Комментарий от 16.01.2019
Автор: Агапова Г.

Экологический налог: изменения в 2019 году. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Объекты налогообложения экологическим налогом

Ставки экологического налога

Установлен новый понижающий коэффициент за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

 

Материал помещен в архив

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ: ИЗМЕНЕНИЯ В 2019 ГОДУ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З

Закон Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З внес изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 (далее - НК-2018), изложив его в новой редакции (далее - НК-2019).

В НК-2019 порядок исчисления экологического налога изложен в ст.246-253 главы 21 (в НК-2018 - в ст.204-209 главы 19), глава структурно изменена. Ниже в сравнительной таблице приведены нормы редакций НК-2018 и НК-2019, отличия обозначены жирным шрифтом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться гл.21 НК-2019 с учетом изменений, внесенных Законом от 27.12.2023 № 327-З. Комментарий см. здесь.

 

Объекты налогообложения экологическим налогом

НК-2018
(п.2 ст.205)
НК-2019
(п.2 ст.247)
Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год (абзац 2) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику три тонны в год и менее (подп.2.1)
Комментарий. Изменен критерий для непризнания объектом обложения экологическим налогом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, т.е.:

2018 2019
Объект налогообложения ≥ 3 т в год Объект налогообложения > 3 т в год в целом по плательщику

В целях исчисления экологического налога с установленным значением в 3 т в 2018 году сравнивались суммарные фактические выбросы загрязняющих веществ, произведенные источниками выбросов, расположенными на каждой производственной площадке, по которой получено разрешение, в отдельности.
В результате имели место ситуации, когда организации, имеющие множество производственных площадок, производили в сумме большее количество выбросов загрязняющих веществ, чем организации, имеющие одну крупную производственную площадку, однако экологический налог в связи с применением минимальных значений отдельно к каждой производственной площадке не уплачивали.
В 2019 году значения верхнего порога объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не признаваемого объектом налогообложения экологическим налогом, НК-2019 установлено применять в целом к юридическому лицу, а не отдельно к каждой производственной площадке
сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков (абзац 3) сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега (подп.2.2)
Объект отсутствовал сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов (подп.2.3)
Комментарий. Из состава объектов налогообложения экологическим налогом исключен сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, а также сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов
хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов
(абзац 4) (подп.2.4)
хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов (абзац 5) хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов (подп.2.5)
хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС
(абзац 6) (подп.2.6)
хранение в установленном порядке* выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы
(абзац 7) (подп.2.7)
захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год
(абзац 8) (подп.2.8)

 

* См. главу 8 Правил обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.06.2008 № 62.

Ставки экологического налога

С учетом проведенной индексации в приложениях 7-9 к НК-2019 установлены новые ставки экологического налога на 2019 год. На 2018 год ставки экологического налога были установлены в приложениях 4-6 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться приложениями 7-9 к НК-2019 в ред. Закона от 27.12.2023 № 327-З.

 

Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

(руб. суммарно за 1 т веществ)

Класс опасности отходов 2018 год
(приложение 4 к Указу № 29)
2019 год
(приложение 7 к НК-2019)
II
826,95
870,78
III
273,38
287,87
IV
135,84
143,04

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

(руб. за 1 м3)

Объект налогообложения 2018 год
(приложение 5 к Указу № 29)
2019 год
(приложение 8 к НК-2019)
Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты:
- в водотоки
- в водоемы


0,09
0,11


0,10
0,12
Сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители
0,11
0,12
Сброс сточных вод в недра
6,55
6,90

Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

(руб. за 1 т)

Объект налогообложения 2018 год (приложение 6 к Указу № 29) 2019 год (приложение 9 к НК-2019)
1. За захоронение:    
1.1. неопасных отходов производства
4,87
5,13
1.2. опасных отходов производства:    
третьего класса опасности
123,63
130,18
четвертого класса опасности
61,64
64,91
2. За хранение:    
2.1. неопасных отходов производства
1,06
1,12
2.2. опасных отходов производства:    
первого класса опасности
107,89
113,61
второго класса опасности
31,65
33,33
третьего класса опасности
10,53
11,09
из них:    
лигнина
2,15
2,26
осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод
0,11
0,16
четвертого класса опасности    
из них:    
твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса
0,66
0,69
ила активного очистных сооружений
0,11
0,12
иных отходов
5,26
5,54

Установлен новый понижающий коэффициент за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Установлен новый понижающий коэффициент за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при использовании RDF-топлива, - 0,64 (подп.2.3 п.2 ст.249 НК-2019).

В соответствии с Национальной стратегией по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период 2035 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2017 № 567 (далее - Стратегия № 567), и Концепцией по созданию мощностей по производству альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов и его использования, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2016 № 664, в Республике Беларусь ведется работа по поэтапному внедрению двух пилотных проектов:

• освоение производства RDF-топлива на мусороперерабатывающем заводе в г. Гродно и его использование в ОАО «Красносельскстройматериалы»;

• освоение производства RDF-топлива на мусороперерабатывающем заводе в г. Могилеве и его использование в ОАО «Белорусский цементный завод».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 июля 2020 г. из названия Стратегии № 567 слова «на период до 2035 года» исключены постановлением Совмина от 26.06.2020 № 373.

 

справочно

Справочно

RDF-топливо - твердое топливо, изготовленное из остатков твердых коммунальных отходов после извлечения мелкой фракции размером до 80 мм в виде органики и негорючих составляющих, а также извлечения основных видов вторичных материальных ресурсов, представляющих наибольшую ценность с точки зрения их дальнейшей реализации, и предназначенное для выработки энергии, характеристики которого определяются согласно действующим стандартам либо техническим условиям производителя топлива (приложение 1 к Стратегии № 567).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 октября 2024 г. RDF-топливо - твердое топливо, изготовленное из пре-RDF-топлива и предназначенное для выработки энергии, характеристики которого определяются согласно действующим стандартам либо техническим условиям производителя топлива. Пре-RDF-топливо - применяемые для производства RDF-топлива и (или) тепловой энергии ВМР, полученные в результате сортировки ТКО путем извлечения из их состава мелкой фракции размером до 80 миллиметров в виде органики и негорючих составляющих, а также основных видов ВМР, представляющих наибольшую ценность с точки зрения их дальнейшей реализации (абз.7 и 8 приложения 1 к Стратегии № 567 в ред. постановления Совмина от 18.09.2024 № 683).

 

Поскольку RDF-топливо производится из отходов, предполагается, что его внедрение позволит разгрузить полигоны (места захоронения отходов) и решить проблему использования и утилизации отходов.

 

16.01.2019

 

Галина Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»