


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖНИКА КАК СПОСОБ УХОДА ОТ ДОЛГОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ КРЕДИТОРАМ
Реорганизация юридического лица представляет собой важный механизм, позволяющий устранить сложившиеся в деятельности организации проблемы, переориентировать ее направления деятельности или достичь иных поставленных задач. Законодатель, предусмотрев возможность реорганизации юридического лица, руководствуясь презумпцией добросовестности и разумности участников гражданского оборота, не установил достаточные правовые механизмы, которые бы позволили контролировать данный процесс.
Экономический кризис и постоянно растущее количество организаций, испытывающих финансовые трудности, вынудили собственников бизнеса и иных заинтересованных лиц изыскивать механизмы, которые бы позволили разрешить финансовые проблемы. Одним из таких механизмов и является реорганизация юридического лица.
Суть и правовые последствия реорганизации
Как известно, Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) предусматривает 5 форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (п.1 ст.53).
Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство (примечание). В случае, когда необходимо уклониться от погашения кредиторской задолженности, проще говоря, от уплаты долгов, интерес представляет сингулярное правопреемство, при котором права и обязанности реорганизуемого юридического лица будут переданы лишь в определенном объеме либо разделены между вновь созданными юридическими лицами.
Сингулярное правопреемство характерно для таких форм реорганизации юридического лица, как разделение и выделение. Соответственно, в подавляющем числе случаев недобросовестные должники осуществляют реорганизацию в одной из вышеуказанных форм.
Гражданско-правовые последствия осуществления реорганизации в формах разделения и выделения предусмотрены пп.3, 4 ст.54 ГК.
Так, при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п.3 ст.54 ГК).
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п.4 ст.54 ГК).
И в результате разделения, и в результате выделения будут существовать как минимум два юридических лица, при этом переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица определяется в соответствии с разделительным балансом.
Разделительный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь (п.2 ст.55 ГК).
Форма разделительного баланса, в отличие от формы бухгалтерского баланса, не установлена ни ГК, ни иными актами законодательства. Единственным требованием, предъявляемым к разделительному балансу, является необходимость содержания положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Фактически собственник вправе распределить активы и пассивы реорганизуемой организации любым образом, без каких-либо ограничений касаемо их справедливого распределения, что и является тем самым механизмом, которым злоупотребляют недобросовестные кредиторы. Более того, законодательство устанавливает регулирование в отношении понятия «обязательства», при этом не оперируя терминами «активы» и «пассивы».
К примеру, разделительный баланс формируется таким образом, что к одному из вновь созданных юридических лиц переходят права по обязательствам, имеющим более высокую ликвидность. При этом на второе юридическое лицо распределяются обязательства, ликвидность которых значительно ниже (например, дебиторская задолженность должника, находящегося в процедуре банкротства), а также кредиторская задолженность, от уплаты которой должник и стремится уклониться.
В Российской Федерации проблему подобного рода разрешили путем закрепления положения о солидарной ответственности реорганизованного юридического лица и созданных в результате реорганизации юридических лиц в случае, если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов (п.5 ст.60 Гражданского кодекса Российской Федерации). В Российской Федерации практика применения данной нормы получила широкое распространение.
Отечественный ГК, к сожалению, аналогичных положений не содержит. Солидарная ответственность вновь возникших юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами возможна в единственном случае - если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица (п.3 ст.56 ГК). Однако данная ситуация возможна лишь тогда, когда в разделительном балансе вообще будут отсутствовать положения о правопреемстве в отношении обязательства.
Правовые гарантии кредиторов в отношении процедуры реорганизации
Реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кроме того, кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (пп.1, 2 ст.56 ГК).
Порядок уведомления о реорганизации регламентирован ст.23 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»
С одной стороны, законодательство устанавливает обязанность уведомить кредиторов о принятом решении о реорганизации, а также срок, в течение которого данная обязанность должна быть исполнена. С другой стороны, отсутствует ограничение на осуществление государственной регистрации образуемых юридических лиц до истечения вышеуказанного 30-дневного срока.
Должник может направить уведомление о принятом решении о реорганизации и в этот же день осуществить государственную регистрацию вновь возникших юридических лиц. С формальной точки зрения, законодательство не будет нарушено, чем долгое время и злоупотребляли должники. В таких ситуациях кредитор был фактически лишен возможности реализовать предусмотренные ст.56 ГК полномочия.
Наиболее действенным механизмом защиты прав кредиторов в такой ситуации является подача заявления о признании государственной регистрации созданного юридического лица недействительной в порядке, предусмотренном главой 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК). В настоящее время в Республике Беларусь наблюдается коренное изменение подходов правоприменительной практики к рассмотрению дел данной категории.
Процедура рассмотрения заявления о признании государственной регистрации юридического лица недействительной
Дела о признании недействительной государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений (дополнений), внесенных в учредительные документы субъектов хозяйствования, могут быть рассмотрены в порядке главы 25 ХПК по заявлениям субъектов хозяйствования и граждан, чьи права и законные интересы нарушены (разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 10.02.2010 № 02-38/309 «О признании недействительной государственной регистрации»).
Государственная регистрация субъектов хозяйствования, осуществленная на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, может быть признана недействительной по решению суда, рассматривающего экономические дела, с учетом характера допущенных нарушений, в том числе умышленного представления заведомо ложных сведений, и наличия ущерба, причиненного государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иных обстоятельств (часть вторая п.26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение)).
Осуществление (неосуществление) регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридических лиц, изменений в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей могут быть обжалованы в суде, рассматривающем экономические дела, в том числе лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации, в течение 3 лет с даты осуществления (неосуществления) регистрирующим органом государственной регистрации (часть пятая п.24 Положения).
![]() |
Обратите внимание! Особенностью рассмотрения дел вышеуказанной категории является освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины на основании подп.1.26 п.1 ст.257 Налогового кодекса Республики Беларусь.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. льготы по государственной пошлине указаны в ст.285 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Материально-правовое обоснование заявления требования о признании государственной регистрации недействительной
Материально-правовым обоснованием недействительности государственной регистрации вновь возникших юридических лиц выступает следующая правовая позиция.
Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (часть первая п.26 Положения).
Заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь (см. постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1») (п.19 Положения). В заявлении подтверждается, что порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав юридического лица соблюден, в том числе получено согласование с антимонопольным органом в случаях, установленных законодательными актами.
Таким образом, в заявлении по данной категории дел необходимо указать, что несвоевременное уведомление кредитора о предстоящей реорганизации должника нарушило порядок создания юридического лица, образуемого путем реорганизации правопредшественника. Из этого следует, что указанные в поданном в регистрирующий орган заявлении о регистрации вновь созданных юридических лиц сведения о соблюдении порядка его создания не соответствовали действительности, то есть являлись заведомо ложными.
При принятии решения по делу, кроме установления формального нарушения порядка создания юридического лица, суд также изучает, с какой целью была осуществлена реорганизация. Для этого в свою очередь исследуются: решение о реорганизации, разделительный баланс, имеющиеся материалы по инвентаризации, сведения об открытии расчетного счета, сведения о количестве работников и др.
![]() |
Пример Государственная регистрация ООО «Т» была признана недействительной. В обоснование принятого решения суд указал, что при подаче в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации ООО «Т» в данное заявление внесены недостоверные сведения о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации, в частности о соблюдении порядка создания юридического лица в форме выделения. Кроме того, судом было установлено, что заинтересованные лица 1 и 2, реализовав право на реорганизацию, осуществили государственную регистрацию вновь образованного юридического лица на основании заявительного принципа без цели осуществления данным лицом хозяйственной деятельности, чем лишили заявителя права получить встречное удовлетворение по возмездному договору, обязательства по которому в результате реорганизации перешли к ООО «Т». |
О возможности применения мер обеспечения
На практике по вышеуказанной категории дел возникают сложности с применением мер обеспечения.
Суды отказывают в применении мер обеспечения, указывая, что заявителем заявлены требования неимущественного характера, вытекающие из административных правоотношений, - о признании государственной регистрации коммерческой организации недействительной. При этом требования имущественного характера, требующие принятия мер обеспечения в целях исполнения решения суда, не заявлены. В таком случае исполнение решения суда, в случае удовлетворения требований заявителя, будет производиться регистрирующим органом путем внесения соответствующих записей в ЕГР на основании вступившего в законную силу судебного постановления, что не зависит от волеизъявления и действий организаций, в отношении которых указанные записи вносятся.
О праве на компенсацию убытков
Право кредитора реорганизуемого юридического лица потребовать возмещения убытков предусматривает п.2 ст.56 ГК.
На практике доказывание убытков, причиненных осуществленной реорганизацией, затруднительно, вследствие чего практика по данной категории дел незначительна.
Для взыскания убытков кредитору необходимо доказать, что именно реорганизация является причиной возникновения убытков. Как правило, возникновение убытков опосредованно связанно с реорганизацией, что при нынешнем подходе судебной системы делает взыскание убытков затруднительным.
Кроме гражданско-правового порядка защиты прав и законных интересов, в рассматриваемой ситуации кредитор вправе обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
В этой связи интерес представляет факт возбуждения прокуратурой Гродненской области по материалам Слонимского межрайотдела финансовых расследований уголовных дел по факту лжепредпринимательства и уклонения от погашения кредиторской задолженности в отношении руководителей и участников Слонимского строительного предприятия:
«Несмотря на многолетнее выполнение строительных работ по всей республике, фирма не избежала долгов, причем обоюдных. Уже в конце 2015 г. она задолжала ряду кредиторов за поставленные товарно-материальные ценности, использованные в строительстве. В то же время и с фирмой не все заказчики рассчитались за услуги.
Погасить свои долги за счет этой дебиторской задолженности Слонимская фирма не могла, но можно было расплатиться за счет активов и имущества. Однако фирма не стала исполнять обязательства перед кредиторами (хотя некоторые кредиторы уже имели решения экономических судов о взыскании задолженности).
Летом 2016 г. директор коммерческого предприятия вместе с сыном создал новую организацию, которую выделили из прежней фирмы-должника. Новому субъекту передали многомиллиардные долги перед кредиторами и проблемную дебиторскую задолженность, большая часть которой приходилась на предприятия, находившиеся в стадии банкротства. Новичку передали и часть неликвидного имущества прежнего должника (например, неиспользуемую и разукомплектованную технику). При таких условиях понятно, что вновь созданное предприятие до сих пор не работает, не имеет штата и фактически является неплатежеспособным.
Установленные обстоятельства позволяют квалифицировать действия руководителей и учредителей обеих фирм (то есть прежнего и нового должников) как лжепредпринимательство, сопряженное с причинением ущерба кредиторам в особо крупном размере, а также уклонение от погашения кредиторской задолженности. Максимальное наказание, предусмотренное статьями Уголовного кодекса, по которым возбуждены уголовные дела, предполагает лишение свободы сроком до 7 лет с конфискацией имущества» (http://www.kgk.gov.by/ru/news-press-center-ru/view/v-slonime-presecheny-fakty-lzhepredprinimatelstva-i-uklonenija-ot-pogashenija-kreditorskoj-zadolzhennosti-108490).
Рекомендации кредиторам
В заключение отметим, что в законодательстве Республики Беларусь содержатся пробелы, которые позволяют недобросовестным должникам уклоняться от уплаты долгов, в том числе путем реорганизации. Кредитор для защиты собственных интересов и возврата долга должен занимать активную позицию и действовать всеми возможными правовыми механизмами. Так, рекомендуется, кроме подачи заявления о признании государственной регистрации вновь возникших юридических лиц в суд, обращаться с заявлением в правоохранительные органы. Активная позиция кредитора и всестороннее воздействие на должника могут подвигнуть последнего на погашение кредиторской задолженности.
Примечание. Гражданское право. В 3 т. Т.1: учебник / А.В.Каравай [и др.]; под ред. В.Ф.Чигира. - Минск: Амалфея, 2008.
22.11.2017
Андрей Толочко, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА»
Андрей Лойша, помощник адвоката адвокатского бюро «РЕВЕРА»
По этой теме также см.:
1. Алгоритм действий по реорганизации юридического лица в форме выделения.
2. Реорганизация юридического лица.
3. Заявление о признании государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, недействительной.