Вопрос-ответ от 22.10.2018
Автор: Амельченя Ю.

Можно ли признать процедуру государственной закупки (электронный аукцион) несостоявшейся или отменить ее в случае, если участник-победитель уклоняется от заключения договора?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Можно ли признать процедуру государственной закупки (электронный аукцион) несостоявшейся или отменить ее в случае, если участник-победитель уклоняется от заключения договора?

 

ОТВЕТ: Можно признать процедуру несостоявшейся, если от заключения договора уклоняется участник-победитель и участник, сделавший предпоследнюю ставку.

При проведении электронного аукциона как процедуры государственных закупок по результатам оценки и рассмотрения вторых разделов предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, определяется победитель.

Так, участником-победителем электронного аукциона выбирается участник:

• сделавший последнюю ставку, при условии его соответствия требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;

• сделавший предпоследнюю ставку, при условии его соответствия требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены, в случае, если предложение участника, сделавшего последнюю ставку, отклонено, или участник, признанный участником-победителем, отказался от заключения договора (п.2 ст.48 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Законом с учетом изменений, внесенных Законом от 31.01.2024 № 354-З. Порядок вступления в силу изменений указан в ст.4 Закона № 354-З. Комментарии см. здесь.

 

Если от заключения договора уклоняется участник, сделавший последнюю ставку, то комиссия заказчика (организатора) вправе определить победителем участника, сделавшего предпоследнюю ставку, если он соответствует требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены.

Если же от заключения договора уклоняется участник, сделавший предпоследнюю ставку, то комиссия заказчика (организатора) признает процедуру несостоявшейся, поскольку участник-победитель отказался от заключения договора (абзац 3 п.1 ст.26 Закона). При этом следует рассматривать вопрос о включении такого участника в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (ст.16 Закона).

Отмена процедуры государственной закупки в связи с уклонением участника-победителя электронного аукциона от подписания договора на государственную закупку в описываемой ситуации невозможна: отмена процедуры допустима, если имеются основания, предусмотренные п.5 ст.21 Закона.

Для исключения в последующем уклонения участника-победителя от заключения договора на государственную закупку рекомендуем заказчикам (организаторам) при подготовке аукционных документов предусматривать правила о предоставлении участниками аукционного обеспечения (ст.44 Закона), размер которого составляет не более 3 % начальной цены электронного аукциона в случае, если такой ценой является ориентировочная стоимость государственной закупки, или цены предложения участника в случае, если начальной ценой электронного аукциона является наименьшая цена предложений участников, допущенных к торгам. И если участник-победитель откажется от подписания договора или нарушит срок подписания договора, то предоставленное им аукционное обеспечение будет перечислено в бюджет.

 

22.10.2018

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»