


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Каков порядок увольнения за нарушение обязательств по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией?
ОТВЕТ: Неподписание работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, - основание прекращения трудового договора (контракта) по п.5 ст.47 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).
По указанному основанию допускается увольнение лишь некоторых категорий работников, притом только при определенных условиях, предусмотренных специальными нормами.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»
В целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан законодатель предусмотрел, что государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных законодательством, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Такое обязательство оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами (ст.16 Закона о коррупции).
Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц и приравненных к ним лиц, предусмотрены в ст.17 Закона о коррупции. Так, государственное должностное лицо не вправе:
• заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение; быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
• принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных законодательными актами;
• иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
• выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы. При этом законодательными актами, регулирующими вопросы прохождения государственной службы, для государственных должностных лиц могут быть установлены иные ограничения.
Кроме того, государственное должностное лицо обязано в течение месяца после назначения (избрания) на должность передать на время исполнения своих обязанностей в доверительное управление под гарантию государства находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (подп.2.10 и 2.101 п.2 Примерной формы контракта руководителя государственного органа (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2002 № 1055).
Следовательно, если работник, уполномоченный на выполнение государственных функций, отказался подписать письменное обязательство о выполнении предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции, то трудовой договор, заключенный с ним на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия может быть прекращен по п.5 ст.47 ТК. По этому же основанию могут быть прекращены трудовые отношения и с работником, нарушившим хотя бы один из пунктов письменного обязательства о выполнении предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции (п.51 ст.47 ТК).
17.08.2018
Наталья Филипчик, адвокат Минской городской коллегии адвокатов
Римма Филипчик, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь
Для более детального изучения см.:
Прекращение трудового договора. Глава 4 Трудового кодекса Республики Беларусь (в вопросах и ответах).