


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ЧЕРЕЗ ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ
Административные процедуры в электронной форме
Поручение Президента Республики Беларусь установить перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг, определив сроки проведения организационно-технических мероприятий по созданию условий для осуществления таких процедур через единый портал электронных услуг и способы доступа к названному порталу с учетом обеспечения технической готовности единого портала электронных услуг, государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится осуществление административных процедур (абзац 4 части первой ст.3 Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 № 17-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "Об основах административных процедур"»), реализовано в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2017 № 529 «Об административных процедурах, подлежащих осуществлению в электронной форме».
![]() |
Справочно Перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг в отношении: • граждан, см. здесь; • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, см. здесь.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2024 г. действует перечень административных процедур, заявления заинтересованных лиц по которым подаются в электронной форме через единый портал электронных услуг, согласно приложению к постановлению Совмина от 26.04.2024 № 322. |
Вместе с тем для создания условий осуществления административных процедур в электронной форме через единый портал электронных услуг Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 23.10.2017 № 797 (далее - постановление № 797), которое вносит изменение и дополнения в Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645.
Данные изменения касаются:
• представления информации на официальных сайтах государственных органов и организаций на двух государственных языках - русском и (или) белорусском, - за исключением текстов нормативных правовых актов (извлечений из них), которые приводятся на языке их принятия (издания), и форм (бланков) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, которые представляются на языке их установления;
• размещения информации на главной странице интернет-сайта в части добавления рубрики о порядке подачи заявлений об осуществлении административных процедур в электронной форме (при ее наличии).
Данное требование касается государственных органов (иных организаций), осуществляющих административные процедуры в электронной форме через единый портал электронных услуг;
• предоставления равных возможностей для пользователей, имеющих ограничения по зрению.
![]() |
Справочно Данные корректировки проведены в соответствии с: • подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»; • частью четвертой ст.62 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»; • ст.7 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. норма части четвертой ст.62 Закона № 361-З содержится в части второй п.2 ст.60 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». |
Реализация постановления № 797 повлечет расходование дополнительных бюджетных средств на разработку (модернизацию) интернет-сайтов государственных органов, поддержание технических возможностей и специальных технологий для удобства пользователей с целью удовлетворения потребностей пользователей в наличии версий интернет-сайтов на государственных языках, версии для инвалидов по зрению. Исходя из необходимости своевременного планирования бюджетных средств основные нормы постановления вступают в силу с 1 января 2019 г.
При этом подп.1.3 п.1 постановления № 797, касающийся порядка подачи заявлений об осуществлении административных процедур в электронной форме (при ее наличии), вступил в силу с 15 июля 2017 г.
Алгоритм осуществления административных процедур в электронной форме через единый портал электронных услуг
Шаг 1 | |
Регистрация на едином портале электронных услуг | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Авторизация на портале | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Заполнение электронного заявления об осуществлении электронной процедуры | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Оплата процедуры | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Получение электронного решения |
Шаг 1. Регистрация на едином портале электронных услуг
Зарегистрироваться на портале https://portal.gov.by/ (раздел «Регистрация») можно двумя способами:
• через электронную почту путем заполнения регистрационной формы. Получив сообщение по электронной почте, необходимо активировать личный кабинет пользователя;
• через электронную цифровую подпись. В этом случае следует придерживаться соответствующей инструкции.
![]() |
Справочно Получить ключ ЭЦП можно в региональных регистрационных центрах республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (РУЦ ГосСУОК), который осуществляет все необходимые процедуры, связанные с открытым ключом ЭЦП, сертификатом открытого ключа и самой ЭЦП. Подробнее о функционировании РУЦ ГосСУОК и получении ключа электронной цифровой подписи см. https://nces.by/pki/. |
Шаг 2. Авторизация на портале
Авторизация зависит от способа регистрации: либо с использованием логина и пароля, либо с использованием ЭЦП.
Наряду с уже традиционной ЭЦП, граждане могут идентифицироваться с помощью уникального идентификатора.
![]() |
Справочно Уникальный идентификатор - средство идентификации гражданина при осуществлении административных процедур в электронной форме через личный электронный кабинет, в отношении которых законодательством об административных процедурах установлена такая форма их осуществления (абзац 5 п.2 Положения о порядке получения уникального идентификатора, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2017 № 637). Порядок получения уникального идентификатора определен в этом Положении. |
Конкретный способ авторизации напрямую зависит от сложности и значимости процедуры. Чем она важнее, тем более высоким будет уровень идентификации (п.7 Положения об общегосударственной автоматизированной информационной системе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2011 № 1074).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 декабря 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2019 № 460 «Об общегосударственной автоматизированной информационной системе». С 28 марта 2020 г. постановление № 1074 утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2020 № 159. |
Шаг 3. Заполнение электронного заявления об осуществлении электронной процедуры
Электронное заявление об осуществлении электронной процедуры заполняется в личном кабинете пользователя.
Перечень административных процедур в соответствии с правами пользователя отобразится в его личном кабинете.
Шаг 4. Оплата процедуры
При заказе электронной процедуры в личном кабинете пользователя формируется 30-значный код - номер заказа, с помощью которого оплачивается данная процедура любым удобным способом (например, через любое отделение банка, ЕРИП).
В личном кабинете пользователь прикрепляет электронный вид квитанции об оплате административной процедуры.
Шаг 5. Получение электронного решения
Электронное заявление уполномоченный государственный орган рассматривает в том же порядке, что и заявления в письменной форме, но с учетом некоторых особенностей.
После выполнения административной процедуры уполномоченным органом в личном кабинете пользователя отобразится решение по результатам оказания административной процедуры.
Доступ инвалидов по зрению к информации на интернет-сайтах
С принятием постановления № 797 одним из требований к размещению информации на интернет-сайтах государственных органов и организаций является доступность для инвалидов по зрению в соответствии с требованиями, определенными в технических нормативных правовых актах. С этой целью государственным органам и организациям требуется провести соответствующую модернизацию интернет-сайтов.
Необходимо, чтобы версии интернет-сайтов, адаптированные для инвалидов по зрению, соответствовали требованиям государственных стандартов Республики Беларусь, введенных в действие с 1 сентября 2013 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.01.2013 № 7:
• СТБ 2304-2013 «Интернет-ресурсы. Общие требования доступности для инвалидов по зрению»
• СТБ 2305-2013 «Синтезаторы речи для специальных компьютерных рабочих мест инвалидов по зрению. Общие технические требования»
Одно из неотъемлемых требований к версии интернет-сайта для инвалидов - доступность всех функций сайта при помощи клавиатуры.
Версия интернет-сайта для инвалидов по зрению должна поддерживать специальные технологии для людей с разной степенью ограничений возможностей зрения (полностью слепых, с ослабленным зрением). Современные информационные технологии позволяют таким людям получать информацию наравне со здоровыми благодаря решениям (например, экранная лупа, увеличение шрифта программными средствами, озвучивание текста с помощью компьютерных программ), разработанным учеными и инженерами разных стран.
Специальные возможности для просмотра содержимого интернет-сайта инвалидами по зрению заключаются в том, что пользователь должен иметь возможность доступа к интернет-ресурсам, информация на сайте должна быть представлена в виде текста, все изображения необходимо сопровождать комментариями, таблицы должны иметь степень вложенности не более трех, каждая таблица должна иметь не более 15 ячеек.
Модернизация сайтов для слабовидящих подразумевает создание второй версии сайта, которая будет доступна по ссылке «Версия сайта для слабовидящих». Таким образом, благодаря наличию дополнительной версии сайта для слабовидящих людей все люди с ограниченными возможностями зрения смогут найти на сайте необходимую информацию.
Для удобства пользователей следует также обеспечить совместимость интернет-сайтов государственных органов с веб-браузерами сети Интернет.
27.12.2017
Николай Лимож, юрист