


Материал помещен в архив
ДОПУСТИМО ЛИ САМОВОЛЬНОЕ БУРЕНИЕ СКВАЖИНЫ
![]() |
Ситуация Предприятие хочет пробурить скважину и начать ее эксплуатацию. Как это можно сделать? Какая ответственность наступает за самовольное бурение? |
Необходимо спроектировать скважину, заниматься ее строительством можно только после согласования проекта. В ином случае будет иметь место нарушение законодательства.
Законодательство в области экологической экспертизы
Объекты по использованию отходов являются объектами государственной экологической экспертизы (подп.1.6 п.1 ст.5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2024 г. следует руководствоваться подп.1.9 п.1 ст.5 Закона № 399-З в ред. Закона от 17.07.2023 № 296-З. |
Ответственность: реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ (ст.15.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, когда обязательность наличия такого заключения предусмотрена законодательством, либо невыполнение условий заключения государственной экологической экспертизы влекут наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ (ст.16.3 КоАП от 6 января 2021 г. № 91-З (далее -КоАП-2021)). Комментарий см. здесь. |
Нарушение законодательства в сфере строительства
Строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Разработка проектной документации не требуется только при текущем ремонте.
При выполнении работ по текущему ремонту объектов разработка проектной документации и ее экспертиза не требуется (п.4.8 ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2022 г. следует руководствоваться СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106. |
Составляется только сметная документация на основании дефектных актов, подготовленных при необходимости на основании технических заключений. При выполнении работ по капитальному ремонту объектов не требуется разработка чертежей по видам работ, выполнение которых не затрагивает несущей способности конструкций зданий и сооружений.
Определение текущего ремонта содержится в п.3.3.19 изменения 3 к ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения», утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 № 172: текущий ремонт объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта.
В отношении остальных объектов проектную документацию на ремонт, реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений выполняют на основании обоснования инвестиций в соответствии с требованиями ТКП 45-1.02-104 «Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок разработки и согласования», ТКП 45-1.02-295 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», ТКП 45-1.02-298 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», материалов технического обследования, определения физического и морального износа зданий и сооружений (п.4.1 ТКП 45-1.04-206-2010).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2023 г. введены в действие СП 1.02.01-2023 «Состав и порядок разработки предпроектной (предынвестиционной) документации», утв. постановлением Минстройархитектуры от 23.05.2023 № 53. С 2 октября 2023 г. введены в действие СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», утв. постановлением Минстройархитектуры от 09.06.2023 № 57. |
Ответственность: строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 20 до 300 БВ (ст.21.19 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. согласно части 3 ст.22.3 КоАП-2021 строительство объекта без наличия проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, либо по проектной документации без наличия положительного заключения государственной экспертизы, либо по проектной документации, не утвержденной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо с нарушением установленного порядка направления уведомления о производстве строительно-монтажных работ влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 4 до 70 БВ, а на юридическое лицо - от 20 до 300 БВ. Комментарий см. здесь. |
Нарушение законодательства в области охраны вод
В рассматриваемой ситуации имеют место многочисленные нарушения Водного кодекса Республики Беларусь, а именно:
• возведение артскважины без проектной документации (ст.25);
• объект не принят в эксплуатацию в установленном порядке (ст.26);
• отсутствие разрешения на специальное водопользование (ст.30);
• отсутствие платежей за водопользование (ст.35);
• нарушение обязанностей водопользователей (ст.37);
• использование хозяйственно-питьевых вод для технологических нужд (ст.39).
Ответственность наступает согласно ст.15.15, 15.52 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.16.35 и 16.37 КоАП-2021. Комментарий см. здесь. |
Нарушение законодательства в области охраны недр
В данном случае нарушена ст.30 Кодекса Республики Беларусь о недрах - пользование недрами без получения акта, удостоверяющего горный отвод.
Ответственность наступает согласно ст.15.18 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.16.15 КоАП-2021. Комментарии см. здесь. |
Нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Не разрабатывался и не проходил экспертизу проект зоны санитарной охраны артезианской скважины (п.10 Санитарных норм и правил «Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.12.2016 № 142; абзац 7 ст.31 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2020 г. согласно абзацу 7 ст.31 Закона № 340-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 № 217-З) организации и индивидуальные предприниматели в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны согласовывать с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, предоставление земельных участков, расширение или увеличение мощности, а также изменение целевого назначения объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры. С 10 мая 2024 г. следует руководствоваться п.10 Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации источников и систем питьевого водоснабжения, утв. постановлением Совмина от 19.12.2018 № 914 (в ред. постановления Совмина от 06.02.2024 № 85). Комментарий см. здесь. |
Также могло иметь место нарушение ст.27 Закона Республики Беларусь от 24.06.1999 № 271-З «О питьевом водоснабжении».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 июля 2019 г. следует руководствоваться ст.26 «Режимы хозяйственной и иной деятельности в зонах санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения» Закона № 271-З, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 166-З. |
Ответственность наступает по ст.16.8 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.17.5 КоАП-2021. Комментарии см. здесь. |
Нарушение налогового законодательства
Если в данной ситуации не платился налог за добычу воды - нарушено налоговое законодательство.
Ответственность наступает согласно ст.13.4, 13.6 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.14.2 и 14.4 КоАП-2021. Комментарий см. здесь. |
24.10.2018
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»