛЛИЗИИ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРАКТИКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Действующее в Республике Беларусь жилищное законодательство представляет собой ряд нормативных правовых актов, регулирующих правила поведения, которые рассчитаны на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Вместе с тем ситуации, возникающие в сфере жилищных отношений, имеют множество вариаций. Подобные жилищные ситуации единичны, носят индивидуальный характер и вовсе не урегулированы жилищным законодательством. Попытки урегулировать данную сферу отношений приводят к неизбежным коллизиям в нормах права.
![]() |
Справочно Коллизии норм права - противоречия между правовыми актами или нормами различных правовых актов, регулирующими одни и те же общественные отношения. |
Согласно общей методологии коллизии разрешаются следующими способами:
1) правотворчеством - путем внесения изменений и дополнений в НПА, в результате которых отменяются устаревшие, незаконные акты, производится систематизация законодательства;
2) толкованием - путем официального толкования НПА. Однако следует помнить, что в Республике Беларусь официальное толкование осуществляется только нормотворческим органом или должностным лицом, принявшими (издавшими) этот акт. Исключение из этого правила может быть прямо предусмотрено в случаях, если нормотворческий орган или должностное лицо, принявшие (издавшие) НПА, уполномочивают какой-либо орган официально толковать данный акт. В процессе толкования акта объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений (ст.70 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»; далее - Закон № 361-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь; |
3) применением коллизионных норм. В этом случае субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. В случае коллизии между НПА, обладающими равной юридической силой, если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого (изданного) позднее (ст.71 Закона № 361-З).
Кроме того, многообразие жилищных отношений влечет неизбежность возникновения пробелов в жилищном законодательстве - отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права.
При выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы (ст.72 Закона № 361-З).
До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.
![]() |
Справочно Аналогия закона - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения. Аналогия права - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права. |
![]() |
Обратите внимание! Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей. |
В настоящем материале рассмотрим некоторые примеры коллизий, встречающиеся как в нормах различных актов жилищного законодательства, так и в пределах одного НПА, а также пробелов и способы их разрешения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ЖК с изменениями, внесенными Законом от 13.11.2023 № 312-З. |
№ | Норма НПА | Коллизия НПА, пробел | Способ разрешения коллизии, пробела |
Пункт 1 ст.134 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК): приватизация жилых помещений - приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательством. Примечание. Приватизация является правом граждан. В соответствии с Законом № 361-З под законодательством понимается система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения |
1. Статья 22 ЖК: права и обязанности граждан и организаций в области жилищных отношений возникают вследствие действий (бездействия) граждан и организаций или наступления событий, с которыми акты законодательства связывают возникновение прав и обязанностей граждан и организаций в области жилищных отношений, в том числе на основании: договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему; актов государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов; судебных решений, установивших права и обязанности в области жилищных отношений; членства в организациях застройщиков, товариществах собственников. Примечание. Данная норма подтверждает право на приватизацию граждан, которым жилые помещения предоставлены не в соответствии с законодательством, но подтвержденных, например, решением суда. 2. Статья 135 ЖК (жилые помещения, не подлежащие приватизации). Примечание. Данная статья не содержит запрет на приватизацию жилых помещений, предоставленных не в соответствии с законодательством |
Применение общего принципа жилищного законодательства (п.4 ст.3 ЖК: содействие гражданам в приобретении жилых помещений), а также подп.1.1 п.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» См. пример 1 | |
2 |
Статья 21 ЖК в части возможности перевода жилого помещения в нежилое по решению местного исполнительного и распорядительного органа | Положения ст.21 ЖК применяются в отношении одноквартирных жилых домов либо жилых помещений, расположенных в блокированном жилом доме или на первых этажах многоквартирных жилых домов. Согласно ст.119 ЖК общежитие - это жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы. Использование под общежития помещений в многоквартирных жилых домах, предназначенных для постоянного проживания граждан, запрещено (п.3 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269). Таким образом, общежитие не является многоквартирным домом |
Применение аналогии закона, а именно положений ст.21 ЖК к переводу жилых помещений, расположенных на первых этажах общежития, в порядке, предусмотренном данной нормой для жилых помещений, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые помещения |
3 |
Статья 23 ЖК одним из оснований для возникновения права владения и пользования жилым помещением называет договор найма или поднайма жилого помещения. Статья 52 ЖК: Пункт 1. Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме и считается заключенным с даты его регистрации районным, городским, поселковым, сельским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе, за исключением предоставления мест для краткосрочного проживания. Пункт 6. Договор найма жилого помещения, заключенный без соблюдения указанных требований, является ничтожным. Последствия недействительности сделки установлены в ст.65 ЖК |
Статья 22 ЖК (см. п.1 таблицы). Примечание. Наличие у гражданина решения суда о подтверждении права владения и пользования жилым помещением либо решения (ордера) о предоставлении жилого помещения дает право (но не обязанность) на заключение договора найма жилого помещения. Ничтожность договора найма по основанию п.6 ст.52 ЖК в данном случае не может повлечь применение последствий недействительности сделки, установленных ст.65 ЖК |
Применение п.4 ст.415 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК): если сторона, для которой в соответствии с ГК и иными актами законодательства заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Формы договоров найма жилого помещения государственного жилищного фонда утверждены законодательством, являются типовыми и относятся к виду публичных договоров (ст.396 ГК). См. пример 2 |
4 |
Пункт 4 ст.95 ЖК: члены, бывшие члены семьи собственника приватизированного жилого помещения, проживавшие совместно с ним на момент приватизации, но не принявшие участия в приватизации, а также члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, которое построено с государственной поддержкой, выделенной собственнику, в состав семьи которого входили эти члены, бывшие члены семьи, не подлежат выселению из жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 4 п.1 ст.85 ЖК |
Понятие государственной поддержки определено в п.6 ст.1 ЖК. К видам господдержки относятся льготные кредиты и одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. К видам государственной поддержки можно также отнести: субсидии, предоставляемые в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» |
Применение аналогии закона в части применения позже принятого Указа № 240, а также Директивы № 2 - в части применения Указа № 585. См. пример 3 |
5 |
Часть первая п.2 ст.61 ЖК: наниматель жилого помещения вправе расторгнуть договор найма жилого помещения в любое время в соответствии с ЖК после исполнения своих обязательств перед наймодателем. При выезде нанимателя жилого помещения и проживающих совместно с ним членов его семьи на место жительства в другое жилое помещение договор найма жилого помещения считается расторгнутым со дня их выезда. Примечание. Предусмотрен односторонний отказ от исполнения договора найма. Заключение дополнительного соглашения о расторжении договора найма не является обязательным. Наниматель не обязан информировать наймодателя о расторжении договора найма |
Исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства определен в п.37 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2021 г. следует руководствоваться п.37 Положения № 413 с изменениями, внесенными Указом от 16.03.2021 № 107.Расторжение договора найма жилого помещения не является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства. Таким образом, для осуществления данной процедуры необходим процесс признания гражданина утратившим право владения и пользования жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства |
1. Внесение дополнений и изменений в указанные НПА. 2. Применение судебной практики (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2014 № 11 «О применении судами законодательства о договорах найма жилых помещений государственного жилищного фонда») |
Разнообразие, длящийся характер жилищных отношений, совокупность отношений в различных сферах законодательства приводят к невозможности их полного и всестороннего урегулирования на уровне НПА. В настоящей статье приведены лишь отдельные случаи коллизий и пробелов, выявленные в процессе правоприменительной практики жилищного законодательства, и способы их разрешения.
![]() |
Гражданину жилое помещение предоставлено с нарушением порядка предоставления, установленного законодательством. Впоследствии право владения и пользования жилым помещением подтверждено решением суда. Данное решение является основанием для возникновения прав и обязанностей, в том числе права на приватизацию. |
![]() |
Гражданину жилое помещение государственного жилищного фонда предоставлено на основании ордера, выданного местным исполнительным и распорядительным органом в 1980 году. Договор найма жилого помещения отсутствует, в связи с чем в соответствии со ст.23 ЖК у гражданина не имеется оснований для возникновения права владения и пользования жилым помещением. Вместе с тем, учитывая, что в 1980 году было принято решение местного исполнительного и распорядительного органа о предоставлении жилого помещения, подтвержденное ордером, в силу положений ст.22 ЖК у гражданина возникли права и обязанности в отношении данного жилого помещения, а именно право заключить договор найма жилого помещения. |
![]() |
К бывшему члену семьи собственника жилого помещения, построенного молодой семьей с финансовой поддержкой государства, предоставленной в соответствии с Указом № 585, предъявлены требования о выселении без предоставления другого жилого помещения в соответствии с п.2 ст.95 ЖК. Применяя аналогию закона, можно заключить, что финансовая поддержка государства относится к видам государственной поддержки при строительстве, реконструкции или приобретении жилого помещения, следовательно, бывший член семьи не подлежит выселению в силу положений п.4 ст.95 ЖК. |
13.11.2017
Наталья Кухарчик, юрист, специалист в области жилищного законодательства