


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Требуется ли согласие антимонопольного органа на реорганизацию юридического лица согласно Закону Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»
ОТВЕТ: Требуется в случаях, установленных Законом № 94-З.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда (п.1 ст.53 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. в п.1 ст.53 ГК слова «учредительными документами» заменены словами «учредительным документом» Законом от 13.11.2023 № 312-З. |
Законом № 94-З установлены случаи, когда требуется получение согласия антимонопольного органа - Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:
1) согласие антимонопольного органа на экономическую концентрацию (реорганизация хозяйствующих субъектов - юридических лиц в форме слияния или присоединения), которое получается до совершения действий по экономической концентрации (ст.32 Закона № 94-З), за исключением действий, не являющихся экономической концентрацией:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июля 2024 г. следует руководствоваться ст.32-35 Закона № 94-З с изменениями, внесенными Законом от 03.04.2024 № 364-З. |
- по реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования, если собственник имущества реорганизуемого унитарного предприятия в результате такой реорганизации становится единственным учредителем (участником) хозяйственного общества, за исключением реорганизации, осуществляемой в соответствии со ст.35 Закона № 94-З хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;
- по реорганизации юридического лица в форме преобразования, если состав участников реорганизуемого юридического лица и распределение принадлежащих им голосующих акций (долей в уставном фонде) в результате такой реорганизации не изменяются, за исключением реорганизации, осуществляемой в соответствии со ст.35 Закона № 94-З, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
В дальнейшем осуществляется контроль при получении антимонопольным органом уведомлений об экономической концентрации от хозяйствующих субъектов.
Требуется согласие антимонопольного органа при реорганизации хозяйствующих субъектов - юридических лиц в форме слияния или присоединения, если балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых организаций, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления для получения согласия антимонопольного органа, превышает 200 000 базовых величин или объем выручки одной из реорганизуемых организаций от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, превышает 400 000 базовых величин либо если один из названных хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.
Значит, контролируемые антимонопольным органом формы реорганизации включают в данном случае слияние или присоединение, иные формы реорганизации - преобразование, разделение и выделение - основанием для осуществления контроля со стороны антимонопольного органа не являются. Если при осуществлении реорганизации в форме преобразования, разделения и выделения будут иметь место обстоятельства, указанные в ст.32-34 Закона № 94-З, то для совершения соответствующих действий потребуется получение согласия антимонопольного органа.
Требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются, если реорганизация хозяйствующих субъектов - юридических лиц осуществляется:
• лицами, входящими в одну группу лиц по признаку, указанному в подп.1.1 п.1 ст.8 Закона № 94-З;
• лицами, у которых более чем 50 % голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица;
• унитарными предприятиями, собственником имущества которых является одно и то же лицо (п.8 ст.33 Закона № 94-З).
На указанных выше лиц возложена обязанность уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее 1 месяца о реорганизации (п.9 ст.33 Закона № 94-З);
2) согласие антимонопольного органа на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества (ст.35 Закона № 94-З).
Порядок рассмотрения антимонопольным органом заявления о выдаче документа о согласии на реорганизацию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках, в форме преобразования в акционерное общество, реорганизацию коммерческих организаций в форме слияния и присоединения, создание коммерческой организации, союза, ассоциации, государственного объединения, холдинга, включение юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании, а также формы и иные требования к представляемым заявлению, документам и (или) сведениям определены Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.01.2018 № 1.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует постановление МАРТ от 31.01.2022 № 11 «Об утверждении регламентов административных процедур в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции». |
30.08.2018
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»