


Материал помещен в архив
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст.22 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). Вместе с тем законодательством предусмотрен перечень видов деятельности, которые не относятся к предпринимательской деятельности, а соответственно, не требуют государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляются по заявительному принципу (п.1 ст.1 ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. п.1 ст.1 и ст.22 ГК изложены в новой редакции Законом от 22.04.2024 № 365-З. |
![]() |
Справочно Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (часть вторая п.1 ст.1 ГК). |
В отношении таких видов деятельности налоговым законодательством применяются особые режимы налогообложения, предусматривающие упрощенный и льготный порядок налогообложения. Вид применяемого особого режима налогообложения зависит от вида осуществляемой гражданином деятельности.
В зависимости от применяемого режима налогообложения выделяется три вида деятельности, которые физические лица могут осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя:
• деятельность, облагаемая единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
• ремесленная деятельность;
• деятельность в сфере агроэкотуризма (ее вправе также осуществлять сельскохозяйственные организации).
Указами Президента Республики Беларусь, принятыми в сентябре - октябре 2017 г., расширены возможности граждан для осуществления таких видов деятельности.
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
Некоторые виды деятельности, не относящиеся законодательством к предпринимательской деятельности, физические лица вправе осуществлять без государственной регистрации при условии уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог). Перечень таких видов деятельности ранее был установлен в п.1 ст.295 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).
Вступившим в силу с 22 октября 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. перечень объектов налогообложения единым налогом для плательщиков - физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, приводится в п.3 ст.337 НК (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З, далее - Закон № 159-З). С 7 ноября 2019 г. Указ № 337 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении». |
Физические лица (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь) с 22 октября 2017 г. вправе осуществлять без государственной регистрации следующие виды деятельности (подп.1.1 п.1 Указа № 337):
1) реализацию на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
2) предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;
3) осуществляемые по заказам граждан, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности:
- выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;
- ремонт часов, обуви;
- ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;
- сборку мебели;
- настройку музыкальных инструментов;
- распиловку и колку дров, погрузку и разгрузку грузов;
- производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;
- штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладку (ремонт) печей и каминов;
- оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
- парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.
Как и ранее, к таким видам деятельности относятся (ст.295 НК):
• оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
• предоставление услуг по дроблению зерна, выпас скота;
• репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
• чистка и уборка жилых помещений;
• уход за взрослыми и детьми, стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение трав на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора, сжигание мусора;
• музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения; видеосъемка событий;
• реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
• услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
• деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность; деятельность по письменному и устному переводу;
• предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
• ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;
• реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков).
![]() |
Обратите внимание! Условиями, предоставляющими гражданам право осуществлять указанные виды деятельности без государственной регистрации, являются: 1) самостоятельное их осуществление (без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) (абзац 1 подп.1.1 п.1 Указа № 337); 2) уплата единого налога (подп.1.2 п.1 Указа № 337). |
Размеры базовых ставок единого налога для данных видов деятельности установлены в приложении к Указу № 337 и в приложении 25 к НК в зависимости от вида деятельности и населенного пункта, в котором она осуществляется.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2018 г. базовые ставки единого налога, которые установлены за месяц в размерах согласно приложению к Указу № 337, исключены Указом президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29. С этой даты базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлены приложением 8 к Указу № 29. С 1 января 2019 г. ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц приводятся в приложении 24 к НК в редакции Закона № 159-З. |
Областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают действующие на соответствующей территории ставки единого налога за месяц в пределах базовых ставок единого налога в зависимости от:
• видов деятельности, групп реализуемых товаров, формы торговли, категорий плательщиков, привлечения индивидуальными предпринимателями к осуществлению деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
• населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков (г. Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты);
• места осуществления деятельности плательщиков в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта);
• режима работы плательщиков;
• иных условий осуществления видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.
При установлении, изменении ставок единого налога новые ставки применяются при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после вступления в силу соответствующих решений областных и Минского городского Советов депутатов.
Единый налог уплачивается в порядке и сроки, установленные главой 35 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц регулируются главой 33 новой редакции НК. |
Ремесленная деятельность
С 12 января 2018 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. действует Указ от 21.08.2024 № 328 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности». |
1) уточняет понятие «ремесленная деятельность»;
2) устанавливает:
- новый перечень видов ремесленной деятельности;
- правила осуществления ремесленной деятельности;
- права и запреты при осуществлении ремесленной деятельности;
- порядок обучения ремесленной деятельности.
![]() |
Справочно Ремесленная деятельность - не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, если иное не предусмотрено Указом № 364, и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан (подп.1.1 п.1 Указа № 364). |
Ремесленная деятельность не относится к предпринимательской деятельности исходя из норм ГК и Указа № 364 (п.1 ст.1 ГК, подп.1.1 п.1 Указа № 364).
Указом № 364 значительно расширены возможности граждан, занимающихся ремесленной деятельностью. К ремесленной деятельности отнесены все виды творчества, недорогостоящие осуществляемые гражданами на основе ручного труда и необходимые в бытовой жизни работы и услуги. Посредством уточнения понятия термина «инструмент» Указ № 364 предоставил ремесленникам право использовать в своей деятельности любые устройства, механизмы, станки и оборудование (в том числе электрическое), предназначенные для производства товара (выполнения работ, оказания услуг), без использования которых осуществлять виды ремесленной деятельности невозможно.
![]() |
Справочно Под инструментом понимаются устройство, механизм, станок, иное оборудование, в том числе электрическое, предназначенные для производства товара (выполнения работ, оказания услуг), без использования которых осуществлять предусмотренные Указом № 364 виды ремесленной деятельности не представляется возможным (подстрочное примечание к подп.1.1 п.1 Указа № 364). |
Физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, являются плательщиками сбора за осуществление ремесленной деятельности (ст.318 НК).
Запрещается осуществление ремесленной деятельности (подп.1.3 п.1 Указа № 364):
• без постановки на учет в налоговом органе;
• без уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности.
Объектом налогообложения сбором за осуществление ремесленной деятельности признается осуществление видов ремесленной деятельности, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Перечень видов ремесленной деятельности установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности»
С 12 января 2018 г. ремесленная деятельность включает (подп.1.2 п.1 Указа № 364):
1) изготовление и ремонт: шорно-седельных изделий; гужевых повозок, саней и детских санок; рыболовных снастей и приспособлений для рыбалки.
![]() |
Справочно Указом № 364 исключается уточнение, определяющее, какие виды изделий относятся к шорно-седельным. Ранее в соответствии с Указом № 225 к ним относились хомуты, седелки, шлеи, вожжи и другие части упряжи. Также исключено уточнение того, что относится к рыболовным снастям и приспособлениям для рыбалки. Ранее к ним Указом № 225 были отнесены удочки, поплавки, блесна, подставки под удочки, садки, багры, шумовки, ножи для бура, жерлицы; |
2) изготовление и ремонт предметов и их частей для личных (бытовых) нужд граждан из проволоки, шпагата, синтетической ленты, жести, глины, растительных материалов местного происхождения, в том числе из дерева;
![]() |
Справочно Указ № 364 не устанавливает конкретный перечень таких предметов и их частей. Ранее к ним относились: • хозяйственная посуда и кухонный инвентарь (мелкие приборы и принадлежности для кухни, ручные кухонные приспособления, используемые при обработке, приготовлении или сервировке блюд) из глины, жести, дерева и прочих древесных материалов; • изделия из проволоки, шпагата, синтетической ленты, соломы, дикорастущих растений (лозы, камыша, липы и иных), за исключением мебели; • деревянные сундуки, бочки, чаны, кадки и прочие бондарные изделия; • изделия из жести (ведра, лейки, карнизы, отливы, водостоки, дымоходы, зонты для защиты дымоходов от атмосферных осадков, противни, самоварные трубы, рукомойники); • банные веники; |
3) изготовление, установка и ремонт сооружений, инвентаря и принадлежностей для содержания птиц, животных, пчел;
4) кузнечное дело.
![]() |
Справочно Указ № 364 не исключает из кузнечного дела деятельность по изготовлению каминных решеток, лестниц, заборов, калиток, как это было и ранее; |
5) изготовление изделий ручного вязания;
6) изготовление изделий ручного ткачества, а также изделий, выполненных в лоскутной технике.
![]() |
Справочно Указом № 364 исключено уточняющее положение о способе исполнения лоскутной техники - «путем ручной подборки составляющих элементов в традициях народного искусства определенной местности (из ткани, кожи или иных материалов)»; |
7) кружевоплетение, макраме;
8) изготовление пряжи;
9) изготовление изделий ручной вышивки;
10) плетение бисером.
![]() |
Справочно Указ № 364 не выделяет отдельный вид деятельности «Вышивка бисером», как это было ранее. Однако такой вид деятельности входит в вид ремесленной деятельности «Изготовление изделий ручной вышивки»; |
11) художественная обработка и роспись дерева, камня, кости, рога, металла, жести, стекла, керамики, фанеры.
![]() |
Справочно Указом № 364 исключено уточнение, что под художественной обработкой подразумевается резьба, гравировка, выжигание, а также к ремесленной деятельности дополнительно отнесена роспись камня, кости, рога, металла, жести, фанеры и исключена роспись по ткани; |
12) изготовление изделий ручной работы (кухонного инвентаря, игрушек, интерьерных кукол, декоративных панно, шкатулок, портсигаров, табакерок, пепельниц, копилок, подсвечников, дверных ручек, деталей и предметов украшения мебели, брелоков, ключниц, кошельков, перчаток, рукавиц, ремней, бижутерии, браслетов, украшений для волос, гребней, расчесок, декоративных дополнений к одежде, статуэток, ваз, горшков и кашпо для цветов, токарных фигурных изделий, пасхальных яиц-писанок, сувениров (в том числе на магнитной полосе), елочных украшений, рамок для фотографий, рам для картин, декоративных реек, обложек, чехлов для телефона, планшета и очков, свадебных аксессуаров).
![]() |
Справочно Указом № 364 дополнительно к ремесленной деятельности отнесено изготовление следующих изделий ручной работы: интерьерных кукол, кошельков, браслетов, ваз, горшков и кашпо для цветов, пасхальных яиц-писанок, обложек, чехлов для телефона, планшета и очков, свадебных аксессуаров, а также уточнено, что к изготавливаемым сувенирам относятся в том числе сувениры на магнитной полосе. При этом Указ № 364 не ограничивает виды материалов, из которых изделия ручной работы могут быть изготовлены. Ранее Указ № 225 предусматривал конкретный перечень таких материалов (ткань, кожа, солома, ракушки, проволока, ленты, нити, природная и полимерная глина, керамика, в том числе фаянс и фарфор, гипс, дерево, перья, камень, стекло, металл, жесть, кость, рог); |
13) изготовление изделий из валяной шерсти;
14) переплет страниц, предоставленных потребителем. При этом термин «потребитель» используется в значении, определенном в абзаце 2 п.2 ст.294 НК, - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
![]() |
Справочно Указ № 225 относил к ремесленной деятельности переплетное дело. Таким образом, данный вид деятельности уточнен Указом № 364; |
15) изготовление свечей;
16) изготовление цветов и композиций, в том числе из растительных материалов местного происхождения (за исключением композиций из живых цветов).
![]() |
Справочно Указ № 225 относил к ремесленной деятельности изготовление декоративных цветов и композиций из них, в том числе с применением натуральных природных материалов. Таким образом, данный вид деятельности уточнен Указом № 364; |
17) изготовление мелких изделий из стекла, природной и полимерной глины, дерева, природной смолы и использование их для создания бижутерии, декорирования одежды.
![]() |
Справочно Указом № 364 исключена конкретизация видов изготавливаемых изделий, используемых для создания бижутерии, декорирования одежды. Ранее к ним относились только бусины, бисер, кулоны, подвески; |
18) изготовление национального белорусского костюма (его деталей) с сохранением традиционного кроя и вышивки.
![]() |
Справочно Указ № 225 относил к ремесленной деятельности изготовление только деталей одежды с использованием элементов традиционного кроя и декора (пояса, фартуки и другие детали одежды); |
19) изготовление поздравительных открыток, альбомов для фотографий, папок без применения полиграфического и типографского оборудования.
![]() |
Справочно Указом № 364 дополнительно к ремесленной деятельности отнесено изготовление папок без применения полиграфического и типографского оборудования; |
20) изготовление сельскохозяйственного и садово-огородного инструмента или его частей, заточка и ремонт ножевых изделий и инструмента.
![]() |
Справочно Указом № 364 исключен перечень видов такого инструмента. Ранее к нему относились косовища, черенки, грабли, топорища, лопаты, мотыги, серпы, топоры, садовые ножницы, ручные пилы и иное; |
21) изготовление художественных изделий из бумаги и папье-маше.
![]() |
Справочно Указом № 364 исключен перечень видов таких художественных изделий из бумаги. Ранее к ним относились оригами, бумагокручение, вытинанка, картонаж; |
22) изготовление национальных музыкальных инструментов в нефабричных условиях;
23) изготовление витражей;
24) декорирование предметов, предоставленных потребителем.
![]() |
Справочно Указ № 225 относил к ремесленной деятельности только декорирование предметов в технике «декупаж»; |
25) изготовление глазурованных и неглазурованных печных изразцов, декоративных изразцов и панно-вставок, изразцовых карнизов из природной глины методом ручной набивки или заливки в гипсовые формы, прессованием, ручной оправкой, декорированием, глазуровкой;
26) изготовление мыла;
27) гильоширование;
28) иная деятельность по созданию предметов творчества, а также деятельность, осуществляемая с применением ручного труда, за исключением видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
![]() |
Справочно Ранее Указ № 225 относил к ремесленной деятельности только изготовление художественных изделий в технике «терра». |
Указ № 364 не предусматривает отдельного указания (как было в Указе № 225) на то, что к ремесленной деятельности относится изготовление, установка и ремонт деревянных колодцев, скамеек, навесов, беседок, теплиц, заборов, лодок, душевых кабин, надворных туалетов, скульптур, оборудования для обустройства детских площадок. При этом предусмотренные Указом № 364 виды деятельности - изготовление и ремонт предметов и их частей для личных (бытовых) нужд граждан из проволоки, шпагата, синтетической ленты, жести, глины, растительных материалов местного происхождения, в том числе из дерева и иная деятельность по созданию предметов творчества, а также деятельность, осуществляемая с применением ручного труда - предполагают достаточно широкий спектр оказываемых в рамках ремесленной деятельности услуг. К таким услугам можно отнести изготовление, установку и ремонт деревянных колодцев, скамеек, навесов, беседок, теплиц, заборов, лодок, душевых кабин, надворных туалетов, скульптур, оборудования для обустройства детских площадок.
Условия отнесения деятельности к ремесленной следующие:
1) деятельность осуществляется физическими лицами - гражданами Республики Беларусь;
2) деятельность осуществляется указанными лицами самостоятельно (без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам);
3) деятельность осуществляется с применением ручного труда и инструмента, без использования которого осуществлять ее невозможно.
Выпускаемая в обращение в результате осуществления ремесленной деятельности продукция, выполняемые работы, оказываемые услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. Вместе с тем физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, обязаны обеспечить безопасность выпускаемой в обращение продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (подп.1.3 п.1 Указа № 364).
При осуществлении ремесленной деятельности не допускается использование бивней или клыков слона, бегемота, моржа, нарвала и кабана, рога носорога, зубов всех животных, а также драгоценных камней и металлов (подп.1.4 п.1 Указа № 364).
Указом № 364 уточняются места и способы реализации ремесленной продукции.
Ремесленникам предоставлено право реализовывать изготовленные ими товары:
• на торговых местах на рынках, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;
• в помещениях, используемых для их изготовления;
• с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет;
• путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным);
• путем доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта;
• на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (подп.1.5 п.1 Указа № 364).
Указ № 364, как и ранее, предоставляет право ремесленникам на безвозмездной основе обучать ремесленной деятельности (подп.1.5 п.1 Указа № 364).
![]() |
Справочно Под обучением ремесленной деятельности понимается передача физическим лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, ученикам ремесленника знаний, навыков и умений определенного (определенных) вида (видов) ремесленной деятельности (подп.1.5 п.1 Указа № 364). |
При этом в Указе № 364, также как и в Указе № 225, регламентирован порядок организации обучения ремесленной деятельности. Обучение проходит на основании договора об обучении ремесленной деятельности, заключаемого в письменной форме, сторонами которого являются физическое лицо, осуществляющее ремесленную деятельность, и ученик ремесленника.
В данном договоре должны содержаться:
• фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства), каждой из сторон;
• место и дата заключения договора;
• предмет договора;
• права и обязанности сторон;
• ответственность сторон за нарушение условий договора;
• срок действия договора и порядок его расторжения.
По усмотрению сторон в договор могут быть включены иные дополнительные условия.
Договор заключается на время обучения ремесленной деятельности. Срок обучения ремесленной деятельности, как и ранее, не должен превышать 2 лет. При этом Указ № 364 предоставляет ремесленникам право обучения ремесленной деятельности одновременно трех учеников (ранее - одного ученика).
Сырье, материалы, инструменты, необходимые для обучения ремесленной деятельности, выделяются (приобретаются) за счет собственных средств физического лица, осуществляющего ремесленную деятельность, если иное не предусмотрено договором. Изготовленные при обучении ремесленной деятельности учеником ремесленника товары (их части) являются собственностью физического лица, осуществляющего ремесленную деятельность, если иное не предусмотрено договором.
Сбор за осуществление ремесленной деятельности уплачивается в порядке и сроки, предусмотренные в главе 40 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности регулируются главой 38 НК в редакции Закона № 159-З. |
Агроэкотуризм
С 12 января 2018 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 365 «О развитии агроэкотуризма»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться Указом от 04.10.2022 № 351 «О развитии агроэкотуризма». Порядок вступления в силу изменений указан в п.23 Указа № 351. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Агроэкотуризм - деятельность, направленная на ознакомление агроэкотуристов с природным и культурным потенциалом республики, национальными традициями в процессе отдыха, оздоровления, временного пребывания в агроэкоусадьбах (абз.2 п.12 Указа № 365). |
До 12 января 2018 г. правила осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»
Указ № 365 сохранит положение Указа № 372 о кредитовании субъектов агротуризма, в котором определено, что субъектам агроэкотуризма на реализацию проектов в сфере агроэкотуризма открытым акционерным обществом «Белагропромбанк» в 2010-2020 годах предоставляются кредиты в сумме до 2 000 БВ (в расчете на одного субъекта агроэкотуризма за весь период кредитования) на срок до 5 лет (физическим лицам - до 7 лет) в белорусских рублях с уплатой процентов в размере 5 % годовых. Компенсация открытому акционерному обществу «Белагропромбанк» потерь, связанных с предоставлением таких кредитов, осуществляется ежегодно начиная с 2010 года за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на эти цели, в размере половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, установленной на дату возмещения, увеличенной на один процентный пункт (п.111 Указа № 372).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 февраля 2021 г. в ч.1 п.111 Указа № 372 цифры «2020» заменены цифрами «2025», данный пункт дополнен ч.2 на основании Указа от 04.02.2021 № 40: при предоставлении открытым акционерным обществом «Белагропромбанк» одному субъекту агроэкотуризма нескольких кредитов на условиях, предусмотренных в ч.1 п.111 данного Указа, должен соблюдаться совокупный предельный размер единовременной задолженности по всем действующим кредитным договорам этого субъекта агроэкотуризма (за вычетом суммы погашенной задолженности по ним) не более 2 000 БВ исходя из размера базовой величины, установленного на дату заключения последнего кредитного договора. |
Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не относится к предпринимательской деятельности исходя из норм п.1 ст.1 ГК и п.1 Указа № 365.
Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма вправе осуществлять (п.1 Указа № 365):
1) физические лица:
- постоянно проживающие в одноквартирном или блокированном жилом доме, в том числе квартире в блокированном жилом доме, в сельской местности, малых городских поселениях;
- производящие сельскохозяйственную продукцию на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома, или ведущие личное подсобное хозяйство на земельных участках, предоставленных для этих целей.
![]() |
Справочно Под физическими лицами, постоянно проживающими в жилом доме, следует понимать физических лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в этом жилом доме (подстрочное примечание к п.1 Указа № 365). Сельская местность - территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения. Малые городские поселения - поселки городского типа, города районного подчинения с численностью населения до 20 000 человек. Сельскохозяйственная организация - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является производство (выращивание) и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки. |
Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется физическими лицами по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Данная деятельность осуществляется сельскохозяйственными организациями при условии ведения раздельного учета доходов, получаемых от данного вида деятельности, и доходов, получаемых от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством (п.3 Указа № 365).
Субъекты агроэкотуризма вправе:
• привлекать физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (п.1 Указа № 365);
• возводить на земельных участках, предоставленных им в установленном порядке для строительства и (или) обслуживания жилого дома, гостевые домики для временного пребывания агроэкотуристов, являющиеся принадлежностями жилого дома. Гостевые домики не подлежат включению в жилищный фонд (п.3 Указа № 365).
Вместе с тем субъектами агроэкотуризма должны быть соблюдены в совокупности следующие условия (п.4 Указа № 365):
• наличие свободных комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов.
![]() |
Справочно Агроэкотурист - лицо, являющееся потребителем услуг в сфере агроэкотуризма (абз.3 п.12 Указа № 365); |
• осуществление субъектами агроэкотуризма деятельности по производству и (или) переработке сельскохозяйственной продукции;
• наличие возможностей для ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности.
Указом № 365 уточнен перечень видов услуг, предоставляемых субъектами агроэкотуризма.
К таким услугам отнесены (п.5 Указа № 365):
1) предоставление комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов. При этом установлены требования к агроэкоусадьбе.
![]() |
Справочно Агроэкоусадьба - жилой дом (жилые дома), в том числе с имеющимися при нем (при них) гостевыми домиками (абз.4 п.12 Указа № 365): • принадлежащий (принадлежащие) на праве собственности субъекту агроэкотуризма - сельскохозяйственной организации, субъекту агроэкотуризма - физическому лицу и (или) члену (членам) его семьи; • благоустроенный (благоустроенные) применительно к условиям соответствующего населенного пункта и расположенный (расположенные) на земельных участках в сельской местности, малых городских поселениях в одном населенном пункте либо разных населенных пунктах, если такие участки граничат друг с другом. Общее число комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов не может превышать 10. При этом членами семьи физического лица являются родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг (супруга), члены семьи супруга (супруги), в том числе умершего (умершей), опекун, попечитель и подопечный (абз.8 п.12 Указа № 365); |
2) обеспечение агроэкотуристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства);
3) ознакомление агроэкотуристов с природными, сельскохозяйственными и архитектурными объектами, народными традициями соответствующей местности, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий;
4) проведение презентаций, юбилеев, банкетов;
5) оказание услуг бань, саун и душевых;
6) катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте;
7) предоставление инвентаря для спорта и отдыха;
8) транспортное обслуживание агроэкотуристов.
Таким образом, Указом № 365 конкретизирован перечень оказываемых субъектами агроэкотуризма услуг по проведению мероприятий в рамках этой деятельности.
Указом № 365 практически не изменен ранее действовавший порядок заключения договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма между субъектами агроэкотуризма и агротуристами. Такие договоры заключаются в письменной форме путем принятия агроэкотуристом условий, предусмотренных субъектом агроэкотуризма в договоре (договоры присоединения). При этом в договорах должно быть предусмотрено перечисление видов оказываемых услуг. Туроператоры включают услуги в сфере агроэкотуризма в формируемые ими туры для последующей их реализации агроэкотуристам (п.6 Указа № 365).
Типовой договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 № 818.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться типовой формой договора на оказание субъектом агроэкотуризма услуг агроэкотуристам и типовой формой договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма между субъектом агроэкотуризма и туроператором согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Совмина от 09.12.2022 № 860. Комментарий см. здесь. |
В то же время Указом № 365 введена обязанность субъектов агроэкотуризма по хранению договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства (п.6 Указа № 365).
Как и ранее, субъекты агроэкотуризма обязаны ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма - физического лица (по месту постановки на учет субъекта агроэкотуризма - сельскохозяйственной организации) информацию о заключении (незаключении, отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в отчетном году (п.8 Указа № 365). Форма информации о заключении (незаключении, отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в отчетном году установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.01.2011 № 4.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. форма № 4 изложена в новой редакции постановлением МНС от 09.11.2022 № 31. |
Субъекты агроэкотуризма признаются плательщиками сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (ст.322 НК).
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма обязаны (п.7 Указа № 365):
1) уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Данный сбор уплачивается в порядке и сроки, предусмотренные в главе 41 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма регулируются главой 39 НК в редакции Закона № 159-З. |
В случае прекращения деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до истечения налогового периода или неосуществления деятельности в течение налогового периода уплаченная сумма сбора возврату (зачету) не подлежит (п.10 Указа № 365);
2) направить письменное уведомление с указанием даты начала осуществления такой деятельности в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма по форме, установленной Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.
До 12 января 2018 г. сообщение о намерении осуществлять такую деятельность направляется субъектом агроэкотуризма в соответствующий Совет депутатов первичного территориального уровня.
Районный исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления направляет его копию в налоговый орган по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма - физического лица (по месту постановки на учет субъекта агроэкотуризма - сельскохозяйственной организации) (п.7 Указа № 365).
При прекращении деятельности субъекты агроэкотуризма направляют в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма письменное уведомление по форме, установленной Министерством спорта и туризма Республики Беларусь. Субъекты агроэкотуризма признаются прекратившими деятельность с даты получения письменного уведомления районным исполнительным комитетом по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма. Районный исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления направляет его копию с указанием даты прекращения деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в налоговый орган по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма - физического лица (по месту постановки на учет субъекта агроэкотуризма - сельскохозяйственной организации) (п.10 Указа № 365).
Запрещается осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (п.9 Указа № 365):
• без уплаты сбора;
• без письменного уведомления районного исполнительного комитета;
• без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма;
• причиняющей вред окружающей среде и (или) историко-культурным ценностям, материальным объектам.
Как и ранее, для представления интересов субъектов агроэкотуризма в установленном порядке могут создаваться общественные объединения, которые имеют право (п.11 Указа № 365):
• разрабатывать и вносить в установленном порядке предложения об установлении стандартов в сфере агроэкотуризма;
• обобщать и предоставлять заинтересованным юридическим и физическим лицам сведения о субъектах агроэкотуризма и оказываемых ими услугах;
• в целях поддержки агроэкотуризма создавать консультационные и информационные центры;
• взаимодействовать с индивидуальными предпринимателями и организациями, осуществляющими туристическую деятельность.
Указом № 365 изменены органы, в обязанности которых входит рассмотрение обращений по существу в сфере деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Ответственными за рассмотрение обращений в этой сфере определены:
1) на местном уровне:
- сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты;
- отделы образования, спорта и туризма местных администраций районов в городах;
- отделы образования, спорта и туризма районных исполнительных комитетов;
- отделы образования, спорта и туризма городских исполнительных комитетов (в городах областного подчинения);
2) на вышестоящем уровне:
- главные управления, управления (отделы) спорта и туризма областных, Минского городского исполнительных комитетов;
- Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.
Ранее такая обязанность была возложена на налоговые органы.
14.11.2017
Яна Глинская, экономист