


Материал помещен в архив


СОБСТВЕННИКИ ОФИСОВ ОБЪЕДИНЕНЫ В ТОВАРИЩЕСТВО: УПЛАТА НАЛОГА ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
![]() |
Ситуация В административном здании офисные помещения принадлежат различным организациям, которые объединены в товарищество собственников. В жилом доме имеются два офиса, принадлежащие различным организациям, которые входят в состав товарищества собственников жилого дома. Кто должен разрабатывать инструкцию по учету отходов производства: каждый собственник или товарищество? Кто признается плательщиком налога за захоронение отходов? |
Право собственности на отходы
Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
• отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21);
• захоронение отходов - изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц (далее - имущество), не предусматривающая возможности их дальнейшего использования (п.4);
• производитель отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводит к образованию отходов (п.23);
• собственник отходов - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном Законом № 271-З и иными актами законодательства (п.30).
Право собственности на отходы приобретают (п.1 ст.3 Закона № 271-З):
• производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов (подп.1.1);
• юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность (подп.1.2).
Таким образом, при образовании в офисах у организаций отходов производства собственниками этих отходов с момента их образования будут признаваться организации - собственники офисов.
Вместе с тем эти организации могут заключить с товариществом собственников договор на сбор и вывоз отходов производства и предусмотреть переход права собственности на отходы производства товариществу собственников.
Отказ от права собственности на отходы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством при условии соблюдения требований Закона № 271-З и иных актов законодательства об обращении с отходами (п.2 ст.3 Закона № 271-З).
Разрабатывать нормативы образования отходов обязаны их производители
Производители отходов производства обязаны (п.3 ст.17 Закона № 271-З):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. ст.17 Закона № 271-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З; |
• обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение (подп.3.1).
![]() |
Справочно С 26 февраля 2018 г. индивидуальные предприниматели и микроорганизации при осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 (далее - Декрет № 7, перечень), вправе не разрабатывать (не утверждать) нормативы образования отходов производства (абзац 5 подп.5.14 п.5 Декрета № 7); |
• обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь (подп.3.2).
Поскольку организации - собственники офисов производят отходы, то нормативы для отходов производства обязаны разработать, согласовать и утвердить именно они.
![]() |
Справочно Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее - постановление № 1104).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. действует Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (далее - постановление № 818). |
Выполнять требования по обращению с отходами должен их собственник
Если договором будет предусмотрено, что собственником отходов производства, образующихся в здании, собственниками которого являются несколько юридических лиц, с момента образования этих отходов производства признается товарищество собственников, то и все требования, касающиеся обращения с отходами, должны выполняться товариществом собственников.
В связи с этим товарищество собственников в соответствии с п.1 ст.17 Закона № 271-З обязано:
• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (подп.1.1);
• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (подп.1.2);
• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение (подп.1.3).
![]() |
Справочно Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства утверждено постановлением № 1104.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. действует Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденное постановлением № 818.
Индивидуальные предприниматели и микроорганизации при осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень, вправе не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства (абзац 5 подп.5.14 п.5 Декрета № 7); |
• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов (подп.1.4);
• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации (подп.1.5);
• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами (подп.1.6);
• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан (подп.1.8);
• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов (подп.1.9);
• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия (подп.1.10);
• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (подп.1.11).
Разрешение на захоронение отходов производства
Захоронение отходов допускается только в санкционированных местах захоронения отходов (п.1 ст.25 Закона № 271-З).
Санкционированные места захоронения отходов производства определяются в разрешениях на захоронение отходов производства, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Разрешения на захоронение отходов производства получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица, осуществляющие обращение с отходами (части первая, четвертая п.2 ст.25 Закона № 271-З).
На основании согласованных собственниками офисов в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь нормативов образования отходов производства товарищество собственников, если ему передано право собственности на отходы, получает разрешение на захоронение отходов производства.
Разрешения на захоронение отходов производства получают в соответствии с требованиями:
• Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. действует Положение об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденное постановлением № 818; |
• постановления Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 44 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться постановлением № 818, принятым взамен постановления № 44; |
• п.6.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |


Плательщики налога за захоронение отходов производства
Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства (п.2 ст.204 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. нормы по экологическому налогу содержатся в главе 21 НК в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарии см. здесь. |
Объектом обложения экологическим налогом, в частности, признается хранение, захоронение отходов производства (подп.1.3 п.1 ст.205 НК).
Если в договоре, заключенном собственниками офисов с товариществом собственников, прописано, что собственник отходов - товарищество собственников, то и плательщиком налога за захоронение отходов производства будет товарищество собственников.
Значит, именно товарищество должно заключать с владельцем объекта захоронения договор на обезвреживание (захоронение) отходов. Сумму налога за захоронение отходов товарищество перевыставляет собственникам офисов.
Объектом обложения экологическим налогом, в частности, не признается захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год (абзац 8 п.2 ст.205 НК).
Поскольку в офисах, как правило, образуются неопасные отходы, подобные отходам жизнедеятельности, то при общем захоронении отходов 50 и менее тонн в год товарищество собственников не будет плательщиком экологического налога.
Если же договором между собственниками офисов - производителями отходов и товариществом собственников переход права собственности на отходы не предусмотрен, все требования по обращению с отходами обязаны выполнять собственники офисов.
В этом случае они, кроме разработки нормативов, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами, получать разрешения на захоронение отходов производства. Они же будут плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства с учетом льготы, установленной абзацем 8 п.2 ст.205 НК.
Аналогичный подход будет в случае, если офисы находятся в жилом доме, а собственники офисов входят в товарищество собственников дома.


Налоговый и бухгалтерский учет экологического налога
Суммы экологического налога за захоронение отходов производства включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (ст.209 НК).
В бухгалтерском учете для учета затрат предназначены счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию»
Налоги и сборы, относимые на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг, отражаются на субсчете 68-1 (абзац 2 части второй, часть третья п.53 названной Инструкции).
В бухгалтерском учете суммы экологического налога за захоронение отходов отражаются записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
У товарищества собственников | ||
Отражена сумма экологического налога, подлежащая уплате в бюджет | ||
Отражена уплата экологического налога |
68-1 |
|
Отражено возмещение экологического налога собственниками офисов |
51 |
76 |
У собственников офисов | ||
Отражена в составе затрат сумма экологического налога за захоронение отходов, если они уплачивают налог самостоятельно |
68-1 | |
Отражена в составе затрат сумма экологического налога за захоронение отходов, если он возмещается товариществу собственников |
20, 23, 25, 26, 44 |
76 |
Отражена уплата (возмещение) экологического налога |
68-1, 76 |
51 |
26.10.2018
Анна Андреева, экономист