Пособие от 22.12.2018
Автор: Лимож Н.

Несчастный случай на производстве: причины, ответственность, профилактика


СОДЕРЖАНИЕ

 

Причины нарушений законодательства об охране труда

Виды нарушений законодательства об охране труда

Правовая регламентация охраны труда и техники безопасности

Ответственность за невыполнение правил пожарной безопасности

Ответственность за невыполнение требований санитарных норм и правил

Ответственность за нарушение требований правил охраны труда и техники безопасности

Профилактика предупреждения возникновения угроз жизни и здоровью работников

 

Материал помещен в архив

 

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ: ПРИЧИНЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРОФИЛАКТИКА

В законодательстве приводятся различные определения понятия «несчастный случай на производстве». Так, Модельный закон «О правовом регулировании организации охраны труда» определяет несчастный случай на производстве как травму, острое профессиональное заболевание (отравление), тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током или молнией, повреждение вследствие аварии, пожара, стихийного бедствия (землетрясения, оползня, наводнения, урагана и т. д.), контакта с животными, насекомыми, ядовитыми растениями и (или) другими представителями фауны и флоры.

Определение несчастного случая на производстве для целей страхования приведено в абзаце 19 п.271 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, и т. п.

Общим для всех этих определений является то, что повреждения здоровья работника обусловлены воздействием внешних факторов, которые повлекли за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника, если указанные события произошли при исполнении им трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Несмотря на тенденцию к снижению уровня производственного травматизма, процент несчастных случаев достаточно высокий. Только в 2017 году за нарушение правил охраны труда (по причине производственного травматизма) было возбуждено 47 уголовных дел.

Причины нарушений законодательства об охране труда

Анализ уголовных дел соответствующей категории показывает, что несчастные случаи и профессиональные заболевания являются следствием неудовлетворительных условий труда, а также действия опасных и вредных производственных факторов.

Безопасность труда зависит от уровня организации труда и производства, гигиенических параметров окружающей работника производственной среды, от складывающихся в трудовом коллективе социально-психологических отношений, профессиональной подготовленности, психофизиологических особенностей человека и других его качеств.

В целом факторы, влияющие на возникновение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, подразделяются на объективные (организационные, технические, гигиенические) и субъективные (психофизиологические).

Среди множества причин несчастных случаев основными являются:

• конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств и др.;

• нарушение требований безопасности при эксплуатации машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств и др.;

• эксплуатация технически неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств и др.;

• работа с неисправными (отключенными) защитными, блокировочными предохранительными устройствами, системами, контрольно-измерительными приборами, другими приборами и устройствами безопасности;

• нарушение производственной и технологической дисциплины;

• несоответствие технологического процесса требованиям безопасности;

• нарушение (несоблюдение) технологического процесса;

• нарушение требований проектной документации;

• отсутствие, некачественная разработка проектной документации;

• неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений;

• неудовлетворительные организация и содержание рабочих мест;

• допуск к работе без обучения, проверки знаний, инструктажа по охране труда;

• неисполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по обеспечению безопасности;

• отсутствие, неприменение или неисправность выданных средств индивидуальной защиты;

• отсутствие, неэффективная работа средств коллективной защиты;

• алкогольное или наркотическое опьянение, токсическое отравление;

• несоответствие психофизических данных или состояния здоровья потерпевшего выполняемой работе;

• противоправные действия других лиц;

• нарушение правил дорожного движения, требований пожарной безопасности и других нормативных правовых актов.

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве более 60 % занимают нарушения организационного характера (нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников правилам безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины и т. д.).

Около 40 % несчастных случаев произошло по причине действия вредных факторов производственной среды, обусловленных недостатками техники и технологии производств.

Органами, осуществляющими контроль и надзор за обеспечением безопасных условий труда, при проведении соответствующих проверок выявляются следующие основные причины, которые способствуют увеличению количества случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

• пренебрежение техникой безопасности;

• нарушение межотраслевых и отраслевых правил эксплуатации машин и механизмов;

• несоблюдение режима труда и отдыха;

• расстановка работающих на рабочих местах, не соответствующих их квалификации;

• необеспечение средствами (неприменение средств) индивидуальной защиты и необходимых приспособлений;

• допуск к работе лиц в состоянии алкогольного опьянения и т. д.

По вине нанимателей на многих предприятиях не разработаны инструкции по охране труда работников. Нередко к выполнению работ с высокой степенью производственного риска допускаются лица, не прошедшие медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

К причинам, которые способствуют увеличению количества случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, также относятся игнорирование руководителями некоторых организаций требования о нейтрализации техногенных и личностных факторов, вследствие чего производственные процессы осуществляются в состоянии высокой степени риска несчастных случаев.

Фактором, усугубляющим производственный травматизм, является алкоголизация населения, в том числе работников, вовлеченных в производственные процессы, требующие соблюдения личной безопасности.

 

пример ситуация

Пример

По части 2 ст.306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) осужден инженер-гидротехник Ш., который дал указание экскаваторщику Н. на выполнение погрузочных работ с железобетонными плитами с использованием техники, не предназначенной для такого вида работ. Н. при помощи ковша экскаватора поднял три плиты и сдвинул четвертую, которая смертельно травмировала лежащего на земле рабочего К., находившегося в состоянии алкогольного опьянения.

 

Таким образом, основными причинами производственного травматизма являются: неудовлетворительная организация работ, нарушение работниками трудового распорядка, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, нарушение правил дорожного движения, других нормативных правовых актов, неприменение работниками средств индивидуальной защиты.

Основную роль в нарушениях трудовых прав граждан на работу в безопасных условиях труда играет правовой нигилизм и некомпетентность руководителей и должностных лиц организаций в вопросах охраны труда. Руководители не в полной мере представляют себе требования, предъявляемые к охране труда, и зачастую уклоняются от повышения своего профессионального уровня в данной сфере.

Виды нарушений законодательства об охране труда

Наиболее распространены следующие нарушения законодательства об охране труда, совершаемые работодателями:

• отсутствие системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности;

• нарушение требований по охране труда (ст.221 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее - ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июня 2021 г. следует руководствоваться ТК в ред. Закона от 28.05.2021 № 114-З. Комментарий см. здесь;

 

• несоблюдение требований законодательства в части обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, на опасных производственных объектах, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

• нарушение нормативных требований по обучению, инструктажу, проверке знаний по охране труда; неинформирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, непроведение обучения работников безопасным приемам труда, нарушение установленного порядка при проведении инструктажа и стажировки со вновь принимаемыми работниками, отсутствие программы вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, перечня профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний по охране труда; отсутствие разработанных инструкций по охране труда по видам работ и профессиям; непрохождение руководителями организаций обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; отсутствие инструкций, программ инструктажей по охране труда, инструкций по охране труда; ненадлежащее ведение журналов учета инструктажей; отсутствие или фактическое бездействие экзаменационных комиссий для проверки знаний по безопасности труда (ст.226 ТК);

• допуск к работе лиц, не прошедших обучение и проверку знаний по охране труда, без прохождения стажировки под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) после первичного инструктажа (ст.226 ТК, Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. Инструкция № 175 изложена в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54. Комментарий см. здесь;

 

• невведение должности специалиста по охране труда или несоздание службы охраны труда (ст. 227 ТК);

• отсутствие на производственное оборудование, инструменты и материалы деклараций соответствия или сертификатов соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда и техники безопасности;

• непроведение осмотра производственных зданий и сооружений, технического осмотра машин и оборудования, их планово-предупредительного ремонта;

• необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и обувью (ст.226 ТК);

• неправильная организация работ и нарушение требований по организации и осуществлению производственного контроля за производством работ, применением средств индивидуальной защиты;

• неисполнение требований по проведению экспертизы промышленной безопасности проектной документации, зданий и сооружений, предназначенных для выпуска продукции и оказания услуг;

• недостаточное финансирование мероприятий по промышленной безопасности и по улучшению условий охраны труда (ст.226 ТК);

• непроведение медицинских осмотров (периодических или при поступлении на работу) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, или отсутствие списков прохождения таких осмотров работниками (ст.226, 228 ТК);

• невыполнение требования законодательства об обеспечении работников лечебно-профилактическим питанием и молоком, иными равноценными продуктами, компенсационной выплатой, соответствующим санитарно-бытовым обеспечением, медицинским и лечебно-профилактическим обслуживанием (ст.225 и 226 ТК);

• непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

• нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения (ст.226 ТК, Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35) (лишь немногие работодатели обращаются в специализированные организации для проведения аттестации рабочих мест на предмет соответствия требованиям охраны труда и техники безопасности);

• эксплуатация технически неисправных машин и оборудования, электроустановок (несвоевременная диагностика и освидетельствование технических устройств) (ст.226 ТК);

• несоблюдение установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве (нарушение сроков, порядка расследования, извещения, оформления и учета несчастных случаев на производстве) (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»);

• неисполнение законодательства об охране труда несовершеннолетних работников и женщин, а также по вопросам рабочего времени и времени отдыха (установление рабочей смены продолжительностью более 8 ч., непредоставление дополнительных отпусков работникам предприятия за работу во вредных условиях труда, несоблюдение норм выдачи смывающих средств работникам, занятым на работах, связанных с загрязнением);

• нарушение законодательства в иных сферах, в том числе влекущее за собой травмы, заболевания, классифицируемые как производственные (нарушение правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, санитарных норм);

• сокрытие от контролирующих органов несчастных случаев на производстве с целью уклонения от ответственности (ст.9.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

Правовая регламентация охраны труда и техники безопасности

Требования правил охраны труда и техники безопасности содержатся в Межотраслевых общих правилах по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70, типовых инструкциях по охране труда и инструкциях по охране труда, принимаемых в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее - Инструкция № 176).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 44 внесены изменения в Инструкцию № 176, в частности, изменено название: «Инструкция о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг)». Комментарий см. здесь.

С 22 сентября 2021 г. действуют Правила по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 01.07.2021 № 53. Комментарий см. здесь.

 

Обязанности нанимателей обеспечить выполнение требований правил охраны труда и техники безопасности закреплены в пп.5-7 части первой ст.55 ТК.

Основные обязанности нанимателя перечислены в ст.226, п.4 ст.54, п.6 ст.89 ТК и ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон № 356-З). Основные обязанности работников по охране труда содержатся в ст.232 ТК и ст.19 Закона № 356-З.

В числе ЛНПА, регулирующих вопросы охраны труда на предприятии, важное значение имеет инструкция по охране труда, содержащая требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг).

Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с Инструкцией № 176 и принимаются нанимателем для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей (например, погрузочно-разгрузочные работы, работы с электроинструментом и т. п.), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (например, работы на высоте, работы в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях и т. п.). Перечень инструкций по охране труда составляется с учетом утвержденного в организации штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих и утверждается руководителем организации или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.

В инструкции по охране труда включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими. Такие требования являются обязательными для работающих, а невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

Работодатели, не наделенные правом принятия ЛНПА, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.

Ответственность за невыполнение правил пожарной безопасности

Работники несут материальную ответственность в полном размере в случаях причинения по их вине ущерба нанимателю действиями, повлекшими нарушение правил пожарной безопасности.

Лица, ответственные за выполнение правил пожарной безопасности, в случае возникновения пожара (руководитель организации и работники, ответственные за нарушение правил пожарной безопасности) наряду с материальной ответственностью несут административную и уголовную ответственность.

За нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, предусмотрена административная ответственность по ст.23.56 КоАП.

К уголовной ответственности по ст.304 УК привлекаются лица, ответственные за выполнение правил пожарной безопасности.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.304 УК в ред. Закона от 06.01.2021 № 85-З.

Ответственность за невыполнение требований санитарных норм и правил

Санитарные нормы и правила представляют собой технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (абзац 25 ст.1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Например, указанные нормы и правила определяют требования к водным объектам, питьевому водоснабжению, водопользованию для хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, местам водопользования; атмосферному воздуху населенных пунктов, мест массового отдыха населения; почвам; обеспечению радиационной, химической, биологической безопасности, в том числе к применению химических веществ, ядов, биологических средств и материалов и условиям работы с ними; обеспечению безопасности и безвредности воздействия неионизирующих излучений и других физических факторов и являются санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Кроме того, вышеназванным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается принятие гигиенических нормативов - технических нормативных правовых актов, устанавливающих допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций их безопасности и безвредности для человека.

За нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов предусмотрена административная ответственность по ст.16.8 КоАП.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена ст.336 УК.

Ответственность за нарушение требований правил охраны труда и техники безопасности

За нарушения в сфере охраны труда установлены следующие виды ответственности:

а) дисциплинарная (ст.197-204 ТК). В частности, основанием для расторжения трудового договора по инициативе нанимателя является однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников (п.9 ст.42 ТК).

Помимо оснований, предусмотренных ТК, работники (руководители организаций) привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения согласно следующим нормам:

подп.1.4 п.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

абзаца 10 подп.2.10 п.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет № 29).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь;

 

подп.4.2 п.4 и абзаца 5 подп.6.2 п.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет № 5).

В случае нарушения работником производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшего причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь, наниматель вправе произвести его увольнение (подп.3.5 п.3 Декрета № 5).

В день издания приказа (распоряжения) об увольнении или в день увольнения работника по данному основанию наниматель уведомляет об этом профсоюз.

Подпунктом 3.3 п.3 Декрета № 5 введена самостоятельная мера дисциплинарного взыскания в виде лишения полностью либо частично дополнительных выплат стимулирующего характера. К дополнительным выплатам стимулирующего характера при реализации подп.3.3 п.3 Декрета № 5 следует относить ежемесячные, ежеквартальные премии, повышение тарифной ставки (оклада) до 50 % согласно подп.2.5 п.2 Декрета № 29 и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами.

Данная мера дисциплинарного взыскания применяется к работникам, допустившим нарушения производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, на срок до 12 месяцев.

Пунктом 6 Декрета № 5 закреплено, что наниматель может расторгнуть трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия по основаниям, признаваемым Декретом № 5 дискредитирующими обстоятельствами увольнения.

Основания увольнения, перечисленные в п.6 Декрета № 5, в большинстве случаев согласуются с ранее предусмотренными в законодательных актах Республики Беларусь основаниями, включая прогул, в том числе отсутствие на работе более 3 ч. в течение рабочего дня без уважительных причин (п.5 ст.42 ТК). Исходя из этого записи об основаниях прекращения трудового договора (контракта) производятся в трудовой книжке в точном соответствии с формулировками ТК.

Процедуру увольнения работника по основанию, установленному п.5 ст.42 ТК, как и ранее, определяет глава 14 «Дисциплинарная ответственность работников» ТК, поскольку данное основание увольнения согласно п.3 части первой ст.198 ТК относится к числу мер дисциплинарного взыскания.

При этом следует учитывать, что в силу положений п.7 Декрета № 5 до увольнения работника по указанному основанию, признаваемому Декретом № 5 дискредитирующим обстоятельством увольнения, наниматель обязан провести проверку допущенных работником нарушений и оформить ее результаты актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника.

Такие акты (служебные записки) и объяснения должны храниться в организации не менее 5 лет.

Кроме того, в силу нормативных предписаний ст.46 ТК расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (ст.42 ТК, кроме пп.2 и 7) производится после предварительного, но не позднее чем за 2 недели уведомления профсоюза.

В случаях, определенных коллективными договорами и соглашениями, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия профсоюза;

б) административная, которая основана на:

ст.9.17 «Нарушение требований по охране труда» КоАП;

ст.9.19 «Нарушение законодательства о труде» (в части аттестации рабочих мест по условиям труда) КоАП;

ст.9.20 «Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др. КоАП;

в) уголовная, где наряду с общим составом ст.306 «Нарушение правил охраны труда» УК содержит специальные статьи:

ст.302 «Нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ»;

ст.303 «Нарушение правил безопасности горных или строительных работ»;

ст.304 «Нарушение правил пожарной безопасности».

Профилактика предупреждения возникновения угроз жизни и здоровью работников

Предупреждение возникновения угроз жизни и здоровью является мерой по охране труда. К нему относятся:

• запрет на применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.262 ТК, Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.06.2014 № 35).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 июня 2022 г. вышеназванный Список тяжелых работ изложен в новой редакции постановлением Минтруда и соцзащиты от 06.06.2022 № 35. Комментарий см. здесь;

 

• запрет на применение труда лиц моложе 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.274 ТК, Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, установленный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67);

• ограничения на выполнение отдельных видов работ (ст.12 Закона № 356-З), если они противопоказаны по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению;

• обязанность нанимателя организовать проведение предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с приложением 2 к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47, есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудшении состояния здоровья работника. При этом на время прохождения данных медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 октября 2019 г. вместо Инструкции № 47 действует Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74. Схема проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе, приведена в приложении 3 к новой Инструкции. 

 

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:

• обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств по нормам и в порядке, определенным Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209, а также постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 августа 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией № 209 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2019 № 30.

 

• организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.

Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение. Работники горячих цехов и участков должны быть обеспечены газированной подсоленной водой. Производственные участки и транспортные средства оснащаются аптечками первой помощи с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ст.231 ТК).

К мерам профилактики также относятся мероприятия по предупреждению употребления спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы, в числе которых:

• недопуск к работе. Отказ работающего от прохождения предсменного медицинского осмотра, равно как и нахождение работающего в состоянии опьянения, является основанием для недопуска его к работе;

• отстранение от работы работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (п.1 части второй ст.49 ТК), в том числе за отказ от освидетельствования;

• расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора до истечения срока его действия за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы (п.7 ст.42 ТК).

Если с работником заключен контракт, то увольнение как мера дисциплинарной ответственности за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы применяется нанимателем в обязательном порядке (подп.1.4 п.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»).

Таким образом, приведенные выше положения действующего законодательства показывают высокий уровень регламентации отношений, связанных с охраной труда и техникой безопасности на производстве, нарушение которых приводит к производственному травматизму и, как следствие, необходимости принятия соответствующих мер правового воздействия.

 

22.12.2018

 

Николай Лимож, юрист