Комментарий от 09.07.2018
Автор: Глинская Я.

Торговый реестр: необходимость или обязанность? Порядок включения сведений изменился. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2018 № 351


СОДЕРЖАНИЕ

 

Условия торговли, общепита и бытовых услуг либерализированы

Изменения в составе сведений Торгового реестра

Торговая сеть сама рассчитывает свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров

Режим работы согласовывать не нужно

Когда могут отказать во внесении сведений в Торговый реестр

Уточнены источники информации для формирования сведений Торгового реестра

Порядок исключения объектов из Торгового реестра упрощен

Сведения, которые можно найти в открытом доступе

Уведомительный принцип начала деятельности: есть коллизия норм законодательства

Сведения из Торгового реестра - практическая польза для бизнеса

 

Материал помещен в архив

 

ТОРГОВЫЙ РЕЕСТР: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ? ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ИЗМЕНИЛСЯ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2018 № 351

Комментируемым постановлением (далее - постановление № 351) внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 № 1227 «Об утверждении Положения о Торговом реестре Республики Беларусь и Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов» (далее - постановление № 1227).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. действуют Положение о Торговом реестре Республики Беларусь и Положение об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, утв. постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363.

Условия торговли, общепита и бытовых услуг либерализированы

В постановлении № 1227 реализованы положения Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7) о развитии предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности при осуществлении экономической деятельности в сферах торговли, общественного питания. Декретом № 7 предусмотрен ряд либеральных условий для субъектов хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Установлено, что такие субъекты:

• создают стационарные торговые объекты, объекты общественного питания, торговые центры вне зависимости от наличия таких объектов на схемах размещения стационарных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, разрабатываемых и утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами, если при этом не нарушаются требования градостроительной документации (абзац 2 подп.4.1 п.4 Декрета № 7);

• самостоятельно устанавливают режим работы принадлежащих им розничных торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, режим работы без (вне) торговых объектов, торговых центров, рынков без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и обеспечивают его соблюдение. Исключение составляет режим работы таких объектов после 23:00 и до 7:00, который подлежит согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения таких объектов (абзац 3 подп.4.1 п.4 Декрета № 7);

• не представляют сведения о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр Республики Беларусь (далее - Торговый реестр, реестр). При этом субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, самостоятельно рассчитывают свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах области, г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год (абзац 8 подп.4.1 п.4 Декрета № 7);

• вправе использовать для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания объекты недвижимого имущества по назначению, отличному от назначения, указанного в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования (абзац 3 подп.5.12 п.5 Декрета № 7).

Изменения в составе сведений Торгового реестра

С учетом вышеперечисленных положений постановлением № 351 в Положении о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденном постановлением № 1227 (далее - Положение о Торговом реестре), оптимизирован состав сведений Торгового реестра.

В частности, из реестра исключены сведения о:

• методах продажи товаров (для стационарного розничного торгового объекта);

• складских площадях (складском объеме, объеме единовременного хранения товаров) оптовых торговых объектов;

• назначении объектов недвижимого имущества, используемых для создания торговых объектов, объектов общественного питания, праве владения или пользования таким имуществом;

• площади торгового зала розничного торгового объекта;

• руководителе торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка;

• номере и дате выдачи разрешения на создание рынка, наименование органа, выдавшего разрешение на создание рынка;

• режиме работы торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю без (вне) торговых объектов, в том числе интернет-магазинов;

• состоянии торговли, в том числе розничном товарообороте, включая продовольственные товары, оптовом товарообороте субъектов торговли, торговых объектов, интернет-магазинов за предыдущий финансовый год, удельном весе торговых сетей в общем товарообороте за предыдущий финансовый год, доле субъектов торговли, осуществляющих торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год.

Соответственно, данные сведения не должны указываться в представляемых субъектами хозяйствования заявлениях о включении сведений в Торговый реестр либо о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, ранее внесенные в Торговый реестр. Формы таких заявлений утверждены постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 24.12.2014 № 41 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227» и должны быть приведены в соответствие с постановлением № 351.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2018 г. следует руководствоваться постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 05.06.2018 № 46 «Об установлении перечня товаров розничной и оптовой торговли и форм уведомлений».

 

Постановлением № 351 уточнено, что в Торговом реестре содержатся сведения о реализуемых классах, группах и (или) подгруппах товаров согласно перечню товаров розничной и оптовой торговли, утверждаемому Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - МАРТ). Ранее предусматривалось, что реализуемые классы, группы и (или) подгруппы товаров должны соответствовать перечню потребительских товаров, утверждаемому МАРТ. Для этих целей используется в настоящее время перечень потребительских товаров, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 24.12.2014 № 41, который включает в себя только товары, реализуемые в розничной торговый сети. Учитывая нормы постановления № 351, предполагается изменение структуры данного перечня с целью применения его для оптовой торговли.

Торговая сеть сама рассчитывает свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров

Исключена также обязанность МАРТ ежегодно до 1 августа рассчитывать удельный вес торговых сетей в общем товарообороте за предыдущий финансовый год, долю субъектов торговли, осуществляющих торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов (за исключением юридических лиц системы потребительской кооперации), в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год. Теперь субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, самостоятельно рассчитывают свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров.

Подробнее этот вопрос рассмотрен в разделе «Сведения о торговом реестре - практическая польза для бизнеса».

Режим работы согласовывать не нужно

Из Положения о Торговом реестре постановлением № 351 исключены нормы, касающиеся согласования режима работы торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю без (вне) торговых объектов, в том числе интернет-магазинов. Ранее было предусмотрено, что заявление о включении сведений в Торговый реестр представляется с приложением к нему заявления о согласовании режима работы торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка, субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю без (вне) торговых объектов, в том числе интернет-магазина. Соответственно, без согласования режима работы объекта сведения о нем в Торговый реестр не могли быть внесены. Постановлением № 351 данная зависимость устранена.

Когда могут отказать во внесении сведений в Торговый реестр

Постановлением № 351 в Положении о Торговом реестре сохранено только одно дополнительное основание для отказа во внесении местным исполнительным и распорядительным органом сведений в Торговый реестр - несоответствие сведений, представленных заявителем, информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе «Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц)» и (или) автоматизированной информационной системе Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Общие основания для отказа в осуществлении данной административной процедуры предусмотрены в ст.25 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур». Отказ во внесении сведений в Торговый реестр по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.

Напомним, что ранее к основаниям для внесения сведений в Торговый реестр также относились:

• создание розничного стационарного торгового объекта торговой площадью 400 и более квадратных метров, в том числе магазина современного формата, стационарного объекта общественного питания на 60 и более мест, торгового центра, рынка не в соответствии со схемой размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемой и утверждаемой соответствующим городским (включая Минский городской), районным исполнительным комитетом;

• создание нестационарного розничного торгового объекта, нестационарного объекта общественного питания не в соответствии с перечнем мест размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания, разрабатываемым и утверждаемым соответствующим городским (включая Минский городской), районным исполнительным комитетом;

• использование для создания розничного торгового объекта, объекта общественного питания объекта недвижимого имущества не по его назначению, определенному в правоустанавливающих и технических документах;

• наличие в заявлениях сведений о несоответствии заявленных условий деятельности требованиям, установленным законодательством об осуществлении торговли и (или) общественного питания.

Уточнены источники информации для формирования сведений Торгового реестра

Постановлением № 351 в Положении о Торговом реестре уточнены источники информации для формирования сведений Торгового реестра: информация, содержащаяся в государственном информационном ресурсе «Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц)», в автоматизированной информационной системе Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в заявлениях, представляемых субъектами хозяйствования в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, для внесения сведений в Торговый реестр.

Порядок исключения объектов из Торгового реестра упрощен

Постановлением № 351 уточняется порядок исключения объектов из Торгового реестра. Установлено, что сведения исключаются из Торгового реестра на основании:

• либо заявления об исключении сведений из Торгового реестра, представленного субъектом хозяйствования в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган;

• либо информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При этом предусматривается упрощенный порядок исключения сведений из Торгового реестра на основании информации автоматизированной информационной системы Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае прекращения деятельности субъектов хозяйствования (ликвидация, реорганизация). Для исключения сведений из Торгового реестра в этом случае решение местного исполнительного и распорядительного органа теперь не требуется.

Датой исключения сведений из Торгового реестра в указанных случаях является, соответственно, дата получения местным исполнительным и распорядительным органом заявления об исключении сведений из Торгового реестра либо дата внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него субъекта хозяйствования (прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения, слияния или разделения).

Сведения, которые можно найти в открытом доступе

Постановлением № 351 уточнен состав сведений из Торгового реестра, находящихся в открытом доступе на официальном сайте МАРТ в сети Интернет (https://www.portal.gov.by). Такие сведения включают следующую информацию:

• полное наименование юридического лица (фамилию, собственное имя, отчество) (индивидуального предпринимателя); учетный номер плательщика; место нахождения юридического лица (место жительства индивидуального предпринимателя);

• при осуществлении торговли без (вне) торговых объектов: виды торговли; формы розничной торговли без (вне) торговых объектов; доменное имя сайта интернет-магазина, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством (при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин); реализуемые классы, группы и (или) подгруппы товаров;

• наименование торгового объекта (при его наличии); наименование торговой сети (для стационарного торгового объекта, входящего в торговую сеть) (при его наличии); место (места) нахождения торгового объекта; вид торгового объекта; тип торгового объекта (при его наличии); виды торговли; реализуемые классы, группы и (или) подгруппы товаров; торговая площадь розничного торгового объекта (при ее наличии); номера контактных телефонов, адрес электронной почты торгового объекта (при их наличии);

• наименование объекта общественного питания (при его наличии); наименование сети общественного питания (для стационарного объекта общественного питания, входящего в сеть общественного питания) (при его наличии); место нахождения объекта общественного питания; тип объекта общественного питания (при его наличии); класс объекта общественного питания (при его наличии); реализуемые классы, группы и (или) подгруппы товаров (при их наличии); количество мест в объекте общественного питания (при их наличии); номера контактных телефонов, адрес электронной почты объекта общественного питания (при их наличии);

• наименование торгового центра (при его наличии); место нахождения торгового центра; специализация торгового центра; количество торговых объектов, размещенных в торговом центре; количество объектов общественного питания, размещенных в торговом центре (при их наличии); площадь торгового центра, отведенная под торговые объекты; номера контактных телефонов, адрес электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, создавших торговый центр (при их наличии);

• наименование рынка (при его наличии); место нахождения рынка; тип рынка; специализация рынка (при ее наличии); количество торговых мест, размещенных на территории рынка; номера контактных телефонов, адрес электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, создавших рынок (при их наличии);

• о перечне торговых сетей;

• о наименовании местного исполнительного и распорядительного органа, включившего сведения в территориальную базу данных, дате включения таких сведений, регистрационном номере в Торговом реестре и иные сведения.

Уведомительный принцип начала деятельности: есть коллизия норм законодательства

Субъекты торговли и общественного питания обязаны представлять сведения для включения в Торговый реестр, внесения изменений и дополнений в сведения, внесенные в Торговый реестр, исключения сведений, внесенных в Торговый реестр (п.4 ст.10 и п.4 ст.11 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», далее - Закон о торговле).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом о торговле в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

Стационарный торговый объект, стационарный объект общественного питания, торговый центр, рынок считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр (п.3 ст.13, п.3 ст.16, п.5 ст.17 Закона о торговле).

Согласно п.6 ст.14 Закона о торговле субъекты торговли вправе осуществлять торговлю в нестационарных торговых объектах, субъекты общественного питания - общественное питание в нестационарных объектах общественного питания со дня внесения сведений об этих субъектах в Торговый реестр.

На основании п.3 ст.19 Закона о торговле субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре.

 

В то же время Декретом № 7 для субъектов хозяйствования, намеревающихся предоставлять услуги общественного питания или осуществлять розничную или оптовую торговлю (за исключением торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии)), предусмотрен уведомительный принцип начала деятельности. Такие субъекты уведомляют об этом местный исполнительный и распорядительный орган посредством подачи письменного уведомления через службу «одно окно» или направления его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием единого портала электронных услуг (подп.3.1 п.3 Декрета № 7). Со дня, следующего за днем направления уведомления, субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида экономической деятельности независимо от включения информации об этом субъекте, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, осуществления иных административных процедур (подп.3.2 п.3 Декрета № 7).

В этой связи возникает коллизия нормативных предписаний Закона о торговле и Декрета № 7. Поскольку Декрет № 7 носит высшую юридическую силу по отношению к Закону о торговле, то вновь зарегистрированные по уведомительному принципу субъекты хозяйствования вправе начать соответствующую деятельность без включения сведений об их объектах в Торговый реестр.

Сведения из Торгового реестра - практическая польза для бизнеса

Нельзя не учитывать, что наличие сведений в Торговом реестре способствует созданию положительной деловой репутации субъекта хозяйствования, продвижению его на рынке. Сведения Торгового реестра, в том числе о классах, группах и подгруппах реализуемых товаров, используются не только государственными органами, но и вызывают интерес у предпринимательских структур. Сведения активно анализируются ими для поиска потенциальных партнеров, состояния потребительского рынка, наличия конкуренции в регионах.

Постановлением № 351 внесены изменения в Положение об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, утвержденное постановлением № 1227.

Сохранился единый порядок расчета доли розничного товарооборота продовольственных товаров торговой сети или крупного магазина в товарообороте соответствующего региона, определяемый самостоятельно субъектами хозяйствования. Для определения такой доли теперь используется только официальная статистическая информация о розничном товарообороте продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, которая ежегодно в начале июня публикуется на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь в сети Интернет.

В качестве источника информации об объеме розничного товарооборота продовольственных товаров для расчета доли субъектов торговли сведения Торгового реестра постановлением № 351 исключены.

 

09.07.2018

 

Яна Глинская, экономист