


Материал помещен в архив
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ: НУЖНА ЛИ РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, АТТЕСТАТ, ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА
![]() |
Ситуация Бюджетная организация планирует осуществить капитальный ремонт. Источник финансирования - местный бюджет. 1. Распространяется ли на бюджетную организацию норма об отмене требований о закупках в строительстве, установленная в подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» 2. Необходим ли для проведения капитального ремонта аттестат соответствия заказчика (в штате бюджетной организации отсутствует аттестованный работник)? 3. Необходимо ли получать разрешительную документацию? 4. Необходимо ли получать заключение государственной экспертизы по проектной документации на монтажные работы по капитальному ремонту охранной сигнализации?
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. подп.4.4 п.4 Декрета № 7 утратил силу Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З. |
1. Не распространяется.
Субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета № 7).
Следовательно, если источник финансирования - местный бюджет, как следует из ситуации, то закупка осуществляется с применением норм Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», то есть проводятся подрядные торги, торги или переговоры в соответствии с Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках. |
2. Аттестат соответствия заказчика не нужен. Вместе с тем в ходе проведения ремонта заказчику нужно осуществлять технадзор. Если организация планирует выполнять эти функции самостоятельно, в ее штате должен быть специалист, аттестованный на осуществление функций технического надзора.
С 28 февраля 2018 г. из перечня отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252), исключен такой вид деятельности, как выполнение функций заказчика, застройщика. Поэтому с указанной даты не требуется наличия аттестата соответствия на выполнение функций заказчика, застройщика на строительство объектов первого-четвертого классов сложности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2021 г. для выполнения функций заказчика нужен аттестат. Постановлением Совмина от 30.08.2021 № 493 приложение 1 к Положению № 252 дополнено п.8 следующего содержания: «Выполнение функций заказчика при осуществлении деятельности по возведению, реконструкции, реставрации, благоустройству объектов строительства, относимых к первому - четвертому классам сложности.». Комментарий см. здесь. |
Юридические лица (заказчики) могут либо самостоятельно выполнять функции заказчика, застройщика в строительной деятельности, перечисленные в перечне функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства (приложение к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4), либо заключить договор с организацией, имеющей аттестат соответствия на оказание инженерных услуг.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. следует руководствоваться перечнем функций заказчика, застройщика и организационно-технических мероприятий по организации и обеспечению строительства в ред. постановления Минстройархитектуры от 02.05.2024 № 37. |
При этом в функции заказчика входят в том числе обязанности по осуществлению контроля и технического надзора за выполнением работ по договору строительного подряда самостоятельно или путем заключения договора с инженером (инженерной организацией) (подп.1.4.8 п.1 названного перечня).
3. Разрешительную документацию получать не нужно.
Для выполнения строительных работ при капитальном ремонте разрешительную документацию получать не требуется (абзац 2 подп.4.4 п.4 Декрета № 7).
При этом до начала строительно-монтажных работ, включая работы при капитальном ремонте, при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в орган государственного строительного надзора соответственно уведомление о начале производства строительно-монтажных работ (п.3 Положения о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2023 г. следует руководствоваться п.3 Положения № 343 в ред. постановления Совмина от 19.06.2023 № 394. |
4. Получать заключение государственной экспертизы нужно.
Работы по капитальному ремонту выполняются на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация на капитальный ремонт подлежит утверждению (п.40 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 октября 2023 г. следует руководствоваться п.40 Положения № 1476 в ред. постановления Совмина от 23.10.2023 № 721. |
28.11.2018
Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь