Пособие от 08.02.2019
Автор: Смольский А.

Организация и оплата труда временных (антикризисных) управляющих, осуществляющих деятельность на основании контрактов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование оплаты труда

Трудовой отпуск

Служебные командировки

Режим рабочего времени

Ответственность

 

Материал помещен в архив

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА ВРЕМЕННЫХ (АНТИКРИЗИСНЫХ) УПРАВЛЯЮЩИХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВАНИИ КОНТРАКТОВ

Правовое регулирование оплаты труда

Управляющий, осуществляющий деятельность на основании контракта, пользуется правами, предоставленными (выполняет обязанности, установленные) заключенным с ним контрактом и законодательством о труде (часть вторая ст.76, 77 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», далее - Закон).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь.

 

Основным актом законодательства о труде является Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК).

Государственный орган, представивший кандидатуру управляющего, со дня его назначения судом заключает с этим управляющим контракт (часть пятая ст.65 Закона).

Примерные формы контрактов с временным управляющим и антикризисным управляющим установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2013 № 344 (далее - постановление № 344).

Контракты между государственными органами и временными (антикризисными) управляющими заключаются в том числе на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными условиями трудового договора (п.7 части второй ст.19 ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. согласно п.7 части второй ст.19 ТК (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З) трудовой договор должен содержать в качестве обязательного сведения условия оплаты труда работника.

 

Однако для временных (антикризисных) управляющих такие условия законодательством не определены.

Так, примерные формы контрактов с временным (антикризисным) управляющим, установленные постановлением № 344 (далее - контракт с временным управляющим, контракт с антикризисным управляющим), не содержат конкретных указаний о тарифном окладе, доплатах, надбавках и поощрительных выплатах.

Наниматель устанавливает управляющему с учетом результата его работы условия выплаты заработной платы, рассчитанной в соответствии с законодательством, в определенном размере на день подписания контракта, в дальнейшем размер заработной платы изменяется в соответствии с законодательством (п.6 контракта с временным управляющим, п.6 контракта с антикризисным управляющим).

Управляющему, осуществляющему деятельность на основании контракта, выплачивается заработная плата, размер и порядок выплаты которой устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (часть вторая ст.68 Закона).

 

справочно

Справочно

Положение о размере и порядке выплаты заработной платы временным (антикризисным) управляющим, осуществляющим деятельность на основании контракта, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2013 № 60 (далее - Положение № 60).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. следует руководствоваться постановлениями Совмина от 26.09.2023 № 628 «О выплате вознаграждений временному (антикризисному) управляющему из денежных средств должника» и Правления Нацбанка от 28.06.2023 № 239 «Об утверждении Положения о порядке выплаты вознаграждений антикризисному управляющему в деле о банкротстве банка, небанковской кредитно-финансовой организации».

 

Положение № 60 не содержит указаний о тарифном (базовом) окладе, доплатах, надбавках и поощрительных выплатах.

Заработная плата управляющему определяется государственным органом, заключившим контракт с управляющим, путем умножения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь на корректирующий коэффициент, определенный в соответствии с п.5 Положения № 60, за исключением особо оговоренных случаев. Для расчета применяется номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь, рассчитываемая Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь в целом по республике, за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится начисление заработной платы управляющему (п.4 Положения № 60).

 

справочно

Справочно

Размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь см. здесь.

 

Для временных (антикризисных) управляющих значения корректирующего коэффициента являются дифференцированными по процедурам банкротства, минимальные и максимальные величины определены частью первой п.5 Положения № 60.

Конкретное значение корректирующего коэффициента определяется государственным органом, заключившим контракт с управляющим, в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников должника (часть вторая п.5 Положения № 60).

Поэтому корректирующий коэффициент может рассматриваться в качестве показателя, выполняющего функцию надбавки как выплаты стимулирующего характера, с учетом характера и сложности труда временного (антикризисного) управляющего при осуществлении конкретной процедуры банкротства в отношении конкретного должника, но не связанной с конкретными результатами деятельности.

Государственным органом, заключившим контракт с управляющим, корректирующий коэффициент может быть пересмотрен в ходе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в зависимости от результатов деятельности управляющего (часть третья п.5 Положения № 60).

В этом случае корректирующий коэффициент мог бы выполнять функцию премии, бонуса или ежемесячного вознаграждения. Однако такая практика отсутствует в связи с тем, что невозможно совместить в одном показателе функции надбавки, не связанной с конкретными результатами деятельности, и премии, зависящей от этих результатов.

Таким образом, действующая система оплаты труда временных (антикризисных) управляющих отличается от общих подходов, применяемых по отношению к работникам и руководителям организаций в Республике Беларусь. В ней не используются в полном объеме возможности стимулирования труда, предусмотренные трудовым законодательством.

Трудовой отпуск

Специальное регулирование условий предоставления трудовых отпусков временным (антикризисным) управляющим в законодательстве отсутствует.

Временный (антикризисный) управляющий имеет право на ежедневный и еженедельный отдых, в том числе во время государственных праздников, праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, и отпуска в соответствии с законодательством о труде (подп.3.22 п.3 контракта с временным управляющим; подп.3.18 п.3 контракта с антикризисным управляющим).

Управляющий, осуществляющий деятельность на основании контракта, пользуется правами, предоставленными заключенным с ним контрактом и законодательством о труде (часть вторая ст.76 Закона).

Таким образом, порядок предоставления, прерывания, а также виды трудовых отпусков временных (антикризисных) управляющих определяются в соответствии с ТК.

 

внимание

Обратите внимание!

Наниматель имеет право уменьшить управляющему трудовой отпуск в соответствующем году на число дней прогула или умышленного неисполнения им трудовых обязанностей более 3 ч. в течение рабочего дня без уважительных причин. При этом трудовой отпуск должен быть не менее 24 календарных дней (подп.5.8 п.5 контракта с временным управляющим, подп.5.8 п.5 контракта с антикризисным управляющим).

 

Средний заработок за все время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за 1 день до начала трудового отпуска (часть вторая п.7 контракта с временным управляющим, часть вторая п.7 контракта с антикризисным управляющим).

Поскольку государственный орган, заключивший контракт, является нанимателем для временного (антикризисного) управляющего, дата начала трудового отпуска управляющего должна быть определена по договоренности между ними. Однако порядок реализации этой нормы законодательством не определен.

На практике возникают следующие сложности:

1) временный (антикризисный) управляющий не является работником государственного органа, заключившего с ним контракт, и поэтому положения ТК, регулирующие взаимоотношения нанимателя и работника, к таким ситуациям не могут быть применены непосредственно (это касается графика отпусков, порядка отзыва из отпуска и т. п.). Специальные локальные правовые акты, регулирующие эти вопросы, государственными органами, в составе или подчинении которых находятся организации-банкроты, не принимались;

2) временный (антикризисный) управляющий имеет особый правовой статус, отличный от статуса руководителя организации. Так, со дня вынесения судом определения об открытии конкурсного производства антикризисный управляющий выполняет полномочия не только руководителя должника - юридического лица, но и иных органов управления должника - юридического лица (абзацы 4 и 5 части первой ст.86 Закона).

Служебные командировки

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 марта 2019 г. действует Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176. Комментарии см. здесь.

 

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (часть первая ст.91 ТК).

Направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (часть первая ст.93 ТК).

Необходимость выдачи командировочного удостоверения определяется нанимателем (часть вторая ст.93 ТК).

При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику расходы, определенные ТК (часть вторая ст.95 ТК).

Командированные работники, получившие денежные средства под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны представить в бухгалтерскую службу организации авансовый отчет об израсходованных суммах (часть первая п.8 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. постановление № 35 утратило силу постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2019 № 68.

 

Порядок направления в командировку временного (антикризисного) управляющего может быть определен локальным нормативным правовым актом этой организации или органа (организации), в подчинении которого (в составе которой) находится данная организация. В случае отсутствия таких актов антикризисный управляющий вправе выбывать в командировки на основании собственных приказов, основанием для начисления и выплаты командировочных расходов будут командировочные удостоверения и авансовые отчеты.

Режим рабочего времени

Временному (антикризисному) управляющему устанавливается режим рабочего времени и времени отдыха в соответствии с законодательством (п.8 контракта с временным управляющим, п.8 контракта с антикризисным управляющим).

Режим рабочего времени - это порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов.

Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.

Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя.

Установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее одного месяца до введения его в действие (ст.123 ТК).

Учет фактически отработанного работником времени, в том числе временного (антикризисного) управляющего, является обязанностью нанимателя согласно п.3 части первой ст.55 ТК. Однако на практике такой порядок не соблюдается и не может быть реализован в связи с особенностями правового положения управляющих, указанными выше.

Ответственность

Временный (антикризисный) управляющий обязан в том числе соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, исполнительскую и трудовую дисциплину (подп.2.2.2 п.2 контракта с временным управляющим, подп.2.2.2 п.2 контракта с антикризисным управляющим).

Наниматель имеет право:

• привлекать управляющего к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с законодательством;

• уменьшить (лишить) временному управляющему все виды премий независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности за:

- отсутствие на рабочем месте без уважительной причины;

- несвоевременное выполнение или невыполнение должностных обязанностей без уважительных причин и т. д. (подп.5.5, 5.7 п.5 контракта с временным управляющим, подп.5.5, 5.7 п.5 контракта с антикризисным управляющим).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине управляющего возложенных на него обязанностей, превышение полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных законодательными актами ограничений, связанных с выполнением должностных обязанностей, временный управляющий несет дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством (п.12 контракта с временным управляющим, п.12 контракта с антикризисным управляющим).

За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения обязанностей по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) управляющий несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (часть третья ст.77 Закона).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

 

Между тем в вопросах контроля соблюдения управляющими исполнительской и трудовой дисциплины реальные возможности государственных органов и организаций как нанимателей весьма ограничены.

Наличие рассмотренных проблемных вопросов вызывает необходимость совершенствования законодательства о деятельности временных (антикризисных) управляющих, работающих на основании контрактов.

 

08.02.2019

 

Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент, судебный эксперт (судебная экономическая экспертиза)