


Материал помещен в архив
ПАСПОРТИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
К обязанностям нанимателя относится проведение в организации паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда.
![]() |
Справочно Паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда - это документальное оформление оценки фактического состояния условий и охраны труда в целях разработки и реализации мероприятий по приведению их в соответствие с законодательством об охране труда (далее - паспортизация). |
Проведение паспортизации регламентируется Инструкцией по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.02.2004 № 11 (далее - Инструкция), которая распространяется на нанимателей всех организационно-правовых форм независимо от формы собственности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. Инструкция на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 07.05.2020 № 47 утратила силу. |
Паспортизация проводится ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года на основании приказа по организации, в котором определяются:
• сроки проведения паспортизации;
• объекты, подлежащие паспортизации;
• порядок сбора и обобщения исходных данных;
• лица, осуществляющие паспортизацию.
Ответственный за проведение паспортизации и разработку необходимых мероприятий по охране труда: | |||||||
в организации | в структурном подразделении | ||||||
|
| ||||||
Руководитель организации |
Руководитель структурного подразделения |
К проведению паспортизации привлекаются работники отделов и служб (при их наличии):
• главного механика, технолога, энергетика (далее - ОГМ, ОГТ, ОГЭ);
• труда и заработной платы (далее - ОТиЗ);
• капитального строительства (далее - ОКС);
• медико-санитарной части, здравпункта (далее - МЗ);
• кадров (далее - ОК);
• других структурных подразделений организации.
Служба охраны труда (далее - СОТ) оказывает методическую помощь в проведении паспортизации (п.8 Инструкции).
Объекты паспортизации | ||||
Рабочие места |
Структурные подразделения |
В случае если структурное подразделение территориально разобщено или условия труда (по характеру производственных факторов) не являются одинаковыми для работников этого подразделения, то в качестве объекта паспортизации может быть принята группа рабочих мест, характеризующихся идентичными условиями труда (мастерская, помещение) (п.5 Инструкции).
В соответствии с Инструкцией и на основе типового паспорта состояния условий и охраны труда (приложение 1 к Инструкции) разрабатываются:
Паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда | ||||
организации |
структурного подразделения |
В паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда (далее - паспорт) вносятся данные:
• о количестве рабочих мест, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;
• характеризующие состояние санитарно-бытового обеспечения работников организации;
• о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности (без отпусков по беременности и родам) (п.4 Инструкции).
Паспорт организации заполняется на основе паспортов структурных подразделений, содержащих:
• результаты обследования рабочих мест, санитарно-бытовых помещений, зданий и сооружений;
• результаты замеров факторов производственной среды;
• другие показатели.
При этом допускается использование материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, лабораторных измерений, проводимых на протяжении года, а также результаты ранее проводимых измерений на рабочих местах, условия труда на которых не претерпели изменений (п.10 Инструкции).
Исследования условий труда и инструментальные замеры факторов производственной среды проводятся лабораториями, прошедшими аккредитацию в области исследований и замеров факторов производственной среды в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»
В паспорт организации (структурного подразделения) с учетом характера трудовой деятельности работников наниматель может внести дополнительно (или исключить) отдельные показатели условий труда.
Показатели, характеризующие состояние радиационной безопасности на рабочих местах организаций, использующих источники ионизирующего излучения согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2006 № 797 «О радиационно-гигиеническом паспорте пользователя источников ионизирующего излучения, порядке его ведения и использования», вносятся в радиационно-гигиенические паспорта.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 августа 2020 г. действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2020 № 443 «О радиационно-гигиеническом паспорте пользователя источника ионизирующего излучения». |
Паспорт структурного подразделения ведется по форме, аналогичной паспорту организации, согласно приложению 1 к Инструкции (без заполнения п.1).
ПАСПОРТ
санитарно-технического состояния условий и охраны труда
_______________________________________________________________
(организации, структурного подразделения)
Показатели | Единица измерения | Всего | ||||
20__ г. | 20__ г. | 20__ г. | 20__ г. | 20__ г. | ||
1. Общее количество структурных подразделений (цехов, участков) - всего |
ед. |
Данные из ОТиЗ, ОК, СОТ | ||||
из них проведена паспортизация |
ед. | |||||
2. Общее количество рабочих мест |
ед. |
Данные из ОТиЗ, ОК, СОТ | ||||
из них проведена паспортизация |
ед. | |||||
3. Численность работников - всего |
чел. |
Данные из ОТиЗ, ОК | ||||
в том числе женщин |
чел. | |||||
4. Количество зданий, сооружений, находящихся в технически неудовлетворительном состоянии, - всего |
ед. |
Данные из ОКС | ||||
из них подлежат: | ||||||
4.1. выводу из эксплуатации |
ед. | |||||
4.2. реконструкции |
ед. | |||||
4.3. ремонту |
ед. | |||||
5. Количество технологического оборудования, подлежащего замене (модернизации) |
ед. |
Данные из ОГМ, ОГТ, ОГЭ | ||||
6. Рабочие места, характеризующиеся тяжестью и напряженностью труда: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
6.1. 3-й класс по тяжести труда |
ед. | |||||
6.2. 3-й класс по напряженности труда |
ед. | |||||
7. Условия труда, не соответствующие государственным нормативным требованиям по охране труда: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
количество рабочих мест - всего |
ед. | |||||
численность работников - всего |
чел. | |||||
в том числе женщин |
чел. | |||||
7.1. по запыленности воздушной среды: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
количество рабочих мест |
ед. | |||||
численность работников |
чел. | |||||
в том числе женщин |
чел. | |||||
7.2. по загазованности воздушной среды: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
количество рабочих мест |
ед. | |||||
численность работников |
чел. | |||||
в том числе женщин |
чел. | |||||
7.3. по шуму: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
количество рабочих мест |
ед. | |||||
численность работников |
чел. | |||||
в том числе женщин |
чел. | |||||
7.4. по вибрации: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
количество рабочих мест |
ед. | |||||
численность работников |
чел. | |||||
в том числе женщин |
чел. | |||||
7.5. по освещенности: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
количество рабочих мест |
ед. | |||||
численность работников |
чел. | |||||
в том числе женщин |
чел. | |||||
7.6. по уровню неионизирующего излучения: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
количество рабочих мест |
ед. | |||||
численность работников |
чел. | |||||
в том числе женщин |
чел. | |||||
7.7. по параметрам микроклимата: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
количество рабочих мест |
ед. | |||||
численность работников |
чел. | |||||
в том числе женщин |
чел. | |||||
8. Санитарно-бытовое обеспечение (требуется/недостает): | Данные из ОКС, таблицы 4 | |||||
8.1. гардеробные |
мест | |||||
8.2. душевые |
сеток | |||||
8.3. умывальные |
кранов | |||||
8.4. помещения для личной гигиены женщин |
ед./м2 | |||||
9. Помещения для общественного питания (требуется /недостает): | Данные из ОКС, таблицы 4 | |||||
9.1. столовые |
посадочных мест | |||||
9.2. буфеты | ||||||
9.3. комнаты приема пищи | ||||||
10. Кабинеты по охране труда (требуется/недостает): |
ед./м2 |
Данные из ОКС, СОТ | ||||
11. Организации здравоохранения (требуется/недостает): | Данные из МЗ, таблицы 4 | |||||
11.1. медико-санитарные части |
посещений в смену / коек | |||||
11.2. здравпункты | ||||||
12. Численность работников, пользующихся: | Данные из ОТиЗ, СОТ | |||||
12.1. дополнительным отпуском / сокращенным рабочим днем |
чел./чел. | |||||
получающих: | ||||||
12.2. лечебно-профилактическое питание |
чел. | |||||
12.3. молоко |
чел. | |||||
13. Данные о производственном травматизме и заболеваемости: | Данные из МЗ, СОТ | |||||
13.1. количество пострадавших от производственных травм за отчетный период - всего |
чел. | |||||
из них: | ||||||
с тяжелым исходом |
чел. | |||||
со смертельным исходом |
чел. | |||||
13.2. коэффициент частоты производственного травматизма (Кч) | (количество травм / количество человек) × × 1 000 | |||||
13.3. средняя продолжительность нетрудоспособности одного потерпевшего в днях - коэффициент тяжести (Кт) | ||||||
13.4. количество профессиональных заболеваний, выявленных за отчетный год в случаях | Данные из МЗ, СОТ | |||||
13.5. заболеваемость с временной утратой трудоспособности (без отпусков по беременности и родам) на 100 работников: | Данные из МЗ, СОТ | |||||
в случаях | (количество листков нетрудоспособности / / количество человек) × 100 | |||||
в календарных днях | (количество дней в листках нетрудоспособности / количество человек) × 100 | |||||
14. Работники, подлежащие медицинскому осмотру: |
чел. |
Данные из ОК, СОТ | ||||
из них прошли осмотр |
чел. |
Руководитель организации (структурного подразделения) | |||
_____________ |
«___» ______________ 20__ г. | ||
(подпись) |
|||
_____________ |
«___» ______________ 20__ г. | ||
_____________ |
«___» ______________ 20__ г. |
К паспорту структурного подразделения прилагаются таблицы (согласно приложениям 2-5 к Инструкции), в которые вносятся данные с учетом действующих нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, на момент проведения паспортизации.
В таблице 1 указываются категория производственных помещений и класс зон производственных помещений (цеха, участка) по взрывопожарной и пожарной опасности (при ее заполнении в первый раз). Дополнительные записи вносятся по тем помещениям, где произошли изменения по данным показателям (с указанием даты) (приложение 2 к Инструкции).
В таблице 2 - рабочие места в производственных помещениях структурного подразделения, не соответствующих установленным нормам по площади и объему на одного работника, а также здания (сооружения), находящиеся в технически неудовлетворительном состоянии (приложение 3 к Инструкции).
В таблице 3 указываются рабочие места (участка, мастерской), на которых производственные факторы (шум, вибрация, запыленность, загазованность воздуха и др.) превышают предельно допустимые уровни или концентрации, установленные санитарно-гигиеническими нормами. При паспортизации не учитываются факторы производственной среды, изменяющиеся в зависимости от погодных и климатических условий (приложение 4 к Инструкции).
В таблице 4 содержатся сведения по санитарно-бытовому обеспечению работников (участка, мастерской) (приложение 5 к Инструкции).
Указанные таблицы подписываются лицами, принимавшими участие в их составлении.
20.03.2018
Александр Тылиндус, инженер по охране труда и учредитель закрытого акционерного общества «БелНовация»