


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ В ИНСТРУКЦИИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.
Комментарий к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.05.2018 № 98
Корректировки в существующую процедуру ведения исполнительного производства внесены в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее - Инструкция по исполнительному производству), постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.05.2018 № 98, которое вступило в силу 19 мая 2018 г.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться Инструкцией по исполнительному производству с изменениями, внесенными постановлением Минюста от 21.05.2021 № 92. |
Изменения носят точечный характер и основаны на годичном опыте работы по правилам Инструкции по исполнительному производству.
В основном изменения направлены на то, чтобы устранить выявленные пробелы в законодательстве и снизить количество спорных ситуаций, которые прямо не урегулированы Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве».
Рассмотрим их.
1. Появился механизм исправления опечаток и описок в актах, которые составляются судебным исполнителем.
Часть пятая п.9 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Судебный исполнитель имел возможность исправлять описки или арифметические ошибки только в своих постановлениях. Делалось это путем вынесения постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление. Порядок внесения изменения в другие документы судебного исполнителя не был предусмотрен | Судебный исполнитель получил возможность исправлять описки и арифметические ошибки в составленных им актах путем вынесения постановления о внесении изменений в ранее составленный акт. Делается это по заявлению участника исполнительного производства или инициативе судебного исполнителя |
Комментарий. Устранение этого пробела в полномочиях судебного исполнителя позволит более быстро и эффективно решить проблему корректировки акта без необходимости составлять новый акт, для которого часто требуется выезд на место, присутствие представителей должника и взыскателя |
2. Появилась возможность производить замену выбывшей стороны исполнительного производства в части.
Пункт 12 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Судебный исполнитель имел возможность произвести замену выбывшей стороны исполнительного производства. Но не был решен вопрос о том, можно ли это сделать, если изменение касается только части долга, например в случае уступки права требования части долга | Судебный исполнитель получил возможность производить замену выбывшей стороны исполнительного производства как полностью, так и в части. При уступке права требования к должнику в исполнительном производстве появятся два взыскателя - предыдущий и новый кредитор |
Комментарий. Это защищает интересы взыскателей от необоснованного отказа в замене стороны и необходимости отдельно подавать заявление о возбуждении исполнительного производства, что вело к потере очередности |
3. Изменился момент, с которого судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство при подаче жалобы на него.
Пункт 24 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Судебный исполнитель был вправе приостановить исполнительное производство в случае принятия к рассмотрению жалобы на постановление или действие (бездействие) судебного исполнителя | Судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство в случае подачи жалобы на его постановление или действие (бездействие) |
Комментарий. Вынесение отдельного документа о принятии жалобы к рассмотрению не предусмотрено, поэтому в спорных ситуациях подтвердить подачу жалобы и наличие оснований для приостановления исполнительного производства было сложно |
4. Появилась процедура изменения суммы взыскания в рамках возбужденного исполнительного производства.
Часть шестая п.31 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
После рассмотрения судом заявления об индексации суммы долга или вынесения постановления об изменении размера административного взыскания необходимо было возбуждать отдельное исполнительное производство | В случае предъявления к исполнению исполнительного листа на основании решения об индексации долга или постановления об изменении размера административного взыскания судебный исполнитель добавляет новую сумму к долгу по уже возбужденному исполнительному производству |
Комментарий. Данное новшество защитит интересы взыскателей, когда в отношении должника возбуждено большое количество исполнительных производств, так как не нужно возбуждать отдельное исполнительное производство о взыскании дополнительных сумм и ждать наступления очередности |
5. Закреплено правило: 1 исполнительный документ = 1 исполнительное производство.
Часть вторая п.36 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
К одному заявлению о возбуждении исполнительного производства можно было приложить несколько исполнительных документов. По такому заявлению возбуждалось одно исполнительное производство | К каждому исполнительному документу должно прилагаться одно заявление о возбуждении исполнительного производства, даже если эти документы были выданы на основании одного решения суда |
Комментарий. Если не соблюдать это правило, судебный исполнитель возвратит заявление без возбуждения исполнительного производства, что повлечет потерю времени при взыскании |
6. Исполнительное производство может быть возбуждено в отношении индивидуального предпринимателя, исключенного из ЕГР, как физического лица.
Часть седьмая п.35 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Если заявление о возбуждении исполнительного производства подавалось в отношении ИП, исключенного из ЕГР, судебный исполнитель его возвращал без возбуждения исполнительного производства | Если после исключения ИП из ЕГР в отношении этого ИП подается заявление о возбуждении исполнительного производства, исполнительное производство должно быть возбуждено, но уже как в отношении гражданина |
Комментарий. Такое нововведение защитит интересы взыскателей и поможет оптимизировать действия по принудительному исполнению |
7. Изменены правила определения места совершения исполнительных действий в отношении должника-гражданина и ИП.
Пункт 44 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Исполнительное производство в отношении гражданина и ИП могло вестись: |
Исполнительное производство в отношении гражданина ведется по месту его жительства (пребывания) или по месту нахождения его имущества. Исполнительное производство в отношении ИП ведется по месту нахождения его имущества или осуществления им хозяйственной деятельности |
Комментарий. Такое распределение важно для корректного определения отдела принудительного исполнения, в который нужно подавать заявление о возбуждении исполнительного производства, чтобы исключить необоснованную потерю времени на пересылку заявления между отделами |
8. Для применения меры по обеспечению исполнения нужно подавать отдельное ходатайство и только после возбуждения исполнительного производства.
Часть вторая п.51 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Ходатайство о применении меры по обеспечению могло быть включено в текст заявления о возбуждении исполнительного производства или оформлено в виде приложения к этому заявлению. Подать такое ходатайство можно было одновременно с заявлением о возбуждении исполнительного производства | Ходатайство о применении меры по обеспечению исполнения может быть заявлено только в виде отдельного ходатайства взыскателя. Подать такое заявление можно только после возбуждения исполнительного производства |
Комментарий. Если не соблюсти новые правила подачи ходатайства, судебный исполнитель может отказать в его рассмотрении и не применить к должнику мер по обеспечению |
9. Установлен порядок взыскания долга в белорусских рублях, если в исполнительном документе указана сумма долга в иностранной валюте.
Абзац 2 части третьей п.65 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Отсутствовала возможность перечисления кредитору взысканных сумм в белорусских рублях, если сумма долга в исполнительном документе была указана в иностранной валюте | Если исполнительный документ выдан в иностранной валюте, деньги могут перечисляться взыскателю и в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату перечисления. Для этого необходимо подать письменное заявление |
10. Установлен порядок взыскания принудительного сбора в белорусских рублях, если в исполнительном документе указана сумма долга в иностранной валюте.
Абзац 3 части третьей п.65 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Не был предусмотрен порядок определения курса белорусского рубля к иностранной валюте при взыскании принудительного сбора в белорусских рублях, если сумма долга исчислялась в иностранной валюте | При исчислении долга в иностранной валюте принудительный сбор взыскивается в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату вынесения постановления об удержании принудительного сбора |
Комментарий. Такой порядок важен для должника для прогнозирования последствий неисполнения требований по исполнительному документу в добровольном порядке |
11. Предусмотрены дополнительные критерии, при которых реализация имущества должника может быть признана экономически нецелесообразной.
Пункт 113 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Реализация имущества должника признавалась экономически нецелесообразной, если расходы на оценку и (или) реализацию имущества превышали стоимость этого имущества | Реализация имущества признается экономически нецелесообразной, если расходы на оценку, изъятие, хранение, перевозку, реализацию такого имущества превышают его стоимость |
Комментарий. Расширение перечня расходов увеличит количество случаев, когда имущество должника может быть оставлено за взыскателем в счет погашения долга |
12. Конкретизирован порядок определения размера вознаграждения, которое выплачивается реализующей организации, в зависимости от стоимости имущества.
Часть четвертая п.116 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Размер вознаграждения реализующей организации не мог превышать 10 % стоимости реализованного имущества. Критериев определения конкретного размера вознаграждения установлено не было | Размер вознаграждения зависит от стоимости реализованного имущества (позиции, лота) и составляет не более: 10 % - при стоимости имущества до 1 000 БВ; 9 % - при стоимости имущества от 1 000 до 2 000 БВ; 8 % - при стоимости имущества от 2 000 до 3 000 БВ; 7 % - при стоимости имущества от 3 000 до 4 000 БВ; 6 % - при стоимости имущества от 4 000 до 5 000 БВ; 5 % - при стоимости имущества от 5 000 до 7 000 БВ; 4 % - при реализации имущества стоимостью от 7 000 до 10 000 БВ; 3 % - при стоимости имущества от 10 000 до 15 000 БВ; 2 % - при стоимости имущества от 15 000 до 30 000 БВ; 1 % - при стоимости имущества свыше 30 000 БВ |
Комментарий. Установленная шкала размера вознаграждения позволит оптимизировать издержки, связанные с исполнением исполнительного документа, которые ложатся на должника |
13. Определен срок, по истечении которого судебный исполнитель возвращает взыскателю исполнительный документ, если у него отсутствует возможность перечислить денежные средства взыскателю.
Часть третья п.187 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Если у судебного исполнителя отсутствовала возможность при надлежащем уведомлении взыскателя перечислить или передать ему денежные средства, денежные средства возвращались должнику или распределялись между иными взыскателями, исполнительный документ возвращался взыскателю. При этом срок, который должен истечь после надлежащего уведомления взыскателя, установлен не был | Если у судебного исполнителя по истечении 1 месяца со дня надлежащего уведомления взыскателя о необходимости предоставления реквизитов для перечисления денег отсутствует возможность перечислить (выдать) ему эти деньги, исполнительный документ возвращается взыскателю, денежные средства возвращаются должнику или распределяются между иными взыскателями |
Комментарий. Новый порядок предоставит взыскателю больше возможностей реализовать свои права на получение взысканных денежных средств |
14. Установлен срок для составления судебным исполнителем акта по результатам проведения электронных торгов субъектом торговли или специализированной организацией.
Пункт 152 Инструкции по исполнительному производству | |
Было |
Стало |
Не был установлен срок, в течение которого судебный исполнитель должен составить акт о проведенных торгах, если электронные торги проводились субъектом торговли или специализированной организацией | Акт о проведенных торгах должен быть составлен в течение 1 дня с момента поступления судебному исполнителю от субъекта торговли и специализированной организации документов, оформленных по результатам электронных торгов |
Комментарий. Установление такого срока сократит случаи возможной волокиты в исполнительном производстве |
28.06.2018
Юлия Ошмян, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА»