Комментарий от 05.10.2018
Автор: Шкирман С.

Отменены вознаграждения за продвижение алкогольных напитков, но не всех. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.09.2018 № 704


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОТМЕНЕНЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРОДВИЖЕНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, НО НЕ ВСЕХ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.09.2018 № 704

Комментируемое постановление (далее - постановление № 704) вступило в силу с 2 октября 2018 г. (со дня его официального опубликования) и пришло на смену постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.08.2015 № 702 «О некоторых вопросах торговли алкогольной продукцией» (далее - постановление № 702).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2022 г. постановлением Совмина от 20.01.2022 № 32 утрачивает силу постановление № 704. Следует руководствоваться подп.1.23 п.1 ст.11 Закона от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта». Комментарии см. здесь и здесь. Действует запрет на выплату производителями и оптовыми организациями субъектам торговли любых вознаграждений за продвижение алкогольных напитков, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены.

 

Сравним пункты 1 постановлений № 704 и № 702 (в таблице ниже жирным шрифтом отмечены отличающиеся фрагменты):

 

Пункт 1 постановления № 702 Пункт 1 постановления № 704
Установить, что выплата производителями алкогольной продукции, на которую государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), установлены предельные минимальные отпускные цены, любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за услуги, направленные на продвижение этой продукции, производится на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.
При этом размер выручки от реализации алкогольной продукции производителя данной продукции с учетом вознаграждения должен быть не ниже стоимости алкогольной продукции, рассчитанной исходя из установленных Министерством антимонопольного регулирования и торговли предельных минимальных отпускных цен на эту продукцию
Установить, что выплата юридическими лицами, осуществляющими производство и (или) оптовую торговлю алкогольными напитками, на которые государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), установлены предельные минимальные отпускные цены, любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за продвижение этих напитков* не допускается.

__________________
* Для целей постановления № 704 под вознаграждениями (премиями, бонусами и иными платежами) за продвижение алкогольных напитков понимаются вознаграждения, выплачиваемые юридическому лицу, осуществляющему торговлю алкогольными напитками, в связи с приобретением им у поставщика алкогольных напитков в определенном количестве, а также за оказание услуг, направленных на повышение спроса покупателей на товары, в том числе путем рекламирования алкогольных напитков и (или) используемых для их обозначения товарных знаков, исследования потребительского спроса, проведения маркетинговых исследований и (или) подготовки информации о таких исследованиях, подготовки иной отчетности, содержащей информацию об алкогольных напитках, иных подобных услуг

 

Проанализировав отличия норм, можно отметить следующие перемены, произошедшие в вопросах торговли алкогольными напитками.

1. Если раньше по услугам, направленным на продвижение алкогольной продукции, предписывалось заключать отдельные гражданско-правовые договоры, то с 2 октября 2018 г. выплата вознаграждений за такие услуги не допускается.

Возможно, такая мера принята с целью упростить контроль за соблюдением субъектами хозяйствования предельных минимальных отпускных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % и вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии, установленных постановлениями Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 52 и № 53 соответственно.

Дело в том, что выплата вознаграждений за продвижение алкогольных напитков могла служить своего рода способом снижения реальной цены реализации этих товаров. При этом на практике во многих ситуациях было достаточно сложно проконтролировать соблюдение части второй п.1 постановления № 702 - чтобы выручка от реализации алкогольной продукции, уменьшенная на сумму выплаченного вознаграждения за ее продвижение, была не ниже стоимости этой продукции, рассчитанной исходя из предельных минимальных отпускных цен.

Такие сложности возникали, например, в ситуациях, когда ежемесячно в торговую сеть отгружался большой ассортимент алкогольной продукции, а размер вознаграждения за ее продвижение не распределялся на каждую позицию товара. Кроме того, для обеспечения полноценного контроля требовалась также привязка суммы вознаграждения к количеству реализованной продукции, за которое она выплачивается.

2. Запрет на выплату любых вознаграждений за продвижение алкогольных напитков касается только тех напитков, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены, - это алкогольная продукция крепостью свыше 28 % и вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии. Выплата вознаграждений за продвижение иных алкогольных напитков (в том числе слабоалкогольных, пива и т. д.) постановлением № 704 не запрещена.

3. Сфера действия постановления № 704 шире. Если постановление № 702 распространялось только на производителей алкогольной продукции, то постановление № 704 касается как производителей, так и организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольными напитками.

Наконец, постановлением № 704 четко обозначено, что следует понимать под вознаграждениями (премиями, бонусами и иными платежами) за продвижение алкогольных напитков.

 

05.10.2018

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»